Уголок неба ¦ P-47 на Тихоокеанском ТВД

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   P-47 на Тихоокеанском ТВД
             
         n  


Одновременно с Европейским театром военных действий, Р-47 стали поступать на вооружение частей и на Тихоокеанском ТВД, где они действовали против легких и маневренных истребителей японских армейских ВВС и самолетов Императорского японского флота. 
Между воздушной войной в Европе и действиями над огромными пространствами Tихого океана имелись кардинальные различия. Даже на Европейском ТВД малая дальность полета P-47 представляла некоторые проблемы при эскортировании бомбардировщиков. В южных районах Tихого океана требовалась гораздо большая дальность полета.
Командующий 5-й воздушной армией генерал Кенней (Kenney) отвечал за воздушную поддержку войск в действиях против Японии в юго-западной части Тихого океана. Единственным армейским истребителем с достаточно большой дальностью полета был Lockheed P-38 Lightning. Р-38, в основном, использовался для выполнения заданий на расстоянии более 600 миль. При меньшем расстоянии, как правило, использовались истребители Curtiss P-40. В конце 1943 года некоторые части все еще применяли истребитель P-39 Airacobra.
Генерал Кенней считал, что P-38 идеально подходит для Тихоокеанского ТВД. С большой дальностью полета, превышавшей 400 миль в час максимальной скоростью и имевшей много преимуществ силовой установкой из двух двигателей, Lightning представлял собой следующую генерацию высокоэффективных американских истребителей. Но количество Р-38 на Тихом океане было кране недостаточным. Кроме того, многие самолеты Р-38 были отозваны для участия в операции Torch (вторжение в Северную Африку). Для операции были привлечены даже Lightning из 8-й воздушной армии. Кенней с большим трудом получал пополнения. Другой проблемой был тот факт, что многие из имевшихся в распоряжении Кеннея P-38 моделей F и G имели уже значительный налет и были порядком изношены.
Кеннею предлагались на выбор другие истребители. На вооружении 5-й армии уже было некоторое количество P-40 Warhawk. Применение P-40 в составе 5-й армии было очень ограниченным из-за малой дальности полета. Также был предложен новый истребитель фирмы Republic - P-47 Thunderbolt. До командования 5-й армии уже дошла информация о хороших данных самолета. Но Jug имел небольшую ценность на Тихоокеанском ТВД, поскольку имел дальность полета даже меньше, чем Curtiss P-40. Без внешних сбрасываемых баков P-47 не был конкурентом по дальности полета Warhawk. Но несмотря на это, генерал "Хап" Арнольд ("Hap" Arnold) предложил Кеннею недавно обученную группу, вооруженную P-47. Кенней за неимением лучшего варианта принял группу.
348-я FG прибыла в Австралию 30 июня 1943 года и была вооружена P-47D-2-RE. В Англии Thunderbolt произвели несгладимое впечатление на персонал RAAF. По воспоминаниям одного из ветеранов, после того как пилот P-47 выбрался из кабины, один из членов австралийской наземной команды спросил: "А где остальные члены экипажа?"
После прибытия 348-й истребительной группы по указанию Кеннея начались работы над увеличением дальности полета нового истребителя. Кенней приказал инженерно-техническому персоналу разработать подходящий внешний сбрасываемый бак. Как только проект был завершен, Кенней заключил контракт с австралийским филиалом компании Ford на производство баков. В середине август были готовы первые баки, которые установили на Thunderbolt. Баки получились большими и уродливой формы, но они размещали дополнительные 200 американских галлонов топлива, которое почти удвоили дальность полета P-47. Дальность полета Р-47 превысила таковую у P-40E. Jug мог достигать прежде недоступные для одномоторных истребителей районы японской обороны.
Вскоре после адаптации 348-я FG была введена в бой. Командиром группы был назначен подполковник Нил Керби (Neel Kearby). Керби понял тактические преимущества P-47, поскольку знал, что ни один японский самолет не мог противостоять комбинации скорости, большого потолка, огневой мощи и выносливости Thunderbolt. Эти преимущества привели к минимальным потерям Р-47 в боях с японскими самолетами. Керби одержал первую победу 4 сентября, а 15 сентября - вторую. 11 октября 1943 года Керби выполнил боевой вылет, за который получил Почетную медаль.
В ходе разведывательного полета четырех P-47 на высоте 26000 футов в районе Wewak, Керби заметил намного ниже себя группу японских самолетов. Керби насчитал по крайней мере 12 бомбардировщиков, которые шли в сопровождении 36 истребителей эскорта. Керби повел самолеты вниз на высокой скорости в атаку. Вклинившись в строй японских самолетов Керби сбил три самолета эскорта. В это же время капитан Дунхам (Dunham) и Мур (Moore) сбили по одному истребителю Ki-61 Tony. Преследуемый двумя Ki-61 Керби направил свой самолет в пикирование с высоты 20000 футов, развив скорость более 400 миль в час. Обогнав оба Ki-61, Керби сбил их. Керби сразу атаковал еще группу Tony и сбил один из них точно, а второй предположительно. В момент атаки второго самолета на истребителе Керби закончилась лента в фотокинопулемете и победа была ему зачтена как неподтвержденная.
После боя истребители Р-47 возвратились на запасной аэродром. После приземления было обнаружено, что в баках всех четырех Thunderbolt оставалось менее 300 галлонов топлива. 
С шестью подтвержденными и одной вероятной победами Керби установил армейский рекорд числа сбитых самолетов входе одного боевого вылета. Генерал Кенней сразу представил Керби к награждению Почетной медалью. Генерал МакАртур подписал представление и постарался ускорить ее вручение. В начале января 1944 года МакАртур лично вручил Керби награду.
