Уголок неба ¦ Перл-Харбор

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Перл-Харбор. 1941 год
             
         n  


Глава 1. Страна восходящего солнца.

Географическая справка: Япония - островное государство находящееся к востоку от Китая и бывш. СССР.

К концу тридцатых годов у японских монополистов появилась острая необходимость в новых рынках сбыта и возможности эксплуатировать другие страны. Так как к разделу мира на зоны влияния Япония уже опоздала, то по мнению предприимчивых дельцов - в число которых входила и военщина - было необходимо произвести перераздел мира с целью захвата территорий и зон экономического влияния. С этой целью уже с конца 19-го столетия японский народ воспитывался в духе самураев. Разгром Тихоокеанского флота царской России и победоносные походы против Китая на рубеже 19-го и 20-го веков подняли самомнение японских милитаристов на новый уровень. В годы первой мировой войны Япония голыми руками подобрала остатки Германской империи на дальнем востоке и Тихом океане. В 1918-1922 годах последовала неудачная попытка овладеть советским Дальним востоком. Н адо заметить, что неудача не охладила пыль завоевателей. Самураи рвались к господству над лакомыми кусочками Земли.

Как пишут авторы многих исторических произведений, агрессоры, развязывающие войну как правило ссылаются на то, что иного выхода нет. Усилиями пропагандистов для японского народа создается такая картина окружающего мира, словно Япония единственный островок добра в океане Зла. Из подобных заявлений следовало, что опасность Японии угрожала со всех сторон: её "окружали" бывш. СССР, Англия, США, Китай. Население было запугано и отравлено шовинизмом. В обстановке искусственно нагнетаемого психоза Япония становилась потенциально опасной прежде всего для государств, имевших несчастье соседствовать с ней.

И хотя бедствия Японии, разрисованные в Токио имели карикатурный характер империалистические противоречия в бассейне Тихого океана и на Дальнем востоке были суровой реальностью. Японские монополии "дзайбацу" намертво схватились со своими европейскими и американскими соперниками. И хотя в Вашингтоне и в Лондоне все это прекрасно видели, основной целью западных политиков было направление японской агрессии против бывш. СССР, и ожидания истощения обеих сторон. Оптимальный вариант - уничтожение СССР.

Антикомуннистическая политика запада привела к созданию благодатной почвы для японской империалистической экспансии. Очевидно политические деятели Америки и Англии считали, что они смогут направлять японскую политику в нужное им русло. То был огромный политический просчет. В Токио сознательное поощрение японского продвижения в Азии в направлении СССР расценивали как трусость и слабость США и Англии. Японские военные лорды сочли, что они могут наступить на горло и этим государствам. Близилось время Крестового похода Самураев. Н адо отметить необычность японского государственного аппарата того времени. Армия и флот имели независимое командование, которое кроме этого еще и имело большую свободу действий и самостоятельность. Так например уже в ходе войны военное командование армии не всегда ставило в известность правительство о своих действиях. Также и в конце войны когда Япония формально признала своё поражение и Император произнес свою знаменитую речь обращенную к народу, Квантунская армия не спешила сложить оружие, и бои продолжались еще некоторое время.

25 ноября 1936 года Япония подписала "Антикоминтерновский пакт" с фашистской Германией, к которому вскоре присоединилась Италия. В опубликованном тексте договора только демагогически говорилось об "угрозе" Коминтерна участникам пакта, в секретном приложении (ставшим известным только 1946 году) стороны принимали на себя обязательства в случае вовлечения одной из них в войну с Советским Союзом "не предпринимать ничего, что облегчило бы положение СССР" и "немедленно приступить к обсуждению мер для охраны своих общих интересов". Германия, Италия и Япония обязывались не заключать с СССР "никаких политических договоров, противоречащих духу данного соглашения". Весь мир рассматривал заключение этого договора как увертюру нападения агрессоров на Советский Союз. В частности командование Квантунской армии расценило пакт как сигнал к действию. В 1936 году на границе с Маньчжурией произошло большое количество инцидентов о которых сообщалось в печати. Публиковались также и соответствующие протесты Советского правительства. Фактически эти провокационные действия являлись сами по себе проверкой боеспособности Советской армии на Дальнем Востоке. Н ужно отметить, что японские завоеватели здорово обожглись на подобных провокациях, так как военные действия не принесли сколько-нибудь заметного успеха, и способствовали только ухудшению отношений между Японией и СССР. Также необходимо добавить, что не смотря на схожие цели среди агрессивно настроенных государств не было взаимопонимания. Так например когда Германия заключила пакт о ненападении с СССР, японские дипломаты посчитали, что "Антикоминтерновский пакт" таким образом был самоликвидирован. И поэтому уже позже, после заключения 27 сентября 1940 года нового соглашения с Германией имевшего цель взаимопомощи при нападении на СССР, Япония заключила еще одно соглашение. Это был договор Японии с СССР о нейтралитете сроком на пять лет.

