Истребитель F6F
предназначался прежде всего для Тихоокеанского ТВД. Тем не менее, его использовали и в Европе. Однако немцы были совсем другими противниками, нежели японцы.
Истребители F6F
использовались главным образом для поддержки десантных операций в Европе. Англичане, которые в начале войны испытывали нехватку палубной авиации, заказали партию
истребителей F4F «Wildcat»,
которым первоначально присвоили обозначение «Martlet», F4F
стал первым американским палубным истребителем, принятым на вооружение английским ВМФ. Пилотам нравилась прочность и надежность машины. До 1945 года англичане
получили почти 1100 истребителей F4F «Wildcat»
и FM-2.
Летом 1943 года английская палубная авиация получила первые машины
F6F и F4U.
Всего англичане получили 2000 истребителей F4U «Corsair».
Это был самый многочисленный тип американских самолетов.
Первая английская эскадрилья, оснащенная истребителями F4U,
была сформирована в Квонсет-Пойнт на острове Роуд в начале июня 1943 года. не коты» начали поступать в Англию чуть позже. Первой частью, получившей F6F-3
стала 800-я эскадрилья FAA, которая прежде летала на Hawker Sea
«Hurricane». В соответствии с принятой в Англии системой, самолет F6F-3
получил обозначение «Gannet» Mk I. Но уже в январе
1944 года все американские самолеты получили свои «родные» имена. «Gannet» стал называться
«Hellcat», «Martlet» - «Wildcat», a TBM «Harpoon» - «Avenger».
Истребители F6F-3
из 800-й эскадрильи FAA стали первыми из 252 машин этого типа, полученных англичанами. Позднее Великобритания получила
930 истребителей F6F-5. названных «Hellcat»
Mk II.
Первая операция с использованием истребителей «Gannet»
имела место в декабре 1943 года. 800-я эскадрилья с палубы авианосца «Emperor» вылетела на перехват немецких кораблей у
берегов Норвегии. Из-за слабого сопротивления люфтваффе над Скандинавией, английские истребители «Hellcat» выступали в
роли штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков, подавляя артиллерию ПВО и поражая наземные цели.
В это время серьезную угрозу для английского судоходства представлял немецкий линкор «Tirpitz»,
базировавшийся в Каа-фьорде, Норвегия. Для его уничтожения англичане привлекли четыре авианосца, в том числе «Emperor» с
800-й эскадрильей на борту. Истребители обеспечивали воздушное прикрытие, в то время как основной удар должны были наносить бомбардировщики Fairey
«Barracuda», базировавшиеся на борту авианосцев «Victorious»
и «Furious». Предполагалось провести два налета. В каждом налете должны были участвовать 21 бомбардировщик-торпедоносец «Barracuda»
в сопровождении 20 истребителей «Hellcat» и 20 «Wildcat».
Первый эшелон поднялся в воздух 3 апреля 1944 года в 4:15. Английские авианосцы в этот момент находились в 120 милях западнее Каа-фьорда. Англичане всю дорогу к цели шли низко над водой,
стараясь не попасть на экраны немецких радаров.
Через час и 15 минут после взлета пилоты увидели линкор «Tirpitz»,
стоявший на якоре. Немцы оказались захвачены врасплох. Тем не менее, обороняющаяся сторона начала ставить дымовую завесу и открыла плотный заградительный зенитный огонь. Через 90 секунд
после обнаружения цели английские истребители резко спикировали и обстреляли территорию порта из 12,7-мм пулеметов. Затем атаковали бомбардировщики. Атака прошла успешно. Немцам удалось
сбить только один бомбардировщик. Линкор «Tirpitz» получил девять прямых попаданий, еще пять бомб разорвались в опасной
близости от борта.
Второй эшелон оказался над целью в 6:40. Бомбардировщикам удалось добиться еще пяти прямых попаданий, в то
время как истребители продолжили терзать немецкую зенитную артиллерию.
Во время второго налета англичане потеряли один бомбардировщик и один «Hellcat».
Однако операция завершилась успешно, поскольку немецкий линкор вышел из строя на четыре месяца.
В августе англичане предприняли новую попытку потопить «Tirpitz».