К 5 марта 1944 года Керби как и другой известный американский ас Ричардом Ира "Дик" Бонгом (Richard Ira "Dick" Bong) имел на счету 21 подтвержденную победу. В тот день Керби повел свой самолет в атаку на большое формирование истребителей Nakajima Ki-43 Hayabusa (Oscar). Сбив один Oscar на первом заходе, Керби нарушил главное правило американских летчиков-истребителей на Tихом океане: он вступил в маневренный бой с японскими истребителями. В таком бою Р-47 сразу становился уязвимым из-за низкой маневренности. Керби пристроился к хвосту одного из Hayabusa и это стало роковой ошибкой. Ни один самолет в мире не обладал лучшей маневренностью на скоростях ниже 200 миль в час, чем Ki-43. Мгновенно три японских истребителя зашли сзади медленно летящего P-47. Заметив угрожавшую Керби опасность, к нему на помощь бросились два Thunderbolt майора Блэра (Blair) и капитана Дунхама, которые сбили два преследовавших Керби Oscar. Но третий Oscar сумел добиться попаданий в кабину Thunderbolt Керби. P-47 Керби начал снижаться к джунглям. Никакого парашюта никто не заметил. Hayabusa сбившего Керби японского летчика через несколько секунд взорвался от попаданий с Thunderbolt Дунхама. Дунхам закончил войну с 16 подтвержденными победами. Собственный агрессивный характер Керби стал причиной его гибели и закончил его соревнование с Бонгом. Общее количество сбитых Керби самолетов - 22. Бонг закончил войну ведущим асом США с 40 подтвержденными победами, одержанными на Curtiss P-40 и Lockheed P-38 Lightning в составе 49-й истребительной группы, которая несколько месяцев также летала на P-47.
Как и предполагал Кенней, Thunderbolt оказался очень эффективным истребителем в войне против Японии. Не сумев добиться поставок новых P-38 из-за высокой потребности Европейского ТВД в них, Кенней получил дополнительные Thunderbolt для замены изношенных P-38 в составе 9-й истребительной эскадрильи 49-ой истребительной группы. 
49-я FG имела на вооружении различные типы самолетов. 7-я и 8-я эскадрильи летали на Curtiss P-40E, P-40K и более новой модели P-40N, прибывшей в октябре 1943 года. 9-я эскадрилья в октябре 1942 года была перевооружена с P-40 на P-38. Lightning для 9-й эскадрильи были фактически отбиты генералом Кеннеем у 17-й истребительной эскадрильи. К осени 1943 года ресурс Р-38 из состава 9-й эскадрильи был практически исчерпан и они нуждались в замене новыми самолетами. Поскольку P-38 в наличии не было, Кенней решил перевооружить "Flying Knights" 9-й FS на P-47D-5-RE. 
От этого известия пилоты 9-й FS не пришли в восторг. Эти пилоты привыкли к Р-38 и были полностью уверенны в нем. Особенно нравилась им установка двух двигателей, что не могло быть недооценено на огромных просторах Тихого океана. Тем не менее, их изношенные Lightning представляли все большую проблему для наземного персонала. Постоянное использование (как говорили некоторые механики "злоупотребление полетами") в тропическом климате привело к износу двигателей и их систем, электрических схем и разъемов. Механики эскадрильи были вынуждены работать по 18 часов в сутки для поддержания боеспособного состояния самолетов. Кроме того, началось разрушение планеров самолетов от коррозии. Короче говоря, срок службы P-38, главным образом модели G, давно вышел и они были пригодны лишь для учебно-тренировочных целей. 12 ноября 1943 года уцелевшие P-38 были переданы эскадрилье обслуживания, а 9-я эскадрилья стала переучиваться на Thunderbolt.
К концу ноября 9-я эскадрилья была объявлена готовой к участию в боевых действиях. Командир 9-й эскадрильи майор Джерри Джонсон (Jerry Johnson) одержал первую победу эскадрильи на P-47. В ходе совместного полета с 348-ым FG Керби на Finschhaven (Новая Гвинея) он обнаружил на высоте примерно 3000 футов над джунглями несколько самолетов с звездообразными двигателями. Резко спикировав Джонсон добился попаданий в двигатель одного из самолетов, который упал в джунгли. Пилот самолета выпрыгнул с парашютом.
После возвращения на аэродром Джонсон узнал, что сбитый им самолет с звездообразным двигателем не был японским. Джонсон сбил корректировщик артиллерийского огня из состава RAAF на базе самолета Wirraway. Wirraway по существу был модернизированным вариантом North American BT-9, предшественника самолетов повышенной летной подготовки В-6 и SNJ. Wirraways изготовлялся по лицензии Australia's Commonwealth Aircraft Corporation. Австралийский пилот Wirraway не пострадал, но направил жалобу руководству 5-й воздушной армии. Джонсон в качестве извинений подарил пилоту флайт-офицеру Стюарту (R.M. Stewart) ящик контрабандного джина. Легенда 5-й армии гласит, что джин Джонсону якобы выдал сам генерал Кенней. 
К первой неделе декабря Джонсон отрапортовал о готовности 9-й эскадрильи к бою. Вскоре после этого Thunderbolt была перевооружена 36-я истребительная эскадрилья 35-й истребительной группы. Но после появления в большом количестве на Тихоокеанском ТВД P-47 необходимая дальность полета истребителей снова увеличилась. Японцы перевели большую часть своих самолетов за пределы радиуса действия истребителей союзников. Возможность боевого применения Thunderbolt резко сократилась. 9-я FS использовала свои P-47 в течение только четырех месяцев. За этот промежуток времени P-47 9-й эскадрильи сбили только 8 японских самолетов. Частям стал требоваться истребитель с гораздо большим радиусом действия, а поскольку к апрелю 1944 года появилась в большом количестве новая модель Lightning P-38J, то по приказу Кеннея 9-я FS была перевооружена этими самолетами. 


