4 июля около 40 Ju-87 из III/StG51
первыми бомбили
Портленд, тем самым
началось участие "штук"
в так называемой "битве
за Англию" (операция
"Адлертаг" - "День
орла"). К 6 июля
люфтваффе закончили
перегруппировку своих
сил - некоторые группы
пикировщиков перевели в
другие эскадры, доведя
их до полного состава. К
началу наступления
шесть групп разместили
на семи аэродромах
вдоль побережья. Это
были I./StGl, II./StGl, III./StGl в
Анже/Сен-Поле, I./StG2, II./StG2,
III.StG2 в Сен-Мало, Ланни-оне
и Сен-Тронде, I./StGS в
Динанде/ Плертуи, SIG51 (база
не известна), I./ StG77, II./StG77,
III./StG77 в районе города
Кан и, наконец, IV.(St)/LGl в
Трамкорте.
В июле боевые действия
велись, в основном,
против британских
конвоев в Ла-Манше.
Предполагалось
очистить пролив от
английских судов и
добиться отступления
Королевского флота из
портов Портсмута, Дувра
и Портленда, чтобы
обеспечить прохождение
немецких катеров,
которые в это время
строились во
французских портах.
Другой основной задачей
было уничтожение
аэродромов, авиационных
заводов и других
стратегических
объектов. В конечном
счете бомбардировщики
должны были
осуществлять поддержку
сухопутных частей
непосредственно при
захвате территории
противника и расчищать
пути для высадки
немецких войск на
побережье.
В июле в небе над
проливом постоянно
вспыхивали жаркие
стычки между
английскими и немецкими
истребителями, но
доставалось и атакующим
корабли пикировщикам. 9
июля 27 Ju-87 из I./StG77
бомбили портовые
сооружения в Портленде,
стремясь уничтожить
находившийся там конвой.
"Спитфайры",
преградив путь "штукам",
встретили решительное
сопротивление
истребителей
сопровождения Bf.110. В
этой операции Ju-87
серьезно повредили 7085-тонное
каботажное грузовое
судно "Эмпайр
Даффодайл", потеряв
один самолет командира
эскадрильи (по другим
данным34 - два, еще один
сильно поврежденный
вернулся на базу).
Утром 11 июля 10 Ju-87B из I./StGl
снова появились над
Портлендом, атаковав в
районе Лим Бэй
небольшой конвой.
Завязался воздушный бой
между тремя "Харрикейнами"
из 501-й эскадрильи RAF и
четырьмя Ме-109Е-4 из III./JG27,
патрулировавшими над Ла
Маншем. В итоге "штуки"
смогли потопить
эскортный корабль "Уорриер
II", а лейтенант Л.Францискет
из III./ JG27 в 9.53 сбил один
"Харрикейн" (по
другим данным, в налете
также участвовали
пилоты StG2 и StG3,
повредившие еще два
британских корабля и
потерявшие при этом два
бомбардировщика). 21 июля
у южного побережья
острова Уайт подвергся
нападению конвой из 20
судов и снова два
корабля были потоплены.
24 и 25 июля "Юнкерсы"
атаковали Дувр и
уничтожили пять
небольших судов.
Вечером 25 июля 60 Ju-87 из II.
и III./StGl, а также из IV.(St)/LGl
атаковали в Ла Манше
английский конвой CW8.
Так как прикрывавшие
его "Харрикейны"
прекратили
патрулирование из-за
нехватки топлива,
пилоты "штук"
получили возможность
спокойно атаковать
корабли как на полигоне.
В результате погибли 5
кораблей и еще 4
получили повреждения, в
том числе эсминцы "Бореас"
и "Бриллиант". Лишь
под занавес над конвоем
появились 9 "Харрикейнов"
из 56-й эскадрильи RAF,
которым, несмотря на
схватку с ВМ09Е из III./JG52,
удалось сбить три Ju-87 -
два из II./StGl и один из III./StGl,
еще три самолета
получили повреждения.
Через два дня 30 Ju-87 из
I./SIG77 под прикрытием 12
Bf-109E атаковали конвой
"Бекон" восточнее
Портленда. Три "Харрикейна"
сбили одну "штуку".
Следующая волна
пикировщиков из 20 Ju-87
под прикрытием 19 Bf-109
была более удачливой.
Англичан не подпустили
к бомбардировщикам и
они спокойно атаковали
корабли. В результате
массированных атак "штуки"
повредили несколько
транспортов и потопили
два последних
действующих эсминца 1-й (так
называемой Дуврской)
флотилии - "Кодрингтон",
и "Уорен", другие
эсминцы, в их числе "Бразен"
и "Делайт" получили
серьезные повреждения.
