Уголок неба ¦ Болгарская авиация во Второй Мировой

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Болгарская авиация во Второй Мировой
             
         n Михаил Зефиров  

 


 

В августе 1940 г. Болгария предъявила территориальные претензии Румынии, потребовав возврата южной части нагорья Добруд. жа, потерянной в результате поражения во Второй Балканской войне в 1913 г. По предложению Германии и Италии вопрос о территориальных претензиях Румынии со стороны Болгарии и Венгрии был передан на рассмотрение специального Международного арбитражного суда в Вене. В результате по решению этого суда Болгария 7 сентября 1940 г. получила обратно требуемые территории.

Осенью 1940 г. Гитлер решил напасть на Грецию, которая уже вела войну с Италией. Англия послала на помощь Греции свои войска, и английские бомбардировщики, базировавшиеся на греческих аэродромах, могли в случае необходимости нанести оттуда удары по нефтепромыслам Плоешти в Румынии, бывшим одним из основных источников топлива для военной машины Третьего рейха. Однако Греция была слишком далеко от границ Германии и потому сначала требовалось заручиться поддержкой ряда восточноевропейских государств, которые бы пропустили немецкие войска через свою территорию. В ноябре 1940 г., не выдержав сильнейшего нажима со стороны Германии, к трехстороннему военно-политическому пакту «Рим - Берлин - Токио» присоединились Венгрия, Словакия и Румыния, и только болгарский царь Борис III еще раздумывал, сделать ему то же самое или нет.

Несмотря на пока еще неясную позицию Болгарии, Гитлер 13 декабря 1940 г. отдал приказ о разработке плана вторжения в Грецию, получившего кодовое наименование операция «Марита» («Marita»). Ее планом было предусмотрено, что 12-я полевая армия должна при поддержке 8-го авиакорпуса начать наступление на Грецию с территории Болгарии. Зимой 1940 - 41 г. в Болгарию направили специальную группу советников Люфтваффе, чьей главной задачей было организовать подготовку болгарских аэродромов к приему немецких самолетов. Одновременно в Болгарии началось строительство сети новых аэродромов, общее число которых должно было достигнуть пятидесяти. Тем временем части вермахта, начавшие концентрироваться на румыно-болгарской границе, стали весьма серьезным аргументом для царя Бориса III,й марта 1941 г. представители Болгарии подписали в Вене документы о присоединении к пакту «Рим - Берлин - Токио».

Несмотря на то что Болгария стала союзницей Третьего рейха и предоставила свою территорию для размещения немецких войск и авиации, сама она не принимала участия во вторжении в Грецию и Югославию, которое началось утром 6 апреля 1941 г. Хотя югославские и английские самолеты совершили несколько налетов на болгарские приграничные города, вызвав среди местного населения сильную панику, Болгария не стала предпринимать никаких ответных шагов, и ее армия осталась на месте.

После того как части вермахта оккупировали Грецию и Югославию, Болгария в счет «благодарности» за помощь Третьему рейху получила обратно прежние свои территории в Македонии и Северной Греции. Кроме того, затем Люфтваффе передали болгарской авиации одиннадцать трофейных югославских бомбардировщиков Do-17Kb-l, которые были изготовлены по немецкой лицензии на авиазаводе в г. Кралево (Kraljevo), в 122 км южнее Белграда.

Всего в сентябре 1940 г. - апреле 1941 г. Болгария, не участвуя в боевых действиях, увеличила свою территорию на 50%, а численность населения - на треть. Снова возникла Великая Болгария от Черного до Эгейского моря.

Несмотря на то что Болгария занимала крайне осторожную позицию, в 1941 г. ей так и не удалось уклониться от участия в боевых действиях. За день до нападения на Советский Союз военный атташе при немецком посольстве в Софии обратился в штаб болгарской авиации с просьбой направить болгарские самолеты на защиту немецких морских коммуникаций в Эгейском море.

В результате по приказу начальника штаба болгарской авиации на основе самолетов и экипажей 5-го бомбардировочного полка была создана специальная смешанная группа, состоявшая из штаба и двух эскадрилий, оснащенных девятью Do-17 и шестью Avia B-71.

23 июня болгарские бомбардировщики были переброшены на бывший греческий аэродром Кавала на побережье Эгейского моря, на котором уже с 5 мая находилась 443-я болгарская разведывательная эскадрилья. Вместе с экипажами немецких разведывательных гидросамолетов болгарские пилоты вели поиск английских подводных лодок на пути следования немецких конвоев севернее острова Крит. При этом необходимо заметить, что тогда Болгария еще не была в состоянии войны с Англией (она объявила войну Англии и США только 13 декабря 1941 г.). Всего с 23 июня 1941 г.  по 3 января 1942 г. болгарские бомбардировщики совершили над Эгейским морем 304 патрульных полета, но только в двух из них имели визуальный контакт с вражескими подлодками.

Поскольку среди болгар были сильны симпатии к России, освободившей их от многовекового турецкого ига, Германия никогда не настаивала на участии частей болгарской армии в боевых действиях на Восточном фронте. Будучи союзником Третьего рейха, Болгария тем не менее не объявляла войну Советскому Союзу, и между двумя странами продолжали существовать дипломатические отношения, установленные еще в июле 1934 г.

Однако после начала боевых действий на Восточном фронте Сталин, явно недовольный занятой Болгарией позицией, приказал начать против нее настоящую подводную войну. На 10 августа 1941 г. в болгарских территориальных водах находились четыре боевые позиции подводных лодок Черноморского флота: № 12 - у мыса Калиакрия, № 13-между Bapi юй и мысом Эмине, № 14-в районе г. Царево (ныне г. Мичурин). 11 октября число боевых позиций советских подлодок у побережья Болгарии было увеличено до пяти. Теперь севернее мыса Калиакрия находилась позиция № 20, в районе Варны - позиция № 21, в районе мыса Эмине - № 22, в районе Бургаса - № 23 и южнее Бургаса располагалась позиция № 24.

Пик активности в ходе этой необъявленной войны пришелся на июль - октябрь 1941 г. Подлодки Черноморского флота вели разведку, высаживали диверсионно-разведывательные группы, атаковали суда, в т.ч. нейтральных стран (особенно турецкие), и ставили в болгарских водах минные заграждения. На одной из этих мин подорвался и затонул болгарский транспорт «Шипка». Кроме того, 9 сентября подлодка Л-4 артиллерийским огнем потопила болгарскую шхуну «Успех».

31 июля немецкое командование было вынуждено привлечь болгарскую авиацию к обеспечению противолодочной обороны своих морских конвоев, шедших через болгарские территориальные воды от румынских портов к проливу Босфор и обратно. Специально для выполнения этой задачи 4 августа 1941 г. была сформирована «сборная эскадрилья» («сборно войсково ято»), которая первоначально была оснащена девятью самолетами Letov S-328. Первое звено из пяти самолетов базировалось на аэродроме Балчик, в 31 км северо-восточнее Варны, а четыре самолета второго звена располагались на аэродроме Сарафово, в 10 км северо- восточнее Бургаса. В середине октября эскадрилья получила еще три S-328 и была преобразована в «сборную группу» («сборен вой-скови орляк») с двумя эскадрильями по шесть самолетов.

