Уголок неба ¦ ВВС Венгрии в 1941 году

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   ВВС Венгрии в 1941 году
             
         n  Александр  Котлобовский  



По итогам I мировой войны Венгрия была признана проигравшей стороной. Согласно условиям подписанного в 1920г. Трианонского договора, на нее накладывался ряд ограничений, в том числе запрещение иметь военную авиацию и строить боевые самолеты. Однако режим адмирала М. Хорти, приняв курс на ревизию итогов войны, завязал тесное сотрудничество с фашистским правительством Муссолини, а после 1933 г. - и с гитлеровцами. Вопреки договору создавались тайные структуры ВВС, легализовавшиеся к концу тридцатых годов. Матчасть закупалась в Италии, Германии и ряде других государств, при помощи которых начался также лицензионный выпуск авиатехники. Одновременно разрабатывались собственные образцы самолетов. Конечно, уровень этих мероприятий был ниже, чем у «старшего товарища по несчастью» - Германии, однако уже к 1938 г. Венгрия обладала вполне боеспособными ВВС.

В апреле 1941 г. Венгрия вступила во вторую мировую войну: ее войска приняли участие во вторжении на Балканы и оккупировали часть территории Югославии. Венгерские ВВС не встретили сопротивления, а 3 машины потеряли в результате аварий и катастроф.

Обкатав армию в боевых условиях, адмирал Хорти как верный союзник Гитлера готовился к «восточному походу». Его войска были отмобилизованы и приведены в боевую готовность, однако 22 июня 1941 г. в нападении на СССР не участвовали. Хорти желал получить хотя бы формальный повод для вступления в войну. Вскоре случай представился.

26 июня в 12 ч. 58 мин. венгерская служба ВНОС1 в районе г. Каша2 обнаружила приближение трех неизвестных бомбардировщиков. Однако поднимать тревогу не стали, так как самолеты имели желтые полосы - знаки быстрой идентификации, общие для стран «оси» на восточном фронте. Кроме того, телефон наблюдательного поста не функционировал. Тем временем пришельцы сбросили двадцать семь 100-килограммовых бомб, из которых двадцать одна угодила в жилые районы, здание почты и артиллерийские казармы. Погиб тридцать один человек, в том числе семь гражданских лиц. В ответ открыла огонь четырехорудийная зенитная батарея, но после первых же выстрелов три пушки замолчали из-за поломок. Поднявшиеся в воздух истребители опоздали. В итоге тип и национальная принадлежность бомбардировщиков установлены не были, но повод для вступления в войну нашелся. Не дожидаясь результатов расследования, венгерское руководство назвало виновником случившегося Советский Союз и в тот же день объявило ему войну.3 27 июня венгерские войска силами т.н. «Подвижного корпуса» завязали бои в Карпатах.

Накануне этих событий общая численность самолетного парка венгерских Королевских ВВС составляла 536 машин, из них 363 боевых. Истребительная авиация складывалась из восьми эскадрилий: четырех, оснащенных Fiat CR-32, и остальных -Fiat CR-42 (96 машин, из них 88 исправных). Летом 1940 г. из Италии поступила партия из шести истребителей Reggiano Re-2000 «Фалько-l», но в части они не попали. Бомбардировочная авиация насчитывала 70 самолетов (52 исправных) и состояла из восьми эскадрилий: трех, вооруженных 28-ю Caproni Ca-135bis, и пяти - 42-мя Junkers Ju-86K. В стадии формирования находились две эскадрильи пикирующих бомбардировщиков Ju-87B, еще не достигших боеготового состояния. Многочисленной была и разведывательная авиация (73 самолета, из них 54 исправных): 10 эскадрилий ближних разведчиков - четыре на Heinkel He-46E и шесть на WM 21 Solyom («Сокол»), 2 эскадрильи дальних разведчиков на Heinkel Не-70К (13 машин), а также группа аэрофоторазведки из двух Heinkel He-111 P. Всего имелось 194 исправных боевых самолета и 45 - в ремонте. Остальные машины различных типов (BM09D, Не-112, Са-310 и др.) находились в учебных и научно-исследовательских подразделениях. Транспортная авиация состояла из шести устаревших Caproni Са-101 и одной эскадрильи из четырех Savoia SM-75. Резервом ВТА считалась национальная авиакомпания MALERT, имевшая до 10 самолетов Junkers Ju-52 и Fokke-Wulf FW-58 Weihe. Самолеты аэроклубов и частных лиц числились резервом учебной и связной авиации.

