В конце лета 1943 г. для
средиземноморских «Лайтнингов» начались горячие денечки. 27 августа 1-я
и 82-я истребительные группы совершили удачный внезапный налет на
аэродромы в Италии. Они сумели уничтожить и повредить до полусотни
неприятельских самолетов. По результатам удара обе группы были «отмечены
в приказе». Спустя пять дней эскадрильи 1 FG спасли от уничтожения
большую группу американских бомбардировщиков, разминувшихся со своими
истребителями сопровождения. Группа получила второй DUC, а еще два дня
спустя стремя десятками немецких истребителей пришлось помериться силами
пилотам 82 FG. Счет оказался в пользу американцев, и 82-я получила
второе «упоминание в приказе».
2 апреля 1944 г. отличились
все три группы «Лайтнингов», переданные в состав 15-х ВВС - 1-я, 14-я и
82-я. К этому моменту они были перевооружены машинами серии J, и их
боевые возможности заметно увеличились. 82 FG отбила атаку полусотни
Bf109, FW190 и МС.202, попытавшихся напасть на боевые порядки тяжелых
бомбардировщиков союзников. Потеряв 3 истребителя, немцы ретировались.
Пришедшим на смену 82-й группе эскадрильям 1 FG пришлось иметь дело с 16
перехватчиками противника. Половина из них не вернулась на свой
аэродром. Тяжелее всего ситуация сложилась для летчиков 14-й группы,
которым выпало драться с 70-75 вражескими истребителями. Американские
пилоты продемонстрировали виртуозное мастерство и сумели сбить 18
неприятельских машин. Вместе с самолетами, уничтоженными летчиками
«Тандерболтов» из 325-й группы, общие потери итало-немецкой авиации в
тот день составили 32 истребителя. Лишь один «Лайтнинг» был подбит и
совершил вынужденную посадку на территории, занятой своими войсками.
Впрочем, успехи
чередовались с тяжелыми утратами. 10 июня 1944 г. эскадрильи 82 FG
нанесли бомбовый удар по нефтедобывающему комплексу Плоешти. Их
прикрывали «Лайтнинги» из
1-й истребительной группы.
Бомбардировка оказалась успешной, возникшие пожары бушевали несколько
суток, но в последовавшем воздушном бою с румынскими и немецкими
истребителями американцы понесли тяжелые потери. 71-я эскадрилья 1 FG
потеряла 14 из 15 самолетов, вылетавших на задание. Единственный
вернувшийся пилот лейтенант Г. Хатч заявил об уничтожении в воздушном
бою пяти FW190.
Серьезными были потери 1-й
и 14-й групп в день высадки союзников в Южной Франции. Не вернулись на
базу 23 «Лайтнинга». Не помогала и высокая живучесть Р-38, иллюстрацией
которой может служить следующий пример.
Самолет лейтенанта Джона
М.Харлея получил попадание 40-мм снаряда, оторвавшего метровый кусок
консоли. Осколки 20-мм снарядов пробили оба правых бензобака. Еще
тяжелее пришлось командиру звена лейтенанту Джеймсу А.Эддинсу,
истребитель которого получил прямое попадание в носовую часть
центральной гондолы. Взорвались патронные ящики. Обломки фюзеляжа вывели
из строя правый мотор, повредили лопасти левого винта и стабилизатор.
Летчик чудом остался невредим. Самолет плохо, но управлялся и мог
держаться в воздухе только при скорости 200 км/ч. Обе машины, которым
удалось вернуться на базу после двухчасовой «игры со смертью», стали
объектами паломничества летчиков и техников всей авиагруппы.
В 1944 г. истребители Р-38
получила 350 FG, вошедшая в состав 12-х ВВС в Северной Африке.
«Лайтнингами» перевооружили только одну из эскадрилий, другие летали на
Р-39 и Р-40. В состав 82-й группы ввели самолеты «Друп Снут», и она
стала использоваться только как истребительно-бомбардировочная. 22-26
июля 1944 г. эскадрильи 1 FG и 82 FG совершили челночный полет на
советские аэродромы, по пути проштурмовав цели на территории Румынии. На
обратном участке маршрута был подбит огнем с земли самолет капитана Р.
Вилси. Его ведомый Р. Андрюс приземлил свою машину поблизости от
совершившего вынужденную посадку «Лайтнинга» Вилси. Выбросив парашюты,
летчики кое-как разместились в тесной кабине истребителя. После
двухчасового полета он благополучно приземлился на своем аэродроме.
7 ноября 1944 г. эскадрильи
82-й группы по ошибке атаковали части советского стрелкового корпуса,
двигавшегося по горной дороге. Поднятые в воздух советские истребители
Як-9 пытались отогнать «разбушевавшихся», но американцы, по
свидетельству участвовавшего в бою известного советского аса А.