Но на этот раз результаты были нулевые из-за плохой погоды. Два эшелона остались на авианосцах, а два отозвали с полпути. Следующий и последний налет состоялся 24 августа. В нем участвовала
оснащенная истребителями «Hellcat» ML 11840-я
эскадрилья FAA с авианосца «Furious». В этот раз
англичанам удалось лишь незначительно повредить линкор.
В мае 1944 года англичане провели две операции, по подавлению немецкого судоходства. В ходе этих операций
английским истребителям «Hellcat» удалось одержать первые и единственные воздушные победы в Европе. В этих операциях
участвовала 800-я эскадрилья с авианосца «Emperor». Кроме того, в операции участвовали авианосцы «Furious»
и «Archer».
8 мая 1944 года 800-я эскадрилья сопровождала бомбардировщики «Barracuda»,
когда их перехватила группа немецких истребителей Bf 109 и Fw
190. Немецкие самолеты по скорости превосходили английские. Однако истребитель «Hellcat» отличался
лучшей маневренностью, и английские пилоты полностью использовали это преимущество. Потеряв две машины, они смогли сбить три немецких истребителя.
Спустя шесть дней, 14 мая 1944 года истребители «Hellcat»
с авианосца «Emperor» снова обнаружили немецкие самолеты. На этот раз противник был гораздо слабее - два двухмоторных
гидросамолета Не 115.
Последняя операция с участием истребителей «Hellcat»
имела место на Средиземном море.
Семь английских эскортных авианосцев в августе 1944 года участвовали в поддержке союзнического десанта в
Южной Франции. Одним из авианосцев был все тот же «Emperor» с 800-й эскадрильей на борту. Командовал эскадрильей ветеран
части полковник Г.Р. Хендерсон. В его распоряжении было 12 истребителей «Hellcat». Английские авианосцы, объединенные в
две оперативные группы, были усилены двумя американскими авианосцами «Tulagi» и «Kasaan
Bay». Каждый из американских авианосцев нес по эскадрилье из 24 истребителей F6F-5.
На «Tulagi» также находилась разведывательная эскадрилья VOF-1
полковника Уильяма Ф. Брингла, также оснащенная истребителями «Hellcat».
На борту «Kasaan Bay» находилась
эскадрилья VF-74, которой командовал подполковник Гарри В. Басе. Номинально это была истребительная эскадрилья, но на
практике ей приходилось заниматься разведкой и штурмовыми налетами. Несмотря на недостаточный опыт, пилоты Басса применяли ракеты и бомбы с эффективностью 35%.
Всего на союзнических эскортных авианосцах находилось 97 «Seafire»,
71 «Hellcat» и 52 «Wildcat». Истребители
F6F, имевшие большую дальность полета и оснащенные
направляющими для ракет, оказались наиболее эффективными палубными самолетами союзников. Истребители «Hellcat» летали в
район Тулузы, на 200 миль вверх по Роне, в район Канн и Ниццы. Операция «Anvil-Dragoon»
началась 15 августа 1944 года. Туманным утром две эскадрильи американской палубной авиации атаковали батарею из 4 орудий на острове Де-Перкель. Низкая облачность помешала оценить результаты
налета. Тем не менее, истребители «Hellcat» провели разведку плацдарма, попутно используя бомбы, ракеты и даже
350-фунтовые (160-кг) глубинные бомбы с ударным взрывателем.
Налет на железнодорожную линию между Арлем и Мирена оказались более простой задачей, чем непосредственная
поддержка частей американской 12-й армии. Разрушение железнодорожного полотна не позволило немецкому командованию свободно маневрировать даже теми немногими из имеющихся резервов. Авиация
барражировала вдоль дорог, ведущих к плацдармам, не давая немцам развивать контрнаступление. Всего в день высадки десанта истребители с авианосцев «Tulagi»
и «Kasaan Bay» совершили 100 боевых вылетов, в том числе 60 VF-74.
Был потерян всего один самолет, который получил повреждения от огня 20-мм зенитной пушки и не смог выпустить крюк аэрофинишера. Этот самолет был отправлен на аэродром Катерен на Корсике в
ремонт. Два самолета вместе с пилотами с авианосца «Kasaan Bay» не вернулись 17 августа с дальней разведки. Командир
полка и его ведомый потеряли контакт с основными силами патруля и их больше никогда не видели.