Конкретные боевые задачи группа получала от представителя кригсмаринев Варне. Первоначально перед болгарскими пилотами  стояли две задачи: вести по маршруту следования конвоев поиск советских подводных лодок и предупреждать корабли об их появлении, а подводные лодки, обнаруженные в пределах болгарских территориальных вод, атаковать бомбами и пулеметным огнем. Позже к этим задачам добавились обнаружение мин и минных полей перед входами в порты Варна и Бургас, прикрытие болгарских кораблей во время постановки минных заграждений, спасательные операции, а также аэрофотосъемка.

В первые месяцы над охраняемым конвоем непрерывно патрулировал один самолет, вооруженный только пулеметами, в то время как на земле оставалось несколько дежурных машин с подвешенными двумя - шестью 20-кг бомбами. При обнаружении противника экипаж патрульного самолета подавал сигнал конвою и вызывал дежурные самолеты, одновременно обстреливая подлодку из пулеметов. Эффективность такой тактики оказалась очень низкой, и позднее на патрулирование S-328 стали отправляться уже с бомбами. Причем, если бомбы не удалось использовать в ходе вылета, то в целях безопасности перед посадкой их просто сбрасывали в море.

Задокументировано пять случаев боевого контакта болгарских самолетов с советскими подводными лодками летом-осенью 1941 г. 16 августа в 13.45 патрульный S-328, сопровождавший болгарское судно «Царь Фердинанд» и румынское «Каварна», обнаружил между устьем реки Камчия и мысом Эмине субмарину. Экипаж обстрелял ее из пулемета, а вызванный дежурный самолет сбросил четыре бомбы. Затем в этот район прибыли еще три §-328, сбросившие восемь бомб. Однако никаких признаков повреждения лодки на поверхности моря обнаружено не было. Предполагается, что атаке подверглась Щ-211 капитан-лейтенанта Девятко, высадившая у устья Камчии нелегальную группу во главе с Цвятко Радой-Новым. Вероятно, эта же лодка затем 30 августа пыталась атаковать у мыса Эмине охраняемый с воздуха конвой. Действия самолетов были идентичны первому случаю - таким же получился и результат.

21 сентября воздушный патруль в районе Шабла - Варна обнаружил подлодку, которая пыталась атаковать конвой из двух румынских транспортов и пяти болгарских кораблей охранения. В указанный район были вызваны дежурный S-328, а также один немецкий и один румынский самолеты. Однако, когда они прибыли к конвою, подлодка уже успела скрыться.

29 сентября экипаж S-328 сопровождал на переходе Варна-Бургас конвой из трех итальянских танкеров. Болгарские летчики не заметили подводную лодку, которая смогла торпедировать танкер. «Суперга». Торпеды попали в корму судна, и оно быстро затонуло. Согласно советским источникам, это была все та же Щ-211. (16.11.1941 г. она подорвалась на мине у м. Шаблер и погибла со всем своим экипажем. Всего в 1941 г. Черноморский флот потерял 8 подлодок, из них три в болгарских водах. 12 ноября у мыса Эмине на мине подорвалась С-34, а 6 декабря в районе Варны болгарские сторожевые корабли потопили Щ-204. )

15 октября по маршруту Варна-Шабла шло одно транспортное судно, сопровождаемое четырьмя болгарскими боевыми кораблями и одним патрульным S-328. В 10.55 с самолета обнаружили подлодку, шедшую к кораблям на перископной глубине. В этот раз S-328 нес шесть 20-кг бомб, две из которых были сброшены в ходе первой атаки. Болгарские летчики зафиксировали попадание в корпус лодки, после чего та быстро ушла на глубину. Экипаж сбросил и оставшиеся бомбы, но дальнейшая судьба лодки осталась неизвестной.

Всего с 6 августа и до конца 1941 г. болгарские S-328 совершили 68 боевых вылетов, в т.ч. 41 на противолодочное сопровождение конвоев, обеспечив проводку 73 транспортных судов.

По инициативе немецкого командования к воздушному прикрытию конвоев, шедших вдоль Черноморского побережья Болгарии, с 10 октября были привлечены и истребители из 6-го истребительного полка. Для этого 682-я эскадрилья под командованием поручика Крыстио Атанасова была переброшена на аэродром Балчик, а 692-я эскадрилья поручика Димитара Лазарева направлена на аэродром Сарафово. Обе эти эскадрильи были оснащены немецкими истребителями Bf-109E.

Осенью 1941 г. в Германию для летной подготовки в качестве штурмовиков были направлены пятнадцать болгарских летчиков, j Сначала они прошли начальный курс в 1 -и начальной авиашколе штурмовой авиации (Sturzkampffliegervorschule 1) на аэродроме  Бад-Айблинг (Bad Aibling), в 44 км юго-восточнее Мюнхена, а затем прибыли в 1-ю авиашколу штурмовой авиации, располагавшуюся на аэродроме Вертхайм (Wertheim), в 82 км северо-восточнее Ман-гейма. Начальником авиашколы в тот период был майор Хубер-тус Хичхольд (Hubertus Hitschhold), который еще 21 июля 1940 г. за успешное руководство I./StG2 в ходе боевых действий в Бельгии, Голландии и Франции был награжден Рыцарским Крестом2.

После завершения подготовки в Германии болгарских пилотов направили в Италию, где они должны были пройти курс практических тренировок. Однако при этом болгарское командование не разрешило привлечь их к действиям против кораблей союзников на Средиземном море, как того хотели итальянцы, и потому болгарские пилоты вскоре были отозваны обратно и направлены на аэродром Граф Игнатиево, приблизительно в 25 км севернее Пловдива, где затем был сформирован 2-й штурмовой авиаполк.

Зимой 1941 - 42 г. Германия передала болгарской авиации девять Bf-109E-7, однако затем поставки немецких самолетов полностью прекратились. Видимо, это в первую очередь было связано с тем, что Болгария не участвовала в боевых действиях, которые пока проходили вдали от ее территории. Однако события 12 июня 1942 г. показали, что военная ситуация в Европе начала коренным образом меняться.

Вечером 11 июня с аэродрома Файид в Египте поднялись 13 бомбардировщиков B-24D из группы HALPRO. В течение ночи летевшие поодиночке «Либерейторы» пересекли Средиземное море и, пролетев над территорией Турции и Болгарии, рано утром 12 июня достигли Румынии и атаковали нефтепромыслы в районе Плоешти. Для командования болгарской авиации появление над страной американских стратегических бомбардировщиков стало полной неожиданностью, и потому оно не смогло организовать их перехват.

