В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне все больше людей задаются вопросами как о цене, которую нам пришлось заплатить в той войне,
так и об ущербе, который был нанесен нами противнику. Не обошло это и авиационные интернет-форумы, на которых, в последнее время, стала часто обсуждаться тема потерь Люфтваффе на Восточном
фронте. Все бы ничего, но складывается впечатление, что люди, сидящие за современными «Пентиумами» 5-го поколения, пользуются в дискуссии данными о потерях, вычитанными в книгах 60-х годов
издания или, это в лучшем случае, скачанными с какого-нибудь зарубежного сайта. Надеемся, что эта реплика никем не будет воспринята на личный счет. Впрочем, если такое все же случится, то ни
что не мешает ответить нам той же монетой. Мы же хотим, в меру своих знаний, дать обзор современных источников по потерям Люфтваффе, которые доступны рядовым российским историкам - любителям,
к каковым мы относим и себя. Правда, с сожалением нужно отметить, что профессионалов сегодня как-то и не наблюдается.
Перейдем, однако, к существу вопроса. Итак, какими надежными массовыми источниками, охватывающими потери всей германской фронтовой авиации, мы
сегодня располагаем? Следует признать, что в настоящее время такой источник только один. Это ежедневные сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе (дела Военного архива ФРГ
RL 2 III/1177-1196). Указанные материалы полностью сохранились по декабрь 1943 плюс отрывочные данные за декабрь 1944 и первым месяцам
1945 года. Принимая во внимание специфику оригинала (точнее то, что документы составлялись в одно и тоже время с упомянутыми в них событиями), можно с большой долей уверенности утверждать,
что документы 1944 и 1945 годов не полны. С известной долей допущения это же можно сказать и о сводках последних месяцев 1943. Что имеется в виду? Дело в том, что в данных документах
соответствующие записи делались по мере поступлений сведений из фронтовых частей. Иногда, по не очень ясным для нас причинам, такие записи могли запаздывать относительно самого события на
весьма длительный период (иногда даже с полугодовым опозданием!). Т.е. сводки 1944 и 1945 годов неполны по определению.
Насколько полно отображают реальное положение дел документы 6-го отдела за остальные года? Дать какой-то количественный критерий мы не решаемся,
но можем с уверенностью констатировать: простор для дальнейших исследований (и соответственно новых находок) есть. В этом убеждает ряд случаев, когда данные сводок можно проверить иными
материалами (в частности, документами, которые имеются в наличии у авторов).
Пример первый. Нами были получены из Военного архива ФРГ «Дневники боевых действий» аэродромной комендатуры авиабазы Госткино (северо-западный
участок Восточного фронта), относящиеся к периоду февраля-мая 1942 года. Сравнение результатов налетов советской авиации на Госткино по сводкам 6-го отдела и «Дневника» однозначно
свидетельствует, что в ряде случаев фактические потери были выше, чем это отражено в сводках. Правда, исключительно за счет поврежденных самолетов.
Пример второй. Аналогичная картина наблюдается и по результатам очень успешного налета советской авиации на заполярный аэродром Банак 30 июня
1942 года. По сводкам 6-го отдела, там было потеряно пять бомбардировщиков «Юнкерс-88» (один сгорел и четыре повреждено). По данным же «Дневника руководства войной на море» число
поврежденных составило 14 машин. Т.е.
можно считать, что сводки службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе довольно полно отражают безвозвратные потери в материальной части ВВС Германии, но лишь частично - ситуацию с поврежденными
машинами.
Следует также отметить, что в сводках 6-го отдела содержится информация не только о потерях и повреждениях материальной части (т.е. самолетов),
но и приводятся обширные данные по потерям личного состава подразделений Люфтваффе. Надо сказать, что ведомство Геринга имело очень разветвленную структуру, и далеко не все носившие форму
Люфтваффе действительно были летчиками. И вот вся эта махина нашла отражение в сводках, начиная от потерь авиаполевых дивизий и зенитных частей, и заканчивая потерями личного состава
строительных, охранных и прочих обслуживающих подразделений. Сводки за какой-нибудь месяц 1942 года представляют увесистый «кирпич» толщиной в пятьсот листов.
