Уголок неба ¦ Жаркое небо Севера Испании

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Жаркое небо Севера Испании
             
         n Михаил Жирохов  


В августе 1936 года командование франкистов свело все свои "Дрэгоны" и "Фоккеры" в одну бомбардировочную группу и отправило ее на север. Не сидели сложа руки и республиканцы - в августе же из Хетафе на Северный фронт отправили три Breguet XIX. Две машины (12-83 и 12-187), пилотированные альферез Кандидо Карпио Карпио (alferez Candido Carpio Carpio) и бригада Хосе Ривера Льоренте (brigada Jose Rivera Llorente), смогли благополучно достичь цели, а вот третьему экипажу не повезло. Легкий бомбардировщик совершил вынужденную посадку на территории, контролированной мятежниками и два республиканских летчика тениенте Эстебан Фаррерас Чагуацеда (teniente Esteban Farreras Chaguaceda) и сарженто Эстебан Бруно Кеа (sargento Esteban Bruno Cea) были расстреляны без суда и следствия. В том же месяце удалось перебросить также 3 Monospar ST-12, два Miles (Hawk и Falcon) и Dragon Rapide (командир экипажа - тениенте Хернандес Франч (teniente Hernandez Franch).

25 августа в Сан Себастьян перелетел Nieuport 52, в кабине которого сидел альферез Эмилио Вилласебалос (alferez Emilio Vilaceballos) и Vickers Vildebeest (экипаж в составе капитана Франциско Понсе де Леон, альфереза Антонио Салуена и сарженто Хесуса Риваса). Интересно, что активность республиканской авиации возрастает именно с этого дня.

На следующий день с аэродрома Ласарте в воздух снова поднялся Leopard Moth, который пилотировали Фелипе дель Рио и Ривера, которые сбросили полдюжины бомб на головы противника. 31 августа два трехмоторника Фоккер F.VII националистов бомбили аэродром Ламиако. Вилласебалос на своем Ньюпоре снова вылетел на перехват.

10 сентября в Испанию прибыла первая группа (33 человека) советских летчиков во главе с полковником Яковом Смушкевичем. Тем временем республиканские самолеты из состава "ВВС Северного фронта" участвовали в боях за Овиедо в Астурии. В этот день снова отметился Вилласебалос. Он атаковал Фоккер F.VII, который пилотировал Хосе Калдерона. Республиканская пресса "по свидетельствам многих очевидцев, наблюдавших этот бой с земли", утверждала, что бомбардировщик в маневренном бою был сильно поврежден пулеметным огнем Ньюпора и разбился на позициях националистов недалеко от передовых частей республиканских войск. Националисты не признали потерю этого самолета, что косвенно подтверждается и дальнейшей судьбой Калдероны. Хосе стал командиром бомбардировочной эсадрильи 2-G-2 и погиб в очердном вылете 17 февраля 1937 года. Сведений о боевой работе в тот период немного, но известно, что 11-го числа они активно бомбили позиции противника в Овиедо (согласно докладам было сброшено "50 больших и 1100 малых бомб"). Именно на этом направлении (западный участок Северного фронта) в сентябре-октябре была стянута авиация сторон. Однако встречи в воздухе были редки и чаще всего безрезультатны.  

16-го сентября из эскадрильи "Alas rojas"(Красные крылья) (Арагонский фронт) на Северный фронт отправили три Breguet XIX (12-92, 12-107, 12-167) под прикрытием одного Nieuport 52С-1 (3-30), который пилотировал тениете Амадор Сильверио Хименес (teniente Amador Silverio Jimenez)*. (*Один из пилотов Бреге Хуан Рольдан Малдонадо (alferez de complemento Juan Roldan Maldonado) с декабря летал на И-15 в эскадрилье Туржанского).  

Таким образом на 16 сентября республиканское командование (не Баскское правительство!!) располагало на Севере 5 Breguet XIX, 1 Nieuport Ni-52, 1 Vickers Vildebeest, 1 Monospar , 1 Leopard Moth, 1 British Klemm.  

23 сентября на севере Испании появились все наличные Не-51 германского "Легиона Кондор" (12 штук) под командованием старшего л-та Эберхардта. Появление кадровых летчиков Люфтваффе не могло не сказаться на потерях республиканцев: уже 26 сентября жертвами "хейнкелей" стали три самолета (победы одержали л-ты Хефтер, Ховальд и Клейн). Хотя без потерь не обходилось и у германских "добровольцев" - 28-го числа во время пилотажа на малой высоте Хефтер задел крылом ратушу Витории. Самолет упал, похоронив под своими обломками и пилота.  

Однако положение на других фронтах было тяжелым и 29 сентября 11 "хейнкелей" вернулись на Центральный фронт. Однако уже через день на север (а точнее в г. Леон) отправили звено (четыре машины) под командованием ст. л-та Траутлофта. Они получили задачу прикрывать свои бомбардировщики и самое главное транспортные машины. Такое перебазирование было вызвано необходимостью "поддержки" базировавшейся здесь же истребительной группы мятежников на Не-51 2- Е-2. Дело в том, что в большинстве своем испанские летчики отличались слабым уровнем летной подготовки и подразделения не могли в тот момент рассматриваться как полностью боеготовые. В октябре республиканское командование смогло перебросить на этот участок фронта 6 Бреге- XIX, 4 летающие лодки SМ.62 (через французскую территорию их перегнали морские летчики - Фернандо Бенито Лопес, Энрике Перейра Басанта, Анхель Орте Абад и Себастьян Баро) и два "Уайлдибиста". Перелет прошел успешно, но 21 октября немцы смогли сбить в районе Эйбера один "бреге" и "Уайлдибист", значительно ослабив группировку правительственной авиации.  

Были и случаи другого рода. Так, 11 октября пара Не-51, пилотированная германскими летчиками, перехватила пару Фоккер F. VII, бомбивших Овиедо. Несмотря на множество атак "хейнкелей" республиканские самолеты ушли восвояси. Правда, был ранен один из пилотов (Родригес Кармона), но рана не помешала ему посадить бомбардировщик на аэродром Бильбао. В начале ноября (предположительно 2-го или 3-го числа) 1936 года на север Испании прибыли 11 советских летчиков-истребителей во главе с полковником Туржанским Б.А В середине ноября в порт Бильбао прибыл советский теплоход "А.Андреев", который доставил 12 самолетов И-15 и авиационный бензин. К концу месяца советские специалисты смогли собрать и облетать все истребители.  

Впереди еще был год напряженной борьбы








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100