В годы Великой Отечественной войны наравне с советскими летчиками в небе
Европы сражались их коллеги других национальностей - французы, поляки, испанцы,
чехи. Однако были и
довольно необычные союзники, которые буквально несколько месяцев назад были по
другую сторону фронта. Это были румынские ВВС.
23 августа 1944 в Бухаресте произошла революция и король Михай официально
объявил о
начале войне с Германией и ее союзниками.
Такое развитие событий было полной неожиданностью как для румынских, так и для
германских летчиков. Начался захват самолетов и имущества Люфтваффе. Румынам
досталось всего 228 самолетов, но большинство летнопригодных машин было передано
новым союзникам - ВВС РККА. Вот что об этом вспоминал известный советский ас
Скоморохов: "..на румынских аэродромах были захвачены немецкие самолеты - Me-109
и ФВ-190. Предоставилась возможность полетать на них, получше изучить их сильные
и слабые стороны. И мы немедленно воспользовались этим столь подходящим случаем.
Быстро освоились с кабинным оборудованием трофейной техники и стали пробовать ее
в полетах. Потом провели целую серию учебных воздушных боев: "мессеры" и "фоккеры"
против "лавочкиных". Удалось выявить немало любопытных особенностей во вражеских
машинах, что потом принесло нам неоценимую пользу".
Машины, избежавшие конфискации, получили опознавательные знаки новых румынских
ВВС - красно-желто-голубые кокарды.
Первым боевым вылетом румынских ВВС была атака парой IAR-81C небольшого поста в
Тандерей. Как потом утверждал захваченный в плен немецкий офицер после налета из
80 солдат гарнизона в живых осталось только 27.
Практически сразу немцы начали и бомбардировку Бухареста. На защиту столицы были
подняты истребители 7-й и 9-й истребительных групп, переброшенные на аэродром
Попешти - Леордени. Скучать им не пришлось. Так, уже 25 августа капитан
Кантакузино (лучший румынский ас Второй Мировой) повел шестерку Bf-109G на
перехват 11 He-111, направлявшихся к городу. Бомбардировщики шли без прикрытия и
в итоге Люфтваффе не досчитались шести машин (три машины были сбиты и еще три -
повреждены). На обратном пути румынские летчики обнаружили группу Ju.87, тоже
шедшую без прикрытия. Воспользоваться этим было не грех и вскоре одна "штука"
уже догорала на земле. От полного разгрома "лаптежники" спас только малый
остаток топлива и боеприпасов у нападавших. На следующий день "мессеры" сбили
еще три немецких самолета и уничтожили два Ju-52 на земле.
Всего до 31 августа только 9-я ИАГ выполнила 41 боевой вылет. Летчики одержали 7
подтвержденных побед, еще три были записаны как предположительные и две машины
были уничтожены на земле. После "сражения за столицу" 7-я ИАГ была
расформирована (ввиду наличия буквально нескольких летнопригодных машин) и
влилась в состав 9-й ИАГ (новым командиром был назначен капитан Луциан Тома).
1 сентября было объявлено о создании 1-го румынского воздушного корпуса (Corpul
1 Aerian Roman) для поддержки советского наступления в Трансильвании и Словакии.
Практически все наличные машины были переброшены на авиабазы в южной
Трансильвании. Новые условия диктовали и новые правила - произошла коренная
реорганизация воздушных сил. И на начало сентября Корпус представлял собой:
Истребительное командование
-
2-я истребительная группа (ИАГ): 65-я и 66-я истребительные эскадрильи (иаэ)
(IAR-
-
81C)
-
6-я ИАГ: 59-я, 61-я и 62-я иаэ (IAR-81C)
-
9-я ИАГ: 47-я, 48-я и 56-я иаэ (Bf-109G)
Бомбардировочное командование
-
-
3-я Группа пикирующих бомбардировщиков : 74-я и 81-я эскадрилья пикирующих
бомбардировщиков (Ju-87D5)
-
5-я бомбардировочная группа : 77-я и 78-я бомбардировочные эскадрильи (Ju-88A4)
-
8-я штурмовая группа : 41-я и 42-я штурмовые эскадрильи (Hs-129B2)
-
-
11-я и 12-я разведывательные эскадрильи (IAR-39)
-
2-я эскадрилья дальней разведки (Ju-88D1)
-
транспортная эскадрилья (Ju-52 и IAR-39, буксировщики планеров DFS-230 )
Всего 210 самолетов, причем половина из которых германского производства, что
создавало просто огромные трудности в эксплуатации.
20 сентября в группу добавились следующие подразделения:
-
44-я иаэ (IAR-80B, IAR-81A и Bf-109G)
-
85-я аэ пикирующих бомбардировщиков (Ju-87D5)
-
60-я штурмовая аэ (Hs-129B2)
-
14-я и 15-я разведывательные аэ (IAR-39)
Трансильвания.
В Трансильвании первыми появились IAR-81C, которые 7 сентября перебазировались
на аэродром Турнизор. Через два дня летчики выполнили свой первый боевой вылет.
Самым неприятным сюрпризом первого боевого дня для летчиков стал факт обстрела
советскими зенитчиками, которые повредили один самолет. Успевшие хорошо изучить
силуэты "Хеншелей" и прочих самолетов немецкого производства зенитчики открывали
огонь, не затрудняя себя изучением опознавательных знаков. Большинство даже и
подумать не могло, что Hs-129 или Ju-87 могут сражаться на стороне Красной
Армии.