Однако вернемся к потерям собственно авиации. Проводил ли кто-то массовую выборку по указанным документам, нам не известно.
Тем не менее, общие цифры потерь Люфтваффе на советско-германском фронте введены в оборот в нашей стране уже довольно давно. Имеется в виду публикация 1972 года в третьем номере
восточногерманского журнала «Militaergeschichte». Известный историк авиации О. Гройлер представил в нем выборки из документов все того же Военного архива ФРГ. На
тот период это была единственная публикация на интересующую нас тему (в доступной нам литературе), основанная на архивных источниках. Бытовавшая на тот момент в советской исторической
литературе цифра в 77 тысяч уничтоженных «немецко-фашистских» самолетов не имела под собой никаких реальных оснований. Тот, кто интересуется её происхождением, может насладиться изящной
логикой автора расчетов, прочитав соответствующий номер «Военно-исторического журнала».
Ни коим образом наш пассаж не следует понимать, как насмешку. Каждому времени свои песни!
Итак, историки ГДР опубликовали следующие данные:
- общие данные по убыли самолетного парка ВВС Германии с января 1942 по март 1945 года;
- данные о потерях на советско-германском фронте с 22 июня 1941 года по 14 марта 1942 года (см. выборку в таблице 1);
- потери в технике и личном составе там же с 1 января по 31 августа 1942 года (см. таблицу 2);
- потери в технике на советско-германском фронте с сентября 1943 по октябрь 1944 года (см. таблицу 3).
Все таблицы базируются на данных Военного архива ФРГ.
Таблица 1
Потери ВВС Германии на советско-германском фронте
с 22.06.1941 по 14.03.1942 года
Период |
Безвозвратно |
Повреждено |
% ко всем фронтам |
Всего |
Безвозвратно |
Повреждено |
22-28.06. 1941 |
280 |
165 |
85,5 |
- |
- |
29.06-05.07. 1941 |
121 |
59 |
85,7 |
429 |
247 |
06-12.07. 1941 |
72 |
45 |
63,5 |
550 |
336 |
13-19.06. 1941 |
67 |
41 |
80,0 |
719 |
452 |
20-26.06. 1941 |
87 |
46 |
74,7 |
849 |
532 |
27.06-02.08. 1941 |
76 |
33 |
80,7 |
968 |
606 |
03-09.08. 1941 |
50 |
24 |
67,9 |
1063 |
662 |
10-16.08. 1941 |
64 |
38 |
74,0 |
1148 |
721 |
17-23.08. 1941 |
43 |
28 |
66,4 |
1211 |
767 |
24-30.08. 1941 |
55 |
27 |
78,8 |
1283 |
812 |
31.08-06.09. 1941 |
38 |
19 |
67,9 |
1356 |
852 |
07-13.09. 1941 |
52 |
30 |
71,9 |
1445 |
912 |
14-20.09. 1941 |
51 |
15 |
74,1 |
1510 |
948 |
21-27.09. 1941 |
41 |
16 |
87,7 |
1578 |
983 |
28.09-04.10. 1941 |
37 |
16 |
77,9 |
1640 |
1026 |
05-11.10. 1941 |
41 |
29 |
83,3 |
1713 |
1076 |
12-18.10. 1941 |
41 |
21 |
69,7 |
1783 |
1118 |
19-25.10. 1941 |
23 |
17 |
59,7 |
1826 |
1155 |
26.10-01.11. 1941 |
19 |
16 |
67,3 |
1880 |
1198 |
02-08.11. 1941 |
31 |
22 |
62,3 |
1948 |
1242 |
09-15.11. 1941 |
17 |
15 |
72,7 |
1979 |
1280 |
16-22.11. 1941 |
16 |
16 |
64,0 |
2026 |
1305 |
23-29.11. 1941 |
20 |
20 |
67,8 |
2055 |
1330 |
30.11–06.12. 1941 |
14 |
10 |
53,3 |
2081 |
1344 |
7-13.12. 1941 |
10 |
11 |
65,6 |
2110 |
1366 |
14-20.12. 1941 |
16 |
6 |
58,2 |
2151 |
