Организационно Regia
Aeronautica на территории Италии состояла
из четырех авиационных округов: трех
с командными пунктами в Милане, Риме
и Палермо, называвшихся Воздушным
флотом (Squadra Area), и четвертого с
центром в Бари, называвшегося 4-й
территориальной зоной. На заморских
территориях действовали управления
авиации (Aeronautica) Сардинии, Ливии,
Албании и островов Эгейского мрря.
Как правило, каждый округ состоял из
трех дивизий (Divisione) или бригад (Brigata):
двух бомбардировочных и одной
истребительной. Каждая
истребительная авиадивизия (Divisione)
состояла из трех полков (Stonno). Каждый
полк - из двух групп (Gruppo), которые, в
свою очередь, включали в себя от двух
до четырех эскадрилий (Squadriglia).
Эскадрилья делилась на три звена (Sezione)
jio четыре (три - до середины 1941 г.)
самолета в каждом. Помимо этого,
существовали отдельные автономные
группы (Gruppo Autonomo), не принадлежавшие (часто
временно) какому-либо полку, а также
полуавтономные группы (Gruppo Seiniautonomo),
формально входившие в состав полка,
но фактически подчинявшиеся
командованию дивизии.
Первые МС.202 поступили
летом 1941 г. в 9-ю Gruppo 4-го Stormo
итальянских ВВС. Достигнув
оперативной готовности, 25 сентября
1941 г. на римском аэродроме Кампино
группа была инспектирована .
комиссией во главе с Бенито
Муссолини и после инспекции
перелетела на авиабазу Комисо на
Сицилии.
Полку предстояло
действовать на одном из наиболее
горячих направлений - блокировать с
воздуха британский гарнизон на
острове Мальта. Все истребители
несли на фюзеляже герб 4-го Stormo -
белый вздыбленный конь на черном
щите (или его вариант - черный конь на белом
щите). Эту эмблему имел легендарный
итальянский ас первой мировой войны
Франческо Баракка, погибший в 1918 г. и
почитавшийся патроном 4-го Stonno.
Уже 30 сентября
лейтенант Фригьеро открыл счет побед
Folgore, сбив "Харрикейн" Mk.IIb из 185 sqn.
RAF (squadron Royal Air Force). В тот же день был
сбит британский палубный
истребитель Fulmar Mk.II, а группа из 12 МС.202,
эскортируя гидросамолет Cant Z.506,
вступила в бой с семью "Харрикейнами"
и уничтожила два из них. 14 октября
Folgore понесли первые потери - над
Мальтой был сбит летчик 96 эскадрильи
лейтенант Эммануэль Аннони.
Следующим
подразделением, получившим новый
истребитель, стала 8-я Gruppo из 2-го Stonno,
базировавшаяся в Ливии. 8 октября 1941 г.
восемь Folgore вошли в состав этой
группы, но уже неделю спустя их
перевели в 17-ю Gruppo 1-го Stonno на аэродром
Кампоформидо на северо-востоке
Италии. Вскоре 17-я группа перелетела
на аэродром Кампино, где ее самолеты
оснастили пылевыми фильтрами.
18 декабря 1941 г.
англичане начали наступательную
операцию "Крусейдер" против
итало-германских войск в Ливии. 96-ю и
97-ю эскадрильи 9-й Gruppo срочно, не
дожидаясь установки пылефильтров, 26
декабря перебросили на ливийскую
авиабазу Мартуба. Уже на следующий
день произошла первая стычка с
истребителями Р-40В Tomahawk британских
ВВС.
В декабре на Folgore
перевели 6-ю и 10-ю Gruppo, которые также
направлялись в Ливию. К новому 1942 г.
два элитарных полка ВВС Италии - 1-й и
4-й были полностью оснащены новыми
истребителями.
Декабрь в Ливии стал
месяцем тяжелых боев. Особенно
трудно пришлось 9-й группе, что стало
причиной ее вывода на
переформирование с передачей всех
исправных самолетов 1-му Stonno. На
вооружении 6-й и 10-й групп к 8 января 1942
г. (моменту стабилизации фронта под
Эль-Агейлой) осталось всего 25
боеспособных Folgore.
