№ |
Место |
Часть |
Тип |
Зав. (борт.) номер |
% |
Причина |
Экипаж |
Флот |
11 июня 1943 г. |
1 |
Лашково |
1.(Н)/31 |
Fi156 |
4362 |
15 |
Аварийная посадка (неб.) |
- |
1 |
2 |
аэ. Котлы |
1./StG5 |
Ju87D-2 |
2110 |
40 |
Авария на посадке |
- |
1 |
3 |
Тамань |
3./JG52 |
Bf109G-2 |
14576 |
100 |
Пожар двигателя |
=1 |
4 |
4 |
Анапа |
4./JG52 |
Bf109G-4 |
19319 |
20 |
Авария на посадке |
- |
4 |
5 |
аэ. Запорожье |
10./ZG1 |
Bf110G-2 |
61972 (?) |
10 |
Посадка на фюзеляж |
- |
4 |
6 |
(Тихорецк) |
2.(F)/100 |
Ju88D-1 |
430838 |
100 |
? |
б/в 4 |
4 |
7 |
Qu75451 |
6./StG2 |
Ju87D-3 |
неразб. |
100 |
Огонь ЗА |
+2 |
4 |
8 |
ок. Алибея |
FFu Krim |
Bf110E |
3460 |
100 |
+ |
+3 |
4 |
9 |
аэ. Шаталово |
1.(Н)/16 |
Bf110G-3 |
4829 |
50 |
Бомбардировка |
- |
6 |
10 |
аэ. Шаталово |
1.(Н)/16 |
Bf110G-3 |
4822 |
40 |
Бомбардировка |
- |
6 |
11 |
аэ. Шаталово |
NAGr5 |
Hs126 |
4161 |
30 |
Бомбардировка |
- |
6 |
|
12 |
аэ. Шаталово |
NAGr5 |
Hs126 |
4086 |
40 |
Бомбардировка |
- |
6 |
|
13 |
аэ. Шаталово |
NAGr5 |
Hs126 |
3109 |
15 |
Бомбардировка |
- |
6 |
|
14 |
аэ. Шаталово |
NAGr5 |
Fi156 |
1142 |
100 |
Бомбардировка |
- |
6 |
|
15 |
аэ. Шаталово |
NAGr5 |
Fi156 |
1267 |
100 |
Бомбардировка |
- |
6 |
|
16 |
аэ. Шаталово |
NAGr5 |
Fi156 |
неразб. |
100 |
Бомбардировка |
- |
6 |
|
17 |
Белев |
4/(F)/121 |
Ju88D-1 |
430 445 (?) |
100 |
Атака истребителя |
б/в 4 |
6 |
|
12 июня 1943 г. |
1 |
Ровеньки |
NAGr1 |
Fw189A-2 |
125176 |
20 |
Атака истребителя |
=1 |
4 |
|
2 |
Старый Быхов |
IV./JG51 |
Bf109F-2 |
6793 |
30 |
Авария на посадке |
- |
6 |
|
3 |
аэ. Краматорская |
4.Stoer. |
Ar66 |
0414 |
50 |
Авария на взлете |
=1 |
4 |
|
4 |
аэ. Харьков |
2.(H)/33 |
Bf110G-3 |
4912 |
100 |
Вынужденная посадка |
=2 |
4 |
|
5 |
аэ. Анапа |
II./SchG1 |
Fw190A-5 |
6700 |
20 |
Бомбардировка |
- |
4 |
|
6 |
аэ. Харьков |
Flugber. VIII. Fl.Korps |
Fi156 |
0724 |
45 |
Бомбардировка |
- |
4 |
|
7 |
Qu6438 |
Stab/StG1 |
Bf110G-3 |
5385 |
100 |
Огонь ЗА |
- |
6 |
|
8 |
аэ. Ледня |
I./ZG1 |
Bf110G-2 |
6130 |
35 |
Аварийная посадка по техническим причинам |
- |
6 |
|
13 июня 1943 г. |
1 |
Qu8784 |
III./KG53 |
He111H-16 |
8285 (?) |
100 |
Вынужденная посадка |
б/в 7 |
1 |
|
2 |
Утошкино |
11.(H)/13 |
Fi156 |
5841 |
30 |
Авария на рулежке |
- |
1 |
|
3 |
аэ. Дно |
NJSchwarm LFl1 |
Bf110E-1 |
2417 |
10 |
Авария на посадке |
- |
1 |
|
4 |
аэ. Гостагаевская |
