Дя большинства стран Западного полушария Вто-1ая Мировая война прошла
практически незаме-енной, хотя большинство из них формально объявило
войну государствам "оси". Только небольшие подразделения ВВС Бразилии и
Мексики смогли реально поучаствовать в боевых действиях в составе ВВС
США. О вкладе мексиканцев в общую победу наш рассказ.
После нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года Мексика,
вместе с многими другими латиноамериканскими странами, разорвала
дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией. Угроза
японского вторжения с западного побережья подтолкнула мексиканцев к
полной мобилизации своих ВВС (FuerzaAerea Mexicana, FAM) для
патрулирования побережья страны.
На тот момент мексиканские ВВС были довольно скромно представлены двумя
авиаполками, по три эскадрильи в каждом. Основным боевым самолетом
являлся морально устаревший американский многоцелевой биплан "Воут" V-99
"Корсар", имелось также несколько "Воутов" O2U-2M и "Консолидейтедов
модель 21М". 1-й полк, как более подготовленный, был переброшен в
прибрежный город Байя, а 2-й остался в столице.
Эти меры оказались нелишними, потому что вскоре в Мексиканском заливе
объявились немецкие субмарины. 13 мая 1942 года около Майами подлодка
U-564 потопила мексиканский танкер "Потреро де Лано" (погибло 14
моряков). Буквально через неделю жертвой U-106 стал танкер "Фаджа де Оро",
совершавший рейс из США на Кубу, (это был итальянский корабль,
конфискованный в самом начале войны).
После этих атак мексиканский президент генерал Камачо 28 мая 1942 года
объявил войну гитлеровской Германии и ее союзникам.
Германская подводная угроза судоходству в Мексиканском заливе подрывала
не только экономику Мексики, но и наносила значительный урон
коммуникациям союзников. Поэтому американцы потребовали от своего южного
соседа срочно принять действенные меры.
Решением стала посылка в Штаты группы мексиканских пилотов под
командованием майора Луиса Норьеги Медрано на двухнедельные курсы для
освоения тренировочных "Харвардов" АТ-6. Эти машины предполагалось
использовать в качестве пикирующих бомбардировщиков для борьбы с
подводными лодками.
17 июня 1942 года на столичный аэродром Бальбуэна приземлилась шестерка
АТ-6В под командованием майора Медрано. Еще в США самолеты оснастили
бомбодержателями и пулеметами (три крупнокалиберных "Браунинга" М-2).
Ранее эти учебные машины могли нести по пять 14-кг бомб М-5 или столько
же кассетных 9-кг М-41. А в результате "модернизации" они были
приспособлены для подвески четырех более мощных 45-кг бомб Мк.1 (реально
мексиканские летчики никогда не поднимали больше двух таких бомб).
Уже через пять дней после прибытия "Харварды" продемонстрировали свои
возможности по бомбометанию с пикирования на полигоне около Мехико лично
самому президенту и другим высокопоставленным лицам. На следующий день
эскадрилью передали в оперативное управление генералу Анаклето Гуерреро
(военное командование "Залив").
Между тем, обстановка в заливе накалялась. По американским разведданным,
в районе объявился знаменитый немецкий подводник Ганс Витт, имевший на
своем счету уже три потопленных судна. 26 июня субмарина 11-129 под его
командованием атаковала и потопила танкер "Тукспан", погибло четверо
мексиканских моряков. На следующий день жертвой этой же подлодки стало
судно "Лас Чоапас", на этот раз погибло трое мексиканцев. Обе атаки
проводились всего в 40 милях от береговой черты. После этого все "Харварды"
были переведены на круглосуточное боевое патрулирование.
Шанс расплтиться появился 7 июля. Вот что вспоминал впоследствии
мексиканский летчик майор Норьега: "В тот день я был на боевом дежурстве
и получил радиосообщение от пилота коммерческого самолета о подводной
лодке. Я немедленно взлетел на своем АТ-6 с двумя 100-фунтовыми бомбами.
