4 августа 1941 г. в Болгарии было
сформировано так называемое «сборно
войсково ято» (эскадрилья), которому
предстояло обеспечивать
противолодочную оборону морских
конвоев Германии и ее стран-союзниц при
переходе из Кюстенджи до Босфора. Часть
состояла из двух крыльев: первое
базировалось на аэродроме Балчик и
располагало 5 самолетами Letov S-328, второе
имело 4 такие же машины и находилось в
Сарафово возле Бургаса. Необходимо
отметить, что чешские бипланы, больше
известные по своему прозвищу «Шмолик»,
в Болгарии получили обозначение «Врана»
(ворона). Конкретные задачи ято
получало от представителя немецких ВМС
в Варне. Болгарское командование
относилось очень серьезно к
требованиям кригсмарине, и в середине
октября ято было усилено еще тремя S-328,
превратившись в «сборен войскови орляк»
(полк) с двумя ятами по шесть самолетов.
Вначале перед авиаторами
стояли две задачи: выслеживать
советские подводные лодки на маршрутах
конвоев и предупреждать об их
появлении корабли, пулеметным огнем и
бомбами атаковать обнаруженные в
пределах болгарских территориальных
вод неприятельские субмарины. Позже к
этим задачам добавилось обнаружение
мин и минных полей перед входами в
порты Варна и Бургас; прикрытие своих
кораблей во время постановки минных
заграждений; спасательные операции, а
также аэрофотосъемка. В первые месяцы
над охраняемым конвоем непрерывно
патрулировал один вооруженный только
пулеметами самолет, в то время как на
земле оставалось несколько дежурных
машин с подвешенными двумя-шестью 20-кг
бомбами. При обнаружении противника
экипаж патрульного самолета подавал
сигнал конвою и дежурным машинам,
одновременно атаковал подлодку
пулеметным огнем. Эффективность такой
тактики оказалась очень низкой, и
позднее на патрулирование «Враны»
стали отправляться с бомбами. Причем,
если те не использовались, то в целях
повышения безопасности сбрасывались
перед посадкой.
В 1941 г. задокументировано
5 случаев боевого контакта болгарских
самолетов с советскими подводными
лодками. 16 августа в 13.45 патрульный
экипаж, сопровождавший болгарское
судно «Царь Фердинанд» и румынское «Каварна»,
обнаружил субмарину между устьем реки
Камчия и мысом Эмине. Ее обстреляли из
пулемета, а прибывший дежурный самолет
сбросил 4 бомбы. Позже подошли еще три
машины, с которых сбросили 8 бомб.
Однако никаких признаков повреждения
лодки обнаружено не было.
Предполагается, что атаке подверглась
Щ-211, высадившая у устья Камчии группу
нелегальных эмигрантов во главе с
Цвятко Радой-новым. 30 августа, вероятно,
эта же лодка пыталась атаковать у мыса
Эмине охраняемый с воздуха конвой.
Действия самолетов были идентичны
первому случаю. Таким же получился и
результат.
21 сентября воздушный
патруль обнаружил подлодку, когда та
пыталась атаковать конвой из двух
румынских транспортов и пяти
болгарских кораблей охранения,
следовавших по маршруту Шабла-Варна. К
месту событий были вызваны дежурный
S-328, а также один немецкий и один
румынский самолеты. Однако пока они
прибыли, подлодка успела скрыться.
29 сентября экипаж «Враны»
сопровождал на переходе Варна-Бургас
конвой из трех итальянских танкеров.
Авиаторы не заметили субмарину, и взрыв
торпеды, угодившей в корму танкера «Суперга»,
стал полной неожиданностью как для них,
так и для моряков. Судно быстро
затонуло. Согласно советским
источникам эту победу одержала Щ-211,
которой командовал капитан-л-т Девятко.
15 октября по маршруту
Варна-Шабла двигалось одно
транспортное судно, сопровождаемое
четырьмя болгарскими боевыми
единицами. Конвой имел и прикрытие с
воздуха. В 10.55 с борта самолета
обнаружили подлодку, направлявшуюся к
кораблям на перископной глубине. В этот
раз S-328 нес 6 бомб, две из которых были
сброшены в первой атаке. Авиаторы
зарегистрировали попадание в корпус
лодки, после чего та быстро ушла на
глубину. Экипаж сбросил и оставшиеся
бомбы. Почти со 100% вероятностью можно
утверждать, что так была потоплена М-58,
которая, согласно советским документам,
исчезла в этом районе между 18-21 октября.
В целом, с 6-го августа и до
конца 1941 г. болгарские самолеты
участвовали в 68 миссиях, из которых 41 -
по охране конвоев. Таким образом было
обеспечено сопровождение 73
транспортных судов.
