В 1942 г. Венгрия, выполняя требования
Германии, готовилась отправить на
Восточный фронт 2-ю армию численностью
200000 человек - крупнейшее и наиболее
боеспособное воинское объединение,
единовременно выставлявшееся этой
страной за весь период второй мировой
войны. Естественно, что в новом походе
должна была принять участие и авиация.
Венгерские ВВС переживали не лучшие
времена. После понесенных в 1941 г. потерь
и снятия с вооружения устаревших
самолетов ощущалась острая
необходимость в пополнении новой техникой. Однако Германия не
спешила выполнять мадьярские заявки, у
итальянцев оказались свои затруднения,
а местная авиапромышленность ничего
пока не могла предложить. Наиболее
серьезное ее изделие - истребитель Heja-II (лицензионный
вариант итальянского Re-2000 «Фалько-l»)
начал поставляться лишь во второй
половине года. Учитывая сложившуюся
ситуацию, а также опыт боев лета 1941 г.,
венгерское военное командование
провело в ВВС значительные структурные
изменения.
Прежде всего отказались от
разделения авиации по родам. Старые
полки расформировали, а вместо них
создали четыре новых: экспедиционный,
практический, боевой подготовки и
специальной подготовки. Последние три
входили в состав авиационного учебного
соединения, которому подчиняась и
летная школа.
В экспедиционном полку были
сосредоточены боевые части,
предназначавшиеся для первоочередной
отправки на фронт: 1-й дивизион дальней
разведки (1-й ДДР), 5/1-й истребительный
дивизион (5/1-й ИД), 4-й бомбардировочный
дивизион (4-й БД), 3-й дивизион ближней
разведки (3-й ДБР) и парашютно-десантный
батальон с транспортной эскадрильей.
Практический полк предназначался для
освоения личным составом новой техники.
В него входили четыре практических
дивизиона: 1-й и 2-й истребительные (1-й и
2-й ИПД), 3-й бомбардировочный (3-й БПД) и 4-й
разведывательный (4-й РПД). Особый
интерес представляют 1-й и 2-й ИПД,
поскольку их эскадрильи весьма быстро
завершили переподготовку на Re-2000 и
летом оказались на фронте. 1-й ИПД
состоял из одной эскадрильи - 1/1 ИАЭ «Донго»
(Dongo - «Шмель»), 2-й ИПД - 2/1 ИАЭ «Керестеш
Пок» (Keresztes Pok - «Паук-крестовик»), После
ухода на фронт 1/1 и 2/1 ИАЭ в дивизионах
были сформированы новые эскадрильи. В
остальных полках занимались начальной
подготовкой и повышением квалификации
летного состава.
Для действий на Востоке были выделены
практически все боеспособные силы
венгерских ВВС, сведенные в т. н. 1-ю
авиационную группу (АГ - более сорока
боевых и четырнадцать вспомогательных
самолетов), которой командовал
подполковник Шандор Андраш.
Прибытие на фронт основной части этих
сил состоялось 15 июня (1/1 ЭДР) и 2 июля (1/1
ИАЭ и 4/1 БАЗ). При перелетах не обошлось
без потерь. Один «Реджьяне» разбился
при посадке в Коломые, и еще один
получил незначительные повреждения
при посадке в Курске. 24 июня,
приземляясь в Конотопе, снес шасси и
стал непригоден к применению
бомбардировщик Са-135. Через неделю над
Венгрией потерпел катастрофу еще один «Капрони» (борт В-557, командир
прапорщик Барачкаи). Все пять членов
экипажа погибли. Понесли потери от
действий партизан, а также налетов
советской авиации и наземные службы,
которые перебрасывались на фронт по
железной дороге.
