30 августа 1941 г. Сталин получил очередное послание премьер-министра
Великобритании
Черчилля. В нем сообщалось:"Наши две эскадрильи в составе 40
"харрикейнов" должны прибыть
в Мурманск около 6 сентября...
Речь идет о самолетах, вооруженных 8-12 пулеметами. Мы нашли, что
эти самолеты
весьма смертоносны в действии".
Так советская сторона узнала о том, что англичане готовы к проведению
операции "Бенедикт".
После нападения Германии на Советский Союз военные и политические
деятели Великобритании вскоре поняли, что его поражение приведет в
последующем и к их разгрому. Выступая уже 22 июня, У. Черчилль высказался
так: "Опасность России - это наша опасность!" - и заявил о решимости
всесторонне помогать СССР. 24 июня его поддержал и президент США
Франклин Д. Рузвельт. Начала складываться антигитлеровская коалиция.
В конце июля 1941 г. в Англии сформировали специальную авиационную
часть - 151-е крыло Королевских ВВС. Командование над ним принял Н.
Рэмсботтон-Ишервуд, герой "битвы за Англию". В состав авиакрыла вошли 81-
я и 134-я эскадрильи, в общей сложности
насчитывавшие 39 истребителей Хаукер "Харрикейн II". 11 августа в бухте
Скапа-флоу на севере Шотландии собрался его личный состав - 900 пилотов,
инженеров, техников и солдат.
Какие же задачи стояли перед 151-м авиакрылом?
Во-первых, оказать возможную помощь техникой Красной Армии, потерявшей
значительную часть своего истребительного парка.
Во-вторых, учитывая ожидаемые ленд-лизовские поставки, в том числе
нескольких сотен английских истребителей "харрикейн", подготовить
советских летчиков для полетов и боев на незнакомых машинах.
В-третьих, выяснить поведение "хари" (уменьшительное от "харрикейн") в
условиях Заполярья. Наконец, самим изучить северный театр военных
действий. Кроме того, по была возможность понаблюдать тактику советских
ВВС, которые, несмотря на союзничество, все же считались "вероятным
противником".
Первые 24 самолета группы "А", получившей кодовое наименование "Аргус",
отправлялись в СССР в первую очередь. Остальные 11 машин оставались
временно в Скапа-Флоу. В середине августа 1941 г. "Аргус" начал перелет по
маршруту на Архангельск и далее в Ваенгу (ныне Североморск) и Колу. Уже на
подлете к Ваенге группу атаковали немецкие истребители. В воздушном бою
англичане сбили 3 "мессера".
Следует отметить, что в состав 111-го авиакрыла входили очень опытные
летчики: командир эскадрильи майор М. Рук, летчики Т. Рук (брат комэска).
Росс, Коттам, Николсен, Миллер, Хардс и др., герои воздушной "битвы за
Англию", каждый имел на своем счету по нескольку сбитых немецких
самолетов. Им было чем поделиться с советскими авиаторами.
Началась совместная учеба и боевая работа. 26 сентября на "харрикейне"
поднялся в воздух- Б. Сафонов, за ним другие. В октябре 1941 г. на базе
принятых от англичан самолетов сформировали 78-й истребительный
авиаполк ВВС Северного флота, командиром которого стал Герой Советского
Союза Б. Сафонов, а комиссаром старший политрук П. Редков. В составе полка
летали летчики И. Кравченко, А. Яковеико, В. Родин, Д. Реутов, хорошо
известные на Севере. Первый вражеский самолет сбил лейтенант Д. Синев.
Вот как это случилось. Группа капитана В. Родина в составе 6 "харрикейнов"
несла боевое дежурство. Над линией фронта они встретили пятерку Ме-109 и
парами, с трех направлений атаковали противника. Лейтенант Д. Синев и его
ведомый младший лейтенант П. Обувалов участвовали в воздушном бою
впервые и, тем не менее, добились успеха. Один немецкий истребитель
удалось сбить. Встречал летчиков на аэродроме сам Сафонов. Поздравив
Синева, отметил его хладнокровие и выдержку.
