Уголок неба ¦ Американские летчики в гражданской войне в Испании

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Американские летчики в гражданской войне в
      Испании
             
         n Михаил Жирохов  


 


Первые американские добровольцы прибыли в Испанию 24 сентября 1936 года. Группа состояла из: Евген Финик, Джозеф Розмарин, Эдвин Лионс, Артур Шапиро и Бенджамин Дэвид Лейдер. Шапиро и Финик были студентами Лионса, который преподавал на аэродроме Флойд Беннетт Филд в Нью-Йорке. Все они направились в штаб республиканской авиации, который находился в Валенсии.

Вторая группа ( Бельтран Бланчард Акоста, Гордон Кинг Бэрри,Эдвард Август Шнейдер, Эдвин Лейстер Симонс,Фредерик Ив Лорд,Винсент Минор Шмидт и Хиллари дю Беррие ) появилась на пиренейской земле 20 ноября 1936 года. Однако самая большая ( и самая подготовленная ) группа пилотов прибыла в декабре 1936 года. Летчики прибывали в таком порядке: 9-го Чарльз Кох, Джеймс Аллисон, Мануэль Гарсия Гомес ( он гватемалец однако проживая в Мексике присоединился к американцам в их опасном путешествии ). 21-го - Оррин Белл, а через три дня - Альберт Баумлер, 25-го - Норд Колдуэлл и Сэм Бреннер. 28-го - Гарольд Даль и последним уже 3 января 1937 года - Фрэнк Тинкер.

Единственным американцем, который летал на стороне националистов, был Винсент Патриарка (американец итальянского происхождения ). Через две недели боев в Испании - 13 сентября 1936 года - он был сбит. В этом тяжелом бою он летал на CR.32 и сбил два республиканских истребителя совместно с испанцем Гарсия Морато и итальянцем Баширотто ( по другим данным - Адриано Монтелли ). Сбитый американец попал в плен, однако 6 ноября под давлением США он был освобожден и через три недели вернулся домой. Тут он провел всего семь месяцев необходимых для получения итальянского гражданства, после чего он поехал в Италию, где вступил в ВВС и снова вернулся в небо Испании. Свою летную карьеру он продолжил сражаясь с союзниками в Северной Африке во время Второй Мировой. После войны он продолжал жить в Италии, к тому же получил довольно приличную работу на американской военно-морской базе в Напли.

Была и еще одна группа американцев, но информация по ним отрывочна, на страницах различных изданий они появляются всего по одному разу. Однако мы посчитали необходимым упомянуть и их: - Самуэль Леон Дадук, который летал в составе французской эскадрильи "Espana" в октябре-ноябре 1936 года. В одном из вылетов был ранен, был признан негодным к полетам и стал сражаться обыкновенным бойцом в составе американского батальона "Авраам Линкольн". Его деятельность на этом поприще отражена достаточно полно.

  • Норман Дрисколл попал в Испанию после того как получил боевой опыт в войне Гран-Чако.

  • Майкл Хондорф погиб 30 мая 1937 года, когда корабль, на котором он возвращался из испании был потоплен националистами. Автор книги "Батальон Линкольна" Эдвин Рольф утверждает, что Майкл до прихода в батальон воевал в составе эскадры "Espana".

  • Антони Имполитас Марозас по его утверждению имел пять сбитых самолетов противника в испании,однако никаких доказательств не приводит.

  • Петро Петерс погиб в воздушном бою над Сицилией 15 сентября 1942 года, сражаясь в рядах RAF. Автор книги "Five down and glory" Жене Гурней утверждает, что до этого Петерс воевал в испании.

  • Джеймс Хьюз прибыл в Испанию летать, но провоевал всю войну в пехоте. При эвакуации пригодились его летные навыки.

  • Джордж Вейгл. Воевал в Китае в составе 14-й добровольческой бомбардировочной эскадрильи. После его гибели 4 мая 1938 года над Нанкином в некрологе в газете "Дэйли Вокер" указывалось, что до Китая он воевал в Испании. Никаких других доказательств нет.

  • Джеймс Линкольн Холт Пек утверждал, что он летал на патрульные вылеты в сентябре 1937 года с военно-воздушной базы Ла Рибейра. Однако при ближайшем рассмотрении ни время, ни место службы не подтверждаются.

Кроме того, имеется еще несколько человек, о которых известны только имена: Скотти Нельсон, Роберт Латер,Альберт Эдвардс и Томас Гудвин ( два последние - механики).
Большинство американских пилотов прибыли в Испанию под эгидой Коммунистической парии США или Социалистической Рабочей Партии. Однако некоторая часть прибыла совершенно без всяческих убеждений, воюя за деньги. Как пример Фрэнк Тинкер, который в пути на Пиренеи всерьез размышлял о записи в националистическую авиацию. Были и люди, которые специально занимались набором людей на защиту Республики. Так, в Англии это был Олоф ДиВет, который в свою очередь был завербован Винсентом Догети. интересна судьба этого американца - сам он воевал в испании, а когда получил ранения стал вербовщиком.