Когда B-24D возвращались, в воздух по тревоге были подняты истребители Avia В-534 из 612-й и 622-й истребительных эскадрилий. Обе эти эскадрильи входили в состав 1-й авиагруппы 6-го истребительного полка под командованием полковника Васила Валкова и базировались на аэродромах Враждебна и Божуристе около Софии. Однако болгарские пилоты ничего не смогли сделать, поскольку их устаревшие бипланы даже не имели возможности догнать тяжелые четырехмоторные «Либерейторы»: истребитель Avia В-534 имел максимальную скорость 415 км/ч, в то время как бомбардировщик B-24D мог развивать скорость 488 км/ч.

После событий 12 июня немецкая военно-воздушная миссия в Софии потребовала от болгарской авиации лучшей координации оборонительных действий, одновременно пообещав ускорить поставку современных истребителей. Однако рейхсминистерство авиации в Берлине, видимо, было несколько иного мнения и потому только в декабре 1942 г. приняло решение направить в Болгарию 16 истребителей Bf-109G-2.

6 января 1943 г. состоялась встреча болгарского военного министра Николы Михова с Адольфом Гитлером, на которой последний твердо пообещал обеспечить Болгарию современным вооружением. В отчете Главного командования вермахта о результатах визита болгарского военного министра среди прочего говорилось:

«Противовоздушная оборона [Болгарии] еще очень слаба. Особенно мало сделано для защиты гралсданского населения. Необходима поддержка, в частности поставками зенитных орудий...  Болгарская армия и болгарская авиация в настоящее время готовятся только к обороне и для нападения не пригодны... Потребности болгарской авиации будут представлены военно-воздушным атташе в Главное командование Люфтваффе отдельно. ..».

Однако на практике ничего не изменилось, и Германия не спешила отправлять в Болгарию современные самолеты. Зимой 1942 - 43 г. туда прибыли лишь 12 гидросамолетов Аг-196, которые были направлены в 161-ю прибрежную эскадрилью, размещенную на Черноморском побережье. В марте 1943 г. болгарская авиация, наконец, получила 16 Bf-109G-2, обещанных ей еще в декабре прошлого года. Затем летом в Болгарию прибыли еще 13 таких же истребителей.

После того как 11 ноября 1942 г. немецкие войска оккупировали территорию Франции, ранее подконтрольную правительству Виши, Люфтваффе достались в общей сложности 1876 французских самолетов. Среди них были 246 истребителей Dewoitine D.520 и 37 бомбардировщиков Bloch 210, которые первоначально предполагалось передать болгарской авиации. Но надеждам Болгарии на существенную модернизацию своей авиации в очередной раз не суждено было сбыться - большая часть этих самолетов осела в авиашколах Люфтваффе, а часть была передана итальянцам. В результате Болгарии осталось только 96 истребителей D.520, да и из них к августу 1943 г. еще ни один не был передан болгарской авиации.

Летом 1943 г. сорок болгарских пилотов прибыли во Францию на аэродром Нанси. Там размещалась учебно-боевая эскадра JG107' под командованием майора Георга Мейера (Georg Meyer), в составе которой болгары прошли курс переподготовки на истребителе D.520. Одновременно 63 человека болгарского технического персонала были направлены в 5-ю техническую школу Люфтваффе (Fl.Tech.Schule 5) в г. Вишау (Wichau).

1 Сформирована 26.01.1943 г. на основе 7-й истребительной авиашколы (Jagdfliegerschule 7). 31.05.1944 г. была распущена, но 15.10.1944 г. была заново сформирована уже на базе JG115.

В 07.00 1 августа 1943 г. с аэродромов в Северной Африке в районе Бенгази поднялось около 170 бомбардировщиков B-24D. На»| чалась операция «Приливная волна», имевшая своей целью налет на румынские нефтепромыслы в районе Плоешти. Около полудня на экране немецкой радиолокационной станции FuG65 «Wurzburg-Riese», установленной на горе Черни-Врых, в 15 км южнее Софии, появились засветки от четырех групп вражеских самолетов. Информацию о приближающихся бомбардировщиках немцы срочно передали на командный пункт болгарской авиации.

На перехват бомбардировщикам, которые, как предполагалось, направлялись к болгарской столице, с аэродромов Враждебна и Божуристе около Софии поднялись истребители Avia В-534 из 612-й и 622-й эскадрилий 1 -и авиагруппы, а с аэродрома Марнополе около г. Карлово, в 118 км восточнее Софии, десять Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы. Когда стало ясно, что американские «Либерейторы» направляются не к Софии, а на северо-восток в сторону румынской границы, болгарские истребители уже не могли их догнать.

Спустя приблизительно два часа с наземных постов наблюдения стали поступать сообщения о небольших группах четырехмоторных самолетов, снова появившихся над Болгарией. Это были В-24, возвращавшиеся после налета на Плоешти, и в 15.00 болгарские истребители снова поднялись в воздух.

Для пилотов безнадежно устаревших бипланов Avia В-534, вооруженных четырьмя 7,92-мм пулеметами, встреча с «Либерейто-рами», каждый из которых имел на борту по десять 12,7-мм пулеметов, была крайне рискованной, если не сказать просто самоубийственной. Американские бомбардировщики, лишенные бомб и большей части топлива, без особых проблем уходили от болгарских бипланов. И только несколько пилотов 1-й авиагруппы, спикировав с большой высоты, смогли приблизиться и обстрелять «Либерейторы». Один из бортстрелков 98BG затем вспоминал: «Я от удивления потер глаза - что это была за война? Первая мировая? Это выглядело, как будто произошел сдвиг во времени. Внезапно появились эти маленькие бипланы, которые выглядели в общем и целом как старые Curtiss «Hawk». Я был поражен, заметив, что они обстреляли нас, прежде чем снова исчезнуть».

Тем не менее американцам не удалось избежать потерь над Болгарией. Звено Bf-109G-2 из 3-й группы 6-го истребительного полка во главе с поручиком Стояновым между городами Фердинанд (ныне г. Монтана) и Враца, находящимися соответственно в 78 км и 58 км севернее Софии, перехватило группу из 18 B-24D. В результате Стоянов и подпоручик Иван Бонев сбили по одному самолету, которые упали в районе сел Кокартжи и Каракаш около г. Трын. Еще два «Либерейтора» получили повреждения и, оставляя за собой дымные шлейфы, вышли из боевого порядка группы.

Затем бомбардировщики атаковала вторая пара Bf-109G-2 из 682-й эскадрильи 3-й авиагруппы, которые пилотировали подпоручики Христе Крастев и Петар Бочев. Бочев сбил B-24D 41-24121 «Let er Rip» из 93 BG, который врезался в землю около г. Сливница, в 30 км северо-западнее Софии. Из его экипажа успели выпрыгнуть на парашютах и затем попали в плен только три человека. Членам экипажа B-24D 41-11840 «The Witch» из 98 BG, сбитого Крастевым, повезло больше, и они все остались живы. Самолет упал на территории Сербии в районе г. Владички-Хан (Vladishki Han), в 35 км от болгарской границы. Шесть американских летчиков попали в плен, а четверым - второму пилоту Дэрилу Эппу (Daryl P. Ерр), бомбардиру Мажору Жилетте (Major R. Gillette), радисту Дельву Хаслею (Dalwe G. Husley) и хвостовому бортстрелку Уолтеру Хардику (Walter D. Hardiek) - удалось избежать плена и присоединиться к югославским партизанам.