Подразделения Итальянских ВВС имевшие на вооружении
истребители МС.202
Stormo C.T.
|
Gruppo C.T.
|
Squadriglia C.T.
|
1
|
6, 17
|
79, 81, 88 70, 71, 80
|
2
|
8*, 13 Aut.
|
77, 78, 82 92, 93, 94
|
3
|
18 23
|
83, 85, 95 70, 74, 75
|
4
|
9 10
|
73, 96, 97 84, 90, 91
|
6
|
3 Aut.**
|
153, 154, 155
|
51
|
20 21 Aut. 155
|
351, 352, 353 356, 361, 382, 386
351, 360, 378
|
52
|
22 Aut. 24 Aut.
|
359, 362, 369, 371 354, 355, 370
|
53
|
150 Aut.
|
363, 364, 365
|
54
|
7 16 153 Aut.
|
76, 86, 98 167, 168, 169 372, 373,
374
|
|
154 Aut. 161 Aut.
|
368, 395, 396 162, 163, 164
|
* Самолеты находились в
группе в течение недели.
** Срок службы очень
короткий (лето - 1943 г.) впоследствии
перевооружена на Bf.109G.
В конце января 1942 г.
войска германского генерала Э.
Роммеля при поддержке итальянских
частей перешли в наступление. МС.202
действовали в составе двух групп: 6-й,
базировавшейся в Ара-Филебрун, и 17-й,
базировавшейся в Тамсте. Их основной
задачей стало сопровождение
истребителей Fiat CR.42 и МС.200,
использовавшихся для ударных
операций. Практиковались и полеты на
свободную охоту совместно с
германскими "мессершмиттами"
BF-109F из эскадр JG-27 и JG-53. Весной на
фронте наступило затишье,
продолжавшееся до конца мая 1942 г.
Полгода боевой
деятельности продемонстрировали
полное превосходство летных
характеристик МС.202 над всеми
модификациями Р-40 и "Харрикейнов".
Нисколько не уступая по максимальной
скорости "Спитфайру" в его
основном варианте, Folgore был быстрее
его варианта с пылефильтром. Однако
по мощи бортового оружия он уступал
всем своим противникам. И если восемь
7,7-мм пулеметов "Харрикейна" по
поражающей силе лишь незначительно
превосходили два крупнокалиберных
пулемета "двести второго", то Р-40Е
Kittyhawk с шестью крупнокалиберными
пулеметами и Spitfire Mk.Vb с двумя пушками
оказывались значительно эффективнее.
26 мая 1942 г. Э. Роммель
возобновил наступление. 1-й и 4-й Stornio
оперативно объединили под общим
руководством командира 1-го Stornio
подполковника Альфредо Реглиери в
бригаду, базирующуюся на авиабазе
Мартуба. "Макки" сопровождали
пикирующие бомбардировщики Ju-87 и
использующиеся в качестве
штурмовиков истребители устаревших
типов. Прикрывая с воздуха
стремительно наступавший корпус Э.
Роммеля, Folgore совершили до конца июня
более 1000 боевых вылетов, потеряв лишь
17 своих машин.
В июне фронт достиг Эль-Аламейна
- последнего рубежа британского
отступления. От него до Александрии
было всего 90 км пустыни» В это время
на замену измотанному в боях 1-му Stormo
прибыл 3-й. В его составе 23-я Gruppo
располагала "двести вторыми", а
18-я все еще имела МС.200. Замена совпала
с общим перебазированием полков на
аэродромы Фука и Абу-Хаггаг. В
Бенгази передислоцировалась
вооруженная МС.202 150-я Gruppo. Перед
решающей схваткой под Эль-Аламейном
итальянский экспедиционный корпус
имел мощную воздушную группировку.
На 15 июля 1942 г. в ее составе
насчитывалось: 93 МС.202, 46 МС.200, 43 G.50, 90
штурмовиков и 25 бомбардировщиков. Не
меньшими силами располагал и
германский Африканский корпус.
Упорные бои в июле-августе
измотали ударную группировку Э.
Роммеля, и германо-итальянское
наступление выдохлось. 20 октября
бомбардировщики союзников под
прикрытием "Спитфайров" нанесли
удары по аэродромам Фука и Абу-Хаггаг,
уничтожив большое количество
самолетов 3-го и 4-го Stornio. 23 октября
британский генерал Б.Л. Монтгомери
начал наступление, завершившееся
разгромом германо-итальянских войск.