Для дислокации 1 -и АГ использовались
аэродромы Обоянь, Курск, Уразово,
Россошь, Старый Оскол, Иловское и
некоторые другие. Авиагруппа
подчинялась командованию 2-й армии и
взаимодействовала с 4-м воздушным
флотом люфтваффе. В непосредственном
распоряжении командира 1-й АГ находились истребители и бомбардировщики, ;
а разведчики - лишь в части материально-технического
обеспечения,так как напрямую выполняли
приказы армейского командования.
Первые дни по прибытии на фронт
подразделения посвятили изучению района боевых
действий. В рамках этого мероприятия на
германские аэродромы отправили по
одному истребителю для ознакомления
летчиков и зенитчиков люфтваффе с
техникой союзника. Это было вызвано
опытом 1941 г., когда немцы принимали
летящие Re-2000 за И-16 и открывали по ним
огонь. Waffenkameraden1 оказались не очень
способными учениками и в летне-осенних
боях 1942 г. все же сбили два «Реджьяне».
28 июня венгерские войска совместно с
группой армии «В» вермахта перешли в
наступление на воронежском
направлении и через некоторое время
вышли к Дону почти по всему течению
реки. В руках советских войск на правом
берегу оставался небольшой плацдарм в
районе населенного пункта Урыв,
который они значительно расширили в
результате контрудара 9 августа. Фронт
здесь затем стабилизировался до зимы,
Венгры прилагали все усилия для
ликвидации урывского выступа -для них
это стало основной целью кампании.
Здесь находился и центр приложения сил
мадьярской авиации. Боевые вылеты
начались с первого дня генерального
наступления.
Хроника летних боев
28 июня. Четверка «Капрони»
сбросила более 4 т бомб на населенный
пункт Кушкино. В течение дня
бомбардировщики совершили еще два
налета на позиции советских войск в
районе г. Тим.
При выполнении разведрейда Не-111
лейтенанта Ласло Хехшта (борт F-701) был
атакован советскими истребителями.
Экипажу удалось сбить один самолет и
благополучно вернуться на базу.
Ближние разведчики приступили к
вылетам на корректировку
артиллерийского огня. Во время одного
из них Не-46 (борт F-323) получил
повреждение бензобака и совершил
удачную вынужденную посадку около
населенного пункта Беседино.
Транспортная эскадрилья начала
переброску 13 т противотанковых
снарядов для 16-й моторизованной
дивизии вермахта. Эта работа
продолжалась и в следующие дни. 30 июня
один Са-101 сбился с курса и, совершив
вынужденную посадку на местности,
получил небольшие повреждения. В тот же
день заблудился Ju-86. Его экипажу
удалось найти свой аэродром, но до ВПП
самолет не долетел (очевидно, кончилось
горючее) и приземлился неподалеку в
степи. Еще один «Юнкере», обстрелянный
по ошибке немцами, привез пробоины.
1 июля. Самолеты 1/1 ЭДР вели
разведку позиций советских войск в
районе г. Старый Оскол. Бомбардировщики
отдельными звеньями, по три-четыре
машины, совершили три вылета в район
населенных пунктов Тим и Ястребовка.
Было сброшено около 12 т бомб.
2 июля. Во время вылета в район
Воронежа в воздушном бою был сбит уже
упоминавшийся Не-111 (борт F-701). Экипаж
погиб.
3 июля. В этот и два последующих
дня транспортная авиация перебросила
на фронт более 17 т боеприпасов.
5 июля. Семь Са-135 совместно с
немцами совершили налет на Воронеж.
Огнем зениток были повреждены
двигатели двух самолетов. Командиру
дивизиона удалось привести свою
подбитую машину на базу, а пилоту
другого «Капрони» пришлось вынужденно
сажать свой корабль на местности.
6 июля. Шестерка «Капрони» в
сопровождении восьми Re-2000 нанесла удар
по Северному вокзалу Воронежа. Это «задание
стало первым боевым вылетом
истребителей, которые до этого
осваивали свой участок фронта.