Заключение этого договора вызвало огромное раздражение как в Берлине так и Вашингтоне и Лондоне. Гитлеровское руководство за вершало подготовку к кампании против Советского Союза. И хотя фашисты не сообщали своим восточным партнерам о намечаемых действиях (в основном из-за нежелания делить плоды ожидавшейся легкой победы), самостоятельность Японии неприятно поразила руководителей Германии. Таким образом Токио отплатил немцам той же монетой за соглашении о ненападении между СССР и Германией. Это соглашение разрушило многолетние попытки американских дипломатов направить японскую агрессию против СССР, и в конечном итоге приблизило крах фашизма. В этой ситуации США пыталась избежав войны подтолкнуть Японию к войне с Советским Союзом. В этом случае перед США открывались огромные возможности, отвечавшие историческим традициям этой страны: быть свидетелем, как противники истощают друг друга, и в конце концов снимать сливки с победителей и побежденных при этом не имея собственных издержек.

Наступило 22 июня 1941 года. Фашистские орды рвались к Москве, началась Великая Отечественная война. События сменяли одно другое с головокружительной быстротой. О нападении на СССР Япония узнала только в день открытия военных действий. Для военщины этого было более чем достаточно. Осатаневшие милитаристы осадили правительство, требуя немедленно начать войну против СССР с востока. Правительство Японии на десять дней погрузилось в острую дискуссию. Было высказано множество мнений, но Квантунская армия еще не успела оправиться от поражений на Халхин-Голе. Ко всему японцы были слабее Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке. Поскольку Германия не предупредила Японию о нападении, для подготовки кампании против СССР требовалось как минимум 6 месяцев. А тут из Берлина пришло лестное предложение вступить в войну под знаменами Фашизма. е требовалось долго думать, чтобы понять что война с СССР это не двухмесячная прогулка. И тут в Токио решили подождать и посмотреть как будут развиваться события, а пока вести планомерную подготовку к войне. Куда нанести удар - подскажет обстановка: если Германия преуспеет в войне с СССР, то можно будет и помочь; в противном случае следует заняться Тихоокеанской акваторией, и посмотреть что же здесь можно заполучить. Таким образом война Германии с СССР приобретала новое значение: это не только война с фашизмом но и предотвращение агрессии с востока.

А Япония в это время лихорадочно готовилась к войне. 16 октября правительство Коноэ пало и новое правительство сформировал генерал Тодзио. В Вашингтоне придали большое значение тому, что главой правительства стал Тодзио, ведь именно он был одним из создателей Квантунской армии. о американцы не учли того, что опыт полученный Тодзио в ходе стычек с СССР сделал его вдвойне осмотрительным в отношении Советского Союза.

Глава 2. Авиация Страны восходящего солнца.

В данной главе приводится описание самолетов японского ВМФ принимавших участие в нападении на американскую базу Пирл-Харбор.

Удар по Пирл-Харбору в тот роковой день нанесло авианосное сое динение адмирала агумо. Это соединение кроме линкоров, крейсеров, эсминцев и подводных лодок состояло также и из шести авианосцев: "Акаги", "Кага", "Хирю", "Сорю", "Дзуйкаку" и "Секаку". 26 ноября 1941 года это соединение вышло из залива Хитокаппу острова Итуруп (Курильские острова) и, соблюдая радиомолчание, направилось к ост- рову Оаху.