Утром 29 июля 48 "штук"
из II./ StG2, II./StGl и IV.(St)/LGl
под прикрытием 80 "мессеров"
в очередной раз
попытались атаковать
корабли в гавани Дувра.
В жаркой схватке в
воздухе без помощи
зенитчиков, боявшихся
попасть по своим, 23
английских истребителя
сбили шесть "штук"
и два "мессера", еще
два самолета были
серьезно повреждены.
Потери англичан - семь
сбитых и два
поврежденных. Но в
результате англичане
были вынуждены покинуть
базу в Дувре, продолжая
удерживать Портсмут и
Портленд. "Штукам"
поставили задачу
усилить атаки на базы
противника.
8 августа в районе
острова Уайт при атаке
конвоя CW9 в бою с "Харрикейнами"
из 43-й и 145-й эскадрильи
RAF был сбит и погиб
командир 4./SIG77 гауптман
Шмак, его заменил обер-лейтенант
Г.Пресслер. Потери
составили девять "штук"
и 17 истребителей.
Досталось и англичанам:
из 20 транспортов 7 было
потоплено, 10 повреждено,
в порт назначения
прибыли только четыре.
13 августа начались
массированные налеты на
Британские острова.
Успешно выполнив в июле
поставленную задачу,
соединения "штук",
не привыкшие встречать
серьезное
сопротивление, в этой
операции понесли
большие потери.
Немецкое командование
до конца не
представляло себе
боевой мощи
истребителей
Королевских ВВС и не
придавало значения
использованию
противником радарных
установок на побережье.
13 августа 280 Ju-87 нанесли
удары по британским
аэродромам в Истчерче,
Детлинге, Мидл Уайлоппе,
Бенсоне и на острове
Торни. Эскадра StG77
нанесла удар по Уайри-Уэйл,
а попытка разбомбить
Мидл Уайлоп окончилась
неудачей, ни один из 27
Ju-87B и Ju-87R из H/StG2 не смог
пробиться к цели.
Наиболее успешным был
налет на Детлинг группы
Ju-87 из IV(St.)/LG5I под
командованием капитана
Берна фон Браухича. "Хирургически"
точными ударами они
уничтожили все
важнейшие объекты,
среди них 22 учебно-тренировочных
самолета. Другими
целями служили
радиолокационные
станции на побережье. 14
августа нападению
подвергся Уор-мейл, а 15-го
от налета "штук"
серьезно пострадали
Хокинж и Лимпн. Немецкие
потери - четыре
пикировщика. 16-го
августа Ju-87 нанесли
новые удары по Тангмеру,
Госпорту, Ли-на-Со-ленте
и по радиолокационной
станции в Венторе.
Последний налет
оказался самым
разрушительным, станцию
на неделю вывели из
строя, но в этот день I. и
III./StG2, по утверждениям
англичан, потеряли 9
самолетов над Тангмером
(по немецким данным34 -
сбито пять и много
поврежденных). В тот
день над Портлендом "Спитфайры"
из 609-й эскадрильи RAF за 5
минут сбили четыре "штуки",
еще одна сильно
поврежденная упала в
море чуть позже, не
дотянув до берега.
Черным днем для Ju-87
стало 18 августа, в этот
день объектами бомбежек
были Биггин Хилл, Форд и
остров Торни, а также
радиолокационная
станция в Поллинге. Во
время налета на о.Торни
"штуки"
подверглись мощной
атаке английских
истребителей. "Харрикейны"
43-й эскадрильи RAF сбили
семь Ju-87, "Спитфайры"
602-й эскадрильи, ведя
тяжелый бой с
истребителями
прикрытия Bf.109, сбили
одну "штуку", еще
одна на счету
зенитчиков. Всего в этот
день над островами Форд
и Торни английские
летчики 43-й, 152-й, 601-й и 602-й
эскадрилий RAF сбили 16 Ju-87
из 109 участвовавших в
налете. Наибольшие
потери понесла I./SIG77, в
которой из 28 Ju-87 в
течение 5 минут было
сбито 10, а еще 6 получили
сильные повреждения. Из
56 членов экипажей
только половина
благополучно вернулась
обратно: 17 человек
погибли или были
смертельно ранены, 5
человек попали в плен, а
6 получили ранения.
Среди погибших были
командир I./SIG77 и
командир 2-й эскадрильи.
Если ранее пилоты "штук"
практически не
встречали
организованного
сопротивления, то в небе
над Англией им пришлось
"лоб в лоб"
столкнуться с прекрасно
подготовленными
летчиками-истребителями.