7 июля. В первой половине дня семь
Са-135 сбросили 7 т бомб на станцию
Давыдовка. Позднее шесть
бомбардировщиков, прикрываемых таким
же количеством истребителей,
отбомбились по советским войскам в
районе Урыва.
10 июля. Стало сказываться плохое
техническое состояние Са-135. Из шести «Капрони»,
выделенных для нанесения удара по
урывскому выступу, взлететь смогли
только три. Во второй половине дня эта
же троица бомбила станцию Таловая, где
встретилась с сильным зенитным огнем.
Все машины получили повреждения, но
смогли вернуться на базу.
«Хейнкели» 1-й ЭДР интенсивно
использовались германским
командованием, которое почти полностью
игнорировало в этом отношении интересы
своего союзника.
Reggiano Re-2000 1/1-и ИАЭ
13 июля. Самолеты 4/1 БАЗ
поддерживали наступление 7-й легкой
венгерской дивизии на Урыв. Первый
налет прошел успешно, и шесть «Капрони»
сбросили на позиции советских войск
около 6 т бомб. Во втором до цели
добрались только четыре машины. Еще две
по техническим причинам сели на
вынужденную, причем одна из них - с
бомбами на борту. Третий рейд проходил
наиболее сложно. На задание
отправились четыре «Капрони» с грузом
бомб 3,5 т. Над целью один из них был
поврежден зенитным огнем. Весь экипаж
получил ранения, но смог вернуться на
базу. Еще у одного на обратном пути в
районе Курска начал «врать» магнитный
компас (действие Курской магнитной
аномалии). Сбившись с курса, он залетел
в район г. Ливны, где попал под обстрел
немецкой ПВО и, получив повреждения
мотора и рулей, совершил вынужденную
посадку. Еще один бомбардировщик этой
четверки из-за неполадок в двигателе
приземлился на германском аэродроме в
Орле.
18 июля. Четверка 4/1 БАЭ совершила
налет на урывский плацдарм, сбросив
более 4 т бомб. Огнем с земли был
поврежден самолет майора Чукаша,
которому удалось совершить удачную
вынужденную посадку.
Истребители прикрывали транспортный
самолет, на котором возвращался с
фронта командующий 2-й армией генерал
Янь.
Около полудня пятерка «Капрони»
совершила успешный налет на советские
части в районе населенного пункта
Коротояк. На обратном пути у одного
самолета произошел отказ правого
двигателя. Экипажу удалось справиться
с ситуацией и дотянуть до своего
аэродрома.
27июля. Немцы и мадьяры
предприняли наиболее мощное
наступление против урывской
группировки. Ввиду недостатка горючего,
самолеты 1-й АГ остались на земле.
28 июля. Один из экипажей 3/2 ЭБР
обнаружил «странное перемещение войск
в направлении Воронежа». Не проверив
эти данные, венгерское командование
решило нанести по указанному району
удар авиацией и артиллерией. Поскольку
«Капрони» не смогли вылететь на
задание, то пришлось вновь посылать Не-46,
которые сбросили 12 бомб по... пустому
месту. На следующий день
бомбардировщики были готовы к вылету, и
тройка «сорок шестых» вовсю
осматривала подозрительное место.
Напрасно - никаких войск или военных
объектов не было обнаружено.
30 июля. На фронт прибыла 2/1 ИАЭ,
имевшая одиннадцать Re-2000 и два Bu-131.
Командовал ею капитан Бела Керестеш.
Заметно снизилась активность 1-й ЭДР,
поскольку в ней остался лишь один
исправный Не-111. Так как в работе
дальних разведчиков было
заинтересовано германское
командование, то оно весьма оперативно
передало венграм три Do-215.
Вновь «ожили» бомбардировщики. Три Са-135
сбросили более тонны бомб на позиции
советских войск на правом берегу Дона.
1 августа. Погода была нелетной,
тем не менее Не-46 совершили несколько
вылетов в район населенного пункта
Колыбейка, где, по сведениям
венгерского командования, советские
части готовили переправочные средства.