В воздушном ударе по Пирл-Харбору со стороны японцев принимали участие следующие самолеты: пикирующие бомбардировщики тип "99", палубные бомбардировщики тип "97" (вооружались также торпедами) и не имевший равных вплоть до конца 1942 г. широко известный истре- битель фирмы Мицубиси тип "0", или как его называли американцы: "Зеро".

Необычная система обозначений типов самолетов, принятая в Японии, наряду с завесой секретности, которую японцы сумели организовать вокруг собственной авиации сыграла свою роль, и возможно предопределила развитие событий в начале войны в Тихом океане. Удивительно мало знали англо-американцы об авиации Страны восходящего солнца и, в частности, о ее палубных самолетах. В то время на Западе было широко распространено мнение, что японская авиация, хотя и многочисленная, является в большинстве своем устаревшей и "второсортной". За это "небольшое заблуждение" было заплачено тысячами жизней.

Между тем авиация ВМФ Японии состояла из весьма совершенных самолетов. Самым "старым" из принимавших участие в нападении на Пирл-Харбор самолетов был палубный бомбардировщик тип "97" фирмы Н акадзима. Самолет представлял собой свободно несущий моноплан с низким расположением крыла, двигатель воздушного охлаждения обеспечивал большую живучесть. Крыло в плане трапецеидальное с закругленными законцовками. На корабли этот самолет стал поступать в 1937 году. Для своего времени он оказался, без всякого сомнения, самым лучшим палубным бомбардировщиком-торпедоносцем в мире. С двигателем мощностью 1115 л.с., винтом изменяемого шага, убирающимся шасси, закрылками Фаулера, и вооружением включающим 794-колограмовую торпеду или три 250-килограмовых бомбы, этот двух-трехместный самолет уже после Пирл-Харбора торпедными атаками уничтожил четыре американских авианосца в течении всего лишь 10 месяцев войны!

Двухместный пикировщик тип "99" фирмы Аичи принят на вооружение в 1939 году. По своей схеме - одномоторный свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси, с двигателем воздушного охлаждения мощностью 1280 л.с. и подкрыльевыми тормозными щитками, он был аналогичен известному всей Европе немецкому Ю-87, а по точности бомбометания с пикирования, вероятно, даже превосходил его. Именно пикировщики тип "99", или как их называли американцы "Вэлы" впоследствии потопили английские крейсеры "Корнуол" и "Дорсетшир" через 15 минут после начала налета. В конце карьеры, уже устаревший самолет применили в качестве летающей бомбы, пилотируемой смертни- камикамикадзе.

И наконец основной противник американских истребителей, маленький самолетик тип "0",или "Зеро"! Он поступил на вооружение в 1940 году. К моменту начала боевых действий было выпущено всего около 400 машин, главным образом модификации 21 с двигателем мощностью 925 л.с. Имея максимальную скорость 538 км/ч, и вооруженный кроме двух пулеметов 7.9-мм еще и двумя 20-мм пушками этот истребитель обладал великолепной маневренностью и не имел себе равных среди своих американских противников. Одним из многих сильных его сторон была огромная дальность полета: свыше 2.4 тысячи километров с подвесным баком.

Естественно у японских самолетов были свои недостатки: они не имели брони, топливные баки непротектированы, невысокая скорость не позволяла японским пилотам догонять на пикировании американских летчиков. Кроме того в самолетах последующих модификаций конструкторы отказались от установки двигателя на амортизационные подушки, и поэтому в полете все время ощущалась заметная вибрация всего самолета. Кроме этого крыло было сделано неразъемным, что дало заметный выигрыш в весе но и ухудшение прочностных характеристик. Это повлекло за собой уменьшение расстояния безопасного пикирования. Даже в горизонтальном полете с максимальной скоростью пилоты отмечали вибрацию плоскостей.

Вот как выглядел воздушный противник с которым предстояло воевать американцам.

Глава 3. Удар по Жемчужной гавани.