Еще более трагично закончился вылет восьмерки Hs-129B-2 на позиции немцев в
районе местечка Турда под Колошваром 14 сентября 1944 г. Два румынских самолета
сбили германские Bf.109 из 52-й истребительной эскадры и два - советская
зенитная артиллерия. Однако самым тяжелым были потери летного состава - один
пилот был убит, а еще один попал с тяжелыми ранениями в госпиталь.
В тот же день летчики ИАРов после атаки аэродрома в Сомесени записали себе один
уничтоженный на земле транспортный планер Гота. 15 сентября этот же аэродром
(недалеко от Клужа) "посетили" и "мессершмитты". Летчики подошли с севера
(откуда их не ждали) и как на полигоне расстреляли всю технику, которая
находилась на ВПП. В число уничтоженных занесли Re-2000, Fw-58 и три
транспортных планера венгерских ВВС.
16 сентября летчики ИАРов впервые столкнулись с немецкими истребителями. Во
время прикрытия группы He-111H шестерка IAR-81C была атакована парой Bf-109G.
Румынские истребители к тому моменту морально и физически устарели и потому
"мессеры" несмотря на численное преимущество противника сбили один самолет -
адъютанта Иосифа Киухулеску (adj. av. Iosif Ciuhulescu). В тот же день во время
аналогичного вылета был сбит один бомбардировщик и один истребитель поврежден.
18 сентября был отмечен первой схваткой румынских "мессеров" с их германскими
коллегами. Счет оказался в пользу последних - один румынский истребитель был
сбит, а летчик второго совершил вынужденную посадку. После этого "мессеры"
перевели в основном на эскортирование штурмовиков и бомбардировщиков.
23 сентября восьмерка ИАРов столкнулась с такой же по численности группой
Bf-109G. В последующей схватке (больше похожей на избиение) 2-я истребительная
группа потеряла 3 IAR-81C и
двух пилотов. Однако адъютант Андонэ Ставару (adj. av. Andone Stavar) удалось
сбить один из нападавших истребителей, но это скорей случайность, чем
закономерность.
В тот же день IAR-81C (но из другой группы - 6-й ИАГ) провели и еще один бой.
Над Турдой во время прикрытия налета Hs-129B2 восьмерка истребителей была
перехвачена восемью Fw-190F. Вскоре в район подтянулись вездесущие "мессеры" JG
52. В бою румыны потеряли два самолета и одного пилота. По возвращению они
записали себе четыре сбитых немца (но только две победы получили подтверждение).
Это был последний бой летчиков группы на ИАРах - вскорости они начали освоение
"мессеров" (стоит заметить, что освоить новые машины они так и не смогли и
группа в дальнейших боях практически никакого участия принять не смогла).
25 сентября Авиакорпус потерял сразу 4 самолета и 3 пилота (все IAR-81C). Через
четыре дня был потерян еще один самолет (и снова пилот погиб). Так за короткий
срок 2-я истребительная группа потеряла 12 самолетов и 8 пилотов убитыми и два -
раненными. Такие катастрофические потери (такого уровня не было даже под
Сталинградом в 1942 году!) привели к полному падению морали. Летчики стали
активно высказывать недовольство, и в конечном итоге старенькие ИАРы перевели на
штурмовую работу.
Зато отличились "мессеры" - капитан Тома сбил Ju-188, но и сам был вынужден
совершить посадку в поле (постарались стрелки германского бомбардировщика).
Командование группой снова
принял капитан Константин Кантакузино. Всего за сентябрь румынские Bf.109
совершили 314 боевых вылета.
В октябре и ноября стояла очень плохая погода и количество вылетов было
минимальным. В
начале ноября оставшиеся IAR-81C перебросили на аэродром Туркеве в Венгрии.
Однако первый боевой вылет румынам удалось сделать только 17-го числа. Задачей
была атака германской колонны, о результатах известно крайне мало, только
лейтенант Георге Мокиорнита (Lt. av. Gheorghe Mociornita) записал себе
уничтоженным грузовик (по всей видимости, это была единственная потеря
противника). Через пять дней тот же пилот смог уничтожить еще два грузовика, а
адъютант Михай Мормарла (adj. av. Mihai Momarla) уничтожил зенитную батарею.
Однако и потери были достаточно большими: три самолета были повреждены во время
таких атак (две машины смогли совершить аварийные посадки на "дружественной"
территории). Это были одни из последних вылетов в Трансильвании, в декабре
группу перебросили на аэродром Мишкольц .
17 ноября на штурмовку позиций противника южнее Будапешта вылетел одинокий
Ju-87D (кстати, совершенно непонятно почему один). Естественно, его атаковали
германские истребители. Повреждения были очень большими, а летчик адъютан
Николае Штан (adj. sef av. Nicolae Stan) был тяжело ранен (странно, что никаких
сведений нет о бортстрелке). К счастью в районе появились румынские истребители
и немцы бросили бомбардировщик, посчитав его сбитым.
Однако несмотря на неблагоприятное развитие событий Николае был еще жив и после
двух неудачных попыток смог приземлиться на советский аэродром. Ему хватило сил
только открыть фонарь. Летчика сразу отправили в полевой госпиталь, где он и
встретил окончание войны.