1379 |
21-27.12. 1941 |
17 |
18 |
58,3 |
2178 |
1406 |
28.12.1941-03.01.1942 |
25 |
13 |
65,5 |
2213 |
1435 |
04-10.01. 1942 |
33 |
29 |
69,6 |
2259 |
1475 |
11-17.01. 1942 |
24 |
9 |
60,0 |
2300 |
1493 |
18-24.01. 1942 |
34 |
17 |
79,7 |
2350 |
1522 |
25-31.01. 1942 |
26 |
11 |
58,7 |
2381 |
1539 |
01-07.02. 1942 |
26 |
22 |
68,6 |
2428 |
1567 |
08-14.02. 1942 |
30 |
30 |
52,6 |
2482 |
1606 |
15-21.02. 1942 |
32 |
21 |
77,9 |
2525 |
1634 |
22-28.02. 1942 |
42 |
37 |
69,9 |
2547 |
1691 |
01-07.03. 1942 |
63 |
44 |
80,5 |
2650 |
1768 |
08-14.03. 1942 |
22 |
22 |
53,6 |
2687 |
1810 |
Таблица 2
Потери авиационных соединений Люфтваффе в личном составе и технике с 1 января по 31 августа 1942 года
|
Личный состав |
Самолеты |
Убито |
Ранено |
Пропало без вести |
Безвозвратно |
Повреждено |
Советско-германский фронт |
При боевых вылетах |
842 |
1168 |
2196 |
2087 |
1624 |
При не боевых вылетах |
253 |
211 |
19 |
372 |
577 |
Всего |
1095 |
1379 |
2215 |
2459 |
2201 |
На всех фронтах |
При боевых вылетах |
1656 |
1690 |
4017 |
3541 |
2315 |
При не боевых вылетах |
899 |
553 |
55 |
1020 |
1425 |
Всего |
2555 |
2243 |
4072 |
4561 |
3740 |
Таблица
3
Потери Люфтваффе в технике на советско-германском фронте
с сентября 1943 года по октябрь 1944 года
|
Безвозвратно |
Повреждено |
Всего |
% ко всем фронтам |
Сентябрь1943 г. |
341 |
231 |
572 |
27,2 |
Октябрь 1943 г. |
277 |
262 |
539 |
27,8 |
Ноябрь 1943 г. |
183 |
160 |
343 |
22,7 |
Декабрь 1943 г. |
161 |
121 |
282 |
21,4 |
Январь 1944 г. |
270 |
202 |
472 |
22,4 |
Февраль 1944 г. |
270 |
207 |
477 |
21,0 |
Март 1944 г. |
369 |
337 |
706 |
24,4 |
Апрель 1944 г. |
459 |
458 |
917 |
26,6 |
Май 1944 г. |
308 |
334 |
642 |
19,9 |
Июнь 1944 г. |
312 |
276 |
588 |
17,0 |
Июль 1944 г. |
647 |
483 |
1130 |
29,9 |
Август 1944 г. |
520 |
329 |
849 |
25,8 |
Сентябрь1944 г. |
229 |
183 |
412 |
17,5 |
Октябрь 1944 г. |
423 |
248 |
671 |
43,5 |
По не совсем понятным причинам Гройлер не привел в своей публикации материала дела RL 2
III /1198. В этом документе содержатся обобщающие данные по 1944 году (см. таблицу 4). Существенный минус этого документа: приведены потери только при выполнении
боевых заданий.
Таблица 4
Потери Люфтваффе на советско-германском фронте в 1944 году
Объединение |
Истребители |
Бомбардировщики, штурмовики |
Разведчики |
Число самолето-вылетов |
Потеряно самолетов |
Число самолето-вылетов |
Потеряно самолетов |
Число самолето-вылетов |
Потеряно самолетов |
Авиакоман-дование
«Финляндия» |
5212 |
91 |
3956 |
42 |
2258 |
20 |
1-й ВФ |
12579 |
133 |
57491 |
260 |
10735 |
67 |
4-й ВФ |
21937 |
260 |
61599 |
458 |
23678 |
171 |
6-й ВФ |
30047 |
355 |
103456 |
582 |
20961 |
118 |
Итого: |
69775 |
839 |
226502 |
1342 |
57632 |
376 |
Существуют ли еще какие-либо документы, кроме приведенных нами выше? Несомненно. Очень интересные сведения, содержатся,
например, в донесениях о воздушной обстановки Группы армий «Север», находящихся в Национальном архиве США.