Тревога оказалась ложной.
3 августа. Погода улучшилась, и те
же экипажи обнаружили, что советские
войска готовятся к переправе на
участке 7-й легкой дивизии. Вскоре по
местам намечаемого форсирования
нанесла удар тройка Са-135,
сопровождаемая пятью «Реджьяне».
4 августа. Одна из машин 1/1 ЭДР при
выполнении разведрейда была атакована
советскими истребителями. В
завязавшемся бою венгерским стрелкам
удалось вывести из строя три
нападавших самолета.
Три звена Не-46 совершили три вылета в
поисках мест переправ советских войск.
По одному из обнаруженных объектов во
второй половине дня нанесли удар
тройкой Са-135. Сброшено было 3,6 т бомб.
5 августа. Аэродром у Старого
Оскола, на котором базировалась 4/1 БАЗ,
впервые подвергся налету советской
авиации.
6 августа. Советские войска
переправились через Дон, захватили
плацдармы в районе населенного пункта
Архангельское и еще в нескольких
местах. На земле завязались
ожесточенные бои. Венгерские
бомбардировщики из-за
неудовлетворительного технического
состояния не смогли оказать серьезную
поддержку своим сухопутным частям. Они
совершили только один налет тремя
машинами, сбросив 3,6 т бомб на советские
танки. Зато активно работали ближние
разведчики, выявляя места дислокации,
направления передвижений и участки
новых переправ противника. Истребители
сопровождали «Хейнкели» и «Капрони»,
сами вылетали на разведку. Прикрывали
они и войска от ударов советской
авиации, но по причине малочисленности
это им не всегда удавалось, поэтому
венграм пришлось обращаться за помощью
к немцам.
7 августа. Утром истребители,
прикрывая части своей 1-й танковой
дивизии, не смогли помешать налету
советской авиации на позиции 7-й
дивизии. .Сразу после окончания налета
здесь появилась тройка германских Не-111.
Запоздавшие «Реджьяне» сгоряча их
атаковали и сбили один «Хейнкель». Он
упал на своей территории, и два члена
экипажа получили легкие ранения.
Инцидент «замяли», оценив
сопутствующие обстоятельства.
Три Са-135 в двух налетах сбросили 7,2 т
бомб на позиции красноармейских частей
в районах населенных пунктов Корото-як
и Спасинский. Бомбардировщики
сопровождались истребителями, которые
в воздушном бою над Коротояком
потеряли один Re-2000. Летчик старший
лейтенант Андор Петерффи погиб.
Летчики 3/2 ЭБР совершили шесть
вылетов. Их коллеги из 1/1 ЭДР выполнили
один рейд по заданию германского
командования.
8 августа. После полудня в район
населенного пункта Петропавловское
вылетела четверка Са-135. Два из них
вскоре вернулись из-за возникших
неполадок, поэтому задание выполняла
лишь одна пара под прикрытием тройки
Re-2000. В тот день это были единственные
исправные истребители 1-й АГ, они
провели несколько воздушных боев, но
побед не достигли.
9 августа. Напряжение наземных
боев не снижалось, и авиация работала,
как говорится, не покладая рук. Рано
утром пара Не-46 вылетела на разведку в
район Урыв-Воронеж. На обратном пути ее
атаковали советские истребители.
Одному «Хейнкелю» удалось уйти сразу.
Экипаж другого (командир -прапорщик
Иожеф Шолтес) вынужден был принять бой
и сбил один И-16. Но второй истребитель
крепко «вцепился» в разведчика,
которого спасло только своевременное
появление Re-2000. Машина Шолтеса
вернулась с многочисленными
повреждениями.
Около 7.30 шесть Re-2000 начали
патрулирование над позициями 7-й
дивизии. Вскоре появились советские
истребители. Памятуя об инциденте с «Хейнкелями-111»,
венгерские летчики приняли их сначала
за немцев, но быстро поняли ошибку, и
четыре «Реджьяне» ввязались в бой.