7 августа болгарский царь Борис III в своем дворце в Софии лично вручил поручику Стоянову и подпоручику Боневу офицерские медали «За отвагу».

28 августа 1943 г. Борис III, чья фигура долгие годы сплачивала вокруг себя всех болгар, внезапно скончался. Новым царем Болгарии стал его несовершеннолетний сын Симеон II, от имени которого страной стали управлять три выбранных регента. С этого момента в стране начался процесс постепенной эрозии всей политической системы.

Однако это никак не сказалось на усилении болгарской авиации. Сначала рейхсмаршал Геринг объявил, что в качестве подарка передаст Болгарии 48 Bf-109G, а затем в сентябре на аэродроме Карлово состоялась торжественная церемония передачи первых 48 истребителей D.520. Кроме того, осенью 1943 г. болгары получили 12 Ju-87R-2/R-4, которым они затем дали название «Щука».

Тем временем война подходила все ближе и ближе к границам Болгарии. 21 октября около 40 американских самолетов появились над центром Македонии городом Скопье, и болгарским истребителям удалось сбить один Р-38.

14 ноября самолеты 12-й воздушной армии США - 91 В-25 под прикрытием 40 Р-38-совершили первый налет на Софию. Воздушная тревога была объявлена с опозданием, и истребители 2-й и 3-й авиагрупп смогли атаковать их только уже на отходе. Подпоручик Михаил Григоров сбил Р-38, который упал на территории Македонии около г. Дебар, в 90 км юго-западнее Скопье, а поручик Николай Йорданов, подпоручик Петар Бочев и фельдфебель Александр Петковский повредили по одному В-25. При этом на «Митчеле», который атаковал Бочев, загорелся один двигатель, но экипажу удалось сбить пламя и дотянуть до своего аэродрома. В то же время болгары потеряли один истребитель и его пилота, а еще два самолета, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.

Следующий налет на Софию состоялся через неделю-24 ноября, когда из 60 бомбардировщиков B-24D из 15-й воздушной армии США цели смогли достигнуть только 17. На этот раз болгарские истребители были готовы к налету-с аэродрома Враждебна взлетели 24 D.520 из 2-й авиагруппы, а с аэродрома Божуристе поднялись 16 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы.

Капитан Чудомир Топлодольский и фельдфебель Христе Цанков сбили над Македонией два «Либерейтора», которые упали соответственно около г. Струмица (Strumitza) и западнее поселка Богомила (Bogomila), в 30 км юго-западнее г. Титов-Белее (Titov Veles). Затем Топлодольский атаковал и повредил в районе болгарского города Дупнице еще один бомбардировщик. Два B-24D получили сильные повреждения в результате атак поручика Сто-яна Стоянова и подпоручика Михаила Григорова, а подпоручик Михаил Уцунов и фельдфебель Никола Краличев подбили два Р-38. При этом болгары потеряли один истребитель и еще три совершили вынужденные посадки.

10 декабря в третьем налете на Софию участвовал 31 B-24D, которых снова прикрывали Р-38. Им навстречу с аэродрома Карлово взлетели 16 D.520 из 1-й авиагруппы, с аэродрома Враждебна - шесть D.520 из 2-й авиагруппы, а с аэродрома Божуристе - 17 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы. Поручик Ассен Ковачев, поручик Любен Кондаков и фельдфебель Петковский смогли повредить три B-24D, а капитан Топлодольский, поручик Стоянов, подпоручик Уцунов и подпоручик Марин Цветков - четыре Р-38. Американцы затем заявили, что сбили одиннадцать «Девуатинов», потеряв при этом лишь один «Лайтнинг», но в действительности болгары потеряли тогда только один D.520.

Последний в 1943 г. налет на Софию прошел 20 декабря. В нем участвовали уже 50 В-24 из 15-й воздушной армии США, которых сопровождали 60 Р-38. В воздух поднялись 36 D.520 из 1-й и 2-й авиагрупп и 20 Bf-109G-2 из 3-й авиагруппы, которые встретили противника приблизительно в 65 км юго-западнее Софии. В тот день в боях над Македонией и Болгарией было сбито семь «Лайтнингов» - они были на счету капитана Топлодольского, поручиков Николая Йор-данова и Виктора Павлова, подпоручиков Николы Начева и Георги Кюмюрджиева, подофицера Георги Атанасова и фельдфебеля Цан-кова. Кроме того, подпоручик Цветков повредил еще один Р-38.

Американцы потеряли и четыре B-24D, два из которых были на счету поручика Димитара Списаревского. Сначала он огнем из бортового оружия сбил один, а затем своим Bf-109G-2 протаранил второй «Либерейтор». Оба самолета, охваченные пламенем, рух!гули в районе села Панчерево, и Списаревский погиб. В результате атаки подпоручика Стефана Маринопольского взорвался воздухе и упал западнее сербского города Босилеград (Bosilegrad), расположенного в нескольких километрах от болгарской границы, еще один самолет. Четвертый сбитый B-24D был на счету подпоручика Генчо Димитрова. Кроме того, тот же Димитров, поручик Стоянов, подпоручик Неделчо Бончев и фельдфебель Петковский повредили еще пять «Л иберейторов».

Американцы утверждали, что 20 декабря сбили 28 болгарских истребителей. Однако в действительности болгары, кроме Bf-109G-2 поручика Списаревского, потеряли только один самолет, который был сбит Р-38 во время выхода в атаку на «Либерейторы», а его пилот подпоручик Кюмюрджиев погиб. Кроме того, еще два болгарских истребителя, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.

Налеты американских бомбардировщиков сильно сказались на моральном состоянии болгарского гражданского населения. Накануне Рождества немецкий посол в Софии Адольф Хейнц Бекерле (Adolf Heinz Beckerle) сообщал в Берлин в рейхсминистерство иностранных дел:

«Министр иностранных дел Шиманов сегодня попросил меня прибыть к себе и изложил мне опасения болгарского правительства относительно дальнейших воздушных налетов противника.

После последнего налета оно [правительство] очень сильно озабочено тем, что болгарские города, и в частности София, вследствие нехватки подвалов и других убежищ очень уязвимы от воздушных налетов, и что у болгарского населения нет такой стойкости, как у нас, немцев, и что новые налеты окаэ/сут неприятное воздействие на моральное состояние болгарского общества.