Сравнительные характеристики Р-47D-22 и некоторых японских истребителей

 

Р-47D-22 Ki-84 II N1K1-J
Максимальная скорость км/ч 576 523 552
3000…4500 м 636 582 -
6100…7500 м 682 624 654
8500…9100 м 701 602 -
Скороподъемность*, м/сек. 13,6

13 19,3
Нагрузка на крыло, кг/м2. 219

180 160

* скороподъемность указана в диапазоне от 1000 до 5000:6000 м.

Вскоре после занятия Сайпана и Гуама, в июне 1944 года на вооружение 318-й и 508-й FG 7-й воздушной армии поступили Р-47D, которые затем заменила дальняя версия P-47N. Вместе с P-47N 413-й, 414-й и 507-й FG из состава 12-й воздушной армии, самолеты использовались с баз на Окинаве в ходе заключительных налетов на Японию. Дальняя версия P-47N начала поступать на Tихий океан в начале 1945 года и использовалась для обеспечения дальнего эскорта стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress, совершавших налеты на Японию с баз на Сайпане.
Кроме того имелось некоторое количество групп, имевших на вооружении Thunderbolt и почти не участвовавших в боевых действиях. Часть этих групп были учебными, а часть сформировали слишком поздно для участия в войне. Среди них: 6-я, 14-я, 15-я, 18-я, 21-я, 23-я, 51-я, 53-я, 83-я, 84-я, 85-я, 87-я, 326-я, 327-я, 337-я, 338-я, 370-я, 407-я, 408-я, 479-я и 507-я FG.
Военные действия в Европе имели для руководства США больший приоритет по сравнению с войной на Tихом океане, и вследствие этого первые P-47 попали на Индокитайско-Бирманский ТВД только в апреле 1944 года. Самолеты поступили на вооружение 33-й, 81-й и 80-й FG, а также 5-о и 6-о Sqdn. Fighter Command из состава 10-й и 14-й воздушных армий.
Thunderbolt P-47D и Р-47N состояли на вооружении ВВС США в течение нескольких послевоенных лет в составе частей SAC (Strategic Air Command - стратегическое авиационное командование), TAC (Tactical Air Command - командование тактических ВВС) и ADC. Вскоре почти все самолеты передали частям Air National Guard, в которых в 1948 году их повторно переобозначили как F-47D и F-47N. К 1955 году все самолеты сняли с вооружения. 









Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100