Мадьярам удалось сбить два самолета и
один подбить. Сами потеряли один «Фалько».
Пилот Ласло Такач получил ранения, но
спасся на парашюте. После полудня в
боевом вылете получил повреждения
очередной Re-2000. При вынужденной посадке
машина врезалась в почтовый Ju-86 и
сгорела вместе с ним.
Бомбардировщики в трех налетах (один -
на Сторожевое, два - на Урыв) сбросили
около 10 т бомб. Из-за плачевного
технического состояния первый вылет на
Урыв выполнили всего два Са-135.
10 августа. В 1-й АГ осталось 26
боеспособных самолетов: 4 дальних и 6
ближних разведчиков, 5
бомбардировщиков и 11 истребителей. «Капрони»
выполнили два налета на советские
объекты и войска, сбросив около 10 т бомб.
После полудня Re-2000 провели бой с
группой ЛаГГ-3. Обе стороны потерь не
имели.
11 августа. Утром пара Не-46 в
сопровождении Re-2000 совершила вылет в
район населенного пункта Садовский. В
воздушном бою был сбит истребитель
сержанта Гемеша. Летчик выпрыгнул с
парашютом и приземлился в расположении
советских войск. Примерно в то же время
бомбардировщики совершили налет на
скопление техники в районе населенного
пункта Петропавловское. При подходе к
цели у «Капрони» (борт В-551) зенитным
огнем был выведен из строя двигатель, и
самолет отстал от группы. Вскоре его
атаковали истребители. Экипажу удалось
сбить одного из нападавших, выполнить
задание и благополучно вернуться на
базу. Позднее Са-135 в сопровождении «Реджьяне»
совершили успешный налет на советские
позиции под Коротояком.
12 августа. Рано утром Не-46
обнаружили концентрацию советских
частей возле населенного пункта
Потудань. Вскоре этот район «обработала»
тройка Са-135. После полудня
бомбардировщики нанесли удар по
переправам в районе Коротояка.
/3 августа. Венгерское
командование ожидало крупное
советское наступление, но усиленно
работавшие экипажи 3/2 ЭБР ничего
подозрительного не обнаружили.
Три «Капрони» совершили налет на
скопление советских танков и понтонный
мост через Дон у Коротояка. Переправу
разбили, среди танков наблюдались
взрывы.
1/1 ЭДР потеряла последний исправный
Не-111. В воздушном бою у него была
перебита гидросистема, и после посадки
на «брюхо» самолет списали.
14 августа. Три Са-135 бомбили
переправы в районе урывского
плацдарма. Над целью прямым попаданием
зенитного снаряда был сбит один «Капрони».
Погибли три человека, в том числе
командир дивизиона майор Иштван Мочарь.
Начальнику штаба 1 -и АГ подполковнику
Яношу Немету и еще одному члену экипажа
удалось спастись.
15августа. Пара Не-46 в
сопровождении «Реджьяне» выполнила
разведвылет по маршруту Урыв-Коротояк-Мостыще.
Са-135 совершили три налета, сбросив на
Петропавловское и Урыв 12 т бомб.
17 августа. Отличился экипаж Не-46 (пилот
- старший сержант Лайош Шоо,
наблюдатель - старший лейтенант Иожеф Терек). Рано утром их «Хейнкель»,
сопровождаемый парой Re-2000, вылетел по
трассе Корртояк-Сторожевое. Вскоре из-за
облаков свалились советские
истребители и связали боем прикрытие.
Разведчик продолжал полет
самостоятельно и подвергся атаке еще
одного звена ЛаГГ-3. Мадьярам удалось
сбить один истребитель и вернуться на
свой аэродром.
20 августа. В этот день случилось
происшествие, до сих пор привлекающее
внимание многих венгерских историков.