После прибытия на место я обнаружил только волны от погружающейся
подводной лодки. Однако после получения "добро" от берегового
командования я сбросил обе бомбы. После чего я передал координаты и ушел
домой, оставив немцев "на попечение" американских бомбардировщиков.
После дозаправки я снова взлетел и на месте своей атаки об* наружил лишь
пятна мазута".
К сказанному стоит добавить, что столкновение происходило в 15 милях
севернее Тампико, и что майор, разумеется, приписал себе уничтожение
вражеской субмарины. Однако командование было более сдержанно и заявило,
что "атака немецкой подводной лодки была результативной".
В действительности U-129 не была потоплена. Лишь 18 августа 1944 года
эта "прославленная" лодка погибла от рук собственного экипажа в Бордо
под угрозой захвата высадившимися во Франции союзниками.
На этой атаке действия немцев в Заливе не закончились. 27 июля 1942 года
U-171 под командованием капитана Гюнтера Пфеллера потопила мексиканское
торговое судно "Оаксака" (шесть человек погибло). 4 сентября жертвой
этого же экипажа стал танкер "Аматлан" (погибли три моряка). Мексиканцам
так и не удалось отомстить за это, однако при возвращении из похода
U-171 затонула 9 октября недалеко от Шербура, "напоровшись" на
английскую мину. Ее капитан выжил в тот раз, но погиб через два года в
очередном походе.
Сразу после вступления Мексики в войну группы мексиканских военных
отправились в США для изучения американского боевого опыта. Дело в том,
что, в отличие от большинства своих латиноамериканских соседей, Мексика
решила не ограничиться формальной декларацией, а внести реальный вклад в
победу.
Однако лишь в 1944 году были предприняты конкретные шаги в этом
направлении. В начале года на авиабазе морской авиации Норт Айленд в Сан
Диего появились семь мексиканских пилотов под командованием капитана
Карлоса Сервантеса Переса. По соглашению с американцами им предстояло
освоить пикирующие бомбардировщики SBD5 "Донтлесс". Незадолго до этого
США поставили в Мексику 20 самолетов данного типа в модификации А24В
(армейская версия "Донтлесса" без крюка аэрофинишера, с увеличенным
пневматиком хвостового колеса и с упрощенным навигационным
оборудованием).
В Норт Айленде сформировали "Мексиканскую эскадрилью" (или по-испански
Grupo Aereo Mexicano). Ей выделили восемь машин, ангар и взлетную
полосу. Только на один бомбардировщик нанесли мексиканские
опознавательные знаки, а потом часто использовали его в качестве
"декорации" для пропагандистских фотосъемок.
Обучение продолжалось полгода, а 2 июля президент Мексики Мануэль Авила
Комачо торжественно объявил о посылке мексиканского авиационного корпуса
для войны на Тихом океане. А так как реально подготовленных для полетов
на современных бомбардировщиках экипажей в самой Мексике не было, то в
"авиакорпус" зачислили недоучившихся курсантов из Норт Айленда. Из
восьми летчиков (в марте к ним присоединился полковник Антонио Карденас
Родригес, уже успевший в 1943 году добровольцем повоевать в составе
экипажа В-17 над северной Африкой) семерых отобрали в состав новой 201-й
истребительной эскадрильи ВВС США.
Вскоре семерых мексиканцев отправили на фронт. Двое из них не дожили до
победы. Крисофоро Салидо Грийалва разбился на аэродроме Маджор Филд в
Техасе во время переобучения на Р-47 "тандерболт", а Карлос Гардуно
погиб 17 июня 1945 года, когда во время боевого вылета отказал двигатель
и при аварийной посадке взорвались две подвешенные под крыльями 454-кг
бомбы.
Остальные курсанты Норт Айленда достигли больших успехов в дальнейшей
карьере. Полковник Карденас получил звание бригадного генерала и с 1946
по 1952 год командовал военно-воздушными силами Мексики. Фернандо
Хернандес Вега тоже дослужился до генеральского звания и стал первым
мексиканским летчиком, совершившим полет на реактивном самолете.
Активную летную службу он продолжал вплоть до своей смерти в 1988 году.