Только в октябре было потеряно 15 "двести
вторых" в воздухе, еще 4 уничтожены
на земле, а 46 оказались серьезно
повреждены. Обескровленный 4-й Stornio
вывели на доукомплектование в Италию,
а все его боеспособные машины
передали 3-му Stormo. Вернувшись в конце
ноября в Ливию, 4-й Stornio вновь активно
участвует в боевых действиях, однако
его полный состав сохраняется
недолго, Уже в конце декабря 10-я Gruppo,
сдав свою технику 9-й, базировавшейся
на аэродромах Мисурата и
Кастелбенито, вновь выводится на
родину. 9-я Gruppo до конца января
прикрывала Триполи, а затем также
отбыла в Италию.
Весной-осенью 1942 г. Regia
aeronautica вела также активные действия в
районе острова Мальта, игравшего
ключевую роль в борьбе за господство
в Средиземноморье. С декабря 1941 г.
против британского гарнизона на
острове действуют МС.202 73-й
эскадрильи итальянских ВВС, выполняя
в основном разведполеты. Весной
боевая активность на этом
направлении усилилась. 15 апреля на
Сицилию переводят 4-й Stormo, а в мае - 155-ю
и 20-ю Gruppo 51-го Stormo и 23-ю Gruppo 3-го Stormo.
Работа пилотов Folgore заключалась в
эскорте немецких и итальянских
бомбардировщиков, действовавших по
союзным морским конвоям и острову.
Основным противником "макки"
вместо устаревшего "Харрикейна"
стал Spitfire Mk.Vb. С мая по октябрь 1942 г.
Folgore выполнили более 4000 боевых
вылетов. Наиболее результативным
стал 51-й Stormo, пилоты которого сбили 97
британских самолетов, потеряв 27
своих. Общее количество самолето-вылетов
Regia Aeronautica против Мальты в указанный
период - 10070, Luftwaffe - 18718.
В ноябре 1942 г. 3-й Stormo
перевели в Тунис на авиабазу
Меденина. Там же с аэродрома Эль-Алуима
начала действовать 155-я Gruppo. Чуть
позже на тунисские аэродромы Сфакс и
Эль-Хамма перевели 6-ю Gruppo.
Перегруппировка итальянских ВВС
была обусловлена начавшейся 7 ноября
операцией "Торч" по высадке
морского десанта союзников на
побережье Марокко и Алжира. Над итало-германскими
силами в Северной Африке нависла
угроза разгрома. Истребители
перебрасывались не только на
африканские аэродромы. На юг острова
Сардиния перебросили 153-ю Gruppo. На
расположенный между побережьями
Туниса и Сицилии остров Пантеллерия
перелетели Folgore из состава 151-й и 17-й
Gruppo.
К концу декабря в
Тунисе насчитывалось 54 МС.202, имелись
и другие типы истребителей. Однако
воевать итальянцам стало
значительно сложнее. Союзники
захватили господство в воздухе в
количественном и качественном
отношениях. Их новые истребители Р-51А,
Р-38 и Spitfire Mk.IX по всем статьям
превосходили "макки". Англо-американские
ВВС постоянно наносили удары по
тунисским аэродромам, выводя из
строя технику и персонал. К началу
марта 1943 г. в Тунисе осталось лишь 39
МС.202. Несмотря на большие потери,
итальянские пилоты оказывали
союзникам достойное сопротивление.
6-7 марта в ходе кратковременного
наступления под Медениной Folgore сбили
19 "Спитфайров", по одному Р-40 и Р-38,
потеряв всего два своих самолета. 31
марта 1943 г. 15 МС.202 было уничтожено на
авиабазе Сфакс, когда соединение
американских В-25 нанесло бомбовый
удар по выстроенным перед взлетом
истребителям 6-й Gruppo. Налеты не
прекращались вплоть до эвакуации
итало-германских войск на Сицилию. 13
мая 1943 г. Северную Африку оставило
последнее подразделение Regia Aeronautica -
153-я Gruppo, насчитывавшая лишь 10 Folgore.
Применялись "макки" и на
советско-германском фронте.
Итальянское военное командование
никогда не рассматривало далекую
Россию как основной театр боевых
действий, но, следуя союзническим
обязательствам, летом 1941 г. отправило
на Восточный фронт экспедиционный
корпус. В его составе имелась одна
истребительная группа - Gruppo Autonomo 22,
вооруженная 51 истребителем МС.200.