Как видим, матчасть ВВС Венгрии была устаревшей. Например, Fiat-32 и Ju-86 «вышли в тираж» еще во время войны в Испании. Лучшие из принимавших участие в боях мадьярских самолетов Са-135, Не-111 и Re-2000 приблизительно соответствовали советским ДБ-3 и ЛаГГ-3.

Для участия в войне против СССР выделялись следующие силы. Бомбардировочная авиация: 3/Ш-й дивизион4 из семнадцати Ju-86K и 4/Н-й, оснащенный Са-135. Истребительная авиация: 2/3-я эскадрилья «Ричи» (Ricsi) на CR-42. Разведывательная авиация: восемь WM 21 из VIII-й и девять из X-й эскадрилий ближней разведки (ЭБР), находившихся в г. Ужгороде; в г. Хуст базировались Не-46 из l-ой ЭБР Hollo («Ворон») и IV-й ЭБР «Шомодьи бичка» (Somogyi bicska), а также WM 21 из VII-й ЭБР. Из тринадцати Не-70К и двух Не-111 сформировали 1-ю отдельную эскадрилью дальней разведки (1 ОЭДР), базировавшуюся в Ужгороде. Эта часть первой приняла участие в боевых действиях: 26 июня ее Не-70 совершили разведполеты над Западной Украиной. Однако «удар возмездия» решено было нанести на следующий день.

Утром 27 июня с аэродрома Дебрецен стартовали восемь Са-135 из 3/5-й АЭ «Босоркань» (Boszorkany -«Ведьма»), а с аэродрома Хайдубосерменьи - семнадцать Ju-86K из 4/Н-го дивизиона, эскадрилий 4/3-й «Шарга Вихар» (Sarga Vihar - «Желтая буря») и 4/4-й «Бузогань» (Buzogany - «Булава»). Над г. Хуст, откуда взлетели прикрывавшие их «Фиаты» из 2/3-й АЭ, самолеты объединились в группу. Около восьми часов утра машины с красно-бело-зелеными стрелами на крыльях и килях достигли г. Станислава (ныне Ивано-Франковск) и сбросили на него бомбы, главным образом 10-килограммовые. Эскадрилья ближней разведки и истребители нанесли ряд ударов по расположениям советских войск и погранзаставам. В этот день один из CR-42 (борт V-217) был сбит зенитным огнем. Летчик остался жив и вернулся в свою часть.

Достаточно большая активность была проявлена 29 июня, когда двадцать пять «Юнкерсов» из 4/1-го дивизиона (4/2-я АЭ «Иштен Кардья» (Isten Kardja - «Божья сабля») и 4/1 -я АЭ «Иштен Ньила» (Isten Nyila - «Божья стрела») совершили налет на г. Стрый. Прикрытие вновь осуществляли «Фиаты» из 2/3-й АЭ. Над целью венгры сопротивления не встретили. Но в ответ советская авиация совершила налет на Чоп. Поднявшиеся на перехват истребители сбили три краснозвездных самолета. В этот же день, действуя в интересах сухопутных войск, не вернулся с задания один WM 21 (борт F-242) из X-й ЭБР. Экипаж пропал без вести.

1 июля, несмотря на серьезные потери, венгерские войска начали широкое наступление и, прорвав оборону Красной Армии, вскоре «перемахнули» через Карпаты. ВВС оказали им серьезную поддержку. Ударам с воздуха подверглись Станислав, Снятии, Чертков, Бар, Каменец-Подольский, др. населенные пункты, позиции советских войск, их резервы и отступающие через Днестр части.

