Прежде чем приступить к описанию операций подводных лодок с
самолетами на борту, необходимо указать, что, хотя в не боевых условиях запуск
самолета осуществлялся очень быстро, в ходе войны эта операция занимала
значительно больше времени - ведь подводникам нужно было убедиться, что
поблизости нет неприятеля. В условиях непосредственной близости от противника
запуск самолета с подводной лодки осуществлялся не ранее чем через 30 минут
после всплытия, а иногда это время достигало часа. Довольно много времени
занимали также подъем самолета на палубу, его разборка и уборка в ангар, поэтому
в случае реальной угрозы субмарины порой бросали самолет на поверхности и
спасались путем срочного погружения.
Не всегда лодка могла погрузиться и после запуска самолета, дожидаясь
возвращения своего разведчика на поверхности. Ведь перед летчиком стояла очень
сложная задача обнаружить свой крошечный "аэродром" в открытом море, зачастую в
условиях ограниченной видимости. Эти обстоятельства делали очень опасной не
только деятельность самолетов-разведчиков, но и превращали в "игру со смертью"
буквально каждый поход лодки-носителя.
К декабрю 1941 года в составе Императорского флота было 11 подводных
лодок-носителей гидросамолетов: 1-7-1-10,1-15,1-17,1-19, 1-21, I-23, I-25 и
I-26. А "подводные самолеты" начали свою боевую деятельность рано утром 17
декабря 1941 года. Целью полета служил Перл-Харбор - японское командование
хотело уточнить результаты удара, нанесенного 10 дней назад.
I-7 запустила свой самолет, который успешно выполнил задачу и к тому же не был
обнаружен американцами. Не до конца ясно, был ли самолет принят на борт лодки
после полета, но летчик и наблюдатель вернулись на субмарину без проблем.
Впрочем, судьба маленького самолета не слишком заботила японских адмиралов,
получивших ценные разведданные о повреждениях американских кораблей и
разрушениях на военно-морской базе. А, кроме того, безнаказанность действий
самолета и его носителя убедили в возможности проведения разведки даже самых
удаленных и хорошо охраняемых объектов противника.
Интересно отметить, что иногда в литературе упоминается о якобы сделанных в ходе
этой разведки фотографиях Перл-Харбора. Но это маловероятно, ведь специальной
фотоаппаратуры на E14Y1 не было, а съемка "с рук" японцами не практиковалась.
Вдохновленное первым успехом, японское командование решает взять Перл-Харбор под
регулярное наблюдение. И в первый же день нового, 1942 года самолет с подводной
лодки I-9 совершает новый разведывательный полет над Оаху. По возвращении
самолет был успешно принят на борт лодки.
23 февраля гидроплан с I-9 вновь произвел разведку главной базы американского
флота. И снова была получена ценная информация, а разведчик так и остался
незамеченным! Непонятно, чем занималась мощная американская ПВО, на вооружении
которой имелись даже радары.
Затем наступил долгий перерыв, а очередная попытка разведки Перл-Харбора
состоялась лишь осенью 1943 года. Ее главной целью было уточнение полученных
штабом японского флота сведений о сосредоточении на Гаваях крупных американских
сил, готовящихся к новой операции. Для этого в середине сентября к Гавайским
островам подошла субмарина I-36 с "Гленом" на борту. Однако предпринятые 20 и 27
числа попытки выпустить самолет закончились неудачно из-за эффективно
организованного американцами наблюдения за подступами к базе. Не увенчались
успехом и новые попытки приблизиться к Гавайям.
Тогда отчаявшийся подойти на приемлемую дистанцию к сильно охраняемому объекту
командир японской лодки, у которой заканчивался срок автономности, принял
жестокое, но единственно возможное решение. 19 октября "Глен" стартовал на
дистанции 300 миль от Перл-Харбора. Это было явным самоубийством для пилота, так
как горючего на обратный путь у него уже не оставалось (похоже, что летчик
отправился на верную смерть один, без наблюдателя). Все так и вышло - пилот по
радио сообщил о находившихся в Перл-Харборе четырех линкорах, четырех
авианосцах, пяти крейсерах и 17 эсминцах, а затем -пропал без вести. Хотя один
из американских авторов с явной издевкой отзывается о подобных действиях японцев,
называя этот случай "анекдотическим", следует признать, что в годы войны за
важную разведывательную информацию зачастую платили и несоизмеримо большую цену.
Последний случай разведки Перл-Харбора "Гленом" состоялся 19 ноября того же
года. Полет выполнил самолете 1-19. Он прошел вполне успешно, но 25 ноября, при
возвращении на базу, лодку отправил на дно американский эсминец "Рэдфорд". В
дальнейшем подобные разведки стали невозможны из-за усиленного радиолокационного
наблюдения на подходах к базе, что не давало возможности японским субмаринам
долго находиться в надводном положении.