Дикинсон, Белл и Мануэль Гомес попали в Испанию благодаря стараниям Августина Санз Санза, который впоследствии занял место советника по авиации при правительстве Испании. Уитли Даль был завербован военно-воздушным атташе при посольстве Испании в Мексике. Даль находился к тому времени в критическом положении, так как не мог вернуться в США из-за проблем с законом. Он вместе с женой - Эдит Роджерс переправились через Атлантику во Францию на борту лайнера "Мексика" и прибыли в Сен-Назер 21 декабря 1936 года. Через пять дней они были в Испании. Тот же Фрэнк Тинкер не обращался в посольство Испании в Вашингтоне, а прямиком направился в посольство в Мексике, где заключил контракт с правительством. А только потом вернулся в Нью-Йорк и добрался до Гавра. Альберт Баумлер прибыл в Испанию в декабре 1936 года по собственной инициативе.

Интересно то, что республиканское правительство выдвигало к прибывшим достаточно жесткие требования: 

  • прежде всего общий налет должен был быть не менее 2500 часов (естественно, что преимущество отдавалось военным летчикам); 

  • полная лояльность; 

  • отсутствие темных пятен в биографии;

Если кандидат подходил по всем параметрам подписывался контракт. Прибывшие в сентябре получали 100 долларов в неделю и 300 песет в месяц, причем правительство оплачивало проживание и питание. Ноябрьская группа уже имела 1500 долларов в месяц, а прибывшие в декабре кроме того получали и по 1000 долларов за каждый сбитый самолет противника. Довольно неплохие деньги по тем временам!

Боевая служба.

После ознакомительных полетов на аэродроме Сан Хавьер Тинкер,Даль,Кох,Бреннер, Аллисон и Колдуэл были направлены на аэродром Майнисес, на который базировались довольно устаревшие легкие бомбардировщики Брэге-19. Попали они в подразделение под командованием австрийца Вальтера Катнца. В подразделении также был англичанин и ирландец. Тинкер стал штурманов эскадрильи. Однако провоевали они всего две недели, а потом возникли проблемы между пилотами и с оплатой и республиканское командование распределило всех американцев (кроме Бреннера и Колдуэла, с которыми правительство разорвало контракты) в распоряжение Андреса Лакалье. На тот момент он командовал 1-й эскадрильей "чатос", которая базировалась на аэродром Лос Альказарес. Тут американцы составили Patrulla Americana. Бреннер остался в Испании в качестве стрелка. Получил серьезные ранения во время аварии, после лечения в феврале 1937 вернулся в Штаты.

Эскадрилья Лакалье была переброшена на новую базу 23 января 1937 года, примерно в это время в ее составе появился и еще один американец - Бен Лейдер. Лакалье не хотел принимать его в свою эскадрилью, так как Лейдер не имел опыта полетов на истребителях, так как до этого летал на транспортных самолетах. Однако вмешательство Мадрида решило всю проблему. Лейдер погиб 18 февраля 1937 года во время воздушного сражения над Харамой: при попытке вынужденной посадки его самолет взорвался. К тому моменту он имел одну победу в воздухе (Не-51 сбитый 13 февраля). В этом же бою были сбиты Аллисон и Даль. Аллисон получил серьезные ранения ноги, однако смог благополучно посадить свой и-15.После того как он был доставлен в полевой госпиталь испанские врачи поставили диагноз: немедленная ампутация. Не желая этого летчик настоял на помещении его в Американский госпиталь в Неулли, где квалифицированные американские доктора смогли спасти его ногу. испанское правительство выплатило причитающуюся за ранение сумму и в марте 1937 года он ступил на американскую землю.
Еще до этого Лакалье потерял выбывшего из его состава 42-летнего Чарли Коха, у которого были проблемы с желудком от местной пищи и на две недели он покинул подразделение 31 января 1937 года. После того как он поправился-то был направлен на аэродром базирования эскадрильи. По пути в Лос Альказарес он встретил 22-х летнего Аякса Баумлера, который уговорил его перейти служить вместе с ним. К тому моменту Баумлер летал в составе 3-й эскадрильи "чатос", которой командовал советский доброволец Александр Осадчий, известный в Испании как Казаков. Эскадрилья уже участвовала в боях в результате чего к февралю 1937 года Казаков мог рассчитывать только на 7 "чато".

Утром 10 февраля эскадрилья "Козакова" была переброшена командованием на аэродром Таберна в 120 милях от Малаги. Уже в середине дня истребители вылетели на прикрытие двух бомбардировщиков Потэ 54 из состава эскадры Malraux. Вылет на позиции националистов прошел без проблем. На следующий день снова был вылет на прикрытие. Однако в этот раз бомбардировщики были атакованы тройкой "Фиатов" и были сбиты. Подошедшие истребители смогли сбить пару "Фиатов", один из которых пошел на счет Коха. Второй "Фиат" американец сбил уже 18 февраля, уже после того как эскадрилья была переброшена на Центральный фронт под Мадрид.