Их ценность в том, что период, охватываемый донесениями, в известной степени дополняет данные сводок 6-го отдела. Ниже приводится сводные таблицы, составленные по этим донесениям.
Период |
12-15 ноября 1943 г. |
16-30 ноября 1943 г. |
Потеряно самолетов |
Fw-190 - 1
|
нет |
Период |
1-5 декабря 1943 г. |
6-10 декабря 1943 г. |
11-15 декабря 1943 г. |
16-20 декабря 1943 г. |
21-31 декабря 1943 г. |
Потеряно самолетов |
Fw-190 - 2
Ju-52 - 1
|
Bf-109 - 2
Ar-66 - 1 |
Bf-109 - 2
|
Bf-109 - 2
|
нет |
Период |
1-5 января 1944 г. |
6-10 января 1944 г. |
11-15 января 1944 г. |
16-20 января 1944 г. |
21-25 января 1944 г. |
26-31 января 1944 г. |
Потеряно самолетов |
Fw-190
- 1
Ju-87
- 1
|
Ju-87
- 1
Ju-88
- 2
He-50
- 2 |
Bf-109
- 4
|
Bf-110
- 1
|
Bf-109
- 2
|
Bf-109 - 5
Ju-87 - 1
He-46 - 2
Go-145 - 1 |
Период |
1-5 февраля 1944 г. |
6-10 февраля 1944 г. |
13-15 февраля 1944 г. |
16-20 февраля 1944 г. |
21-25 февраля 1944 г. |
26-29 февраля 1944 г. |
Потеряно самолетов |
Bf-109
- 4
Ju-87 - 1
Fi-156 - 1 |
Bf-109 - 3
Ju-87 - 3
Ju-88 - 1
He-111 - 1
Fi-156 - 1
W-34 - 1
Ar-66 -
2
Go-145 -
1 |
Bf-109 - 1
Ju-87 - 1
Hs-126 - 1
Go-145 - 3
|
Bf-109 - 1
W-34 - 1 |
Bf-109 - 2
Ju-87 - 2
Ju-88 - 2 |
Ju-87 - 1
Ju-88 - 1 |
Период |
1-5 марта 1944 г. |
6-10 марта 1944 г. |
11-15 марта 1944 г. |
16-20 марта 1944 г. |
21-25 марта 1944 г. |
26-31 марта 1944 г. |
Потеряно самолетов |
Bf-109
- 2
Ju-87
- 3
He-46
- 1
He-50
- 1 |
Ju-87
- 3
Ju-88
- 1
Ju-188
- 1
He-111
- 1 |
нет |
Bf-109
- 2
Ju-87
- 1 |
Fw-189
- 1
Fw-190
- 1
Ju-87
- 1 |
Fw-190 - 4
Bf-109 - 2
Bf-110 - 1
Ju-87 - 7
Ju-88 - 1
Ar-66
- 1 |
Период |
1-5 апреля 1944 г. |
6-10 апреля 1944 г. |
11-15 апреля 1944 г. |
16-20 апреля 1944 г. |
21-25 апреля 1944 г. |
26-29 апреля 1944 г. |
Потеряно самолетов |
Bf-109 - 4
Bf-110 - 1
Fw-190 - 3
Ju-87 - 8
Ju-52 - 1 |
Fw-190 - 2
Ju-87 - 3
He-111 - 1
Fi-156 - 1
W-34 - 1 |
Ju-188 - 1 |
Bf-109 - 1
Fw-190 - 1
Ju-87 - 4
Ju-88 - 1
W-34 - 1 |
Fw-190 - 2
Ju-87 - 1
Go-145 - 1 |
Bf-109 - 1
Fw-190 - 1
Do-217 - 1
Go-145 - 2 |
Цифры, на первый взгляд, небольшие, но следует отметить, что здесь явно учтены только безвозвратные потери при
непосредственном выполнении боевых заданий. Фактически общее число потерь будет выше за счет поврежденных и списанных машин, а также за счет убыли при не боевых вылетах. Вполне вероятно, что
дальнейшие поиски в архивах нынешних «вероятных друзей» могут дать дополнительные материалы по интересующей нас теме.
Уголок неба. 2005
|