2./JG52 |
Bf109G-2 |
14535 |
50 |
Авария на посадке |
- |
4 |
|
5 |
аэ. Сталино |
I./KG100 |
He111H-16 |
150273 |
45 |
Авария на посадке |
- |
4 |
|
6 |
? |
8. Seenot. |
Do24 |
055 |
50 |
Авария на взлете |
=2 |
4 |
|
7 |
Керчь |
10./ZG1 |
Bf110G-2 |
6257 |
100 |
Воздушный бой |
=1 |
4 |
|
8 |
Слобода |
7./JG51 |
Fw190A-5 |
1215 |
100 |
Воздушный бой |
+1 |
6 |
|
9 |
(Горький) |
1./KG27 |
He111H-6 |
7554 |
100 |
? |
б/в 5 |
6 |
|
10 |
(Горький) |
4./KG27 |
He111H-6 |
160291 |
100 |
? |
б/в 5 |
6 |
|
11 |
аэ. Орел |
9./KG1 |
He111H-16 |
1221 |
35 |
Авария на посадке |
- |
6 |
|
12 |
(Велиж) |
4.(H)/31 |
Fw189 |
0176 |
100 |
Воздушный бой |
+3 |
6 |
|
14 июня 1943 г. |
1 |
(Саратов) |
7./KG55 |
He111Н-16 |
110071 |
100 |
? |
б/в 5 |
4 |
|
2 |
(Саратов) |
3./KG100 |
He111 |
? (6N+IL) |
100 |
Огонь ЗА, вынужденная посадка |
- |
4 |
|
3 |
Qu76794 |
2./JG52 |
Bf109G-2 |
10398 |
50 |
Воздушный бой, аварийная посадка |
- |
4 |
|
4 |
Qu76852 |
2./JG52 |
Bf109G-2 |
14574 |
100 |
Огонь ЗА |
- |
4 |
|
5 |
аэ. Сталино |
III./KG55 |
He111Н-16 |
8211 |
35 |
Разрыв пневматика |
- |
4 |
|
6 |
аэ. Сталино |
7./KG55 |
He111H-11 |
110054 |
40 |
Повреждение шасси |
- |
4 |
7 |
Qu8988 |
Sanfluber. 17 |
Fi156 |
5885 |
35 |
Отказ двигателя |
- |
S |
8 |
Тамань |
Verb.Kdo(S)4 |
He111H-11 |
110092 |
50 |
? |
- |
S |
9 |
аэ. Дно |
Wekusta 1 |
Ju88D-1 |
430435 (?) |
20 |
Авария на рулежке |
- |
1 |
10 |
аэ. Степановка |
2./NAGr10 |
Fw189A-3 |
8284 |
20 |
Авария на взлете |
- |
6 |
15 июня 1943 г. |
1 |
? |
Stabst./JG51 |
Fw190 |
7289 |
100 |
? |
б/в 1 |
6 |
2 |
? |
15./JG52 |
Bf109G-2 |
14205 |
100 |
? |
б/в 1 |
4 |
3 |
ок. Белгорода |
6./StG77 |
Ju87D-3 |
2963 |
100 |
Огонь ЗА |
+2 |
4 |
4 |
аэ. Сталино |
III./KG55 |
He111H-16 |
8348 |
25 |
Авария на посадке |
- |
4 |
5 |
аэ. Полтава |
4./KG3 |
Ju88A-14 |
4588 |
40 |
Авария на взлете |
- |
4 |
6 |
Ворошиловск |
Sanflugber. 17 |
Fi156 |
5966 |
45 |
Авария на взлете |
- |
S |
7 |
Новоселье |
NAGr5 |
Hs126 |
3372 |
20 |
Боевые повреждения |
- |
1 |
16 июня 1943 г. |
1 |
? |
6./KG55 |
Не111 |
? |
100 |
Пропал без вести при перелете в Сещу |
б/в 4 |
4 |
2 |
аэ. Гостагаевская |
1./JG52 |
Bf109G-6 |
19990 |
20 |
Авария |
- |
4 |
3 |
2 км с-вост. Людиново |
9./KG27 |
He111H-16 |
8261 |
100 |
Атака ночного истребителя |
=1 |
6 |
4 |
? |
2.(F)/22 |
Ju88D-1 |
430608 |
100 |
? |
б/в 4 |
4 |
5 |
аэ. Харьков |