В этот и последующие дни венгры потеряли по разным причинам несколько самолетов. Так, 1 июля из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку в районе Керешмеза Не-70К (борт F-407) из 1-йОЭДР. Два члена экипажа получили ранения. На следующий день, возвращаясь с боевого задания, в Карпатах разбился Ju-86K (борт В-319) из состава 4/4-й АЭ. Причина - обледенение, приведшее к срыву в штопор. 3 июля - весьма «урожайный» на потери день. В районе Делятина из-за нехватки горючего совершил вынужденную посадку и получил легкие повреждения еще один «Юнкере» (борт В-322). Пришлось идти на вынужденную и «Капрони» (борт В-534), поврежденному зенитным огнем в районе Снятина. В этот же день пропал без вести вместе с экипажем Не-70К (борт F-401), совершавший разведполет по маршруту Каменец-Подольский - Харьков. Предполагается, что его сбил истребитель. 6 июля над Каменец-Подольским в воздушном бою был поврежден возвращавшийся с задания разведчик Не-111 (борт В-702) из 1-й ОЭДР.

С 7 июля венгерские авиационные части перебазировались на только что захваченные аэродромы Коломыи, Стрыя, Станислава. Это значительно упростило выполнение боевых заданий, т.к. исчезла необходимость постоянно перелетать Карпаты. К этой дате в боях приняло участие до 145 самолетов, было сброшено 113165 кг бомб.

Из самолетов, дислоцированных на новых аэродромах, было образовано 1-е авиасоединение под командованием подполковника Белы Ороса, которое в оперативном отношении подчинили командованию «Подвижного корпуса». В его состав вошли: VII-я (девять Не-46), X-я (девять WM 21) ЭБР и 2/3-я (девять CR-42) АЭ. 10 июля все самолеты перебазировали на аэродром Озеряны. Несколько позже, 24 июля, к соединению Ороса подключили смешанный дивизион бомбардировщиков из девяти «Юнкерсов» и шести «Капрони» (по иным данным, «Капрони» было три). Эти силы поддерживали войска, наступавшие на Каменец-Подольский, Жванчик, Дунавцы.

12 июля 2/3-я АЭ провела несколько боев, в одном из которых CR-42 (борт V-265) столкнулся с И-16. Летчику удалось спастись на парашюте и отделаться легким ранением. Около полудня 10 самолетов VII-й и X-й ЭБР бомбили расположение советских частей. С задания не вернулся один экипаж, который пропал без вести. Несколько самолетов над целью получили повреждения и, как минимум, два из них разбились при вынужденных посадках: в Стрые Не-46 (борт F-326), прикомандированный к VII-й ЭБР из 1-й АЭ; в Озерянах WM21 (борт F-271) из VII-й ЭБР. В последнем случае получил ранения Летнаб. В тот же день, после налета советской авиации на Коломыйский аэродром, попал в воронку от бомбы и получил повреждения средней тяжести совершавший посадку Не-46 (борт F-334, откомандирован в VII-ю ЭБР из VI-й АЭ). Чуть позже, израсходовав топливо, разбился WM 21 (борт F-234) из VII-й ЭБР. Летнаб погиб, летчик получил ранения.

Вскоре прошла ротация личного состава и техники. Первой убыла домой эскадрилья «Ричи». За время боев она сбила пять советских самолетов, потеряв два своих. 13 июля ей на смену в Озеряны прибыла 1/3-я АЭ «Кор Ac» (Kor Asz - «Червовый туз»), имевшая 12 CR-42 и курьерский Аг-96. Командовал ею капитан Ласло Томор. 14 июля на смену VII-й и X-й ЭБР прибыли 1-я и III-я ЭБР, имевшие по девять Не-46 и WM 21. 17 июля убыло в Венгрию управление 4/Н-го бомбардировочного дивизиона, а также 4/1-я и 4/3-я эскадрильи «Юнкерсов».

22 июля в районе Джурин-Бершадь-Брацлав-Тульчин пять истребителей «Фиат» вели разведку. Советским зенитчикам удалось подбить четыре из них.

23 июля в рамках наступления немецкой группы армии «Юг» венгерские части начали продвижение в районе Бершадь-Гайворон. Авиация оказывала им поддержку, выполняя разведполеты и нанося бомбовые удары.