Полковник Карлос Нуньес стал личным пилотом нового мексиканского
президента Адольфо Лопеса Матеоса, а Якобо Эстрада Луна водил личный
"борт" другого мексиканского президента - Мигеля Алемана. Хулио Майор
Сауз был шеф-пилотом министра обороны и уволился в 70-е годы в чине
генерала.
Когда американцы убедились в серьезности намерений своих союзников, то
передали им несколько десятков Р-47 "Тандерболт" из состава 384-й и
385-й истребительных групп USAAF, которые перевооружались на новенькие
"Мустанги". Как уже упоминалось, из этих самолетов сформировали
Мексиканские Экспедиционные ВВС (Fuerxa Aerea Expedicionaria Mexacana),
которые состояли из единственной 201-й эскадрильи.
В это подразделение отбирали лучших летчиков и механиков со всей страны.
В итоге в него вошли 38 пилотов и около 260 человек наземного персонала.
На Филиппины мексиканцы прибыли в мае 1945 года. Командовал этими "ВВС"
полковник Антонио Карденас, а эскадрильей - капитан Радамес Гаксолия
Андраде. Эскадрилью подчинили командованию 58-й Истребительной группы
ВВС США. До июня мексиканцы летали только под командованием американцев
и только в составе смешанных групп, но вскоре им разрешили
самостоятельные вылеты.
Сначала, в июне - июле 1945 года мексиканцы поддерживали наступление
американской армии на острове Лусон. Поскольку японская авиация на
Филиппинах была уже фактически уничтожена, им приходилось летать только
на разведку и штурмовку вражеских позиций.
Однако в этих полетах "чиканос" проявили себя не лучшим образом, так как
из-за слабого знания английского языка они зачастую не могли понять
команд авианаводчиков. Произошел ряд неприятных инцидентов, при которых
погибло несколько американских военнослужащих.
Поэтому в июле мексиканцев перенацелили на дальние рейды против японских
объектов на острове Формоза (ныне - Тайвань), где они уж никак не могли
отбомбиться по своим. Журнал боевых действий эскадрильи за этот период
полон записями типа: "Миссия на эскортирование конвоя в Северном
Филиппинском море. Результат: все пилоты 201-й эскадрильи участвовали в
эскортировании с шести часов утра до 18:00 вечера, когда были сменены
Р-61 ВВС США". Стоит добавить, что прикрытие конвоев было очень важной
задачей, поскольку "камикадзе", которые базировались на Формозе,
наносили тяжелые потери американскому флоту.
В ноябре 1945 года пилоты вернулись в Мексику (самолеты остались на
Филиппинах, так как изначально передавались на условиях "ленд-лиза"),
где сразу стали национальными героями - сам президент лично наградил их
медалями, специально отчеканенными по такому случаю. По их возвращении
Экспедиционные ВВС согласно декрету Президента прекратили свое
существование.
31 пилот получил боевой опыт, а пятеро не вернулись. Только один из них,
Фаусто Вега Сантандер, был сбит зенитным огнем, а остальные стали
жертвами плохой погоды (что на Тихом океане не исключение, а скорей
правило) и отказов техники.
Сейчас исторические традиции поддерживает Escuadron Aereo de Pelela 201,
вооруженный легкими штурмовиками "Пилатус" РС-7. Нынешним летчикам тоже
пришлось "понюхать пороха", участвуя в боевых действиях против
повстанцев в штате Чиапас в 1994 году. Но это уже совсем другая
история...
Результаты боевой работы 201 -и (мексиканской) истребительной эскадрильи:
-
Количество выполненных ударных вылетов - 85
-
вылетов на прикрытие - 6
-
штурмовых - 96
-
всего проведено в воздухе - 2824:00 часа
-
из них - в боевой обстановке - 591:00 час
-
сброшено бомб: 454-кг - 957 шт, 272-кг - 500 шт
-
израсходовано 12,7-мм патронов - 166922 шт
-
потеряно самолетов - 5
-
погибло пилотов - 5
Уголок неба. 2004
|