Около 4.00 на аэродроме Иловское
готовился к вылету Не-46. Вскоре
появились истребители прикрытия - пара
Re-2000. В ожидании взлета разведчика они
выполняли виражи на высоте около 300 м.
Вдруг один «Реджьяне» (борт V-421)
сорвался в штопор и врезался в землю.
Так на 25-м боевом вылете погиб 38-летний
старший лейтенант запаса Иштван Хорти -
сын и официальный наследник главы
венгерского государства адмирала
Хорти. Существуют разные версии,
объясняющие это происшествие.
Большинство из них сходятся в том, что
катастрофа произошла из-за
недостаточной квалификации летчика. И.
Хорти имел налет немногим более 345
часов, из которых только 75 - на «Реджьяне».
Он не успел овладеть особенностями
пилотирования итальянского
истребителя и, заложив на небольшой
высоте излишне крутой вираж, сорвался в
штопор.
28 августа. После недельного
затишья мадьяры вместе с немцами
перешли в наступление и к 3 сентября
вытеснили советские части с плацдарма
у Коротояка. Затем борьба здесь приняла
позиционный характер, поскольку
основные силы были брошены южнее, под
Сталинград. Поэтому занятость 1-й АГ
боевой работой в сентябре оказалась
меньшей, чем в горячем августе.
Сказались также ухудшение погоды и
трудности в материально-техническом
снабжении. Основным объектом действий
авиации оставался урывский плацдарм.
Севернее Сталинграда
К началу сентября наибольшими
боевыми успехами могла похвастаться 1/1
ЭДР. На ее счету значилось сто
разведвылетов, в которых, помимо
получения ценной информации, было
сбито 12 советских самолетов, причем 6
воздушных побед одержал экипаж Не-111Р (борт
F-706). В августе-сентябре эта эскадрилья
получила от немцев еще три Не-111 и
четыре DO-215B-4. Она продолжала вести
весьма активную боевую работу,
совершая ежедневно один-два боевых
вылета.
У ближних разведчиков вновь
отличился экипаж Терек -Шоо, сбивший 12
сентября на своем «летающем
антиквариате» еще один советский
истребитель. Таким образом, 3/2-я ЭБР
записала в свой актив три воздушные
победы.
На этом фоне скромно выглядели обе
истребительные эскадрильи: к концу
сентября они могли похвастаться лишь
девятью победами. Общий итог воздушных
боев 1-й АГ 28 июня по 30 сентября, с
учетом одной победы 4/1 БАЗ, составляет 25
сбитых советских самолетов. Свои
потери только в сентябре составили 6
машин.
В первом осеннем месяце дыхание войны
коснулось и самой Венгрии. Советская
дальняя авиация совершила 6 и 8 сентября
два ночных налета на Будапешт.
Мадьярские истребители ПВО, будучи
неподготовленными к действиям ночью,
не смогли этому помешать.
В октябре 1-я АГ была переименована во
2-е авиасоединение (АС). Его возглавил
полковник Тибор Фратер. Ухудшение
погодных условий и сильный износ
матчасти итальянского производства свели
боевую активность 2-го АС к минимуму. В
особенно сложную ситуацию попали
бомбардировщики. Са-135 оказались крайне
ненадежными машинами, и командование
венгерских ВВС отказалось от закупки
новой партии этих самолетов. Оказывая
поддержку союзнику, немцы постарались
оснастить мадьяр своей техникой. В
начале месяца одно звено 4/1 БАЗ было
направлено в Полтаву для переучивания
на Не-111 (пять этих самолетов немцы
передали из состава KG 27 Boelcke). Но вскоре
поступила информация, что эскадрилья
получит более совершенные Ju-88, и «Хейнкели»
были возвращены люфтваффе.