Поэтому болгарское правительство просит правительство Германии рассмотреть вопрос о возможности посылки в Софию ста немецких истребителей с соответствующим наземным персоналом.  Кроме того, оно просит о немедленной поставке 50 истребителей ц «Мессершмитт». Единственная защита от вражеских налетов - это их истребители, которые действительно решительно атакуют противника, но которых после каждого вылета становится все , меньше.

Он [Шиманов] также обратил мое внимание на то, как это важно психологически, если болгарский народ, благодаря помощи немец- , кой авиации, не будет чувствовать себя беззащитным перед вражескими воздушными налетами».

На этот раз Германия серьезно отнеслась к просьбе Болгарии. Люфтваффе направили на защиту Софии одну истребительную группу, начали переподготовку пятидесяти болгарских пилотов ' и предоставили болгарской авиации дополнительную материальную помощь. В течение января - февраля 1944 г. ей было передано 40 Bf-109G-6,25 Bf-109G-2,32 Ju-87D-3/D-5,10 FW-58,9 Bu-131 и 5 Аг-96В. Однако большинство новых «Мессершмиттов» прибыли в Болгарию уже после «черного понедельника».

В понедельник 10 января 1944 г. на Софию было совершено два налета. Около полудня над городом под мощным истребительным .

прикрытием появились 180 В-17, а вечером его атаковали 80 английских бомбардировщиков. В результате в Софии были уничтожены 4100 зданий, погибли 750 и были ранены 710 человек. В отражении налетов участвовали 70 болгарских и 30 немецких истребителей, которым удалось сбить восемь бомбардировщиков и пять Р-38.

Болгарские пилоты атаковали соединение «Летающих Крепостей» над горным массивом Витоша. Поручик Земен Димитров, подпоручики Эмил Балгаранов, Георги Гочев, Иван Иванов и Димитар Батчваров сбили по одному бомбардировщику, а подпоручики Эмил Стоицев, Владимир Александров и фельдфебель Цвятко Загорский повредили еще три В-17.

Одновременно в ходе ожесточенных боев с «Лайтнингами» болгарским пилотам удалось одержать еще три победы. Поручик Стоянов на высоте 100 - 150 метров дважды атаковал один из Р-38. Наконец, ему удалось добиться попаданий и, задымив, «Лайтнинг» через несколько мгновений врезался в землю. После долгого боя «один на один» капитан Топлодольский смог сбить второй Р-38, который упал около небольшого села поблизости от Софии. Третий же истребитель был на счету подпоручика Генчо Димитрова.

Кроме того, поручик Ковачев, подпоручики Стоицев, Никола Начев, Петар Петров и Паниу Краевский, фельдфебели Стануш Станушев и Стефан Концов, смогли повредить еще семь Р-38. При этом на истребителях, которые атаковали Ковачев, Стоицев, Начев и Краевский, загорелись двигатели, но американским пилотам удалось сбить пламя и дотянуть до своих аэродромов.

Затем вечером поручик Васил Шишков в паре с кандидатом подофицером Стефаном Илиевым сбил четырехмоторный английский бомбардировщик «Стирлинг», который разбился рядом с селом Кладница около г. Радомир.

Американцы утверждали, что сбили 10 января 1944 г. не менее 31 истребителя, что было явным абсурдом, поскольку болгарская авиация всего в 1943 - 44 гг. потеряла в боях 24 истребителя и еще 18, получив повреждения, совершили вынужденные посадки.

Налеты 10 января имели тяжелейшие последствия для болгарской столицы. Около трехсот тысяч жителей покинули город, школы были закрыты, государственные учреждения прекратили работу, а большая часть чиновников также выехали из города. Даже спустя две недели жизнь в Софии все еще не нормализовалась. 23 января немецкое посольство сообщало в Берлин по телеграфу: «Работы по ликвидации последствий продвигаются чрезвычайно медленно. Вода и электричество все еще подаются лишь частично, телефон не работает. Большинство магазинов закрыто».

Только в феврале измученное население Софии, наконец, почувствовало, что жизнь города начала входить в нормальное русло. Однако уже 16, 17 и 29 марта город подвергся новым налетам но самый мощный налет состоялся 30 марта. В нем участвовали 450 тяжелых бомбардировщиков  -американские В-17 и В-24и английские «Галифаксы», которых сопровождали 150 Р-38. В результате бомбежки в Софии было отмечено около двух тысяч пожаров.

Чтобы отразить налет, командование 6-го истребительного полка подняло в воздух 73 самолета: с аэродрома Карлово взлетели 28 D.520 во главе с командиром 1-й авиагруппы поручиком Богданом Илиевым, с аэродрома Враждебна - 6 D.520 и 19 Bf- 109G-6 из 2-й авиагруппы во главе с поручиком Бончевым, а с аэродрома Божуристе-20 Bf-109G-6, которые вел командир 3-й авиагруппы поручик Стоянов. Кроме того, взлетели и четыре учебных Avia В-534, которые, как ни удивительно, смогли повредить один «Либерейтор».

Подпоручик Христо Костакиев сбил сразу два В-17. Самолеты взорвались в воздухе, и их обломки упали рядом с селом Кошарево около г. Брезник, в 35 км западнее Софии. На счету поручика Неделчо Бончева была «Летающая Крепость», рухнувшая западнее г. Перник, в 25 км юго-западнее болгарской столицы. Подпоручик Виктор Атанасов сбил четвертый бомбардировщик, который упал и сгорел северо-западнее г. Кюстендил, в 72 км юго-западнее Софии.

Восточнее Кюстендила пара подпоручик Эмил Стоицев - подпоручик Ассен Гигов повредила один В-17. Затем то же самое сделала пара капитан Христо Атанасов-подпоручик Димитар Софиров. Пара подпоручик Иван Стефанов - фельдфебель Цветан Груев вывела из строя два двигателя на еще одном бомбардировщике, который, оставив боевой порядок своей группы, повернул обратно. По одному бомбардировщику повредили капитан Никола Бошнаков, поручики Любен Кондаков и Борис Дамев, подпоручики Христо Петров, Марин Цветков и Михаил Григоров.

Поскольку 30 марта в ходе налета на Софию союзники потеряли восемь бомбардировщиков, это означает, что из девяти поврежденных самолетов четыре не смогли дотянуть до своих аэродромов и упали уже где-то вне территории Болгарии.

Подпоручик Генчо Димитров сбил Р-38, пилот которого, выпрыгнув на парашюте, попал в плен. Второй «Лайтшшг», сбитый в районе горы Плачковица, был на счету поручика Богдана Илиева. Хотя в тот день поручику Василу Шишкову и не была засчитана победа, вероятно, именно после его атаки американцы потеряли третий «Лайтнинг», упавший где-то в горах Пирина северо-восточнее Кюс-тендила. Кроме того, в ходе боя в районе Дупнице-Радомир фельдфебель Атанас Матеев смог повредить еще один Р-38.

В то же время 30 марта болгары потеряли пять истребителей и еще два совершили вынужденные посадки. Трое пилотов погибли, а один - подпоручик Кассианов, - пока опускался на парашюте, был обстрелян американцами и получил тяжелое ранение.