6./JG3 |
Bf109G-4 |
1982 |
90 |
Посадка на фюзеляж |
+1 |
4 |
17 июня 1943 г. |
1 |
аэ. Дно |
Wekusta 1 |
Ju88D-1 |
1431 |
15 |
Авария на рулежке |
- |
1 |
2 |
Гостагаевская |
2./JG52 |
Bf109G-2 |
14579 |
35 |
Авария на посадке |
- |
4 |
3 |
аэ. Полтава |
6./KG27 |
He111H-16 |
160403 |
30 |
Отказ двигателя |
- |
4 |
4 |
Крымская |
4./StG2 |
Ju87D-3 |
2777 |
100 |
Огонь ЗА |
б/в 1 |
4 |
5 |
Крымская |
4./StG2 |
Ju87D-3 |
неразб. |
25 |
Огонь ЗА |
+1, =1 |
4 |
6 |
аэ. Бородулино |
4.Stoer. |
He46 |
0320 |
100 |
Огонь полевой артиллерии |
- |
4 |
7 |
Варваровка |
6./JG3 |
Bf109G-4 |
10302 |
15 |
Авария на рулежке |
- |
4 |
8 |
Qu86589 |
5./SchG1 |
Fw190F-3 |
670052 |
100 |
Огонь ЗА |
- |
4 |
9 |
(Крымская-Армавир-Тихорецкая-Краснодар) |
4.(F)/122 |
Ju88D-1 |
? (F6+MM) |
100 |
? |
б/в 4 |
4 |
10 |
ю-вост. Орла |
8./JG51 |
Fw190A-5 |
5557 |
100 |
Огонь своей ЗА |
+1 |
6 |
18 июня 1943 г. |
1 |
аэ. Сиверская |
6./JG54 |
Fw190A-5 |
1312 |
30 |
Аварийная посадка |
- |
1 |
2 |
с-вост. Сологубовки |
6./JG54 |
Fw190A-5 |
2644 |
30 |
Аварийная посадка (неб.) |
- |
1 |
3 |
сев. Сиверской |
II./JG54 |
Fw190A-5 |
410208 |
50 |
Аварийная посадка |
- |
1 |
4 |
Мга |
1./StG5 |
Ju87D-3 |
31176 |
100 |
Огонь ЗА |
- |
1 |
5 |
вост. Таногощ |
2./StG5 |
Ju87D-3 |
31263 |
100 |
Огонь ЗА |
б/в 2 |
1 |
6 |
аэ. Умань |
1./JG52 |
Bf109G-2 |
10439 |
60 |
Авария на взлете |
- |
4 |
7 |
Qu76843 |
3./JG52 |
Bf109G-4 |
14942 |
30 |
Огонь ЗА |
- |
4 |
8 |
? |
III./KG55 |
He111H-11 |
110085 |
20 |
Авария на взлете |
- |
4 |
9 |
аэ. Краматорск |
9./StG77 |
Ju87D-3 |
1431 |
10 |
Авария на посадке |
- |
4 |
10 |
аэ. Краматорск |
III./StG77 |
DFS230 |
230022 |
10 |
Технические причины |
- |
4 |
11 |
(Славянск -Краснодар -Тимошевская) |
4.Nacht |
Do217K |
4449 |
100 |
? |
б/в 5 |
4 |
12 |
Варваровка |
6./JG3 |
Bf109G-4 |
19498 |
60 |
Авария на посадке |
- |
4 |
13 |
аэ. Сеща |
5./KG4 |
He111H-16 |
7344 |
100 |
Бомбардировка |
- |
6 |
14 |
аэ. Сеща |
II./KG55 |
He111H-16 |
8301 |
100 |
Бомбардировка |
- |
6 |
19 июня 1943 г. |
1 |
аэ. Сиверская |
NAGr8 |
Bf110G-3 |
4919 |
10 |
Технические причины, аварийная посадка |
- |
1 |
2 |
Керчь |
6./StG2 |
Ju87D-3 |
1477 |
60 |
Аварийная посадка |
- |
4 |
3 |
Крымская |
9./StG2 |
Ju87D-3 |
1347 |
70 |
Огонь ЗА, вынужденная посадка |
- |
4 |
4 |
Qu26383 |
11./JG51 |
Fw190A-4 |
5540 |
100 |
Сел на советской территории |