Боевые действия в Трансильвании продолжались до 25 октября, когда румынские
войска вышли к современной венгерской границе. За семь недель боев румынская
авиация понесла тяжелейшие потери.
Словакия
Первые боевые вылеты над Чехословакией румынская авиация выполнила в составе 5-й
воздушной армии ВВС РККА. Штурмовики работали в интересах 27-й и 40-й советских
общевойсковых армий. Во второй половине декабря, когда боевые действия
переместились на территорию Словакии, в составе румынского авиационного корпуса
имелся 161 боевой самолет. Реально численность пригодных к полету самолетов была
гораздо меньше: из-за нехватки запасных частей боеготовность не превышала
30-40%. Самой крупной группой, которую румыны направляли на боевые задания
являлась шестерка, но чаще летали четверками. Критическая ситуация, сложившаяся
с запасными частями к технике немецкого производства, заставила пойти на
каннибализацию нескольких исправных самолетов. Несколько исправных и
поврежденных трофейных самолетов передало румынам советское командование.
Несмотря на все усилия румынских летчиков, они оказались не способны
удовлетворить далекие от реальности требования советского командования. Два -
три боевых вылета в день на штурмовку позиций германо-венгерских войск
представлялись непосильной задачей. Тем не менее, постоянные удары, которые
наносили "Хеншели" и "Юнкерсы", по укрепленным пунктам обороны, железнодорожным
станциям, ведение разведки приносили войскам Красной Армии ощутимую пользу.
Важность действий румынских летчиков неоднократно отмечалась благодарностями в
приказах, некоторые пилоты получили советские боевые ордена и медали.
19 декабря десять Hs-129B двумя волнами нанесли удар по железнодорожной станции
Римавска Собота, а затем атаковали колонну немецких войск на шоссе, ведущем из
города. Согласно рапортам летчиков на станции был сожжен один эшелон, а на шоссе
- уничтожено четыре грузовика. Скорее всего, это был первый боевой вылет
румынской авиации над Словакией.
С первым успехом пришли и первые потери. Уже в тот же день (19 декабря) пять
румынских "Хеншелей" перехватила восьмерка германских Bf. 109, один штурмовик
был подбит. Получивший легкое ранение летчик сумел совершить вынужденную посадку
в районе Мишкольца, при которой самолет получил незначительные повреждения.
20 декабря румынские самолеты опять появились над станцией Римавска Собота, они
атаковали отступавшие на запад колонны немецких войск. Другим объектом налета в
этот день стала железнодорожная станция Филаково и расположенный недалеко от нее
мост. 21 декабря части 27-й и 40-й советских общевойсковых армий нанесли удар в
общем направлении на Лученец. С улучшением
погодных условий росла активность авиации. 19 самолетов из Grupul 8 Asalt/Picaj
атаковали цели, расположенные в Южной Словакии и вновь появились над станцией
Филаково. 22 декабря три Хеншеля нанесли удар по колонне войск на улице
населенного пункта Зелена. Сначала самолеты сбросили бомбы, а затем - обстреляли
колонну пушечно-пулеметным огнем.
Командующий 27-й общевойсковой армии генерал-полковник Трофименко выразил
благодарность в приказе румынским летчикам за их действия в период с 20 по 22
декабря 1944 г. Румынская авиация продолжала выполнять боевые вылеты 23 декабря.
"Хеншели" нанесли бомбовый удар по насчитывающей 150 автомашин колонне немецких
войск под деревней Кялна. 15
автомобилей были подожжены. В этот же день очередному налету подверглась станция
Филаково. В этот же день во время эскортирования нескольких Ju-87D немецкие
летчики из JG.52 перехватили одинокий "мессер", в кабине которо сидел Adj. av.
Ioan Marinciu. Сначала он сражался с двумя противниками, но вскоре их уже было
четыре. Понятно, что шансов выжить у него было очень мало.
Самолет румына был практически растерзан, летчик получил ранения в лицо, руки и
ноги. Но несмотря на огромную кровопотерю он смог аварийно посадить свой
Bf-109G6 недалеко от Зелока. Благодаря советским солдатам летчик был немедленно
отправлен в полевой госпиталь и выжил. Кстати, интересная деталь - Иоан по
сегодняшний день уверен, что его сбил Эрих Хартманн.
24 декабря в группе "хеншелей" остался только один пригодный к полету штурмовик,
поэтому на боевые задания летали лишь пикирующие бомбардировщики Ju-87. Причем
при возвращении три "штуки" были перехвачены четверкой "мессеров". Немецкие
летчики приняли их за своих и помахав крыльями, на радость румынских летчиков,
удалились восвояси.
В день католического Рождества, 25 декабря, румынские ВВС понесли очередные
потери. Тройка ИАРов 2-й истребительной группы вылетела на вооруженную разведку
в район Луценек. После того как они атаковали наземные части им на перехват
взлетела пара Bf-109G. Боя избежать не удалось и в бою Adj. av. Dumitru
Niculescu погиб, а adj. av. Nicolae Pelin совершил вынужденную посадку.