Боевой путь группы начался 27 августа
1941 г. под Кривым Рогом, в дальнейшем
она действовала на юге Украины и в
Ростовской области. Наибольший успех
- штурмовка советского аэродрома
Красный Лиман в марте 1942 г. Тогда
сообщалось об уничтожении 10 на земле,
5- на взлете и повреждении 6 советских
самолетов. В апреле 1942 г. на замену 22-й
группе пришла Gruppo Autonomo 21, состоящая
из 356-й, 382-й и 386-й эскадрилий, позже
усиленная 361-й. Это подразделение
участвовало в летних боях 1942 г. на
Украине и в Сталинградской битве,
прикрывало германские Ju-87 и Не-111 над
Керчью. В сентябре на
Ворошиловградском (ныне Луганск)
аэродроме появились 12 МС.202. Их
распределили по всем четырем
эскадрильям группы. Чуть позже из
Италии пришло еще два Folgore в
разведывательном варианте.
К сожалению, фактов боевого
применения МС.202 на советско-германском
фронте найти не удалось. В мемуарах А.И.
Покрышкина, Я.Д. Михайлика, А.Я.
Баклана и Л.А. Кожевникова есть
упоминания об истребителях "макки",
но речь ведется о МС.200. Не исключено,
однако, что всех "итальянцев"
обобщали под один тип самолета. Наши
летчики нелестно отзывались о
пилотах "макки", критикуя их
безынициативность. К началу
советского наступления под
Сталинградом 21-я Gruppo располагала 11 МС.202
и 32 МС.200. По официальной информации
итальянцы не вели активных боевых
действий ввиду плохих метеоусловий.
Правда, этот факт не был помехой для
советских и германских летчиков.
Приближающийся фронт заставил
эвакуировать самолеты с аэродромов
Миллерово и Кантемировка в
Ворошиловград. Последней боевой
акцией группы стала штурмовка 17
января 1943 г. наступающих советских
войск в районе Миллерово. Затем все
самолеты перелетели в г. Сталине (ныне
Донецк), а оттуда - под Одессу. В мае
1943 г. группа вернулась в Италию.
По имеющимся данным МС.202 совершили
только 17 боевых вылетов без
одержанных побед, но и не понеся
потерь, однако на родину вернулось
только 9 машин.
В целом за 18 месяцев боевой
деятельности в СССР пилоты "макки"
заявили об уничтожении на земле и в
воздухе 88 советских- самолетов и
потере 15 своих. Безусловно, в
итальянские потери не включены
подбитые, а затем списанные машины, а
также уничтоженные на земле и
потерянные из-за неисправностей.
Летчики выполнили 2557 вылетов на
перехват, 1983 на сопровождение, 1310
ударных и 511 на прикрытие с воздуха.
Таким образом, на каждую
уничтоженную краснозвездную машину
приходилось 72 самолето-вылета
итальянцев.
Постепенно военные успехи Германии
и Италии уходили в прошлое. С 1943 г.
страны "оси" на всех фронтах
перешли к "стратегической обороне".
После капитуляции итало-германских
войск в Северной Африке даже
неискушенному человеку становилось
ясно, что следующими целями
союзников станут Италия и Балканы.
Итальянцы спешно укрепляли свои базы
на Сицилии и Пантеллерии. Сюда
стягивалось все лучшее, что
находилось в распоряжении Regia Aeronautica.
В апреле 1943 г. на вооружение начал
поступать истребитель MC.205V. Боевое
крещение Veltro состоялось 20 апреля,
когда 32 "двести пятых" из 1-го Stormq
стартовав с Пантеллерии, вступили в
бой с 80 "Спитфайрами" и Р-38. В
этой схватке союзники потеряли 18
самолетов, а итальянцы всего один.
10 июля 1943 г. союзники начали высадку
войск на Сицилию. В боях за остров
базирующиеся там "макки" 3-го, 4-го
и 51-го Stormo, а также 21, 153 и 161-я Gruppo
выполнили 650 боевых вылетов и сбили 14
самолетов противника.
8 сентября 1943 г. Б. Муссолини был
отстранен от власти, Италия вышла из
войны. В этот день Regia Aeronautica одержала
последнюю победу (майор Адриано
Мантелли - лучший ас ВВС Италии с
личным счетом в 26 побед сбил
четырехмоторный бомбардировщик В-24)
и понесла последние потери - не
вернулись с задания два MC.205V из 51-го
Stormo. На момет капитуляции
итальянские ВВС располагали 201
истребителем МС.202 и приблизительно 66
MC.205V.