В ноябре 1941 г. тройка истребителей 78-го полка в составе старшего
лейтенанта И. Булычева, старшины П. Семененко и сержанта А. Кабацкого
встретила в воздухе два Ме-109, ведущих разведку и фотографирование
главной базы Северного флота. Когда немцев обнаружил П. Семененко, было
облачно и его товарищи не сразу пришли к нему на помощь. Наш летчик
атаковал фашистов и в жаркой схватке "завалил" обоих. К сожалению, жизнь
самого Петра Семененко оборвалась через несколько минут после этого:
возвращаясь на аэродром, он попал в густой туман и разбился о сопки.
Но и английские пилоты не отсиживались на земле. Бывший летчик 151-го
авиакрыла X. Гриффит в своей книге "Королевские ВВС в России" приводит
выдержки из журнала боевых действий:
"Патруль 134-й эскадрильи встретил вражеские бомбардировщики и атаковал
их. Бомбы сброшены в море";
"Звено 81-й эскадрильи встретило один "хеншель" в сопровождении четырех
Ме-109. 2 "мессершмитта" были сбиты, один из них уничтожен точно,
"хеншель" поврежден".
А вот и первая потеря:
"При атаке пяти "харрикейнов" на группу Ю-88 в сопровождении четырех Ме-
109 сбит один самолет. Пилот сержант Н. Дж. Смит погиб. Потери противника:
3 самолета сбиты, 1 из них уничтожен точно".
К началу октября летчики 151-го авиакрыла уничтожили 15 гитлеровских
самолетов.
В марте 1942 г. майор Б. Сафонов назначен командиром вновь
сформированного 2-го гвардейского смешанного Краснознаменного авиаполка.
Много ярких побед совершили его летчики, но одна наиболее яркая - бой с 6-м
отрядом 5-й истребительной эскадры ВВС Германии в апреле 1943 г. Опуская
подробности, скажу только, что отряд имел на своем счету около 400
самолетов союзников, сбитых в небе Западной Европы в 1939- 1941 гг. В его
составе воевал обер-фельдфебель Р. Мюллер, кавалер Рыцарского креста с
дубовыми листьями (на личном счету 89 побед).
19 апреля 1943 г. две группы вражеских самолетов пошли на Мурманск и одна
- на Ваенгу. В бой с первыми двумя вступили летчики эскадрильи Героя
Советского Союза майора А. Коваленко, а против третьей вылетели две пары
"харрикейнов": младший лейтенант Н. Бокий, сержант А. Титов, капитан 3.
Сорокин и его ведомый. Так вот Николай Бокий сбил немецкого аса Р.
Мюллера. А вообще-то успел скрыться только один самолет противника из
шести. После этого разгрома отряд "Гордость Германии" 10 дней вообще не
летал, был деморализован и объявил траур по случаю тяжелых потерь.
Однажды генерал-майор Кузнецов, командующий ВВС Северного флота,
предложил Сафонову устроить товарищеский ужин. Наши летчики
постарались! Для начала каждому английскому пилоту 151-го авиакрыла
преподнесли по гармони-тальянке. Потом до рассвета, благо погода была
нелетная, англичане оценивали традиционное русское гостеприимство. А
затем, "вычислив" главного вдохновителя вечера боевого братства, подарили
генерал-майору Кузнецову личный Хаукер "Харрикейн".
Когда на судах союзных конвоев в Мурманск стали прибывать английские
истребители, здесь их принимали уже подготовленные советские пилоты.
Кроме того, англичане из 151-го крыла, уезжая на родину, оставили всю
матчасть.
...Провожали англичан в ноябре 1941 г. В воздух поднялась пара
"харрикейнов". Ведущим был генерал-майор Кузнецов на именном самолете.
Ведомым - Герой Советского Союза Борис Сафонов, тогда еще без приставки
"дважды", кавалер Креста Виктории, высшей военной награды
Великобритании.
Уголок неба. 2004
|