Первый день последнего года второй мировой войны выдался пасмурным. Благодаря
плохой погоде летчики и техники обоих противоборствующих сторон получили
возможность спокойно встретить Новый год. 2 января подморозило, туман рассеялся,
и война вновь вступила в свои права. Румынские "Хеншели" в этот день штурмовали
автоколонны на дорогах в районе железнодорожной станции Томашув и на шоссе
Лучинец-Полтар. Активные боевые действия 41-я эскадрилья продолжила 3 и 5 января
1945 г. Объектами атак Hs-129 с румынскими кокардами на крыльях и фюзеляжах
стали железнодорожные станции Калня и Лучинец, отступающие колонны немецких
войск в районах Томашовца, Брезнички, Полтара. 5 января самолет адъютанта
Констину Богьяна получил попадание зенитным снарядом, но летчик смог довести
поврежденную машину домой, на аэродром Мишкольц. Во всех боевых вылетах
штурмовики прикрывали истребители Bf. 109G из Grupul 9 Vinatoare (9-я
истребительная группа). Немецкой авиации в воздухе практически не наблюдалось,
поэтому румынские "мессершмитты" присоединялись к штурмовикам и наносили удары
по наземным целям. За три дня января румынская авиация совершила 107
самолето-вылетов и сбросила 36 т бомб.
12 января 8 IAR-81 перебросили в Дебрецен для усиления ПВО города, хотя польза
от них была минимальная. Хотя все - таки один раз они отличились: 9 февраля пара
таких "истребителей" перехватил Hs.129, летчик которого пытался дезертировать на
немецкую сторону. Понятно, что шансов у штурмовика просто не было. Реальность
войны была таковой, что все три летчика прекрасно знали друг другу, так как во
время Восточной кампании служили в одном подразделении!
На следующий день (то есть 13-го января) командир 74-й эскадрильи пикирующих
бомбардировщиков lt. av. Badulescu повел 7 Ju-87D5 на Будапешт. Целью был мост
Элизабеты -
основная транспортная артерия, соединяющая Буду и Пешт и потому хорошо прикрытый
средствами
ПВО. Советские бомбардировщики предприняли несколько попыток разрушить его и вот
теперь была
очередь новых союзников.
Набрав высоту в 4000 метров они при подходе к городу получили прикрытие - Яки.
Мост румынские и советские летчики атаковали с пикирования. Удар был удачным -
четыре бомбы попали в мост, а потери составили всего один самолет, летчик
которого смог посадить машину на ближайший аэродром.
Однако мост продолжал функционировать и на его бомбежку подняли четверку
оставшихся в строю Ju-88A-4. Их повел lt. av. Gheorghe Georgescu (очень опытный
пилот - за всю войну 200 боевых вылета). Еще до подхода к цели один "юнкерс"
развернулся домой - отказал изношенный двигатель. Поэтому мост атаковала только
тройка самолетов с высоты 5000 метров. С высоты 1500 метров они сбросили свой
смертоносный груз и как минимум две 250-кг бомбы попали в мост. Несмотря на
плотный огонь зениток все машины вернулись домой.
19 января началось ставшее традиционным зимнее наступление советских войск. Удар
наносился с рубежа западных и северных отрогов Карпат в направлении рек Висла и
Одер. Правый фланг 2-го Украинского фронта также принимал участие в зимней
наступательной операции. Войска 2-го Украинского наступали на территории
Чехословакии. В первый день операции активность авиации
сдерживала низкая облачность и метель.
На следующий день погода улучшилась, командование 1-го румынского воздушного
корпуса бросило в бой все пригодные к полетам самолеты. "Хеншели" и "юнкерсы"
румынских ВВС работали непосредственно над полем боя и наносили удары по ближним
тылам противника.
Примерно в 16:00 на штурмовку железнодорожной станции Банске Бистрич отправились
несколько Ju.87. При подходе к цели летчик одной машины (адъютант Ион Раду),
борт. № 2, был вынужден из-за остановки двигателя аварийно приземлиться. К
сожалению, произошло это по ту сторону фронта. На помощь экипажу был выслан
Fieseler Fi.156C, но он увяз в глубоком снегу. Тогда румынское командование
направило Fleet F.10G (непонятно чем было вызвано такое решение - ведь самолет
двухместный!!), но никого на месте посадки уже не было. Немецкие горные стрелки
захватили в плен Иона Раду, его бортстрелка - сержанта Константина Периджеску и
пилота "физлера" - лейтенанта резерва Эмиля Мога. Но об этом не было известно и
летчиков записали в без вести пропавшие. Реально их отвезли в Банску Бистричу.
Но после отступления 23 марта немцы их просто забыли.. Румыны пробыли без воды и
пищи три дня, пока в город не вошла Красная Армия. Но на этом их приключения не
закончились. Летчики были в немецкой летной форме, без документов и СМЕРШовцы
"на всякий случай" арестовали их. Расследование затянулось надолго и только 12
июня 1945 года они вернулись на родину.
Интересно, что поврежденную "штуку" хозяйственные "гансы" отправили в ближайшую
авиамастерскую, но отремонтировать не успели.
В течение дня "Хеншели" дважды атаковали позиции немецкой тяжелой артиллерии под
Томашевцем и железнодорожную станцию Ловинобаня. Сильнейший взрыв
свидетельствовал о том,
что сброшенные с Hs-129 бомбы угодили в состав с боеприпасами. По румынским
данным девять штурмовиков находились в воздухе 10 ч 40 мин и сбросили на
противника 2700 кг бомб. Однако домой вернулось только семь машин. Двух
субкотенентов Александру Николаи и Константину Думитру объявили пропавшими без
вести. Точная причина гибели летчиков (огонь зенитной артиллерии немцев или
атаки истребителей) осталась неизвестной.