В начале октября 1/1 ИАЭ рассталась с
пришедшими в негодность «Фалько» и
взамен получила 12 истребителей-бомбардировщиков
Bf-109F-4B, после чего ее подчинили III-й
группе 52-й истребительной эскадры
люфтваффе. Интенсивность полетов была
низкой. Летчики 1/1 и 2/1 ИАЭ выполнили
несколько заданий и сбили четыре
самолета. При этом лейтенант Имре
Панчел довел свой счет до пяти побед (из
них 2 - на Bf-109), стал наиболее
результативным пилотом 1-й АГ/2-го АС.
Несколько боевых вылетов совершили
экипажи разведэскадрилий. Им
приходилось сталкиваться с советскими
истребителями, и стрелкам 1/1 ЭДР
удалось сбить четыре самолета. 25
октября 3/2 ЭБР боевую работу прекратила,
и вскоре ее отправили домой. За время
пребывания на фронте эта часть
потеряла только один Не-46.
Завершился октябрь последним боевым
вылетом уцелевших «Капрони». Шесть Са-135
нанесли удар по концентрации советских
войск в районе населенного пункта
Свобода. Над целью самолеты встретили
сильный зенитный огонь, и в результате
прямого попадания снаряда одна из
машин взорвалась в воздухе. Экипаж
погиб. После этого задания 4/1 БАЗ
вернули в Венгрию. Всего за кампанию 1942
г. эскадрилья совершила 282 боевых
вылета и сбросила 326 т бомб.
В ноябре боевая деятельность
авиасоединения была почти нулевой.
Летали только транспортные самолеты и
два «Хейнкеля» 1/1 ЭДР, совершавшие
курьерские рейсы. Остальные машины
этого подразделения были возвращены
немцам либо отправлены в ремонт.
В декабре в составе 2-го АС произошли
изменения. В Венгрию убыло управление 1-го
ИД и 2/1 ИАЭ. Им на смену прибыли 5/I ИД (командир
-майор Аладарь-де-Хеппеш), состоявший из
5/2 ИАЭ, которая располагала
одиннадцатью Re-2000 и одним курьерским «Арадо»
Аг-96. Поскольку это подразделение
получило «Реджьяне» незадолго перед
отбытием на фронт, то в помощь ему
оставили технический состав и четырех
пилотов 2/1 эскадрильи. 1/1 ЭДР получила
четыре разведчика Ju-88D. Самолеты были не
в лучшем техническом состоянии, что
вызвало нарекания летчиков. Тем не
менее, подразделение продолжало
выполнять разведывательные и
курьерские полеты. Силы 2-го АС на 1
января 1943 г. указаны в таблице.
В первые дни нового 1943 г. погода
выдалась неблагоприятной, но мадьяры
изредка вылетали на задания. Так, 4
января один Bf-109F совершил налет на
позиции советских войск в районе Новой
Калитвы. На следующий день подобную
акцию провела тройка «Мессершмиттов».
11 января четыре самолета 1/1 ИАЭ под
прикрытием трех Re-2000 появились над
Урывом. Зенитным огнем был сбит Bf-109 (борт
V-004). Летчик лейтенант Имре Панчел погиб.
Еще один «Мессер» получил повреждения
и совершил вынужденную посадку.
Зимняя катастрофа
12 января началось наступление войск
Воронежского фронта против сил 2-й
армии. Вскоре мадьяры были наголову
разбиты, потеряв 148000 человек убитыми,
ранеными и пленными. От этой катастрофы
Венгрия не смогла оправиться до конца
войны и уже никогда не выставляла
группировки, по численности и боевой
способности равной погибшему
объединению.
2-е АС смогло оказать своим войскам
весьма слабую поддержку. 1/1 ЭДР, имея
всего три исправных самолета, 12 января
выполнила один вылет на разведку. 1/1 ИАЭ
в этот же день Осуществила два налета
на советские войска в районах Свобода и
Селявное, в которых участвовало по
одному Bf-109, прикрываемых парой Re-2000. За
весь январь 5/2 ИАЭ совершила всего 20
самолето-вылетов, налетав немногим
более 28 часов.