27 июля произошел инцидент, в котором мадьярский самолет был атакован союзными словацкими истребителями. В тот день над аэродромом Тульчин, где базировалась 13-я истребительная эскадрилья ВВС Словакии, без предварительного оповещения появился венгерский истребитель Fiat CR.325. Комендант аэродрома полковник германских ВВС распорядился немедленно сбить нарушителя. На перехват взлетели три самолета Avia В-534, но догнать «Фиат» смог только молодой летчик Ян Режняк6. Не имея еще опыта воздушных боев, он открыл огонь с большой дистанции и лишь повредил «Фиат». Вскоре венгры заявили протест и потребовали строго наказать обидчика, однако на его защиту стал комендант аэродрома и дело заглохло. Впоследствии «заклятые друзья» не раз базировались на одном аэродроме, но подобное уже не повторялось. В период с 24 по 28 июля произошло новое перебазирование: 1-я и 1/3-я АЭ перелетели в Аннаполь, а III-я АЭ и смешанный дивизион

Весьма напряженным выдался август. Венгерские войска наступали совместно с германским вермахтом в направлении Николаева. Это предопределило выбор целей для авиации. Уже 1 августа три Ju-86 в сопровождении десяти «Фиатов» (недавний урок пошел впрок) совершили налет на советские позиции в районе Саврань. 4 августа тройка бомбардировщиков под прикрытием двух пар истребителей совершила налет на Ольвиополь, в окрестностях которого вели бои части «Подвижного корпуса».

5 августа венгры овладели Первомайском. В тот день 1/3-я АЭ понесла первую потерю. Утром авиаразведка обнаружила на аэродроме Подвысокое «трехмоторный транспортный самолет» (вероятно, АНТ-9). Было высказано предположение, что на нем собирается лететь высокое советское начальство. На перехват отправили группу истребителей, которая начала штурмовку аэродрома. Однако их встретил сильный зенитный огонь, которым был сбит один «Фиат». Погиб старший лейтенант Янош Петтендь, известный в прошлом пилот-спортсмен. Не позже этой даты советские истребители сбили Не-70К.

7 августа прибыло пополнение - семь истребителей Re-2000. Прибывшая группа, которая должна была провести войсковые испытания новой техники, стала называться эскадрильей 1/2 «Людаш Матьи» (Ludas Matyi)7. Командовал ею капитан Ласло Дьенеш.

Фронт тем временем приближался к Николаеву. 11 августа пять «Капрони» под прикрытием шести «Фиатов» и пяти Re-2000 нанесли бомбовый удар по городу. Венграм, по их данным, удалось добиться попадания в мост через Буг и повредить путевое хозяйство железнодорожной станции. При выполнении этого задания мадьяры впервые встретились с большой группой советских истребителей. В завязавшемся бою летчики «Фиатов» и стрелки «Капрони» сбили восемь И-16. Судя по всему, группа Re-2000 в этой схватке не участвовала. Она натолкнулась на сильный зенитный огонь и потеряла один самолет (борт V-420), пилот которого, старший лейтенант Дюла Ласточь, пропал без вести.

Напряженным выдалось 12 августа, когда венгерские самолеты выполнили 151 боевой вылет. Удары наносились по Новой Одессе, на которую сопровождаемые истребителями «Юнкерсы» совершили четыре налета. 16 августа налету подверглась Ларьевка. К этому времени произошло перебазирование на аэродромы Первомайск и Воскресенск. 19 августа 1/3-я АЭ перебазировалась в Кривой Рог, а 23 августа туда для стажировки прибыл из Венгрии личный состав одного звена 1/4-й АЭ. 1-я ЭБР 21 августа перебазировалась в Казанку. Этим эскадрильям предстояло поддерживать наступление германских и венгерских войск на Днепропетровск.

26 августа в воздушных боях эскадрилья капитана Томора, согласно его заявлению, сбила 5 советских машин. В этот же день «Реджьяне» атаковали советский аэродром, на котором, согласно рапорту капитана Дьенеша, удалось вывести из строя десять самолетов. 27 августа в воздушных боях было одержано еще две победы, но потерян один «Фиат». Летчик, прапорщик Мартон Сеньи, попал в плен (В плену он стал антифашистом. Пройдя подготовку в одной из школ Украинского штаба партизанского движения, в августе 1944 г. был заброшен с группой на территорию Венгрии, где погиб в бою с жандармерией.). 28 августа произошла смена командования авиасоединения: подполковник Б. Орос был отозван, а вместо него прибыл подполковник Шандор Дьиреш.