Воскресное декабрьское утро на маленьком острове Оаху в Тихом океане было солнечным и прекрасным. Экипажи кораблей стоящих в гавани готовились к утренней церемонии подъема флагов, более трети личного состава находилось в увольнении на берегу, и ничто не предвещало готовой разыграться здесь трагедии.

Перенесемся на некоторое время назад на гору Опана, на которой находилась радиолокационная станция ПВО.

Приблизительно в 7 часов утра оператор РЛС зафиксировал на экране радара густые засветки от приближающихся самолетов. В 7 часов 06 минут последовал доклад на информационный центр ПВО базы. о в этот день ожидали прилета эскадрильи новейших бомбардировщиков Б-17, и поэтому на эту информацию не обратили должного внимания. Это дало возможность японским бомбардировщикам подойти вплотную к острову и совершить внезапную атаку завершившуюся полным разгромом всего флота находящегося в гавани. Самое интересное заключается в том, что даже если бы кто-нибудь попытался вызвать по радио самолеты появившиеся на экранах радаров, то ему бы ответили экипажи Б-17 которые были уже близко.

В 7 часов 49 минут командир авиационной боевой части "Акаги" капитан первого ранга Футида открытым текстом скомандовал своим подчиненным "Атака!", и 140 бомбардировщиков и торпедоносцев устремились к кораблям стоящим в гавани. Пикирующие бомбардировщики стали набирать высоту для бомбометания а торпедоносцы направились к кораблям. В стороне налет прикрывали 43 истребителя тип "Зеро". Группа пикирующих бомбардировщиков вооруженных 800-килограмовыми бомбами сделали широкую петлю с тем, чтобы атаковать с юго-запада последними.

В Пирл-Харборе в тот день находилось около сотни судов, среди них 8 линкоров, 8 крейсеров и 29 эсминцев. Западнее острова Форд на якорях стояли легкие крейсера "Танжер","Релей" и "Детройт", а также бывший линкор "Юта", переоборудованный в корабль-мищень.

Первым ударом нанесенным японской авиацией был вспомогательный удар по аэродрому армейской авиации Уиллер Филд. Через несколько минут штурмовки от шестидесяти новеньких Р-40 выстроенных ровными рядами остались лишь груды пылающих обломков. Некоторые самолеты пытались взлететь не смотря на огонь противника, но были уничтожены на взлете и своими обломками загородили путь другим смельчакам. Вслед за этим был нанесен удар по кораблям. Главной целью японцев были тяжелые корабли - линкоры и авианосцы. К счастью для американцев авианосцев в тот день в бухте не было, поэтому мощный сосредоточенный удар пришелся по линкорам. Шесть линейных кораблей стоящих попарно у восточного берега острова Форд стали основной мишенью торпедоносцев. Центральный линкор "Вест Вирджиния" за каких нибудь пять минут получил семь торпед в борт. Этого оказалось более чем достаточно! Поэтому даже то, что две попавшие в него бомбы не взорвались ничего не могло изменить: быстро наполнившись водой, линкор, даже не перевернувшись затонул унося с с обой на дно жизни 105 человек. о еще до этого на линкоре "Аризона" произошел чудовищный взрыв котлов и погребов боезапаса после попадания четырех бомб пикировщиков и одной торпеды. Взрыв взметнул облако дыма на высоту 1000 метров. Экипаж погиб почти полностью - 1100 человек были убиты на месте. В "Оклахому" угодили две торпеды и пикировщики положили несколько бомб вблизи левого борта. а корабле возник- ли пожары, что существенно усложнило борьбу за живучесть, и через некоторое время линкор перевернулся и утонул. Вместе с ним погибло 415 человек. В стоявший отдельно линкор "Калифорния" японские пилоты всадили две торпеды, и третья взорвалась ударившись в причальную стенку вблизи корабля. Корабль подвергся также атаке нескольких пикировщиков, однако продолжал оставаться на плаву, и за- тонул только через три дня унеся с собой 100 человек экипажа.

Прикрытые корпусами своих собратьев линкоры "Мериленд" и "Тенесси" получили повреждения только от бомб пикировщиков, которые оказались не смертельными.

