После захвата Югославии и первых сообщений о налетах партизанских отрядов
немецкое командование не ожидало больших неприятностей и планировало быстро
расправиться со плохо вооруженными отрядами повстанцами. Однако уже вскорости
югославы смогли войти в контакт с лидерами антифашистской коалиции и союзная
авиация стала совершать эпизодические вылеты на выброску грузов над бывшей
Югославией. Но в 1941 – 42 годах как на Западе, так и на Востоке положение было
более чем критическим и реально ни одна страна не была способной оказать
ощутимую помощь зарождавшемуся партизанскому движению.
Однако именно в конце 1941 года появляется информация о том, что в западной
Боснии партизанами было организовано несколько грунтовых площадок. Одновременно
началась пропагандистская работа среди пилотов новосозданных ВВС Хорватии.
Пропаганда была более чем действенной потому, что летный состав этих ВВС был
укомплектован пилотами Королевских ВВС Югославии, по разным причинам попавшим
снова на службу.
Напряженная работа скоро принесла и первые результаты. В субботу 23 мая 1942
года в 9:30 с аэродрома Залусаны около г. Банья-Лука взлетел хорватский биплан
Потез XXV, пилотированный Франьо Клужем. Этот невооруженный самолет должен был
доставить припасы в отдаленный гарнизон в Санске - Мосте. Чуть позже с этого же
аэродрома взлетел другой самолет - Бреге XIX (пилот Рудольфа Чаявеца) с
аналогичной задачей (снабжение гарнизона в Горне Саннике). Оба самолета однако
на место назначения не прибыли, а приземлились на партизанскую полевую площадку
в Приедоре.
Эти два биплана и стали первыми самолетами так называемых "партизанских ВВС".
Как только немецкое командование и хорваты узнали о пропаже самолетов, то сразу
был организован масштабный поиск с воздуха каких – либо следов пропавших
самолетов. Но буквально через несколько часов пришла и ошеломляющая информация –
"самолеты в руках партизан". Немедленно в состояние повышенной боевой готовности
были приведены все наличные средства ПВО. Хорватские лидеры всерьез опасались
бомбового удара по своей столице - г. Загребу. Мало того вскорости зенитчики
получили приказ: стрелять по любому биплану, появляющемуся в поле зрения.
Кроме того, для поиска самолетов организовали серьезную поисковую кампанию, для
которой были привлечены большие силы армии, полиции и службы безопасности, ну и
естественно все наличные авиасилы. Вся эта "эпопея" закончилась тем, что 29 мая
хорватские пилоты заявили, что оба самолета были уничтожены при бомбардировке "подозрительной" площадки в районе г. Урие.
Breguet Br.19 Jupiter (4521) партизанских ВВС.
Пилот - Руди Чаявец; стрелок - М.Язбец. 1942 г. На этой машине 21-го
марта 1942 г. она дезертировали из ВВС Хорватии к югославским партизанам. Эта
дата считается днем основания ВВС Югославии. 2-го июля 1942 г. самолет был сбит
во время штурмовки аэродрома у Баня Лука и совершил вынужденную посадку. Экипаж
захвачен четниками и убит.
На самом деле самолеты были надежно укрыты партизанами, которые начали
подготовку к боевым вылетам. Основной проблемой поначалу стала нехватка топлива,
однако она вскоре была решена путем закупки обычного автомобильного бензина.
Гораздо больше неприятностей доставила нехватка вооружения. Бортстрелки обеих
самолетов - Митречич и Язбец - наладили "производство" самодельных бомб. Эти
10-кг бомбы были сделаны из отрезков водопроводных труб и за 10 дней было
произведено "ужасающее" количество - 270 штук таких боеприпасов. Кроме того,
Митречич также приспособил в задней кабине своего Потеза пулемет МГ-34, а Чаявец
на киле Бреге нарисовал большие красные звезды. Интересно, что на Потезе
оставили хорватские красно – белые щиты.
Первый боевой вылет партизанской авиации произошел 4 июня 1942 года, когда Потез
нанес бомбовый удар по хорватской колонне районе Орахова. Потери противника
составили 9 человек, причем один из них был немец. Одновременно Бреге нанес удар
по бывшему "родному" аэродрому в Баня - Луке. Во время третьего захода
пристрелявшиеся зенитчики поразили малоскоростной самолет. Чаявец получил
ранения, самолет был серьезно поврежден, однако летчик однако попытался дотянуть
до территории, контролированной партизанами. Но после того, как остановился
двигатель оставался только один выход – аварийная посадка. Место посадки было
немедленно окружено полицией и в короткой перестрелке пилот застрелился, а
раненный летнаб попал в плен. Впоследствии, он был расстрелян по приговору
военно – полевого суда как дезертир.