После захвата 2 сентября Днепропетровска венгерскую авиацию перенацелили на Запорожье. Надо отметить, что здесь наземные части венгров понесли серьезные потери, а на острове Хортица был разгромлен мадьярский пехотный полк.

6 сентября в первой половине дня четверка CR-42 провела штурмовку, а после полудня шесть Ju-86 в сопровождении девяти «Фиатов» нанесли бомбовый удар по советским позициям. В этот день изменились опознавательные знаки венгерской авиации: вместо трехцветных стрел на фюзеляжи и плоскости стали наносить черные квадраты с белым крестом посередине, по всей ширине киля  рисовать горизонтальные полосы цветов национального флага (красная, белая, зеленая). Это было связано с требованием немцев для лучшего опознавания ввести на самолетах своих союзников кресто-подобные знаки. К слову, у немцев имелись проблемы с опознаванием венгерских машин. Особенно доставалось Re-2000, которые летчики люфтваффе частенько путали с И-16.

С 6 по 15 сентября домой отправили личный состав 1/4-й АЭ. В эти дни было потеряно два самолета: 14 сентября в Карпатах разбился венгерский курьерский самолет, летевший с фронта, а 16 сентября с задания не вернулся разведчик из III-й АЭ.

Надо отметить, что с наступлением осени мадьярские самолеты стали летать значительно реже. Известно, что 19 сентября пять истребителей поддерживали войска, наступавшие на Никополь, а 30 сентября и 1 октября венгры совершили налеты на объекты Запорожья. Снижение активности авиации объясняется двумя причинами: плохой погодой и значительным износом техники. Удаление полевых аэродромов от Венгрии затрудняло доставку запчастей, в основном осуществлявшуюся транспортными самолетами. В октябре «безделье» авиации усугубилось, и начался вывод авиачастей на родину.

6 октября в Венгрию улетели «Хейнкели» 1-й АЭ. С 13 июля они совершили на фронте 72 боевых вылета: 61 на разведку и 11 на бомбардировку, сбросив 2т бомб. Общий налет составил 115 часов. В личном составе потерь не было.

14 октября погодные условия позволили поддерживать войска, наступавшие на Изюм. 18 октября одно звено 1/3-й АЭ перелетело на аэродром Голубовка, откуда сопровождало германский разведчик, выполнявший задание в районе Лозовая-Барвенково-Изюм.

20 октября с пятью оставшимися Re-2000 вылетела домой эскадрилья «Людаш Матьи». Над Карпатами самолеты попали в сплошную облачность, летчики потеряли ориентировку, и два истребителя разбились в горах. Еще один пилот совершил вынужденную посадку, при которой его «Реджьяне» получил сильные повреждения. Так за один день было потеряно машин больше, чем за три месяца боевой работы.

30 октября почти все оставшиеся на фронте самолеты перелетели в Днепродзержинск, и лишь одно звено продолжало базироваться в Лозовой. В течение последующего месяца боевые вылеты почти не совершались. Только 3, 9 и 10-го выполнялись разведполеты под прикрытием «Фиатов».

В начале ноября улетели домой бомбардировщики. 17 ноября дошла очередь до III-й АЭ. В ходе летне-осенней кампании она понесла серьезные потери: погибло пять человек, один был тяжело ранен, потеряно три WM 21. И при перелете в Венгрию не обошлось без неприятностей: из-за плохой погоды несколько «Шольомов» совершили вынужденные посадки, а один разбился. Боевой опыт показал, что самолеты этого типа оказались одними из худших, и вскоре их изъяли из боевых частей.