На следующий день король Виктор
Эммануэль III объявил войну своему
недавнему союзнику - Германии, что
привело к временному существованию
двух Италии - под контролем
союзников на юге и под германским
протекторатом на севере. В составе
реорганизованных итальянских ВВС
создали командование истребительной
авиацией - Raggrupamento Caccia, где имелись 43
MC.205V и 23 МС.202, ранее входивших в
состав 4-го и 51-го Stornio, а также 8-й Gruppo.
Уже 9 сентября четыре Folgore 155-й Gruppo
прикрывали итальянские боевые
корабли, идущие на Мальту для
соединения с британским флотом. На
стороне союзников "макки"
участвовали в освобождении "Италии,
к примеру, в боях под Кассино, а также
воевали на Балканах. Вряд ли кто из
пилотов Regia Aeronautica даже в кошмарном
сне мог предположить, что ему
придется воевать против немцев,
прикрывая с воздуха партизан
Югославии, и освобождать Албанию. Так,
участвуя в атаке на албанский
аэродром Скутари 16 октября 1943 г., "двести
вторые" уничтожили на земле 12 BM09G, 2
Ju-52/Зт, 2 Не-111 и FW-190, не потеряв ни
одного своего самолета. В течение
полугода все истребители Raggrupamento Caccia
совершили 6546 боевых вылетов, сбили 6
германских самолетов и потеряли 39
своих. В ходе боев "макки"
постепенно переводили в летные школы
и заменяли на Spitfire Mk.Vb и P-39Q.
"Макки", находившиеся на
севере Италии, временно попавшем под
германскую оккупацию, вначале летали
с опознавательными знаками ВВС
Германии. Вскоре при поддержке
Гитлера на контролируемой нацистами
части страны была организована
Итальянская Социальная Республика (Republica
Sociale Italiana), имеющая свои ВВС - Aeronautica
Nazionale Repubblicana (ANR). Часть итальянских
самолетов реквизировала Германия. Из
них несколько МС.202, по
неподтвержденным данным, она
передала в состав ВВС Хорватии для
действий против партизан Югославии.
Остальные перешли в состав ANR.
Авиация ANR на момент образования
располагала 40 MC.205V (впоследствии
поставлено еще более 100 - на
предприятиях, попавших под
германский контроль, их сборка
продолжалась) и 24 МС.202. Несколько Veltro
получили путем установки моторов DB-605
на планер МС.202. Боевыми в ANR остались
только "двести пятые", а "двести
вторые" служили для обучения. MC.205V
вошли в состав 1-й Gruppo ANR. Свою
деятельность группа начала 3 января
1944 г., вылетев на перехват соединения
бомбардировщиков В-17. Борьба с
американскими В-17 и В-24 стала
основной задачей истребителей ANR
вплоть до конца войны. Однако мощный
эскорт, выставляемый союзниками,
приводил к большим потерям. За 6
месяцев 1-я Gruppo потеряла около 100 Veltro,
что обусловило ее перевооружение на
истребители Fiat G.55 и ВЫ09С. К концу мая
1944 г. 1-я Gruppo ANR имела 58
зарегистрированных побед. В августе
1944 г. Г. Геринг приказал
расформировать ANR, а пилотов
зачислить в состав Luftwaffe. Однако
когда части СС окружили итальянские
аэродромы, возмущенные летчики стали
уничтожать свои самолеты. Немцы
поспешно отменили вышеназванный
приказ.
После войны ВВС Италии имели МС.202
на вооружении 5-го Stornio, a MC.205V - 155-й
Gruppo. В 1947 г. их сменили Spitfire IX.
Последним штрихом в биографии MC.202/205V
стал заказ ВВС Египта на 62 Veltro. 21
истребитель передали из состава
итальянских ВВС, а 43 переделывались
из МС.202. Но Египет получил только 42
самолета. Остальные вывели из строя
агенты израильской разведки прямо на
заводе фирмы Macchi. После
восстановления эти машины остались в
Италии как учебные.
Из почти 1450 выпущенных MC.202/205V до
наших дней сохранилось лишь три
экземпляра: два в Италии - в музее Vigna
di Ville находится МС.202 (М.М.9667), а в музее
Treviso San Angelo - MC.205V восстановленный в
1981 г. до летного состояния. Один МС.202 (М.М.9476)
экспонируется в Вашингтонском National
Air and Space Museum.
Уголок неба. 2004
|