Для хорватов появление партизанских самолетов было полной неожиданностью, и
поэтому поиски были вновь возобновлены с новой силой. За голову Клужа был
назначена награда в один миллион хорватских кун. Однако, уже 7 июня "неуловимый
мститель" наносит бомбовый удар по позициям хорватских войск в районе Боснанска
Дубица - Боснански Нови.
Однако кольцо поисков суживалось и через неделю Клуж с Митричем вынуждены
перелететь на новую площадку в Лучши Паланка. По ходу дела, летчик нанес
бомбовый удар по обнаруженной колонне хорватов. 5 июля отмечен первым ночным
вылетом "партизана" - несколько бомб упали на Боснански-Нови.
Однако при полном господстве в воздухе вражеской авиации развязка наступила
очень скоро. На следующий день (6 июля) около 9:30 готовый для вылета штурмовик
был обнаружен и уничтожен патрульным немецким самолетом FW-58 (пилот - лейтенант
Бубма) из состава "Kampfgruppe Westbosnien" Люфтваффе.
Хотя применение партизанских самолетов имело эпизодический характер и имело
символическое значение, сам факт уничтожения партизанского самолета широко
использовался гитлеровской пропагандой. Это было представлено как большой подвиг
и Бумб был награжден Железным Крестом. Стоит отметить, что Потез сгорел, а вот
его пилот – Клуж - не пострадал, а благополучно перебрался в Италию и вступил в
югославские авиационные части в составе RAF. Погиб 14 сентября 1944 года во
время очередного вылета на прикрытие бомбардировщиков.
Непосредственно в подразделениях хорватской авиации был принят ряд мер, чтобы
исключить такого рода случаи в дальнейшем.
Ситуация в оккупированной Югославии стала кардинально меняться только после
выхода из войны в 1943 году Италии. Итальянский корпус, находившийся на
территории страны, стал разоружаться всеми и вся: это делали как немцы, так
хорваты, ну естественно - партизаны. В этот период начался и тихий развал
хорватской военной авиации. Только в июне 1943 года из состава одной из частей в
районе Загреба дезертировало 60 человек (причем как летчиков, так и техников).
Кое-что досталось и из авиатехники. Так, на итальянской базе гидроавиации в
Дивулье (около г. Сплит) партизанами был захвачен в нелетном состоянии
Консолидейт "Флит". 10 сентября 1943 года пилот Цирил Врабиц при помощи
итальянского механика перегнал самолет в залив Сегет - Враница, где была
организована импровизированная партизанская гидробаза. Тот же Врабиц выполнил на
этой машине 26 вылета, в основном курьерских, так как самолет был невооружен. 6
октября 1943 года огнем с земли самолет был сбит, причем при вынужденной посадке
погиб как пилот, так и пассажир - командир 8-го партизанского отряда Анте
Мавазович.
11 сентября на итальянской авиабазе Гориция словенскими партизанами был захвачен
11 итальянских самолетов. Однако, при приближении немцев 10 самолетов было
сожжено, а один ("Сайман") перегнали на полевую площадку в районе штаба партизан
Приморской области. С 20 сентября из Айдовчины этот самолет стал совершать
регулярные курьерские полеты в Главный Штаб Освободительного фронта Югославии в
г. Ново - Место. Самолет не перекрашивали, но на фюзеляже нанесли триглав.
Однако, и этот самолет был не последним в руках партизан. Примерно в то же время
партизанами на аэродроме Гробник (около г. Риекка) было захвачено два связных
самолета: Физлер 156 "Шторьх" и Капрони Са. 164.
9 октября 1943 года с аэродрома Загреба дезертировал на своем Бюккер "Юнгманн"
пилот Йосип Клокочовник, а 29 октября на сторону партизан перелетел начальник
штаба (!) хорватских ВВС полковник Франьо Пирк на учебном самолете FL.3. Очень
интересна дальнейшая судьба этого человека. После перелета он стал правой рукой
Тито и назначен начальником авиационного отдела Главного Штаба, а впоследствии
стал первым командующим ВВС ЮНА. С 1946 года он попадает в опалу и отправляется
послом в Аргентину. Умер в 1954 году в Любляне в звании генерал-майора
югославской авиации.
