Уголок неба ¦ P-40 в войне с Японией

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   P-40 в войне с Японией 
             
         n Владимир Котельников, Олег Лейко  



 

7 декабря 1941 г. Япония напала на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах. Началась война на Тихом океане. На Гавайях к этому времени уже имелось 87 истребителей P-40D и 12 Р-40С, частично сменивших там устаревшие Р-26А и Р-36.

8 момент японского удара самолеты находились в «четырехчасовой готовности» - без горючего и боеприпасов. Летчики отдыхали в казармах и на квартирах. Самолеты стояли плотными рядами с целью защиты от возможных действий диверсантов. Первый же японский налет на авиабазу Уилер вывел из строя 62 Р-40В. Три Р-40С поднялись с небольшого вспомогательного аэродрома Беллоуз, но были сбиты. Лишь четырем истребителям Р-40В из 47-й эскадрильи с базы Халеива удалось совершить по два вылета и сбить пять японских самолетов. К концу дня в боеспособном состоянии осталось только 27 истребителей Р-40В и Р-40С.

В этот же день японцы обрушились на Филиппины. Там, помимо 18 Р-40В, которыми была укомплектована 20-я эскадрилья, имелось 74 Р-40Е, которыми начали перевооружать эскадрильи 24-й авиагруппы (полка). За один день американцы потеряли 26 Р-40, в основном на земле. За несколько недель боев почти все они были уничтожены. Конечно, имелись и отдельные успехи. На Филиппинах прославился командир 17-й эскадрильи Б. Вагнер. 21 декабря он сбил четыре японских истребителя и уничтожил на земле еще пять.

Отрезанные от источников снабжения и подкреплений, американские силы на Филиппинах быстро таяли. В январе 1942 г. все уцелевшие истребители - семь Р-40Е и два Р-40В объединили в одну эскадрилью. Они сражались с японскими истребителями, бомбили и штурмовали до мая 1942 г., когда в день капитуляции американцев последние пять самолетов был и сожжены летчиками на острове Минданао.

Еще одним театром военных действий, где применялись «Томагауки». а затем и более поздние модификации Р-40, стали Бирма и Китай. Весной 1941 г. английское правительство согласилось передать Китаю заказ на 100 истребителей «Томагаук» IIB. Этими машинами собирались вооружить американскую добровольческую авиагруппу, которую формировал в США К. Чэннолт (в некоторых других источниках его называют Шэнно - на французский манер, поскольку его предки были французами). Впоследствии эта группа получила прозвище «Летающие тигры» - на многих истребителях был нарисован крылатый тигр. С одной стороны, организация группы была частным мероприятием - летчики заключили контракт с китайским правительством как частные лица, но с другой - американское правительство неофициально (не желая обострять и без того плохие отношения с Японией) всемерно способствовало ее укомплектованию. Чэннолту даже негласно разрешили подбирать строевых летчиков и летчиков-испытателей ВВС армии США (так они стали называться в 1941 г.), которые получили на время, оговоренное контрактом, отпуск.

В июне 1941 г. 100 истребителей «Хаук» 81А-2 (фактически это были «Томагауки»IIВ, но с американскими пулеметами в крыле) прибыли морем в Рангун. Их собрали и облетали на английской авиабазе в Тунгу. Там Чэннолт «дрессировал» своих «тигров». Отставной майор американской армии, он много лет был военным советником-инструктором в китайской авиации и неплохо изучил сильные и слабые стороны противника - японцев. В Японии при конструировании истребителей в первую очередь старались добиться высокой маневренности (даже в ущерб скорости, бронезащите и прочему). Японские пилоты, получившие боевой опыт в Китае, отлично владели техникой так называемой «собачьей схватки» - ближнего маневренного боя на горизонталях. Чэннолт противопоставил ей тактику типа «бей и убегай», использовавшую те немногие преимущества, которыми обладал Р-40 по сравнению с японскими машинами, - несколько более высокую скорость горизонтального полета и быстрый разгон на пикировании. Американцы учились атаковать японские машины сверху, пикируя сквозь их строй и за- тем быстро отрываясь от истребителей противника.

Сразу после Перл-Харбора «Летающие тигры» были переброшены к так называемой «Бирманской дороге» - единственному тогда пути, по которому снабжалась армия Чан Кай-Ши. 20 декабря они впервые вступили в бой, основательно потрепав японские бомбардировщики под Кунмином. За последующие шесть месяцев «тигры»» сбили 286 японских самолетов. Здесь сыграли свою роль не только хорошая подготовка американских летчиков и удачная тактика, избранная ими, но и высокие премии, выплачиваемые китайцами за сбитые машины, к тому же никто не подвергал сомнению достоверность информации... В июле 1942 г. «тигры» превратились в обычную американскую авиагруппу, усиленную новыми подразделениями; они воевали в Китае до прекращения боевых действий, постепенно переходя на новые модификации Р-40. Чэннолт закончил войну генералом, командующим 14 ВВС (воздушной армией).

В январе 1942 г. Р-40Е спешно стали переправлять на Яву на помощь полуразгромленным американским, английским и голландским авиачастям. Неопытность пилотов и ненастная погода во время перелета из Австралии стали причиной гибели многих самолетов. Остальные истребители были быстро выведены из строя противником.








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100