7 декабря 1941 г. Япония напала на
американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах.
Началась война на Тихом океане. На Гавайях к этому времени уже имелось
87 истребителей P-40D и 12 Р-40С, частично сменивших там устаревшие
Р-26А и Р-36.
8 момент японского удара самолеты находились в «четырехчасовой
готовности» - без горючего и боеприпасов. Летчики отдыхали в казармах и
на квартирах. Самолеты стояли плотными рядами с целью защиты от
возможных действий диверсантов. Первый же японский налет на авиабазу
Уилер вывел из строя 62 Р-40В. Три Р-40С поднялись с небольшого
вспомогательного аэродрома Беллоуз, но были сбиты. Лишь четырем
истребителям Р-40В из 47-й эскадрильи с базы Халеива удалось совершить
по два вылета и сбить пять японских самолетов. К концу дня в
боеспособном состоянии осталось только 27 истребителей Р-40В и Р-40С.
В этот же день японцы обрушились на Филиппины. Там, помимо 18 Р-40В,
которыми была укомплектована 20-я эскадрилья, имелось 74 Р-40Е, которыми
начали перевооружать эскадрильи 24-й авиагруппы (полка). За один день
американцы потеряли 26 Р-40, в основном на земле. За несколько недель
боев почти все они были уничтожены. Конечно, имелись и отдельные успехи.
На Филиппинах прославился командир 17-й эскадрильи Б. Вагнер. 21 декабря
он сбил четыре японских истребителя и уничтожил на земле еще пять.
Отрезанные от источников снабжения и подкреплений, американские силы на
Филиппинах быстро таяли. В январе 1942 г. все уцелевшие истребители -
семь Р-40Е и два Р-40В объединили в одну эскадрилью. Они сражались с
японскими истребителями, бомбили и штурмовали до мая 1942 г., когда в
день капитуляции американцев последние пять самолетов был и сожжены
летчиками на острове Минданао.
Еще одним театром военных действий, где применялись «Томагауки». а затем
и более поздние модификации Р-40, стали Бирма и Китай. Весной 1941 г.
английское правительство согласилось передать Китаю заказ на 100
истребителей «Томагаук» IIB. Этими машинами собирались вооружить
американскую добровольческую авиагруппу, которую формировал в США К.
Чэннолт (в некоторых других источниках его называют Шэнно - на
французский манер, поскольку его предки были французами). Впоследствии
эта группа получила прозвище «Летающие тигры» - на многих истребителях
был нарисован крылатый тигр. С одной стороны, организация группы была
частным мероприятием - летчики заключили контракт с китайским
правительством как частные лица, но с другой - американское
правительство неофициально (не желая обострять и без того плохие
отношения с Японией) всемерно способствовало ее укомплектованию.
Чэннолту даже негласно разрешили подбирать строевых летчиков и
летчиков-испытателей ВВС армии США (так они стали называться в 1941 г.),
которые получили на время, оговоренное контрактом, отпуск.
В июне 1941 г. 100 истребителей «Хаук» 81А-2 (фактически это были «Томагауки»IIВ,
но с американскими пулеметами в крыле) прибыли морем в Рангун. Их
собрали и облетали на английской авиабазе в Тунгу. Там Чэннолт
«дрессировал» своих «тигров». Отставной майор американской армии, он
много лет был военным советником-инструктором в китайской авиации и
неплохо изучил сильные и слабые стороны противника - японцев. В Японии
при конструировании истребителей в первую очередь старались добиться
высокой маневренности (даже в ущерб скорости, бронезащите и прочему).
Японские пилоты, получившие боевой опыт в Китае, отлично владели
техникой так называемой «собачьей схватки» - ближнего маневренного боя
на горизонталях. Чэннолт противопоставил ей тактику типа «бей и убегай»,
использовавшую те немногие преимущества, которыми обладал Р-40 по
сравнению с японскими машинами, - несколько более высокую скорость
горизонтального полета и быстрый разгон на пикировании. Американцы
учились атаковать японские машины сверху, пикируя сквозь их строй и за-
тем быстро отрываясь от истребителей противника.
Сразу после Перл-Харбора «Летающие тигры» были переброшены к так
называемой «Бирманской дороге» - единственному тогда пути, по которому
снабжалась армия Чан Кай-Ши. 20 декабря они впервые вступили в бой,
основательно потрепав японские бомбардировщики под Кунмином. За
последующие шесть месяцев «тигры»» сбили 286 японских самолетов. Здесь
сыграли свою роль не только хорошая подготовка американских летчиков и
удачная тактика, избранная ими, но и высокие премии, выплачиваемые
китайцами за сбитые машины, к тому же никто не подвергал сомнению
достоверность информации... В июле 1942 г. «тигры» превратились в
обычную американскую авиагруппу, усиленную новыми подразделениями; они
воевали в Китае до прекращения боевых действий, постепенно переходя на
новые модификации Р-40. Чэннолт закончил войну генералом, командующим 14
ВВС (воздушной армией).
В январе 1942 г. Р-40Е спешно стали переправлять на Яву на помощь
полуразгромленным американским, английским и голландским авиачастям.
Неопытность пилотов и ненастная погода во время перелета из Австралии
стали причиной гибели многих самолетов. Остальные истребители были
быстро выведены из строя противником.
Уголок неба. 2004
|