14 февраля воздушная война приняла еще более ожесточенный характер. Пятерка
Hs-129 уничтожила четыре грузовика и несколько повозок в окрестностях Подричан.
Затем "Хеншели" совместно с пикирующими бомбардировщиками Ju-87 нанесли удар по
железнодорожной станции Ловинобаня. Этот день также не обошелся потерь: один
Хеншель разбился в Мишкольце при облете после ремонта двигателей, летчик
адъютант Василе Скрипчар погиб. Скрипчар был известен в Румынии не только в
качестве летчика, но и как талантливый репортер и художник.
15 января была достигнута первая цель наступательной операции - советские войска
освободили Лучинец. За время наступления румынская авиация выполнила 510
самолето-вылетов, налетав 610 часов и сбросив около 200 т бомб. Летчики
разбомбили девять сборных эшелонов, три эшелона с горючим, три важных моста и
большое количество единиц техники. Рапорты румынских летчиков нашли отражение в
оперативных сводках командования советских 27-й общевойсковой и 5-й воздушной
армий.
После нескольких дней передышки румынская авиация возобновила боевую работу,
теперь боевые вылеты выполнялись в район города Рожнава. Советские войска вошли
в Рожнаву в ночь на 22 января, гарнизон из 1700 венгерских и немецких солдат
сдался в плен. Погода не позволяла использовать авиацию до 15 февраля. Три
недели "каникул" румыны использовали для перебазирования из Мишкольца в Лучинец,
ближе к фронту. 15 февраля командир 41 -и эскадрильи Лазарь Мунтятну выполнил
два полета на разведку погоду (на Hs-129 с бортовыми номерами 336 и 331). Позже
в этот же день, удар по железнодорожным станциям Зволен, Брежно и Хаяначка
нанесли 26 самолетов, которые сбросили 8 т бомб. Адъютант Стефан Пушкач огнем из
пушек уничтожил локомотив и четыре вагона. Его "Хеншель" получил повреждения от
зенитного огня, однако Пушкач дотянул по аэродрома Лучинец, после посадке в
штурмовике насчитали 14 пробоин. Всего же за войну Пушкачу пять пришлось
совершать вынужденные посадки, причем один раз за линией фронта, при этом
летчику каждый раз везло! После войны Пушкач остался в социалистической Румынии,
причем сделал прекрасную политическую карьеру.
На следующий день штурмовики Hs-129 и пикирующие бомбардировщики Ju-87 нанесли
удары по железнодорожным станциям Кремница, Хронска Брежница и Хаяначка.
Советское командование отдало приказ 40-й общевойсковой и 4-й румынским армиям
перейти в наступлением и решительными действиями прижать немецкие войска к
восточному берегу реки Грон, датой начала операции назначили 24 февраля. В 19.00
20 февраля на командный пункт 1-го румынского воздушного корпуса прибыли
командующий 5-й воздушной армией генерал Ермаченко и начальник штаба 40-й армии
генерал Шарапов. Генералы обсудили с румынскими офицерами план предстоящих
действий. Утром 21 февраля офицеры наведения 1-го воздушного корпуса ВВС Румынии
выдвинулись на передовые наблюдательные посты для детального изучения местности
и подготовки
данных, необходимых для планирования ударов авиации. В речи перед румынскими
летчиками техниками советский генерал в частности сказал интересную фразу:
"...мы надеемся, что наши румынские товарищи не подведут".
Непосредственная авиационная поддержка наступающих войск возлагалась
исключительно на румынские ВВС. Плохая погода отсрочила начало боевой работы
авиации на один день. 25 февраля небо очистилось от облаков, самолеты получили
возможность подняться в воздух. Этот день отмечен в истории румынских ВВС
необычайно высокой активностью, победами и потерями. В 148 самолето-вылетах
румынские летчики сбросили на позиции немецких войск в треугольнике Очова-Детва-Зволеснка Слатина 35 тонн бомб. Пилоты сообщили о трех уничтоженных
полугусеничных бронеавтомобилях, одной самоходно-артиллерийской установке, двух
автомобилей, пяти конных повозок и восьми пулеметных гнезд, о множестве
уничтоженных солдат и офицеров противника. При
штурмовке наземных целей прямое попадание снаряда зенитной пушки получил
"Хеншель" адъютанта Виктора Думбрава, летчик с трудом перетянул через линию
фронта и шлепнулся на вынужденную посадку недалеко от Детвы.
25-е число было напряженным и для истребителей. В пятый вылет в этот день
вылетели капитан Кантакузино и его ведомый adj. Traian Dвrjan. Над линией фронта
они обнаружили восьмерку
Fw-190F, штурмовавших советские войска. Не раздумывая они ринулись в бой, причем
поодиночке.
Кантакузино не составило труда сбить один штурмовик, но беспечностью румынов
воспользовалось
звено "мессеров" из I./JG 53. Командир эскадры гауптман Гельмут Липферт сбил
Траяна, а остальные занялись капитаном. Драян по всей видимости погиб еще в
воздухе (ирония судьбы заключается в том, что именно Липферт "поставил" Траяна
"на крыло" - он был его инструктором во время базирования эскадры на аэродром
Тирасполя). Кантакузино упал недалеко от румынских позиций и на следующий день
на машине вернулся на свой аэродром. Он рассказал о том, что случилось, но
собственно сбития своего ведомого он не видел и констатировал: "Траян должно
быть сбит".