4 апреля 1944 г. отличился подпоручик Петар Петров из 2-й авиагруппы. Он сбил один В-24, который затем упал в районе сербского города Заечар (Zaychar), в 10 км от болгарской границы. Еще один «Либерейтор» в результате его атаки получил тяжелые повреждения и, загоревшись, покинул боевой порядок своей группы.

5 апреля двадцать Bf-109G-6 из 3-й авиагруппы перехватили американские бомбардировщики, возвращавшиеся в Италию после налета на нефтепромыслы Плоешти, и кандидат подофицер Веселии Терциев смог сбить один из них. Экипаж успел выпрыгнуть на парашютах из горящего самолета, который упал в районе Куле-Мале. Кроме того, подпоручики Генчо Димитров и Михаил Банов повредили два Р-38. В то же время болгары потеряли один «Мессершмитт».

17 апреля 1944 г. в 11.35 в Софии снова прозвучали сигналы воздушной тревоги. К городу приближались 350 В-17, летевших четырьмя «волнами», которых сопровождали 100 истребителей. Именно во время отражения этого налета, ставшего десятым по счету налетом на Софию, болгарская авиация понесла самые тяжелые потери с начала войны. Первыми в воздух поднялись самолеты 2-й авиагруппы - 16 BF-109G-6 и 7 D.520, которые сразу же вступили в бой. Однако оказалось, что в тот день в налете в качестве истребителей сопровождения участвовали не двухмоторные Р-38, хорошо знакомые болгарам, а Р-47 и Р-51, которых служба воздушного наблюдения первоначально приняла за немецкие истребители. В результате, когда болгары поняли свою ошибку, было уже поздно и 2-я авиагруппа, попав под удар неожиданно появившихся «Мустангов», потеряла сразу семь «Мессершмиттов».

В ходе боя подпоручик Неделчо Стоянов сумел сбить Р-51, а командир 2-й авиагруппы поручик Бончев в районе г. Перник протаранил В-17. Через несколько мгновений «Летающая Крепость» взорвалась в воздухе, и ее горящие обломки вместе с обломками «Мессершмитта» упали на село Крапец, при этом сам Бончев остался жив, опустившись на землю на парашюте.

К этому времени в бой вступили и Bf-109G-6 из 3-й авиагруппы, а также четыре учебных истребителя Avia В-135. Капитан Никола Бошнаков, поручик Ассен Ковачев, поручик Николай Йорданов, подпоручик Владимир Александров и фельдфебель Дако Даков смогли повредить по одному В-17, но изменить общую ситуацию это уже не могло. Всего 17 апреля болгары потеряли девять истребителей, при этом погибли шесть пилотов, кроме того, еще четыре самолета, получив повреждения, совершили вынужденные посадки. По состоянию на 1 мая 1944 г. болгарская авиация насчитывала 500 самолетов и 13500 человек, в т.ч. 250 самолетов и 5400 человек находились в боевых частях. Основу боевой мощи болгарской авиации составляли 145 Bf-109G, на которые легла вся тяжесть воздушных боев в мае - августе 1944 г. «Мессершмитты» атаковали самолеты союзников, совершавшие налеты на болгарские города, а также пролетавшие над болгарской территорией на пути из Италии к Румынии и обратно.

5 мая пара капитан Марин Петров-поручик Захари Планинский, а также поручик Никола Колев в ходе атаки группы четырехмоторных бомбардировщиков смогли тяжело повредить два самолета. На каждом из них были выведены из строя по два двигателя, и бомбардировщики оставили боевой порядок. 18 мая подпоручик Евгений Тон-чев из 682-й эскадрильи 3-й авиагруппы сбил B-24D, который упал в районе сербского города Прокутите (Prokuple). Подпоручик Иван Бонев, атаковав другой «Либерейтор», смог повредить оба его правых двигателя. Бомбардировщик был вынужден выйти из боевого порядка своей группы и после того, как его «добил» фельдфебель Дако Даков, упал на землю в районе г. Приштина.

11 июня подпоручики Марин Цветков и Тодор Розев сбили два В-24, которые соответственно упали в районе Горна-Креме около г. Враца и рядом с селом Кошаре поблизости от Перника. На счету подпоручика Ивана Бонева был Р-38, сгоревший в районе г. Средне-горне, в 65 км восточнее Софии. Однако в том же бою погиб и сам Бонев, когда его Bf-109G-6 в свою очередь был сбит «Лайтнингами».

23 июня болгарские Bf-109G-6 перехватили над Македонией В-17 и В-24 из 15-й воздушной армии США, возвращавшиеся в Италию после очередного налета на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти и порт Джурджу на Дунае, в 60 км южнее Бухареста. Поручику Стояну Стоянову удалось сбить один «Либерейтор», который взорвался в воздухе западнее Скопье. В результате атак поручика Бориса Дамева, подпоручика Евгения Тончева и подо-фицера Тошко Христова сильные повреждения получили еще три бомбардировщика. При этом два В-24, на которых загорелись по одному двигателю, были вынуждены выйти из боевого порядка своего соединения.

В районе аэродрома Карлово четыре болгарских «Мессершмит-та» атаковали В-17 42-5951 «Opissonya» из 34IBS 97BG, который до этого уже был поврежден над Румынией. В экипаж бомбардировщика входили: первый пилот и командир второй лейтенант Эдвин Андерсон (Edwin Anderson), второй пилот второй лейтенант Уильям Симоне (William Simons), штурман первый лейтенант Роберт Нью-сом (Robert Newsom), бомбардир второй лейтенант Дэвид Кингс-ли (David Kingsley), бортмеханик сержант Джон Мейер (John Meyer), бортрадист сержант Ллойд Кэн (Lloyd Kane), хвостовой стрелок сержант Майкл Салливан (Michael Sullivan), стрелок нижней башни сержант Стенли Кмиек (Stanley Kmiec) и бортовые стрелки сержанты Мартин Хеттинга (Martin Hettinga) и Гарольд Джеймс (Harold James).

Еще на подходе к Плоешти бомбардировщики 97BG были перехвачены приблизительно двадцатью Bf-190G и FW-190A. Сбив в течение короткого промежутка времени два В-17, немецкие истребители прекратили атаки, поскольку бомбардировщики вошли в зону огня зенитных батарей, окружавших Плоешти. Когда уже «Летающие Крепости» вышли на боевой курс, самолет второго лейтенанта Андерсона получил прямое попадание зенитного снаряда, который вывел из строя двигатель № 1 на левой плоскости и оставил позади него 12-дюймовую пробоину. Через несколько секунд взрывом второго зенитного снаряда, разорвавшегося в непосредственной близости от хвостовой части, был поврежден киль и выведена из строя кислородная система бомбардировщика. Несмотря на это, Андерсон и Ньюсом удерживали «Летающую Крепость» на боевом курсе до тех пор, пока Кингсли не сбросил бомбы на запланированную цель. 

