В июне 1943 г. среди
пилотов средиземноморских «Лайтнингов» был объявлен набор добровольцев в
Китай, где создавались 14-е ВВС. Спустя месяц они уже участвовали в
налете на Кунминг и уничтожили японский истребитель в воздушном бою. В
октябре подразделение Р-38 в Китае было развернуто в 449-ю эскадрилью 51
FG, базировавшуюся на аэродроме Линглинг.
Большая дальность полета
двухмоторных истребителей позволила американцам осуществить ряд смелых
операций, в том числе налет на аэродромы Формозы (Тайваня) в дни
рождественских праздников. Для открыто стоявших японских самолетов атака
оказалась совершенно внезапной. Результатом совместного удара
бомбардировщиков В-25 и «Лайтнингов» стало уничтожение на аэродроме
около 60 самолетов противника. Кроме того, в воздушном бою удалось сбить
еще 12 неприятельских истребителей. Ведущий «Лайтнингов» капитан Пол-мер
записал на свой счет три победы.
За год боев пилоты 449 FS
уничтожили 74 японских самолета «достоверно», 21 - «вероятно» и еще 25
повредили. Эскадрилья нередко привлекалась для непосредственной
поддержки подразделений китайской армии. В ходе одного из таких полетов
огнем с земли был подбит «Лайтнинг» командира эскадрильи подполковника
Д. Мак-Миллана. Он попытался посадить поврежденную машину, но самолет
приземлился неудачно и взорвался.
В составе 10-х ВВС в Бирме
также имелась одна эскадрилья, вооруженная «Лайтнингами». 459 FS из
состава 80-й группы первоначально летала на истребителях Р-40, а в
сентябре 1943 г. сменила их на Р-38. После переучивания эскадрилья
активно включилась в боевые действия и к маю 1944г. сумела уничтожить
128 японских самолетов, причем половину из них - в воздухе. За один
вылет 11 марта на блокирование авиабазы Аунгбан «Лайтнинги» под
командованием капитана Люринга сбили 12 вражеских самолетов и еще 7
сожгли на земле.
Еще до сезона муссонов,
когда боевые действия в этом регионе практически прекращались,
эскадрилья успела нанести ряд серьезных ударов по аэродромам японцев в
Центральной Бирме. Истребитель «Лайтнинг» к этому времени заслужил
грозную славу. Один из летчиков эскадрильи так описывал реакцию японских
пилотов на появление Р-38: «Я спикировал на аэродром с высоты 10000
футов и открыл огонь по рулившему «Оскару» (в ВВС США под таким
обозначением проходил японский истребитель Накаджима KI43). Его пилот в
черном комбинезоне выпрыгнул из кабины самолета и бросился на землю.
«Оскар» между тем продолжал рулить, скатившись с взлетной полосы».
Последний крупный воздушный
бой с японскими истребителями произошел над районом Хехо 6 июля 1944 г.,
в день высадки союзников в Нормандии. В стычке американцы потеряли один
Р-38, но сумели сбить два японских самолета и повредить несколько
других. Капитан В. Дьюк, рекордсмен 10-х ВВС по количеству побед в
воздухе, в бою потерял контакт со своим ведомым и радировал командиру
группы, что попытается отыскать его. Ведомый Дьюка позднее нашелся, а
вот сам капитан не вернулся на базу. Группа
японских истребителей после боя не покинула район Хехо. Набрав высоту,
она продолжала патрулирование и внезапно повстречала одинокий
американский «Лайтнинг». В трофейных японских документах подробно описан
ход боя. Дьюк успел свалить еще троих прежде, чем его машина загорелась
и врезалась в землю.
В те немногие дни лета 1944
г., когда погода улучшалась, истребители 459-й эскадрильи принимали
участие в нанесении бомбо-штурмовых ударов по позициям японских
сухопутных войск. К осени «воздушный зонтик» над ними стал совсем
дырявым. Воздушная война над Бирмой была выиграна.
Даже после того как
американские ВВС овладели передовыми базами на островах Новой Гвинеи,
нужда в дальних истребителях отнюдь не уменьшилась. В полную силу
развернулась подготовка к вторжению на Филиппины. Командование 5-х ВВС
искало специалиста по длительным полетам и нашло его. Таким специалистом
оказался Ч. Линдберг, национальный герой Америки, совершивший в 20-е
годы знаменитый перелет через Атлантику. Он согласился провести цикл
занятий с пилотами 475 FG.
Прежде ее летчики считали,
что предельная продолжительность боевого полета для «Лайтнинга» не
превышает 6-7 часов. Линдберг научил их держаться в воздухе по 9 часов.