Отступая под ударами советских войск,
эскадрильи главным образом
перебазировались и эвакуировали все,
что можно было забрать с собой. 14 января
FW-58 и Ju-86 совершили четыре рейса,
перебрасывая имущество одного из
звеньев 1/1 ИАЭ с аэродрома Россошь на
аэродром Иловское. К 16 января на этой
базе собралось много венгерских
самолетов, в том числе и основные силы
5/2 ИАЭ. Аэродром был уже окружен
советскими войсками, а «теплолюбивые»
моторы итальянских истребителей в
тридцатиградусный мороз никак не
запускались. Смогли улететь в Уразово
лишь «Мессершмитты», да транспортные
самолеты эвакуировали в тыл до сотни
раненых. Всю оставшуюся авиатехнику
пришлось уничтожить. 18 января вместе с
застрявшими на аэродроме наземными
частями авиаторы прорвались через
окружение и вскоре соединились со
своими войсками. 19 января советские
войска захватили Уразово. Все, что
смогло улететь, улетело в Харьков или
Старый Оскол. Остальное взорвали на
земле.
К концу месяца полеты совершала
только 1/1 ЭДР: «Хейнке-ли» выполняли
курьерские рейсы, а «Юнкерсы» летали на
разведку. В феврале эскадрилья
получила от немцев девять Ju-88,
Потери Венгерских
ВВС в январе-феврале 1943 г.
|
Тип
самолета
|
Количество
потерянных
|
Бортовые
коды
|
Примечания
|
Re-2000
|
11
|
V-410, 412, 435, 439, 440, 442, 443, 458, 459,
470*.
|
*Взорваны.
Машина с неизвестным кодом разбилась
16.01.1943 г.
|
Bf-109F
|
10
|
V-001, 002, 005, 006, 008, 009, 010*, 004**, 013 и
014***
|
* Взорваны,
** Сбит,
*** Разбились
|
Ju-88D
|
4
|
F902*, 903, 912 и 913**
|
* Поврежден в бою и разбился
при посадке.
** Уничтожены на земле
|
Ju-86
|
2
|
В-308 и 386
|
Автору встречались данные о
потере еще двух Ju-86
|
FW-58
|
2
|
G-251 и 227.
|
Взорваны
|
Ar-96
|
5
|
G-404, 407, 437, 438, 525
|
Взорваны
|
Bu-131
|
2
|
I -415 и 417
|
Взорваны
|
Fi-156
|
3
|
R-108 и 109. RV+ZT.
|
Взорваны
|
Итого
|
39
|
|
С учетом дополнительных данных, потери
составили 41 самолет
|
1/1 ИАЭ долго оставалась на
земле, поскольку ее самолеты были
уничтожены, а три или четыре уцелевших
«Мессершмитта» переданы для освоения
5/2 ИАЭ. Активность это подразделение
начало проявлять только со второй
половины февраля после получения от
немцев очередной партии из
четырнадцати Bf-109F. Всего за январь-февраль
1943 г. эскадрилья совершила 80 самолето-вылетов,
налетав около 73 часов.
Зимние бои подвели черту под донским
походом гонведов2. Итоги оказались
нерадостными. Потери ВВС в январе -
феврале 1943 г. (см. таблицу) превысили те,
что были понесены за все второе
полугодие 1942 г. Всего за кампанию лета
1942 г. - зимы 1943 г. венгерские ВВС
потеряли не менее 62 самолетов. Среди
личного состава погибло 36 человек,
пропало без вести - 46, заболело - 7,
ранено - 36, обморозилось - 32.Части и
подразделения 2-го АС были разбросаны
по Украине (Киев, Борисполь, Винница,
Конотоп, Харьков, Полтава). Люди
находились под моральным прессом
поражения. Будущее выглядело мрачно.