Потери люфтваффе начали
стремительно расти. За
первые 10 дней над
Англией и Ла Ман-шем
были сбиты 64 Ju-87. Однако
самое главное было то,
что за это же время
погибли (с учетом
небоевых потерь) или
попали в плен около 130
членов экипажей, среди
которых было 2 командира
групп и 5 командиров
эскадрилий. Таких
потерь штурмовая
авиация люфтваффе еще
не знала.
Утверждают, что высокие
потери Ju-87
обуславливались, в
первую очередь, их
неправильным боевым
применением. В ходе боев
постепенно
вырабатывалась тактика
оптимального
использования "штук"
для атаки точечных
целей. Пионерами этой
тактики можно считать
Кессельринга и Галланда,
старавшихся применять
"штуки" как "вторую
волну", а первой были
"шнельбомберы" Bf 109
с подвешенными
осколочными бомбами,
подавлявшие объекты ПВО
противника.
Потеряв за шесть дней
боев 41 пикировщик,
немецкое командование
вынужденно вывело части
"штук" из района
Шербура. К началу
сентября в Северной
Франции
дислоцировалось только
три (по другим данным -
четыре) соединения Ju-87,
причем только одна StG3
предназначалась для
участия в морских
сражениях. По одной
группе из состава
эскадр StG2 и StG77
находились в боевой
готовности и могли
атаковать цели, не
имевшие
истребительного
прикрытия. К 7 сентября
из 316 Ju-87, действовавших
в начале битвы, в строю
остались лишь 142 (по
другим данным1 - 149, из
них исправных - 113). В
октябре - ноябре "штуки"
опять стали действовать
против британских
конвоев, в том числе и
ночью.
1 ноября 1940 г. 20 Ju-87R из II./
StGl под прикрытием
истребителей атаковали
в районе Дувра
небольшой конвой.
Подобные налеты в
ноябре совершили еще
четыре раза (7,8, 11 и 14
ноября). 8 ноября 27 Ju-87 из
I./StG3 и IV.(St)/LGl повредили
три судна в устье Темзы,
в том числе эсминец "Винчестер".
Потеряли три "штуки",
еще одна села на
вынужденную у Дюнкерка.
Около полудня 11 ноября 25
Ju-87R из HI./StGl под
прикрытием 60 ВМ09Е из JG26
и III./JG51 совершили налет
на корабли в районе
Дувра. И снова были
потеряны две "штуки"
вместе с экипажами, еще
один самолет получил
повреждения (по
английским данным -
сбито четыре Ju-87). Общие
потери в ноябре - восемь
"штук" и еще две
поврежденных. После
этого от дневных
налетов на побережье
Англии отказались
окончательно.
Впервые ночные налеты
Ju-87 в ходе "битвы за
Британию" состоялись
осенью 1940 г., точных
сведений не найдено. В
ночь с 15 на 16 января 1941 г.
два Ju-87R из StGl сбросили
на юго-восточную
окраину Лондона две
тонные бомбы SC1000, а еще
один самолет - такую же
бомбу на Дувр. В январе
на Лондон упали еще пять
таких же бомб.
На рассвете 5 февраля
"штуки" из II./StGl
потопили вооруженный
траулер "Турмалин".
Спустя неделю в ходе
атаки доков в Чатаме был
потоплен еще один
вооруженный траулер "Эгер".
За два потопленных
корабля пришлось
заплатить двумя сбитыми
"штуками".
Утверждают34, что
последний Ju-87 был
потерян над Англией в
ночь с 12 на 13 февраля 1941
г.
В то же время есть
данные, что несколько
самолетов после
разгромных для "штук"
августовских боев не
отправили на
Средиземноморье (по
данным разведки, к концу
года на севере Франции
оставалось около 30 "юнкерсов"),
и они участвовали в ряде
ночных операций вплоть
до 4 июня 1941 г., пока один
из Ju-87 не был сбит "спитфайром"
145-й эскадрильи в районе
Гавра. Остальных
обнаружили в Шербуре и
атаковали на земле, не
дав подняться в воздух. 7
сентября 1941 г. в 22 час. 30
мин. английские радары
засекли самолеты
противника,
пересекавшие пролив.
Они бомбили Маргейт и
Рамсгейт, еще несколько
бомб попало в залив.
Другие самолеты
атаковали Дуврскую
гавань, пикируя с высоты
около 2,5 км. Судя по
тактике, это были Ju-87.
Выявившаяся в ходе
битвы за Англию
практически полная
непригодность Ju-87
действовать в условиях
сильного
истребительного
противодействия, хотя и
расколола командование
люфтваффе на два лагеря
- сторонников и
противников "штуки",
но не положила конца ее
легендарной боевой
карьере. Достаточно
популярный в люфтваффе
самолет еще довольно
долго выступал в роли
"охотника", пока
сам окончательно не
превратился в "добычу".
Уголок неба. 2004
|