19 ноября в Венгрию отправилась 1/3 эскадрилья. За время пребывания на фронте ее пилоты на «Фиатах» совершили 447 боевых вылетов, налетав 800 часов. Заявлялось, что они сбили 17 советских самолетов, потеряв два своих. При этом один летчик погиб, а другой попал в плен. Основным противником CR-42 стали истребители И-16. «Фиаты» заметно уступали им в скорости, и поэтому венгры предпочитали вести бои на виражах, где имели преимущество над «ишаками». С новыми типами истребителей им сражаться не пришлось, но было ясно, что, несмотря на успешное применение, CR-42 необходимо снимать с вооружения. К тому же возникли проблемы в эксплуатации, особенно обострившиеся с наступлением осенних дождей и холодов. Выяснилось, что в таких условиях итальянские двигатели воздушного охлаждения работают неважно, а полотняная обшивка отстает от силового набора. Имелись нарекания и на работу пулеметов «Бреда».

Самолетом, способным заменить «Фиаты», мог стать Re-2000, успешно прошедший фронтовые испытания. Особенно отмечались скоростные данные этой машины, ее хорошие маневренность и скороподъемность. Недостатком являлось отсутствие, как и у других истребителей ВВС Венгрии, радиосвязи.

А вот краткая оценка других венгерских самолетов, полученная в ходе боев над Украиной.

Не-70 оказался практически непригодным для ведения дальней разведки. Уже в конце июля эти самолеты были сняты с вооружения и переведены в части т.н. «второй линии».

Не-46, несмотря на свой почтенный возраст, имел достаточно надежную конструкцию и в отличие от немецкого варианта более мощный звездообразный двигатель «Гном-Рон». Однако для 1941 г. они оказались слишком тихоходными. Так что и здесь имелась крайняя нужда в новой технике, и наиболее серьезным кандидатом считался FW-189.

Оба типа бомбардировщиков Са-135 и Ju-86K были признаны непригодными для дальнейшего использования. Их предполагалось заменить на Не-111.

Большую работу проделала транспортная эскадрилья, налетав с июня по ноябрь 1941 г. 861 час. Ее экипажи тоже несли потери. Так, 4 ноября при взлете с будаерошского аэродрома в тумане столкнулся с холмом и разбился транспортный самолет SM-75, летевший на фронт. Все десять находившихся на борту человек погибли.

Итог кампании 1941 г. следующий: венгерские ВВС совершили 1454 боевых вылета, общий налет составил 2192 часа, сброшено 217 тонн бомб, сбито 30 самолетов. Но летчиков, одержавших пять и более побед, т.е. ставших асами, не было. Свои потери: сбито в боях, разбилось в летных происшествиях либо получило повреждения различной тяжести 56 самолетов. Из них 25 разведчиков, 14 истребителей, 11 бомбардировщиков, 5 связных и 1 транспортный. Из них безвозвратные потери - 21 машина. Остальные получили повреждения от 20 до 90% степени тяжести - часть из них можно смело записать в безвозвратные потери. Погибло 17 офицеров, 15 солдат и унтер-офицеров. Ранения получили 10 и 18 человек соответственно.

Итак, кампания 1941 г. окончилась, опыт изучен, уроки извлечены. Но, как оказалось, не все и не главные: будапештское руководство развернуло подготовку к новому «походу на Восток», который начался летом 1942 г. и завершился зимой 1943 г. катастрофой на Дону.

________________________________
Примечания:

1 ВНОС - служба воздушного наблюдения, оповещения и связи.
2
Словацкий г. Кошице, аннексированный в марте 1939 г.
3 В настоящее время многие историки полагают, что немцы организовали провокацию для «стимулирования» вступления Венгрии в войну. Налет вероятнее всего совершили бомбардировщики PZL-37 «Лошь» румынских ВВС. Диктатор Румынии маршал М. Антонеску, всегда готовый насолить соседу, особенно после потери Трансильвании, вполне мог дать согласие на участие в подобной акции.
4 Система обозначения подразделений ВВС Венгрии: арабскими цифрами обозначались номера полков: 1-го и 2-го истребительных, 3-го и 4-го бомбардировочных, 5-го ближнеразведывательного. Полки состояли из дивизионов, которые обозначались римской цифрой в дроби (например, 3/111
5 Тип истребителя указан согласно словацким источникам. Однако, вероятнее всего, это был CR.42 из 1/3 АЭ.
6 Впоследствии ас №1 словацких ВВС. На Восточном фронте сбил 32 советских самолета.
7 Людаш Матьи - герой венгерского фольклора.

 






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100