б/в 1 |
6 |
5 |
Qu7328/45 |
5./KG27 |
He111H-16 |
160523 |
50 |
Атака ночного истребителя |
+1, =1 |
6 |
6 |
ю-вост. Орла |
3./NAGr4 |
Bf110G-3 |
5403 |
70 |
Повреждение двигателя |
=1 |
6 |
7 |
аэ. Брянск |
II./KG51 |
Ju88A-4 |
3786 |
25 |
Повреждение двигателя, посадка на фюзеляж |
- |
6 |
8 |
аэ. Карачев |
II./KG55 |
He111H-16 |
160922 |
45 |
Бомбардировка |
- |
6 |
20 июня 1943 г. |
1 |
аэ. Псков |
3.Nacht. |
Do217E-4 |
5326 |
100 |
Столкновение с землей |
+1, =3 |
1 |
2 |
Каспийское море |
1./KG100 |
He111H-11 |
неразб. |
100 |
Огонь КЗА КЛ "Ленин" |
б/в 4 |
4 |
3 |
Qu87113 |
9./JG3 |
Bf109G-4 |
19742 |
100 |
Боевые повреждения |
=1 |
4 |
4 |
Благовещенская |
Stab JG52 |
Fi156 |
1121 |
25 |
Авария |
- |
4 |
5 |
аэ. Тамань |
3./JG52 |
Bf109G-4 |
19491 |
50 |
Авария на взлете |
- |
4 |
6 |
(Славянская) |
7.Rum.JGr |
Bf109G-4 |
19547 |
100 |
? |
? |
4 |
7 |
сев. Болхова |
9./StG1 |
Ju87D-1 |
2162 |
100 |
Огонь ЗА |
+1 |
6 |
8 |
(Ярославль) |
5./KG27 |
He111H-16 |
160289 |
100 |
? |
б/в 5 |
6 |
9 |
(Ярославль) |
6./KG27 |
He111H-16 |
160286 |
100 |
? |
б/в 5 |
6 |
10 |
(Ярославль) |
7./KG27 |
He111H-16 |
8341 |
100 |
? |
б/в 4 |
6 |
11 |
Ярославль |
9./KG27 |
He111H-16 |
160710 |
25 |
Атака ночного истребителя |
=2 |
6 |
12 |
аэ. Смоленск |
II./KG51 |
Ju88A-14 |
4603 |
40 |
Технические причины, посадка на фюзеляж |
- |
6 |
13 |
аэ. Брянск |
II./KG51 |
Ju88 |
8770 |
80 |
Отказ двигателя, аварийная посадка |
- |
6 |
14 |
? |
8./KG1 |
Ju88A-4 |
4456 (V4+8S) |
100 |
? |
б/в 4 |
6 |
15 |
Qu5424 |
8./KG1 |
Ju88A-14 |
4453 |
100 |
Огонь ЗА, вынужденная посадка |
- |
6 |
16 |
Белев |
1./ZG1 |
Bf110F-2 |
4535 |
100 |
Огонь ЗА |
+2 |
6 |
17 |
? |
2./ZG1 |
Bf110G-2 |
5197 |
100 |
? |
б/в 2 |
6 |
18 |
с-зап. Сухиничей |
9./JG51 |
Fw190A-5 |
1321 |
100 |
Атака истребителя |
=1 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание 1. В эпизоде 17 за 11 июня 1943 г. последние три цифры заводского номера в источнике читаются нечетко.
Примечание 2. В эпизоде 1 за 13 июня 1943 г. последние две цифры заводского номера в источнике читаются нечетко. Пропали без вести 4
члена экипажа и три пассажира.
Примечание 3. В эпизоде 7 за 13 июня 1943 г. вероятно Bf110 (пилот - обер-фельдфебель H. Janke) таранил Ил-4 из 5-го гв. МТАП ВВС ЧФ,
пилот - лейтенант Андреев (Морозов М. Морская торпедоносная авиация. Том II.- СПб., 2007 - С. 44).