К этому времени в истребительных подразделениях республиканской авиации были только Тинкер, Даль, Баумлер,Лейдер и Кох.

Кох и Баумлер таже совершили несколько вылетов во время правительственного наступления под Харамой ( это уже Гвадалахара). Однако напряжение боев стало сказываться и в один из дней в конце марта после особенно тяжелого дня Кох не справился с управлением и разбился на аэродроме Алькала. В конце концов после нескольких месяцев госпиталей правительство, выплатив всю причитающуюся сумму, разорвало контракт с ним. Его документы подписаны 8 апреля 1937 года.

В то же время Баумлер продолжал свою службу. 11 февраля эскадрилья Козакова была переброшена на аэродром Кампо Х. С него же "чатос" вылетели во время крупной воздушной битвы 18 февраля. 14 марта Тинкер одерживает свою первую победу ( "Фиат" ). На следующий день эскадрилья пополнилась за счет прибытия гватемальского полковника Гомеса, однако уже 20 марта он был сбит и попал в плен.

23 марта Даль почувствовал острую боль в животе и вскоре врачи поставили диагноз - аппендицит. Не доверяя местным "гиппократам" ( и не напрасно ) он отправился на лечение в Париж ( это произошло 12 апреля ). Его жена - Эдит Роджерс - во время его испанской авантюры находилась в Париже, где выступала в ночных клубах ( по видимому и этот факт сыграл не последнюю роль в выборе места для проведения в принципе несложной хирургической операции). С возвращением его возникли проблемы, так как военное министерство имело к нему большие проблемы в связи с задержкой и только личное вмешательство Лакалье позволило избежать Далю суда и следствия.

Однако американец был переведен в другое подразделение, тоже вооруженное И-15. 12 июля он был сбит и попал в плен. Военным судом он был приговорен к смерти, однако вмешательство Государственного департамента США и письмо его жены лично к Франко, позволили наемнику избежать такой участи. Хотя освобожден он был только 22 февраля 1940 года (правда, все это время он находился в тюрьме в Саламанке в весьма комфортабельных условиях). Даль вернулся в Нью-Йорк 17 марта 1940 года. Во всех своих воспоминаниях он говорит о своих четырех победах во время войны в Испании, однако его командир -Лакалье в своей книге говорит о том, что американец имел 5 побед.

Фрэнк Тинкер свою вторую победу одерживает 17 марта на Гвадалахарском фронте. Однако последние дни марта и начало апреля были не богаты на летные дни и поэтому американец совершил очень немного боевых вылетов в это время. К этому моменту Лакалье был повышен в звании до майора и отправлен на обучение в СССР. В связи с этим стал вопрос о назначении нового командира эскадрильи - большинство летчиков выступало за кандидатуру Тинкера, однако его знание испанского языка оставляло желать лучшего, поэтому испанское командование приняло половинчатое решение: на земле командование принадлежало испанцу, а воздухе-Тинкеру.
15 апреля эскадрилья Тинкера была переброшена на аэродром Саррион на Теруэльском фронте. Уже через два дня Тинкер одерживает очередную победу - к югу от Теруэля он сбивает Не-51. 

Однако уже 23 апреля эскадрилья возвращается на предыдущее место базирования - Кампо Х. Во время своей службы Тинкер летал на двух "чатос" с номерами СА-056 и СА-058, а Даль - СА-054.

3 мая Тинкер переводится в эскадрилью Козакова, где он встречается с Баумлером. В течение всего мая они совершают полеты на И-15, в то же время осваивая новенькие И-16. 17 мая американцы прибывают на аэродром Алькала, где попадают в эскадрилью Ивана Лакеева. Уже 2 июня Тинкер (на СМ-070) и Баумлер (СМ-069) к северо-востоку от Бригуеги сбивают по "фиату". Это бала четвертая победу у Тинкера и третья у Баумлера (до этого 20 марта-"фиат" и Не-51 17 апреля).
Уже 11 июня эскадрилья Лакеева была переброшена на другой аэродром - Барбасто в Каталонии. Здесь американцы перешли в другую группу под командование Валентина Ухова. Одерживают они и очередные победы - Тинкер 16-го июня (на СМ-023) сбивает "фиат", а за два дня над Уэской Баумлер увеличил свой счет.

После 19 июня эскадрилью перебрасывают на Барахас. И уже 8 июля Баумлер сбивает "фиат" недалеко от Квайормас (это была его последняя подтвержденная победа). Но уже 16 июля он заболевает и его отправляют в Валенсию. Летная карьера Баумлера в Испании подходит к концу. А буквально через месяц окольными путями (через Канаду) он возвращается в Штаты.

Тинкер продолжает свою войну - 12 июля его жертвой становится новейший Ме-109 ( а через пять дней и еще один). Свою последнюю победу - и снова "фиат" - он одержал 18 июля. Согласно его собственным воспоминаниям последний вылет в небе Испании он совершил 29 июля, после чего через Францию в конце августа его путь закончился в США.








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100