Вторую победу в день (и последнюю во Второй Мировой войне) румынские истребители
одержали во время схватки с Bf-109K. Автором ее был adj. Constantin Nicoara. Ни
одного самолета не было потеряно, но два повреждены.
Интенсивность воздушных ударов румынской авиации на следующий день несколько
снизилась. К вечеру пошел дождь, а видимость уменьшилась до 100 метров. В
последние дни февраля установилась температура воздуха +4 град., постоянные
дожди и таящий снег превратили аэродромы в море воды и грязи, авиация не могла
действовать до 4 марта. 4 марта боевые вылеты возобновились. Самолеты Grupul 8
Asalt/ Picaj восемь раз поднимались в воздух (15 самолето-вылетов). Целями
ударов "Хеншелей" являлись позиции немцев в треугольнике Зволен-Лишковец-Жолна.
В том же районе действовали и "юнкерсы", которые понесли потерю. В районе Иванки
в 20:45 (время московское) лейтенант Середа из 178-го иап сбил "штуку", которая
по его докладу была немецкая. Реально он сбил румынский самолет, к счастью,
экипажу удалось воспользоваться парашютами.
5 марта над Лешковицами восьмерка Hs-129 появлялась трижды, довершив работу
предыдущего дня.
6 марта объектом налетов стала железнодорожная станция Зволен, колонны войск,
позиции
артиллерии в 2 км от Зволена. Немецкие артиллерийские батареи румыны
окончательно подавили 7 марта двумя налетами самолетов из Grupul 8 Asalt/ Picaj
("Хеншели" в этот день летали на боевые задания тройками). В третьем налете три
Hs-129 разгромили автоколонну на улице деревни Сляч.
Утро 8 марта для румынских летчиков началось со звона поднятых в честь
Международного женского дня граненных стаканов, в которые была налита прозрачная
жидкость с резким запахом.
Праздник продолжался недолго, через несколько минут после произнесенного тоста,
пилоты заняли
места в кабинах своих самолетов. Цели не изменились: Зволен, Жолна, пять
пулеметных гнезд на
высоте 391 под Жолной.
9 марта "Хеншели" вновь наносили удары по тем же самым объектам.10 марта из-за
плохой погоды полетов не было. 11 марта "Хеншели" сделали 21 самолето- вылет
(пять групповых боевых вылетов). Четыре боевых вылета в этот день сделал
лейтенант Мунтяну (все на Hs-129 с бортовым номером 228), Мунтяну летал на
Зволен, Монтову, Жолну и снова на Зволен.
13 марта погодные условия опять испортились, погода не позволяла авиации
действовать в течение десяти дней. 22 марта в командование 1-м румынским
воздушным корпусом вступил генерал Трайан Бардулю, сменивший генерала Эммануила
Ионеску, которые стал министром авиации в правительстве Петру Грозу. Смена
командующего корпусом почти не отразилось на повседневной жизни и боевой работе
личного состава. В день смены командования восьмерка Hs-129 штурмовала шоссе
западнее Зволена. Румынская авиация бомбила автомобильный парк в Ковачове, на
улицах Зволена было уничтожено десять конных повозок.
23, 24 и 25 марта погода приковала "Хеншели" к земле. 26 марта было сделано
всего два самолето- вылета. Зато в этот день два румынских летчика на Bf-109G
дезертировали на ближайшую германскую авиабазу.
Именно 26 марта советско-румынскими войсками был освобожден город Зволен.
Началось
тотальное отступление немцев из Словакии. После форсирования реки Грон
наступление советских войск успешно развивалось в западном направлении.
Улучшение погоды позволило румынской авиации вновь приступить к боевой работе.
Железный ударный кулак командования 1-го румынского воздушного корпуса
составляли штурмовики и пикирующие бомбардировщики 8-й группы. Точные удары
самолетов по противнику расчищали дорогу сухопутным войскам.
1 апреля четверка "Хеншелей" дважды атаковала отступающие немецкие колонны на
шоссе,
ведущим от Левине на запад, самолеты уничтожили 11 конных повозок и пять
грузовиков. 2 апреля румыны совершили 19 самолето-вылетов на штурмовку воинского
эшелона на станции Неманка и расположенной поблизости от станции артиллерийской
батареи. IAR-81C атаковали два поезда севернее Кремница и повредили один из
локомотивов.
3 апреля единственный боевой вылет совершила тройка Hs-129, самолеты нанесли
удар по автомобилям в районе деревни Яловец. В ходе налета попадание в правый
двигатель получил самолет лейтенанта Антонеску. За двигателем потянулся шлейф
дыма, показались языки пламени. Антонеску немедленно пошел на вынужденную
посадку. Самолет после приземления пришлось списать, но летчик отделался
синяками и шишками - прочная бронекапсула выдержала столкновение с землей.
4 апреля две четверки "Хеншелей" нанесли удар по концентрации автомобилей и
военной техники немцев в районе Брежно, уничтожив шесть единиц техники. Ближе к
вечеру восьмерка Hs-129
атаковала железнодорожную станцию Брежно, летчики доложили об уничтоженном в
результате удара паровозе и четырех вагонах.