Примечание 4. Из экипажа сбитого в эпизоде 10 за 13 июня 1943 г. "хейнкеля" в плен попали пилот, командир эскадрильи, кавалер Рыцарского
креста обер-лейтенант H. Putz и борт-стрелок.
Примечание 5. Эпизод 2 за 14 июня 1943 г. в отчетных документах Люфтваффе отсутствует. Однако он упоминается в хронике 100-й эскадры, и
в недавно вышедших на русском языке мемуарах брата одного из членов экипажа сбитого "хейнкеля" (Фрицше К. Воздушный стрелок. Сквозь зенитный огонь.- М., 2009 - С. 82-100).
Примечание 6. В эпизоде 9 за 14 июня 1943 г. цифры заводского номера в источнике читаются нечетко.
Примечание 7. В эпизоде 2 за 15 июня 1943 г. дезертировал и перелетел на советскую сторону фронта пилот-хорват гауптман N. Cvikic из
состава 15.(Kroat.)/JG52.
Примечание 8. Эпизод 1 за 16 июня 1943 г. в первичных документах Люфтваффе не обнаружен (возможно, по причине плохого состояния
имеющихся у авторов копий сводок). Однако информация о пропавшем без вести самолете содержится в хронике 55-й бомбардировочной эскадры. Кроме того, она подтверждается
опубликованными советскими документами ("Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне. 1942-1945. – М., 1976 - С. 236"). Согласно последнему источнику,
самолет потерпел аварию и совершил вынужденную посадку в районе расположения штаба 33-й армии. В результате предпринятого поиска два члена экипажа самолета, оказавшие
сопротивление, были убиты, а двое (пилот и бортмеханик) взяты в плен. При этом пилот был ранен. Пленные сообщили, что самолет совершал перелет на ленинградское направление.
Примечание 9. По эпизоду 9 за 17 июня 1943 г. информация дана в источнике неразборчиво, поэтому уточнялась по интернет-ресурсу
http://www.luftwaffedata.co.uk/wiki/index.php?title=Aufkl._Gr._122_Jun_1943.
Примечание 10. В эпизоде 11 за 18 июня 1943 г. возможно "дорнье" сбит огнем зенитного бронепоезда №140.
Примечание 11. В эпизоде 5 за 19 июня 1943 г. поврежденный "хейнкель" принимал участие в налете на железнодорожную станцию Елец.
Примечание 12. В эпизоде 2 за 20 июня 1943 г. экипаж сбитого "хейнкеля" в полном составе, в т.ч. командир 1-й группы эскадры кавалер
Рыцарского креста майор P. Claas, был пленен рыбаками (Фрицше К. Воздушный стрелок. Сквозь зенитный огонь.- М., 2009 - С. 100-105).
Примечание 13. В эпизоде 3 за 20 июня 1943 г. Bf109 был сбит на истребителе P-39 "Аэрокобра" полковником Н.А. Наумовым, помощником
командующего ВВС ЧФ по летной подготовке и воздушному бою. Согласно исследованиям А.Я. Кузнецова из Нижнего Новгорода, Н.А. Наумов в одиночку дрался с четырьмя
истребителями противника и смог добиться успеха.
Примечание 14. В эпизодах 8, 9 и 10 за 20 июня 1943 г. полетные задания уточнены по монографии В. Вайсса, посвященной
боевому пути 27-й бомбардировочной эскадры (Waiss W. Chronik Kampfgeschwader Nr.27 Boelcke. – Band V. – Aachen, 2007).
Примечание 15. В эпизоде 14 за 20 июня 1943 г. целью вылета "юнкерса" с высокой долей вероятности, может быть указан Ярославль. И,
скорее всего, именно этот самолет был сбит парой истребителей Як-1 из 12-го гв. ИАП ПВО, 6-го ИАК ПВО Москвы в составе капитана А.Н. Катрича и старшего лейтенанта К.А.
Крюкова (Заблотский А., Ларинцев Р. Валькирии над Волгой - II. "Авиапарк". 2009, №1).
Примечание 16. В эпизоде 15 за 20 июня 1943 г. "юнкерс" с равной степенью вероятности мог участвовать как в ночном налете (в ночь с 19
на 20 июня) на Ярославль, так и в налете на Щигры и Елец (Заблотский А., Ларинцев Р. Валькирии над Волгой - II. "Авиапарк". 2009, №1).