С 14 октября на авиабазе в Ливно были организованы своеобразные курсы по
подготовке пилотов и техников для партизанских ВВС. Основную летную подготовку
они проходили на FL.3 пока хватало топлива и масла. На курсах обучалось примерно
60 человек.
13 ноября 1943 года в руки партизан попал и настоящий боевой самолет: это был
бомбардировщик Дорнье До-17, угнанный хорватским летчиком Дьемилем Буковацем.
Для этого самолета командование партизан приготовило особую задачу: он должен
был перебросить представителей югославского штаба на переговоры с союзниками.
Однако, 28 ноября произошла трагедия: во время посадки делегации на партизанской
полосе в Гламоче машина была обнаружена и атакована немецким
самолетом-разведчиком "Хеншель" Hs-126. Потери партизан были очень серьезными –
погибло несколько членов Главного Штаба и два английских советника. Естественно,
что партизанский Дорнье сгорел.
Однако на декабрь приходиться и решительное наступление немцев на позиции
партизан и фронт стал приближаться к Ливно. Ввиду этого единственный самолет
перелетел в Гламоч (однако и там он был сожжен при приближении немцев). В
обороне Ливно погибло 34 человека из состава курсов.
После таких потерь стало ясно, что без помощи союзной авиации партизанам не
обойтись. Тем более что рядом находились базы в освобожденной Италии. Штаб ВВС
Тито переместился в южную Италию, где под руководством английских инструкторов и
на английских самолетах были организованы югославские подразделения в составе
RAF.
Однако и в самой Югославии не прекращалась работа "партизанских ВВС". Мало того,
в 1944 году отмечены и воздушные бои ! Ну обо всем по порядку.
В ночь с 20 на 21 сентября 1944 партизанский отряд захватил уже упоминавшийся
аэродром Залусаны. В числе прочего тут были захвачены три истребителя Morane
Salunier MS.406 C1 из состава ВВС Хорватии. Уже через несколько дней эти машины
с новыми опознавательными знаками (большой флаг на киле и красные звезды на
крыльях) стали совершать боевые вылеты. Причем их свели в одно подразделение,
гордо названное "Боснийский Авиационный Корпус". За пару дней партизанские
летчики выполнили 23 вылета на прикрытие района боевых действий. Но самое
интересное во всем этом то, что летчикам удалось одержать по крайней мере одну
победу в воздухе! В один из дней (к сожалению, доступные автору источники не
конкретизируют даты) сержант Сулейман Сульо Селимбегович на машине с номером
2308 недалеко от Банья Луки сбил транспортный Юнкерс W-34 хорватских ВВС. Еще
одна его заявка – над Фиатом G.50 не получила подтверждения. Тем временем 25
сентября 1944 года во время технического обслуживания на земле сгорел один
самолет.
Оставшиеся два истребителя с приближением фронта перебросили на аэродром в
районе Сански Мост. Последнее сообщение о партизанских "моранах" датируется
концом октября 1944 года, когда они поддерживали наступление в районе Травника.
Но это был не единичный случай захвата вражеских самолетов на аэродромах
базирования. В конце 1944 года партизаны захватили аэродром Ковин (в 50 км
восточнее Белграда), на котором было несколько Me-109G и один FW-190 F-8.
Югославские летчики перегнали машины на аэродром Земун – Белград, где на их базе
организовали связную эскадрилью.
Продолжалось и дезертирство хорватских летчиков. Так, 2 сентября 1944 года
Андрия Арапович на своем Фиате G.50bis перелетел на сторону партизан. Машину
использовали для курьерских полетов до конца войны. Причем сейчас самолет
находится в экспозиции Музея авиации в Белграде.
Пополнялась партизанская авиация и другими способами. В конце февраля 1945 года
молодой немецкий пилот перегонял Ju-87B2 из Райловача (Сараево) в Залусаны (Банья
Лука). Однако по ошибке совершил посадку на партизанский аэродром около Сански
Мост. Пилот естественно попал в плен, а машину включили в состав связной
эскадрильи.
По всей видимости, это был последний случай пополнения партизанской авиации.