На момент начала Второй Мировой войны гражданская
авиация Польши состояла из связных машин, спортивных и санитарных. Кроме
того, несколько машин находилось в цехах авиазаводов DWL (RWD).
Самолеты PLL LOT
Единственная польская
авиакомпания Polskie Linie Lotnicze LOT
приготовилась лучше чем военная авиация. Руководством был разработан был
специальный план на случай войны "Plan wycofywania przedsiębiorstwa".
Последний рейсовый полет был выполнен 29 августа 1939 года, после этого
все вылеты носили характер курьерских - перевозка дипломатичной почты,
представителей войска и МИД.
30 августа 1939 года
самолеты LOT были конфискованы и сосредоточены в
западной части страны (Познань, Гдыня), а также в районе от Катовиц до
Львова. С Обора 1-3 сентября было выполнено несколько полетов в
скандинавские и балканские страны.
1-4 сентября было
эвакуировано три самолета Lockheed L-14H и 1 L-10A "Electra" в Бухарест и Черновцы согласно
подписанного 11 ноября 1938 года польско-румынского соглашения, согласно
которого на время войны польские самолеты перелетали в Румынию. 4 и 5
числа три L-14H через Хельсинки и Скандинавию перелетели в Англию, один
L-14H интернировали в Эстонии, а DC-2 - в Литве.
4-5 сентября 5 самолетов
был переброшены на аэродром Węgrowa (70 км от Варшавы), 2 - на аэродром Żołudka
(около Лиды), 4 - на Żabczyc (около Пинска), а 3 - Wiszenki (под
Львовом). 8 сентября самолеты из Żołudka и Węgrowa были собраны на Żabczyc. 10 сентября 3 самолета из Wiszenki перелетели в РУмынию, а
12-13 числа еще 10 самолетов из Żabczyc.
Таким образом, в Румынии
оказались 4 самолета L-14H, 5 L-10A, 1 DC-2, 1 Ju
52/3m, 3 Fokker F-VIIb/3m, 1 PWS-24bis и 1 RWD-13 - всего 16
самолетов LOT (подробнее в таблице). Поляки старались сохранить свои
самолеты, фиктивно передав их британской авиакомпании Imperial Airways,
однако под давлением германского посольства румыны самолеты
реквизировали.
Один
L-14H SP-BPK румынский экипаж разбил 24 июля 1940 года на аэродроме
Бухарест - Baneasa. Остальные в 1941 году получил румынские ОЗ и
регистрационные знаки (по большей части первые буквы SP- заменили на YR-).
№ |
Тип самолета |
Рег.
номер |
Завод.номер |
Дата эвакуации |
1 |
Lockheed L-10A |
SP-BGF |
1086 |
01.09.39 |
2 |
Lockheed L-14H |
SP-BNH |
1423 |
01.09.39 |
3 |
Lockheed L-14H |
SP-BPK |
1492 |
02.09.39 |
4 |
Lockheed L-14H |
SP-BNE |
1420 |
04.09.39 |
5 |
Lockheed L-14H |
SP-BPL |
1493 |
06.09.39 |
6 |
Douglas DC-2 |
SP-ASL |
1378 |
10.09.39 |
7 |
Fokker F-VIIb/3m |
SP-AMO |
2 |
10.09.39 |
8 |
PWS-24bis |
SP-AMS |
590 |
10.09.39 |
9 |
Lockheed L-10A |
SP-BGE |
1085 |
12.09.39 |
10 |
Lockheed L-10A |
SP-AYC |
1047 |
12.09.39 |
11 |
Lockheed L-10A |
SP-BGG |
1087 |
12.09.39 |
12 |
Lockheed L-10A |
SP-BGH |
1088 |
12.09.39 |
13 |
Junkers Ju 52/3m |
SP-AKX |
5588 |
13.09.39 |
14 |
RWD-13 |
SP-BNU |
283 |
13.09.39 |
15 |
Fokker F-VIIb/3m |
SP-AOG |
7 |
13.09.39 |
16 |
Fokker F-VIIb/3m |
SP-AMH |
1 |
13.09.39 |