После того как поврежденный бомбардировщик, развернувшись на обратный курс, покинул зону зенитного огня, он привлек внимание нескольких «Мессершмиттов». В ходе новых атак был поврежден второй двигатель на левой плоскости, за которым потянулся шлейф белого дыма. Одновременно осколками нескольких 20-мм снарядов, разорвавшихся в хвостовой части самолета, был тяжело ранен в правое плечо и руку стрелок хвостовой башни сержант Салливан. Однако самое неприятное было в том, что осколки буквально изрешетили его парашют, сделав непригодным для использования.

Тяжелораненый Салливан смог переползти из хвоста «Летающей Крепости» в центральную часть фюзеляжа, где бортовые стрелки сержанты Хеттинга и Джеймс попытались оказать ему первую помощь. Однако вскоре им стало ясно, что они не могут остановить кровотечение и потому вызвали на помощь второго лейтенанта Кингсли, имевшего специальную медицинскую подготовку. Наложив жгут и шину, Кингсли смог приостановить кровотечение из ран Салливана. К этому времени в результате новой атаки «Мессершмиттов» легкое ранение получил и стрелок нижней башни сержант Кмиек.

Летевший в юго-западном направлении, В-17 скоро оказался над территорией Болгарии. Он терял высоту, и потому второй лейтенант Андерсон приказал экипажу выбросить за борт все, что только можно, чтобы максимально облегчить самолет. Вскоре в небе появилась пара P-51D и у Андерсона и его экипажа появилась надежда на благополучное завершение вылета. Однако их радость была недолгой, поскольку пилоты «Мустангов» сообщили, что у них осталось мало топлива и что они не смогут сопроводить бомбардировщик до Италии.

Через некоторое время «Летающая Крепость» пролетела в непосредственной близости от аэродрома Карлово. В тот момент в Карлово, помимо болгарских истребителей, размещалось и звено немецких Bf-109G-6. Пилоты Люфтваффе прибыли туда, чтобы помочь в обучении болгарских летчиков-истребителей. Получив сообщение об американском бомбардировщике, майор Гельмут Кюхле (Helmut Kiihle), руководившей подготовкой, отдал приказ поднять в воздух четыре немецких и четыре болгарских «Мессершмитта».

Одинокий В-17, у которого к тому же была выведена из строя хвостовая башня, стал легкой добычей для истребителей. Когда они догнали бомбардировщик, пилоты Люфтваффе предоставили болгарам право самостоятельно добить его. В результате четыре болгарских Bf-109G-6 один за другим, заходя для атаки сзади, практически беспрепятственно в упор расстреляли «Летающую Крепость». От нее начали отваливаться целые фрагменты обшивки, были ранены еще два члена экипажа. Через несколько секунд судьба бомбардировщика была решена и Андерсон приказал своему экипажу покинуть самолет.

Кингсли дотащил раненого сержанта Салливана до открытого бомболюка. Поскольку парашют Салливана был поврежден, то Кингсли надел на него собственный и помог ему выпрыгнуть из падающего В-17. Спустя короткое время бомбардировщик вместе с оставшимся на его борту Кингсли рухнул на землю. Второй лейтенант Дэвид Кингсли пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти раненого члена экипажа, и затем был посмертно награжден высшей военной наградой США Медалью Почета. Случайной жертвой падения «Летающей Крепости» стала болгарская семья из трех человек, отдыхавшая в тот день в окрестностях Карлово.

24 июня болгарские пилоты сбили еще четыре бомбардировщика. Самолет, упавший в районе г. Самокова, в 42 км южнее Софии, был на счету подпоручика Петара Петрова. Поручик Стоян Стоянов, подпоручик Михаил Уцунов и подофицер Кирил Стоянов совместно сбили В-17, чьи обломки бьши затем также найдены в районе Самокова. Еще один самолет, упавший в районе сербского города Неготин (Negotyn), в 10 км западнее стыка границ Болгарии, Югославии и Румынии, был сбит общими усилиями поручика Дамева, подпоручика Цветкова и подофицера Ято Петкова. Четвертый бомбардировщик, рух1гувший в горах в районе пика Богдан, был на счету фельдфебеля Цвятко Загорского из 3-й авиагруппы.

Однако затем 14 Bf-109G-6 из 3-й авиагруппы были южнее Самокова неожиданно атакованы более чем сорока Р-38. В результате были сбиты два «Мессершмитта», погиб фельдфебель Загорский, а подпоручик Тодор Розев успел выпрыгнуть на парашюте. Еще два самолета совершили вынужденные посадки в районе г. Ихтиман, расположенного в 47 км юго-восточнее Софии, и при этом тяжелые ранения получил подпоручик Христо Крастев.

15 июля подпоручик Христо Костакиев из 3-й авиагруппы атаковал четырехмоторный бомбардировщик. Однако он не успел увидеть ее результаты, так как его Bf-109G-6 получил попадания и маслом, вытекавшим из поврежденного двигателя, полностью залило фонарь кабины. Поскольку никаких обломков в районе, указанном Костакиевым, не было найдено, скорее всего, бомбардировщик отделался небольшими повреждениями.

22 июля 1944 г. болгарские «Мессершмитты» сбили над Сербией два четырехмоторных бомбардировщика. На счету подпоручика Петара Бочева был самолет, упавший в горах недалеко от поселка Бабушница (Babushnitza), в 49 км юго-восточнее г. Ниш. Другой же бомбардировщик, рухнувший на землю восточнее г. Крагуевац (Kraguevatz), был сбит совместными усилиями капитана Чудоми-ра Топлодольского, фельдфебеля Николы Краличева и подофице-ра Димитара Сомова. Кроме того, подпоручик Марин Цветков повредил еще один бомбардировщик, который покинул боевой порядок своей группы и, теряя высоту, повернул в сторону г. Босиле-града.

10 августа капитан Крыстио Атанасов и подпоручик Петар Бочев сбили в районе поселка Нишка-Баня (Nyshka Banya), расположенного в 8 км юго-восточнее г. Ниш, четырехмоторный бомбардировщик. Еще один самолет в результате атаки «Мессершмит-тов» подпоручика Петара Бочева и фельдфебеля Александра Петковского получил тяжелые повреждения и покинул боевой порядок. Вероятно, именно этот самолет добил фельдфебель Стефан Концов, который атаковал поврежденный бомбардировщик, летевший в одиночку. Самолет начал терять высоту и упал на болгарской территории около г. Самокова.

17 августа подпоручик Петар Бочев тяжело повредил четырехмоторный бомбардировщик, который упал около македонского поселка Йостово (Jostovo) рядом с г. Скопье. Еще шесть бомбардировщиков получили повреждения и были вынуждены покинуть боевые порядки своего соединения в результате атак капитана Атанасова, поручика Дамева, подпоручиков Марина Цветаева, Николы Валчева и Петара Манолева, а также подофицера Кирила Стоянова.