Колдунова, словно ослепли. Разгорелся настоящий воздушный бой,
результатом которого стали по два сбитых истребителя с каждой стороны.
В конце 1942 г., когда
«Лайтнинги» впервые появились на английских аэродромах, бомбардировочное
наступление на Германию было еще мечтой. Только в апреле 1943 г. с
вводом в строй трех истребительных групп на «Тандерболтах» значительные
силы американской тяжелой бомбардировочной авиации приступили к
нанесению массированных ударов по целям в оккупированной Европе. Но
собственно Германия оставалась недосягаемой из-за недостаточного радиуса
действия «Тандерболтов». Попытка осуществить дневной налет на Швейнфурт
и Регенсбург без истребительного прикрытия, предпринятая 17 августа 1943
г., стоила американцам 60 бомбардировщиков В-17 и В-24 из 325
участвовавших. В этот период времени только «Лайтнинги» с их большой
дальностью полета оказались способными осуществлять прикрытие тяжелых
бомбардировщиков на всем протяжении маршрута.
В августе 1943 г. в
Великобритании снова появилась истребительная группа на самолетах
«Лайтнинг», перелетевшая с континентальной части США. В октябре
эскадрильи 55 FG приступили к сопровождению бомбардировщиков,
совершавших налеты на цели в Германии, Австрии и Чехословакии. В конце
года к ним присоединились P-38J 20-й истребительной группы, а в первой
половине 1944 г. в Англию перебазировались 364 FG и 479 FG. Все четыре
группы стали частью 8-х ВВС.
Следует заметить, что все
вновь прибывавшие на Европейский театр войны группы «Лайтнингов» первое
время несли тяжелые потери. В среднем за месяц боев каждая из них
лишилась 16 машин. Главной причиной оказались неудовлетворительные
пикирующие качества Р-38Н и P-38J ранних модификаций, которые состояли
на вооружении групп. Весной 1944 г. приняли решение срочно доработать
«Лайтнинги» путем установки доказавших свою эффективность щитков
пикирования. К несчастью, транспортный С-54, перевозивший 400 комплектов
щитков на завод в Ленгфорд Лодж, был по ошибке сбит английскими
истребителями ПВО.
Помимо сопровождения
бомбардировщиков, «Лайтнинги» все шире стали привлекаться к нанесению
штурмовых и бомбовых ударов по аэродромам, железнодорожным узлам,
подвижному составу и т.п. 8 апреля 1944 г. 20-я группа получила DUC за
удачный налет на аэродромный узел в Эльзасе. Позднее группа стала
специализироваться на борьбе с железнодорожными эшелонами, превратив в
груды лома сотни немецких паровозов, вагонов и цистерн. Была «отмечена в
приказе» и 479-я истребительная группа. Ее эскадрильи в сентябре 1944 г.
участвовали в противовоздушной операции над Северной Францией и сумели
уничтожить несколько десятков вражеских самолетов в воздухе и на
аэродромах.
Еще одно американское
авиационное объединение в Великобритании, 9-е ВВС, в 1944 г. располагало
тремя группами «Лайтнингов» - 367-й, 370-й и 474-й. Эти авиагруппы
использовались исключительно в роли штурмовых и
истребительно-бомбардировочных. В состав каждой эскадрильи включили по
одному самолету «Друп Снут».
«Лайтнинги» выпуска второй
половины 1944 г. были способны постоять за себя. Закрылки Фауле-ра,
отклоненные в положение «маневр», обеспечили P-38J время виража на одном
уровне с немецкими одномоторными истребителями. Щитки пикирования
практически устранили неприятные явления, связанные с волновым кризисом.
Бустеры в канале элеронов заметно облегчили управление самолетом. На
высотах более 8000 м, на которых летели к своим целям американские
тяжелые бомбардировщики, «Лайтнинг» превосходил в скорости Bf109G-6 и
FW190A-8. Следует, однако, признать, что «Мустанг» и «Тандерболт» также
стремительно совершенствовались. Их максимальные скорости превысили 700
км/ч. Именно это качество истребителя становилось наиболее важным в
условиях, когда немцы ввели в бой реактивные самолеты Me 163 и Ме262.
С середины 1944 г. группы,
летавшие над Центральной Европой на «Лайтнингах», стали постепенно
перевооружать «Мустангами» и «Тандерболтами». В 9-х ВВС только 474 FG до
конца войны имела на вооружении Р-38, а в 8-х ВВС к 8 мая 1945 г.
«Лайтнингов» не осталось совсем. В 1945 г. почти все выпущенные P-38L
были переданы авиагруппам, сражавшимся против Японии. Впрочем, это не
коснулось фоторазведчиков. Вплоть до последних дней войны в состав 9-х
ВВС входили
10-я и 67-я
фоторазведывательные группы (Photo-Reconnaissance Groupe - PRG), а
разведывательные функции в 15-х ВВС в Италии выполняли 3 PRG и 5 PRG.