5 апреля двухмоторные штурмовики появились над Бодоровой. Самолеты оставили за
собой 15 горящих повозок и такое же количество разбитых автомашин. 6 апреля
самолеты 1-го румынского
воздушного корпуса перебазировались на аэродром Зволен. Время полета в районе
Белых Карпат и
Нижних Татр сократилось. Первые боевые вылеты из Зволена были сделаны по Кошице,
Белуше, Ноздровице. 7 апреля ударам с воздуха подверглись Пухов, Белуша и
Кошице.
11-13 апреля румынская авиация действовала в районах Немцова, Раджец, Жилина,
Полувси, над словацко-моравской границей. В последующий день самолеты не летали
из-за плохой погоды.С рассветом 15 апреля погода улучшилась, атаки с воздуха
возобновились. Три волны "Хеншелей" (18 самолетов) бомбили и штурмовали ведущее
в Маков шоссе, железнодорожные станции Нижна и Шумица. Было сброшено пять с
половиной тонн бомб, пилоты доложили о 30 разбитых автомобилях, двух поездах и
одном паровозе. Адъютант Василе Песку получил повреждения внутренних органов в
результате превышения допустимой перегрузки на выходе из пикирования. Песку
сумел вернуться на
базу. Друзья вытащили пострадавшего пилота из кабины штурмовика и немедленно
отправили в госпиталь. 20-летний парень, совершивший к тому моменту 225 боевых
вылетов, остался инвалидом
на всю жизнь.
В понедельник 16 апреля на фронт прибыл с визитом министр обороны Румынии
генерал Василе Расчану, лично вручивший награды отличившимся. На глазах министра
на боевое задание ушли две тройки Hs-129, которые возглавил командир эскадрильи
Лазарь Мунтяну. Над Бановым его самолет получил попадание в правую плоскость
крыла, в результате взорвался топливный бак и вышел из строя двигатель. На одном
моторе Мунтяну перетянул через реку Ваш и сел на только что
оставленном отступающими немцами аэродроме Тренчин. При грубой посадке машина
получила дополнительные повреждения, пострадал и сам Мунтяну. Самолет и летчик
немедленно подверглись
обстрелу из стрелкового оружия и минометов с правого берега Ваша. Жизнь
румынскому летчику спас
командир советской артиллерийской батареи лейтенант Тунев, которая по его
приказу открыла ураганный огонь по границам летного поля, не позволяя немцам
приблизиться к самолету. Лейтенант
лично вытащил Мунтяну в безопасное место, откуда командира румынской штурмовой
эскадрильи отправили в госпиталь. Раны Мунтяну оказались не опасными - 21 апреля
он вернулся в свое подразделение.
17 апреля летчики 41-й эскадрильи четыре раза летали в бой без своего командира.
16 "Хеншелей" бомбами и снарядами нанесли удар по концентрации пехоты и техники
противника сначала в районе Дритомны, затем - Венгерского Брода, Пракшитци и
Корытне. Под Корытной штурмовики рассеяли колонну из 60 конных повозок и 30
автомобилей.
Восстановление аэродрома Тренчин румынские наземные службы начали прямо под
огнем противника, но плохая погода препятствовала перебазированию сюда
самолетов. В течение нескольких дней авиация совершала только полеты на
разведку. Только 20 апреля пять Hs-129B смогли нанести удар по Корытне, самолеты
подавили минометную батарею, расположенную на опушке леса юго-западнее деревни.
21 апреля тройка "Хеншелей" в одном вылете сначала нанесла удар по позициям
немцев в районе Дольне Немчи , затем - по Славкову. В последующие три погода
опять ухудшилась, только один раз четверка Hs-129В сумела отбомбиться по Дольне
Немчи.
В этот же день снова отличились пилоты IAR-81C - благодаря улучшению погоды они
выполнили 31 боевой вылет. За день было записано уничтоженными 11 грузовиков и
множество пехоты. Но этот успех был оплачен гибелью av. Gheorghe Mociornita
(IAR-81C no. 426), самолет которого был сбит ПВО. До конца войны оставалось две
с половиной недели:
Статистика боевой работы "хеншелей" в период с 25 марта по 24 апреля 1945 г.
выглядит следующим образом: выполнено 160 самолето - вылетов (34 групповых
боевых вылета) суммарной продолжительностью 177 ч 20 мин; сброшено 48,9 т бомб,
уничтожено 122 автомобиля, 91 конная повозка, 4 железнодорожных состава, 3
артиллерийских позиции, 1 танк и 1 мост. В воздушных боях
румынская авиация участия не принимала по причине полного отсутствия в воздухе
самолетов противника. Потери составили два Hs-129B.
С приходом весны всем стало ясно - конец войны не за горами, однако финал еще не
наступил. 26 апреля районом активных действий самолетов 8-й группы стал
Венгерский Брод. Тройки "Хеншелей" восемь раз бомбили и штурмовали город. Во
всех боевых вылетах группы возглавлял лейтенант Мунтяну, который в этот день
летал на самолете с бортовым номером 222Ь. Восемь налетов на Венгерский Брод
выполнили пикировщики из братской Escadrile 74 Picaj.