Прокомментировать статью
Стефана Бошнакова мы попросили нашего
постоянного автора, занимающегося
около 30 лет проблематикой боевых
действий на морских коммуникациях в
годы второй мировой войны,
Сергея
Богатырева.
Материал болгарского
коллеги, несомненно, представляет
интерес, т.к. освещает до сих пор
практически не исследованный аспект
советско-болгарского военного
противостояния в Великой
Отечественной войне. С одной стороны,
Болгария являлась невоюющей союзницей
Германии со всеми вытекающими отсюда
последствиями (тесные экономические
связи, предоставление военных баз и т.п.).
С другой стороны, Сталин, явно
недовольный занятой Болгарией
позицией, вел против нее настоящую
войну, включавшую и действия подлодок.
На 10 августа 1941 г. в водах этой страны
находились следующие боевые позиции ПЛ
Черноморского флота: №12 - у м. Калиакрия;
№13 -между Варной и м. Эмине; №14 - в р-не
Царево (сейчас Мичурин). 11 октября число
боевых позиций в болгарских водах
возросло до пяти: №20 - сев. м. Калиакрия;
№21 -в р-не Варны; №22 - в р-не м. Эмине; №23 -в
р-не Бургаса; №24 - южнее Бургаса.
Подлодки ЧФ вели разведку, высаживали
диверсионно-разведывательные группы,
атаковали суда, в т.ч. нейтральных стран
(особенно турецкие), ставили в
болгарских водах минные заграждения.
На одной из этих мин погиб болгарский
транспорт «Шипка». Кроме того, 9
сентября подлодка Л-4 потопила артогнем
болгарскую шхуну «Успех». Пик
активности в ходе этой необъявленной
войны приходится на июль-октябрь 1941 г
Когда надежды на подъем на борьбу
болгарского пролетариата (которого в
стране почти не было) и «трудового
крестьянства» не оправдались, Сталин
оставил Болгарию в покое... До сентября
1944 г.
Теперь по поводу
фактического материала,
предоставленного автором. М-58 вышла из
Севастополя в свой шестой и последний
боевой поход 16 октября 1941 г. на боевую
позицию №11. Согласно разметке боевых
позиций подводных лодок ЧФ на 11 октября
1941 г., это подходы к румынской военно-морской
базе Констанца. ПЛ типа «М» вообще у
болгарского побережья не применялись (там
использовались «Щ», «С» и «Л»).
Румынские и немецкие силы ПЛО на
потопление М-58 не претендуют. С большой
долей вероятности можно утверждать,
что она погибла в ночь на 21 октября на
мине заграждения «S11» или «S12» Днем
лодки несли боевой дозор на подходах к
Констанце, а ночью для перезарядки
аккумуляторных батарей отходили
мористее. Именно там 21 октября
гидроакустическая береговая станция
зафиксировала сильный взрыв
неустановленного характера. В любом
случае М-58 никак не могла быть
потоплена болгарским самолетом 15
октября.
Кого же атаковали в тот
день болгарские авиаторы? В момент
боевого столкновения на этой позиции
(№21) находилась подлодка Щ-215. Судя по
тому, что она закончила патрулирование
и 19 октября ушла в базу, то каких-либо
серьезных повреждений субмарина не
получила. Ее место на позиции 21 октября
в 23.00 заняла Щ-212. Следует также отметить,
что автор сильно преувеличивает
эффективность применения против ПЛ 20-кг
фугасных бомб, ведь в 1941 г. немецкая и
румынская авиации, используя против
подлодок ЧФ глубинные бомбы (двух типов:
большие - «WBD» и малые - «WBF»), не смогли
добиться никаких успехов. Хотя те и
другие до сих пор претендуют на
потопление в том году трех советских
подлодок: 16 августа победу записали два
немецких гидросамолета АМ96 с бортовыми
обозначениями «CK+FB» и «CK+FL»; 18 августа -
АП96 «CK+FB»; 21 сентября три румынских
гидросамолета -два Cant 501 z и один Savoia SM.55.
Причем в последнем случае без особого
успеха на Щ-213 было сброшено восемь бомб.
В действительности в 1941 г
ЧФ потерял 8 подлодок (одну из-за аварии
у своих берегов), но ни одна из них не
была уничтожена авиацией. В болгарских
водах погибли: 12 ноября у м. Эмине на
мине подорвалась С-34; 16 ноября у м.
Шаблер такая же судьба постигла Щ-211; 6
декабря у Варны болгарские сторожевые
корабли потопили Щ-204.
Уголок неба. 2004
|