До этого времени люфтваффе не проявляло активности. Восемь «Hellcat»
из VOF-1 заметили 19 августа три Не 111 к северо-западу от Тарасона, но из-за низкой облачности перехватить немецкие
самолеты не удалось. Два F6F-5 приземлились на
палубе авианосца «Emperor» буквально на последних каплях бензина.
Во вторую половину дня два звена с авианосцев «Tulagi»
действовали удачливее. Проводя тактическую разведку в районе реки Роны, заместитель командира VOF-1 заметил два Не 111.
Звено полковника Джона Сандора атаковало оба бомбардировщика, которые направлялись на юг. Немецкие машины разошлись в разные стороны. Один из них, подбитый капитаном Рене Э. Пуселом и 2-м
лейтенантом Альфредом Р. Вудом, разбился в... родном городе Пусела. Сандор и 2-й лейтенант Дэвид Робинсон атаковали второй бомбардировщик. Немецкий пилот посадил машину на первой
попавшейся площадке. Однако посадка прошла неудачно и самолет получил повреждения. Оба американца снизились, чтобы расстрелять самолет на земле. Плотный свинцовый дождь разнес самолет и
не оставил никаких шансов членам экипажа.
Вскоре к югу от Вьенна 2-й лейтенант Вуд заметил третий Не 111, который также вскоре был сбит.
Кроме этих трех самолетов, пилоты звена Сандора уничтожили 21 грузовую машину, замаскированные ветками,
один паровоз и сожгли еще десять единиц автотранспорта.
VF-74 также одержала одну победу. Командир эскадрильи
подполковник Басе и три других пилота «поделили» Ju 88. который упал на берегу Роны. В тот же день к югу от Лиона шесть
F6F с «Kasaan
Bay» перехватили Do 217. Победу записали на счет пары 1-й лейтенант Э.У. Кастанедо и 2-й
лейтенант К.У. Халлард.
Следующий день (пятый с момента высадки) стал худшим для американских истребителей днем кампании.
Эскадрилья VF-74 потеряла три самолета и двух пилотов, в том числе самого Гарри Басса. Командир эскадрильи попал под
огонь немецкой зенитной артиллерии во время атаки наземных целей в районе Шамле. Два самолета потеряла и VOF-1. 21 августа
истребители провели несколько воздушных боев. Лейтенант Эдвард У. Олыпевки и 2-й лейтенант Ричард В. Йенцер обнаружили над Роной три транспортных самолета
Ju 52. Несмотря на то, что оба истребителя были повреждены в предыдущем бою, пилоты решили атаковать легкую цель. Олыневски сбил два ведомых
Ju 52, а Йенцер - ведущий самолет. В тот же день эскадрилья VOF-1
потеряла один «Hellcat». Это был девятый американский F6F,
потерянный в ходе операции. Американские эскортные авианосцы на два дня покинули район плацдарма для пополнения запасов топлива, а 24 августа снова подключились к операции.
Во время отсутствия американских авианосцев. «Emperor»
потерял три истребителя «Hellcat» (22 августа), попавших под огонь немецкой зенитной артиллерии.
Последние шесть дней операции «Anvill-Dragoon»
прошли без серьезных происшествий. В период между 24 и 29 августа союзники потеряли только два истребителя «Hellcat»,
оба с авианосца «Tulagi». Обоих пилотов удалось подобрать. На протяжении 13 дней операции «Tulagi»
и «Kasaan Bay» потеряли 11 истребителей «Hellcat».
Эти потери стали платой за 825 уничтоженных и 335 поврежденных единиц автотранспорта, 84 выведенных из строя паровозов, разрушенные в нескольких местах железнодорожное полотно, а также
восемь сбитых самолетов люфтваффе. Командующий оперативной группой английский контр-адмирал Т.Х. Трубридж высоко оценил боевые возможности истребителей в роли штурмовиков. Отдельно
контр-адмирал в своем рапорте отметил истребители F6F,
написав: «Американские самолеты, особенно «Hellcat», показали свое качество».
Уголок неба. 2004
|