Первый раз 26 апреля самолеты пошли на взлет в 7 часов утра, целью удара был
мост возле
деревни Суча Лож. Штурмовики прикрывали истребители IAR-81, но поскольку
вражеской авиации в
небе не наблюдалось, они присоединились к "Хеншелям", наносившим удары по мосту.
Мост удалось серьезно повредить. В течение дня штурмовики атаковали позиции
противника в районах населенных пунктов Суча Лож, Венгерский Брод, Дольне Немчи,
трижды Hs-129 штурмовали позиции артиллерии около Нивиницы. За день "хеншели"
сбросили 72 т бомбы и выполнили 57 самолето-вылетов. Пилоты 2-й истребительной
группы выполнили 68 вылетов, выпустив 23100 пуль и 4140 снарядов. Как обычно не
обошлось без потерь - на IAR-81C погиб Adj. av. Constantin Prisacaru. Снова
отличились германские зенитчики, к концу войны имевшие богатый боевой опыт.
27 апреля в приказе по случаю освобождения Венгерского Брода советского
командования
отмечалось: " Взятие города стало возможным только благодаря действиям авиации".
В тот же день десять "Хеншелей" тремя волнами нанесли удар по Тишнову. 28 апреля
авиация не летала, 29 апреля румыны бомбили и штурмовали колонны противника на
дорогах в окрестностях Добиковцев. 30 апреля на деревни Нидачлебицы и Бойковицы
румынские самолеты сбросили 2100 кг бомб.
27 апреля был сбит и последний в войне "юнкерс". В районе Добиковице самолет был
расстрелян немецкими зенитчиками. Летчик - адъютант Пол Лазароиу смог
воспользоваться парашютом и попал в плен, а его бортстрелок (сержант Джеордже
Попеску) погиб.
За апрель по официальным данным "мессеры" 9-й ИАГ выполнили 225 боевых
вылета.Первый день мая 1945 г. авиация летала, не смотря на сильный дождь. В
ходе одного из налетов четверка "Хеншелей" рассеяла колонну пехоты к юго-западу
от Оломоуца. 2 мая внимание румынских летчиков привлекла железнодорожная станция
Холишов. Налеты на станцию и город продолжились 4 и 5 мая.
6 мая началась последняя наступательная операция войны в Европе - рывок к Праге.
Румынская авиация поддерживала сухопутные войска, наступавшие на Протеев. 7 мая
румынским летчикам удалось уничтожить северо-западнее Протеёва 15 автомобилей.
8 мая летчики штурмовали колонны войск и техники противника на дорогах в
окрестности Урчице и Вышовицы. 2-я истребительная группа потеряла своего
последнего летчика в войне - это был slt. av. Remus Vasilescu.
9 мая 1945 г. в воздух поднимались лишь бипланы IAR-39 под эскортом
"мессершмиттов", которые разбрасывали листовки. Немцы сдавались в плен, не
оказывая сопротивления.
Однако война для румынских авиаторов завершилась несколько позже. 11 мая румыны
выполнили наносили удары по частям Российской освободительной армии генерала
Власова. Власовцам терять было нечего, и они отчаянно сопротивлялись в лесах под
Венгерским Бродом. Вечером 11 мая 1945 г. самолеты (несколько бомбардировщиков
под прикрытием четырех Bf-109G) вернулись из последнего боевого вылета румынских
ВВС во второй мировой войне. Над территорией Чехословакии румынские летчики
воевали 144 дня.
Всего до конца войны (на 12 мая 1945 года) на счету 1-го корпуса числилось 8542
вылета и
уничтожение 101 вражеского самолета (вместе с зенитчиками). Потери составили 176
самолетов, сбитых истребителями, ПВО и разбитые в многочисленных авариях в
условиях плохой погоды зимы -
весны 1945 года.
Конкретные данные есть только по участию "хеншелей", по остальным - данные
отрывочные. Так вот, за пять месяцев боевых действий, с 19 декабря 1944 г. по 11
мая 1945 г. летчики 41-й штурмовой эскадрильи ("хеншели") выполнили 422
самолето-вылета, налетав 370 часов и сбросив 130 тонн бомб. В результате
действий эскадрильи было рассеяно 66 колонн войск противника, уничтожено 185
автомобилей и 66 конных повозок, на железнодорожных станциях пилоты "Хеншелей
разбили" 13 поездов, среди прочего уничтоженного имущества врага -
артиллерийские орудия, минометы, пулеметы. Потери эскадрильи составили восемь
штурмовиков HS-129B. Летчики "штук" только в Словакии совершили 107 боевых
вылетов, налетав 374 часов. Они сбросили 210 тонн бомб на 37 железнодорожных
станций и 36 позиций противника. В уничтоженные были записаны 3 танка, 61
грузовик и 6 зенитных батарей.
За всю войну румынские ВВС потеряли 4172 человека, из них 2977 воюя за Германию
(972
погибших, 1167 раненных и 838 пропавших без вести) и 1195 - воюя против Германии
(соответственно 356, 371 и 468).
Конец войны Королевские Румынские ВВС встретили еще в худшем
состоянии, чем 22 июня 1941 года. Фактически авиаторы остались один ни один со
своими проблемами в условиях полного прекращения поставок запчастей для
самолетов. Дальнейшее будущее было туманно...
Уголок неба. 2006
|