Единственным линкором, сумевшим дать ход, была "Невада". Получив торпеду в борт линкор все же пострадал не очень сильно. Командир линкора, понимая что неподвижный корабль - хорошая мишень для самолетов, решил вывести его в море. Одновременно на корабле открыли огонь все зенитные автоматы и универсальный калибр. К моменту под- хода второй волны бомбардировщиков линкор медленно пробирался по фарватеру к выходу из гавани. Футида понял его намерение и приказал командиру второй волны капитану третьего ранга Симазаки потопить линкор в канале закупорив выход в гавань. Один за другим линкор сотрясли взрывы 250-килограмовых бронебойных бомб и в заключение прогремел последний - взорвались пары бензина в цистерне где хранилось топливо для бортовых самолетов-разведчиков. Командир приказал выбросить пылающий корабль на отмель.

Последний, восьмой линкор Тихоокеанского флота США и его флагман "Пенсильвания" стоял в сухом доке вместе с эсминцами "Кассин" и "Доунс". Из-за дыма пожаров первая японская волна потеряла его, и линкор не получил повреждений. о Футида разглядел эти корабли. В атаку на них бросились самолеты второй волны. о их встретило гораздо большее сопротивление. Стреляло все, что только могло стрелять от 127-милиметровок линкоров до пулеметов, автоматов и ручных карабинов морских пехотинцев охраны базы. Это резко снизило точность бомбометания. В "Пенсильванию" попало всего две бомбы. Зато эсминцам повезло меньше: взрывом их сбросило с кильблоков и повалило друг на друга. Еще тяжелее пришлось эсминцу "Шоу", получившему три бомбы. Взврыв носовых артпогребов завершил дело.

После массированной атаки корабль-мишень "Юта" перевернулся и затонул, получил в левый борт торпеду "Релей". Минный заградитель "Оглала" взорванный торпедой, быстро пошел ко дну. Однако он прикрыл своим корпусом крейсер "Хелена", который хотя и получил еще одну торпеду все же остался на плаву.

Практически одновременно с атакой на корабли были нанесены удары по аэродрому морской авиации Эва и базе армейских бомбардировщиков Хикем Филд. Около 20 японских "Зеро" набросились на самолеты, стоящие в Эве не укрытыми, и уничтожили три десятка самолетов. В Хикем Филд на земле сгорели дюжина новейших Б-17, столько же "Бостонов" и "Либерейторов", а также 30 устаревших Б-18.

Пикировщики уничтожили несколько летающих лодок и ангары для них на южной оконечности острова Форд. "Последним приветом" было пря- мое попадание в плавбазу гидроавиации "Кертисс".

С аэродрома Халева, на котором базировалась всего одна эскадрилья истребителей (по более уточненным данным на этом запасном аэродроме находилось всего два P-40, переведенные туда за день до нападения; Это была попытка командира авиасоединения рассредоточить свои самолеты для меньшей уязвимости.) и потому обойденном вниманием японцев, поднялись в воздух лейтенанты Уэлч и Тайлор. В районе Уиллер Филд они умудрились завалить 7 японских самолетов из 11 уничтоженных в воздушных боях над Оаху утром 7 декабря. Это было все, что смогли сделать двое смельчаков.

Другая группа японских истребителей, убедившись в отсутствии самолетов противника, направилась к базе гидроавиации Канеохе. Н есколько заходов - и от трех десятков гидросамолетов PBJ, покачивающихся на волнах и стоявших у слипов, остались лишь обломки. Уцелели только те машины, которые ранним утром ушли на поиск вероятного противника в... южном направлении.

Последним аэродромом подвергшимся удару первой волны, был Беллоуз Филд - база армейских истребителей. Отсюда успела-таки взлететь четверка Р-40, но вскоре всех их сбили опытные пилоты "Зеро", после чего японские летчики приступили к штурмовке и сожгли оставшиеся на земле американские истребители.

Через некоторое время в воздухе появились четырехмоторные Б-17, а также несколько спортивных и пассажирских самолетов. