Уголок неба ¦ ВВС Мексики во Второй Мировой

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   ВВС Мексики во Второй Мировой
             
         n Михаил Жирохов  



Дя большинства стран Западного полушария Вто-1ая Мировая война прошла практически незаме-енной, хотя большинство из них формально объявило войну государствам "оси". Только небольшие подразделения ВВС Бразилии и Мексики смогли реально поучаствовать в боевых действиях в составе ВВС США. О вкладе мексиканцев в общую победу наш рассказ.

После нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года Мексика, вместе с многими другими латиноамериканскими странами, разорвала дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией. Угроза японского вторжения с западного побережья подтолкнула мексиканцев к полной мобилизации своих ВВС (FuerzaAerea Mexicana, FAM) для патрулирования побережья страны.

На тот момент мексиканские ВВС были довольно скромно представлены двумя авиаполками, по три эскадрильи в каждом. Основным боевым самолетом являлся морально устаревший американский многоцелевой биплан "Воут" V-99 "Корсар", имелось также несколько "Воутов" O2U-2M и "Консолидейтедов модель 21М". 1-й полк, как более подготовленный, был переброшен в прибрежный город Байя, а 2-й остался в столице.

Эти меры оказались нелишними, потому что вскоре в Мексиканском заливе объявились немецкие субмарины. 13 мая 1942 года около Майами подлодка U-564 потопила мексиканский танкер "Потреро де Лано" (погибло 14 моряков). Буквально через неделю жертвой U-106 стал танкер "Фаджа де Оро", совершавший рейс из США на Кубу, (это был итальянский корабль, конфискованный в самом начале войны).

После этих атак мексиканский президент генерал Камачо 28 мая 1942 года объявил войну гитлеровской Германии и ее союзникам.

Германская подводная угроза судоходству в Мексиканском заливе подрывала не только экономику Мексики, но и наносила значительный урон коммуникациям союзников. Поэтому американцы потребовали от своего южного соседа срочно принять действенные меры.

Решением стала посылка в Штаты группы мексиканских пилотов под командованием майора Луиса Норьеги Медрано на двухнедельные курсы для освоения тренировочных "Харвардов" АТ-6. Эти машины предполагалось использовать в качестве пикирующих бомбардировщиков для борьбы с подводными лодками.

17 июня 1942 года на столичный аэродром Бальбуэна приземлилась шестерка АТ-6В под командованием майора Медрано. Еще в США самолеты оснастили бомбодержателями и пулеметами (три крупнокалиберных "Браунинга" М-2). Ранее эти учебные машины могли нести по пять 14-кг бомб М-5 или столько же кассетных 9-кг М-41. А в результате "модернизации" они были приспособлены для подвески четырех более мощных 45-кг бомб Мк.1 (реально мексиканские летчики никогда не поднимали больше двух таких бомб).

Уже через пять дней после прибытия "Харварды" продемонстрировали свои возможности по бомбометанию с пикирования на полигоне около Мехико лично самому президенту и другим высокопоставленным лицам. На следующий день эскадрилью передали в оперативное управление генералу Анаклето Гуерреро (военное командование "Залив").

Между тем, обстановка в заливе накалялась. По американским разведданным, в районе объявился знаменитый немецкий подводник Ганс Витт, имевший на своем счету уже три потопленных судна. 26 июня субмарина 11-129 под его командованием атаковала и потопила танкер "Тукспан", погибло четверо мексиканских моряков. На следующий день жертвой этой же подлодки стало судно "Лас Чоапас", на этот раз погибло трое мексиканцев. Обе атаки проводились всего в 40 милях от береговой черты. После этого все "Харварды" были переведены на круглосуточное боевое патрулирование.

Шанс расплтиться появился 7 июля. Вот что вспоминал впоследствии мексиканский летчик майор Норьега: "В тот день я был на боевом дежурстве и получил радиосообщение от пилота коммерческого самолета о подводной лодке. Я немедленно взлетел на своем АТ-6 с двумя 100-фунтовыми бомбами. После прибытия на место я обнаружил только волны от погружающейся подводной лодки. Однако после получения "добро" от берегового командования я сбросил обе бомбы. После чего я передал координаты и ушел домой, оставив немцев "на попечение" американских бомбардировщиков. После дозаправки я снова взлетел и на месте своей атаки об* наружил лишь пятна мазута".

К сказанному стоит добавить, что столкновение происходило в 15 милях севернее Тампико, и что майор, разумеется, приписал себе уничтожение вражеской субмарины. Однако командование было более сдержанно и заявило, что "атака немецкой подводной лодки была результативной".

В действительности U-129 не была потоплена. Лишь 18 августа 1944 года эта "прославленная" лодка погибла от рук собственного экипажа в Бордо под угрозой захвата высадившимися во Франции союзниками.

На этой атаке действия немцев в Заливе не закончились. 27 июля 1942 года U-171 под командованием капитана Гюнтера Пфеллера потопила мексиканское торговое судно "Оаксака" (шесть человек погибло). 4 сентября жертвой этого же экипажа стал танкер "Аматлан" (погибли три моряка). Мексиканцам так и не удалось отомстить за это, однако при возвращении из похода U-171 затонула 9 октября недалеко от Шербура, "напоровшись" на английскую мину. Ее капитан выжил в тот раз, но погиб через два года в очередном походе.

Сразу после вступления Мексики в войну группы мексиканских военных отправились в США для изучения американского боевого опыта. Дело в том, что, в отличие от большинства своих латиноамериканских соседей, Мексика решила не ограничиться формальной декларацией, а внести реальный вклад в победу.

Однако лишь в 1944 году были предприняты конкретные шаги в этом направлении. В начале года на авиабазе морской авиации Норт Айленд в Сан Диего появились семь мексиканских пилотов под командованием капитана Карлоса Сервантеса Переса. По соглашению с американцами им предстояло освоить пикирующие бомбардировщики SBD5 "Донтлесс". Незадолго до этого США поставили в Мексику 20 самолетов данного типа в модификации А24В (армейская версия "Донтлесса" без крюка аэрофинишера, с увеличенным пневматиком хвостового колеса и с упрощенным навигационным оборудованием).

В Норт Айленде сформировали "Мексиканскую эскадрилью" (или по-испански Grupo Aereo Mexicano). Ей выделили восемь машин, ангар и взлетную полосу. Только на один бомбардировщик нанесли мексиканские опознавательные знаки, а потом часто использовали его в качестве "декорации" для пропагандистских фотосъемок.

Обучение продолжалось полгода, а 2 июля президент Мексики Мануэль Авила Комачо торжественно объявил о посылке мексиканского авиационного корпуса для войны на Тихом океане. А так как реально подготовленных для полетов на современных бомбардировщиках экипажей в самой Мексике не было, то в "авиакорпус" зачислили недоучившихся курсантов из Норт Айленда. Из восьми летчиков (в марте к ним присоединился полковник Антонио Карденас Родригес, уже успевший в 1943 году добровольцем повоевать в составе экипажа В-17 над северной Африкой) семерых отобрали в состав новой 201-й истребительной эскадрильи ВВС США.

Вскоре семерых мексиканцев отправили на фронт. Двое из них не дожили до победы. Крисофоро Салидо Грийалва разбился на аэродроме Маджор Филд в Техасе во время переобучения на Р-47 "тандерболт", а Карлос Гардуно погиб 17 июня 1945 года, когда во время боевого вылета отказал двигатель и при аварийной посадке взорвались две подвешенные под крыльями 454-кг бомбы.

Остальные курсанты Норт Айленда достигли больших успехов в дальнейшей карьере. Полковник Карденас получил звание бригадного генерала и с 1946 по 1952 год командовал военно-воздушными силами Мексики. Фернандо Хернандес Вега тоже дослужился до генеральского звания и стал первым мексиканским летчиком, совершившим полет на реактивном самолете. Активную летную службу он продолжал вплоть до своей смерти в 1988 году. Полковник Карлос Нуньес стал личным пилотом нового мексиканского президента Адольфо Лопеса Матеоса, а Якобо Эстрада Луна водил личный "борт" другого мексиканского президента - Мигеля Алемана. Хулио Майор Сауз был шеф-пилотом министра обороны и уволился в 70-е годы в чине генерала.

Когда американцы убедились в серьезности намерений своих союзников, то передали им несколько десятков Р-47 "Тандерболт" из состава 384-й и 385-й истребительных групп USAAF, которые перевооружались на новенькие "Мустанги". Как уже упоминалось, из этих самолетов сформировали Мексиканские Экспедиционные ВВС (Fuerxa Aerea Expedicionaria Mexacana), которые состояли из единственной 201-й эскадрильи.

В это подразделение отбирали лучших летчиков и механиков со всей страны. В итоге в него вошли 38 пилотов и около 260 человек наземного персонала.

На Филиппины мексиканцы прибыли в мае 1945 года. Командовал этими "ВВС" полковник Антонио Карденас, а эскадрильей - капитан Радамес Гаксолия Андраде. Эскадрилью подчинили командованию 58-й Истребительной группы ВВС США. До июня мексиканцы летали только под командованием американцев и только в составе смешанных групп, но вскоре им разрешили самостоятельные вылеты.

Сначала, в июне - июле 1945 года мексиканцы поддерживали наступление американской армии на острове Лусон. Поскольку японская авиация на Филиппинах была уже фактически уничтожена, им приходилось летать только на разведку и штурмовку вражеских позиций.

Однако в этих полетах "чиканос" проявили себя не лучшим образом, так как из-за слабого знания английского языка они зачастую не могли понять команд авианаводчиков. Произошел ряд неприятных инцидентов, при которых погибло несколько американских военнослужащих.

Поэтому в июле мексиканцев перенацелили на дальние рейды против японских объектов на острове Формоза (ныне - Тайвань), где они уж никак не могли отбомбиться по своим. Журнал боевых действий эскадрильи за этот период полон записями типа: "Миссия на эскортирование конвоя в Северном Филиппинском море. Результат: все пилоты 201-й эскадрильи участвовали в эскортировании с шести часов утра до 18:00 вечера, когда были сменены Р-61 ВВС США". Стоит добавить, что прикрытие конвоев было очень важной задачей, поскольку "камикадзе", которые базировались на Формозе, наносили тяжелые потери американскому флоту.

В ноябре 1945 года пилоты вернулись в Мексику (самолеты остались на Филиппинах, так как изначально передавались на условиях "ленд-лиза"), где сразу стали национальными героями - сам президент лично наградил их медалями, специально отчеканенными по такому случаю. По их возвращении Экспедиционные ВВС согласно декрету Президента прекратили свое существование.

31 пилот получил боевой опыт, а пятеро не вернулись. Только один из них, Фаусто Вега Сантандер, был сбит зенитным огнем, а остальные стали жертвами плохой погоды (что на Тихом океане не исключение, а скорей правило) и отказов техники.

Сейчас исторические традиции поддерживает Escuadron Aereo de Pelela 201, вооруженный легкими штурмовиками "Пилатус" РС-7. Нынешним летчикам тоже пришлось "понюхать пороха", участвуя в боевых действиях против повстанцев в штате Чиапас в 1994 году. Но это уже совсем другая история...

Результаты боевой работы 201 -и (мексиканской) истребительной эскадрильи:

  • Количество выполненных ударных вылетов - 85

  • вылетов на прикрытие - 6

  • штурмовых - 96

  • всего проведено в воздухе - 2824:00 часа

  • из них - в боевой обстановке - 591:00 час

  • сброшено бомб: 454-кг - 957 шт, 272-кг - 500 шт

  • израсходовано 12,7-мм патронов - 166922 шт

  • потеряно самолетов - 5

  • погибло пилотов - 5










Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100