Разведка Перл-Харбора была важной, но отнюдь не единственной целью для японских
"подводных авианосцев", самым активным из которых оказался I-25 под
командованием Мейдзи Тагами. В феврале-апреле 1942-го он совершил дальний поход
к берегам Австралии, Тасмании, Новой Зеландии и островам Тихого океана. Во время
этого плавания были проведены следующие разведывательные полеты: 17 февраля
-Сидней; 26 февраля - Мельбурн; 1 марта - Хобарт (Тасмания); 8 марта -
Веллингтон (Новая Зеландия); 12 марта - Окленд (Новая Зеландия); 18 марта -
остров Сува (архипелаг Фиджи).Последним объектом был Паго-Паго (остров Тутуила).
Подводные лодки 1-10 и I-30 весной и летом 1942 года участвовали в большом
походе в Западную часть Индийского океана. При этом 1-10 действовала в составе
группы, наносившей удар по британскому флоту, а также самостоятельно вела
разведывательные действия и борьбу против судоходства (ее "улов" составил восемь
потопленных судов общим водоизмещением 34536 т). I-30 поначалу вела разведку
самостоятельно. 7 мая ее самолет осмотрел Аден. На следующий день он "отметился"
над Джибути. 19 мая проведена разведка Занзибара и Дар-эс-Салама.
Довольно успешным оказалось взаимодействие подводных авиатранспортов с лодками -
носителями сверхмалых субмарин. Вовремя действий против Диего-Суареса экипажи "Гленов"
смогли предоставить подводникам ценную информацию. Благодаря этому японцам
удалось повредить британский линкор "Рамиллис" и потопить транспортное судно.
После атаки Диего-Суареса I-30 совершила разведывательный поход к Дурбану, а
после пополнения запасов и заправки топливом со вспомогательных крейсеров
отправилась к берегам Франции.
20 мая 1-10 провела авиаразведку Дурбана. За ним последовали Ист Лондон, Порт
Элизабет и Саймон-стаун. Возвращаясь из крейсерства, 1-10 снова использовала
бортовой самолет, который 15 июля совершил полет над Реюньоном, а на следующий
день - над Маврикием.
Довольно удачно действовали подводные лодки-носители и их гидросамолеты на
"дальнем Севере". В апреле-мае 1942 года они активно вели разведку у Алеутских
островов. В этой операции было задействовано шесть лодок, в том числе 1-19, I-25
и I-26. Самолет с I-25 провел успешную разведку острова Кодьяк, причем зачастую
японцы в своем стремлении во что бы то ни стало выполнить поставленную задачу,
переходили грань разумного риска. I-25, например, однажды произвела запуск
самолета в присутствии американского корабля, который, к счастью для японцев, их
не заметил. После полета самолет был успешно принят на борт, а затем лодке
пришлось срочно погружаться из-за появления американского эсминца.
1-19 повезло меньше - она была обнаружена американским самолетом в тот момент,
когда команда готовила к запуску свой E14Y1. Лодке пришлось срочно погрузиться,
оставив гидроплан на поверхности. В целом же результаты разведывательной
деятельности японских подводных лодок у Алеутских островов были оценены
командованием как весьма успешные.
Но удача не всегда сопутствовала "подводным авианосцам". Например, в 1942 году
1-17 не смогла выполнить задание по разведке портов Коломбо и Тринкомали на
Цейлоне. Англичане организовали весьма эффективную и сильную охрану этих баз, и
лодка не рискнула выпустить свой самолет. А в августе 1943 года эта же лодка
погибла при попытке провести разведку у базы Нумеа на острове Новая Каледония.
Вообще, как уже говорилось, с 1943 года длительное пребывание на поверхности
стало для японских субмарин в районах действия американских флотов совершенно
невозможным. Это привело к полному прекращению использования разведывательных
самолетов с подводных лодок. И, хотя в некоторых источниках упоминается, что
разведывательные полеты лодочных гидросамолетов имели место даже в 1944 году,
точных данных на этот счет авторам найти не удалось.
Стоит добавить, что один "Глен" попал в Германию (точнее - в оккупированную
нацистами Францию) вместе с субмариной I-8. Она прибыла в Брест 6 сентября 1943
года. По всей вероятности, на переходе самолет не использовался, хотя, видимо,
такое желание у командира лодки возникало не раз. Иногда упоминается, что
провести разведку обстановки с использованием бортового самолета не удалось
из-за неблагоприятных погодных условий. Стремясь взять в обратный путь как можно
больше очень ценных для Японии грузов, самолет (а возможно, также и катапульту
со всем прочим авиационным оборудованием) оставили в Бресте. Немцев это "чудо
техники" почему-то не заинтересовало, и оставшийся в порту самолет был в конце
концов уничтожен при одном из налетов союзной авиации.
Уголок неба. 2004
|