Он упросил генерала Кении
разрешить ему несколько «показательных» полетов. Линдберг не был
военнослужащим, и его участие в боевых действиях вовсе не входило в
планы командования 5-х ВВС. К тому же случайная гибель известного
летчика сулила большие неприятности. Кении избрал соломоново решение -
он разрешил Линдбергу летать в районе Новой Гвинеи, где японские
самолеты появлялись очень редко. В ходе одного из полетов Линдберг
отклонился от маршрута и направился в район Керама, где нашел себе
жертву. Двухмоторный транспортный самолет, сбитый Линдбергом, никогда не
был засчитан официально, но насторожил начальство. После того как
инструктор вторично отклонился от маршрута и сам попал под удар
японского истребителя, «экскурсионные полеты» Линдберга прекратились.
1 сентября 1944 г. самолеты
5-х ВВС предприняли первый массированный налет на Филиппины. Он
выполнялся без истребительного прикрытия, но оказался неожиданным для
японцев и прошел без потерь. Следующая попытка оказалась авантюрой, и
американцы потеряли каждый десятый участвовавший в налете самолет.
Поэтому начиная с 10 октября бомбардировщиков стали сопровождать
истребители «Тандерболты» и «Лайтнинги». Общая протяженность маршрута
составляла 2650 км.
20 октября 1944 г.
американские десантные части высадились на острове Лейте, что послужило
прологом для одного из важнейших сражений на Тихоокеанском театре войны.
Захватив ряд аэродромов, которые отступавшие японцы предусмотрительно
вывели из строя взрывами, американцы использовали интересную техническую
новинку. Сборный металлический настил взлетно-посадочной полосы позволил
в кратчайшие сроки восстановить поврежденные участки и удлинить ВПП для
обеспечения взлета тяжелых бомбардировщиков. 7-я и 9-я эскадрильи 49 FG
приземлились на аэродроме Таклобан уже 27 октября, взяв на себя
противовоздушную оборону острова.
Ожесточенность сражений в
воздухе нарастала. 2 ноября летчики 49-й группы заявили об уничтожении
26 самолетов противника. За ноябрь пилоты 475 FG сумели сбить 70
неприятельских машин, а в декабре этот показатель вырос до 90.
Помимо 347 FG в составе
13-х ВВС на Тихом океане на «Лайтнингах» воевала 18-я истребительная
группа. Она полностью перевооружилась на Р-38 только в августе 1944 г.,
а уже 10 ноября получила свой DUC за уничтожение японского конвоя.
Командир группы в отчете о боевом вылете писал, что после' пяти заходов
на штурмовку «в море остались плавать только акулы». Пилот Д. Уорнер
свалил трех «Зеро», прикрывавших конвой с воздуха.
Новый 1945 г. для
американских ВВС на Тихом океане начался неудачно. 7 января погиб майор
Т. МакТуайр, а спустя всего четыре дня не вернулся с боевого задания
другой выдающийся летчик 13-х ВВС подполковник Р. Вестбрук. Вместе со
своим ведомым он был сбит зенитным огнем японского эсминца. И все же с
приближением конца войны сопротивление японцев стало заметно ослабевать.
Их авиация уже не располагала необходимым количеством самолетов, а
трудности со снабжением горючим с каждым днем все усугублялись. Все
меньше оставалось подготовленных летчиков, все чаще самолеты стали
использовать в самоубийственных атаках «камикадзе».
Лишь немногие японские
пилоты в последний год войны могли сравниться по уровню летного
мастерства с американцами. Редкие встречи с «последними из могикан»
порой повергали летчиков USAAF в изумление. Так, капитан Д. Лайзель (11
побед в воздухе) из 475 FG в апреле 1945 г. ничего не смог поделать с
одним из «желтых дьяволов»: «Мы атаковали истребители, прикрывавшие
японский конвой. С первого захода я сбил одного «Франка» (так в ВВС США
назвали японский истребитель Накаджима К184), а затем попытался
перенести огонь на ведущего японской группы. Гонялся за ним добрых 15
минут, применив все известные мне тактические приемы. Но ни разу не смог
загнать его в прицел. В конце концов мне пришлось бросить это занятие,
так как горючее было на исходе. Можно понять мою ярость, ведь я своими
глазами видел, как он поджег одного из наших. Вместе со мной за ним
охотились еще несколько пар «Лайтнингов». Тот факт, что он сумел уйти
из-под удара н говорит сам за себя».
Летом 1945 г. несколько
эскадрилий «Лайтнингов» перелетели на аэродромы Окинавы. 14 августа
пятерка Р-38 из 35 FS прикрывала пару спасательных гидросамолетов на
маршруте полета тяжелых бомбардировщиков В-29. В сотне миль от побережья
японских остров американские пилоты обнаружили шестерку истребителей
«Франк» и атаковали ее. Бой завершился уничтожением пяти японских
самолетов. Они стали последними жертвами «Лайтнингов» во Второй мировой
войне.