Приход германских частей большинство в Латвии восприняло как освобождение от коммунистического ига. Понятное дело, что многие латыши решили принять участие в борьбе против сталинского режима.
Множество было и авиаторов, причем столько, что позволило организовать национальные подразделения в Люфтваффе.
До марта 1944 года необходимости в таких частях у немцев просто не существовало (и латыши воевали разбросанные в различных частях), однако наступление Советской Армии внесло свои коррективы.
Под руководством немецких инструкторов в марте 1944 года было создано латышское подразделение, в которое вошли 19 летчиков (9 офицеров и 10 сержантов) и около 70 техников. Кроме того, в штате
числились еще 6 немцев (из которых один был офицер по связи).
Командование передало также 18 самолетов Arado 66. Уже 22 марта самолеты перелетели на аэродром Салас, а наземный персонал прибыл через неделю.
Основной задачей эскадрильи стала ночная бомбардировка переднего края наступающих советских войск. Причем интересно, что хотя Арадо был двухместным самолетом, большинство вылетов совершалось одним
пилотом.
Типичной нагрузкой были 2-3 70-кг осколочные или зажигательные бомбы, которые бросались с высоты до 1000 метров. Радиус действия таких самолетиков был ограничен 50 км за линией фронта, причем в
комплект НЗ всегда входил автомат и пистолет.
Первый опыт был признан успешным и в июне стала создаваться вторая эскадрилья. На этот раз в нее вошли 17 летчиков (из которых только трое офицеров), 65 человек наземного персонала и как всегда 4
немца. Возглавил часть капитан Граудинш. На вооружении состояло 19 Arado 66.
Создание второй эскадрильи позволило германскому командованию создать группу - Nachtschlacthgruppe 12 (NSG 12) под командованием немецкого офицера - капитана Радемахера. 26 июня пилоты второй
эскадрильи присоединились к своим коллегам на аэродроме Салас.
В июле была создана и третья эскадрилья, которая осталась на бумаге из-за отсутствия самолетов. Был назначен и командир - капитан Грейзиш, однако когда он со своими 8 самолетами прибыл на аэродром
Риги, его летчиков и самолеты распределили между двумя существующими эскадрильями.
Стоит сказать что 29 июля латыши были перебазированы на аэродром Рига - Скульте, откуда начали интенсивные вылеты в район Саули - Елгава - Тукумус. Об интенсивности можно судить по такому факту:
только за ночь 31 июля \ 1 августа 35 самолетов эскадрильи совершили 300 вылетов. Такое было возможно так как аэродром находился всего в 40 км от переднего края. Причем жизнь латышей упрощалась тем,
что системы ПВО на этом участке фронта просто не было и все потери были от стрелкового огня.
Причем летать приходилось в любую погоду, что не могло не приводить к потерям. Ярким примером может служить, например, дождливая ночь на 23 июля, когда из 16 самолетов на базу вернулись только 9. дело
в том, что в этот раз цель находилась в 150 км и добираться до нее пришлось по инструментам. Из пяти экипажей два потом нашлись, однако судьба остальных осталась неясной. Интересно, что все три
пропавшие машины были из 2-й эскадрильи, летчики которой имели меньший боевой опыт.
Еще в более тяжелую ситуацию латышские пилоты попали в ночь с 12 на 13 августа, когда порывы ветра достигали 90 км\ч. В эту ночь 1 пилот 1-й эскадрильи погиб в катастрофе, а одна машина 2-й эскадрильи
пропала без вести.
В ходе вылетов широко использовались полевые площадки в Идрица, Бломеш, Цесис и Саласпилс. Обычно на одной площадке долго не задерживались, однако в середине августа 1-я эскадрилья была переброшена на
Саласпилс, где осталась на две недели, после чего освоила Тукумс.
В начале августа латышские части были переформированы в Luftwaffen Legion Lettland, который состоял из:
Возглавил новое подразделение подполковник Руцельс.
С созданием Латышского Авиационного Легиона, количество немцев уменьшилось до пяти. Одновременно из-за недостатка топлива деятельность союзников была сведена к минимуму.
8 октября 1944 года над рижским аэродром появились советские истребители. Противопоставить им было фактически нечего и обе латышских эскадрильи были собраны на аэродроме в Лиепае. Уже на следующее
утро они ушли на север - на Либау-Норд, а в тот же день перебазированы в Германию - на аэродром Кенигсберга.
8- числа наземный персонал 2-й эскадрильи получил приказ выехать в Германию наземным путем. До Лиепаи добрались пешком, а оттуда 28 октября морем были отправлены в Германию. 1 ноября они добрались до Штеттина.
10 октября летчики перегнали свои самолеты на аэродром Сороки, около Бромберга, где им было объявлено о расформировании подразделения. Летный персонал был отправлен в Хохензальц.
Только к 29 октября с большими трудностями остатки Легиона оказались на месте. Тут пути латышей разошлись - большинство было распределено по германских подразделениям согласно их специальностям.
Подводя итог стоит привести несколько цифр. С марта по октябрь 1944 года летчики 1-й эскадрильи совершили 3500 боевых вылетов, а 2-я с июня по октябрь - 2658.
Потери составили 6 летчиков - по три с каждой эскадрильи. Примерно 80% латышских авиаторов было удостоено Железного Креста.