26 августа 1944 г. болгарские истребители последний раз вступили в бой с самолетами союзников. Капитан Атанасов, подпоручик Петар Бочев и подофицер Никола Таков совместными усилиями сбили четырехмоторный бомбардировщик, который упал на территории Сербии около г. Владички-Хан. На счету поручика Стояна Стоянова был Р-38, врезавшийся в землю юго-восточнее болгарского села Нефела в районе г. Враца. Кроме того, в ходе боя подпоручики Димитар Софиров и Георги Георгиев, а также подофицер Кирил Стоянов смогли повредить еще три «Лайтнинга».

Всего же с 18 мая по 26 августа 1944 г. болгарские пилоты сбили 15 четырехмоторных бомбардировщиков и четыре Р-38. В то же время боевые потери болгарской авиации за этот период составили восемь самолетов - четыре из них были сбиты и четыре совершили вынужденные посадки. При этом 11 июня один из болгарских пилотов, выпрыгнувший на парашюте из подбитого самолета, был расстрелян американцами в воздухе.

В течение 1943 - 44 гг. авиация союзников совершила над Болгарией около 23 тыс. боевых вылетов. Ударам с воздуха подверглись 186 болгарских населенных пунктов, на которые было сброшено 45 тыс. фугасных и зажигательных бомб. В результате бомбежек были уничтожены 12 тыс. зданий, погибли 4208 и были ранены 4744 человека. Болгарской противовоздушной обороной, и прежде все-! го пилотами 6-го истребительного авиаполка, были сбиты 65 самолетов союзников и еще 71 получил повреждения. В ходе боевых вылетов над Болгарией союзники потеряли 585 пилотов и членов экипажей - 329 человек попали в плен ', 187 погибли и 69 умерли от ранений в госпиталях. При этом собственные потери болгарской авиации составили 24 истребителя, еще 18 самолетов совершили вынужденные посадки, погибли 19 пилотов.

5 сентября 1944 г. Советский Союз объявил войну Болгарии, и 8 сентября советские войска вступили на ее территорию. Болгарская армия получила приказ не оказывать сопротивления, и советские войска быстро заняли северо-восточную часть страны и два главных порта - Варну и Бургас.

В ночь с 8 на 9 сентября в Софии произошел военный переворот. Части столичного гарнизона, возглавляемые офицерами, которые действовали по приказу созданного Отечественного фронта, заняли все ключевые объекты города и арестовали прежнее правительство. В результате 9 сентября в Болгарии было создано правительство Отечественного фронта во главе с Кимоном Георгиевым, а 16 сентября в Софию вошли советские войска.

Уже 10 сентября 1944 г. правительство Отечественного фронта объявило войну Третьему рейху и его союзникам. 1 -я, 2-я и 4-я болгарские армии, насчитывавшие в своем составе около 500 тыс. человек, начали в Сербии наступление в направлении г. Ниш, а в Македонии - на г. Скопье. Командование союзников поставило перед ними задачу - блокировать пути отступления немецким войскам, находившимся в Греции.

Действия наземных частей активно поддерживали Ju-87D-5 из 1-й группы 2-го бомбардировочного полка и Do-17 из 1-й группы 5-го бомбардировочного полка. Чтобы обеспечить им необходимую свободу действий, три Bf-109G-6 во главе с поручиком Борисом Дамевым нанесли штурмовой удар по аэродрому Ниш, уничтожив на земле сразу шесть немецких «Мессершмиттов».

 

Состав боевых частей болгарской авиации на 28.09.1944 г.

Полк, группа, эскадрилья Тип самолета Всего Из них пригодных
2-й штурмовой полк 1-я группа Ju-87D-5 29 21
2-я группа Avia B-534 4 1
5-й бомбардировочный полк 1-я группа
2-я группа
Do- 17
Avia B-71
11
20
7
11
6-й истребительный полк 1-я группа D.520 17 12
2-я группа Bf-109G-6 13 6
3-я группа Bf-109G-6 23 11
Разведывательный полк 3-я группа FW-189 14 12
4-я группа Letov S-328 9 9
KB-11 9 9
Do- 17 5 1
Транспортная эскадрилья Ju-52/3m 4 4
Штабная эскадрилья Fi-156 2 1
Итого самолетов 160 105

В течение месяца болгарские войска смогли занять Македонию и юго-восточные районы Сербии. В результате части вермахта, отрезанные в Греции, сдались англичанам. Всего в ходе боев в Сербии, Македонии и Греции самолеты болгарской авиации до 12 декабря 1944 г. совершили 3744 боевых выпета, в ходе которых было уничтожено 694 единицы бронетехники и автомобилей, 25 артиллерийских

батарей, 23 паровоза и 496 железнодорожных вагонов. В воздушных боях и на земле болгарские пилоты уничтожили 25 самолетов Люфтваффе. В то же время болгарская авиация потеряла 15 самолетов, 18 пилотов и членов экипажей.

Затем 130-тысячная 1-я болгарская армия была переброшена в Венгрию и с 6 по 19 марта 1945 г. вместе с советскими войсками участвовала в ожесточенных боях в районе озера Балатон, где немецкие танковые дивизии предприняли попытку контрнаступления.

В апреле 1945 г. части 1-й болгарской армии вошли на территорию Австрии и в районе г. Клагенфурт (Klagenfurt) встретились с подразделениями 8-й английской армии. Всего в 1944 - 45 гг. в боях против Третьего рейха и его союзников Болгария потеряла около 30 тыс. человек.

После того как к власти в Болгарии пришло правительство Отечественного фронта, контролируемое коммунистами, в стране начались массовые репрессии в отношении офицеров бывшей царской армии и бывших царских чиновников. Многие из них были просто убиты непосредственно после 9 сентября 1944 г., тысячи были арестованы и осуждены на различные сроки тюремного заключения, а 2370 человек приговорены к смертной казни. Всего, по приблизительным оценкам, жертвами политических репрессий в Болгарии стали около пятидесяти тысяч человек.

Каток репрессий прошел и по болгарской авиации. Сразу же после прихода коммунистов были убиты: полковник Тодор Рогев, командир 2-го штурмового авиаполка Христо Илиев, командир недавно сформированной 4-й авиагруппы 6-го истребительного полка капитан Марин Петров, капитан Н. Виденов, поручик Васил Шишков и подпоручик Шелев. В октябре 1944 г. был арестован командир 6-го истребительного полка полковник Васил Валков.13 марта 1945 г. он был приговорен к смертной казни и в тот же день казнен. До настоящего времени остается неясной судьба командующего болгарской авиацией генерал-майора Димитара Айранова. Он был приговорен к пожизненному заключению, которое позднее было заменено пятью годами тюрьмы. Тем не менее Айранов на свободу так и не вышел - он просто бесследно исчез.



(c) Михаил Зефиров. "Асы Второй Мирой Войны. Союзники Люфтваффе






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100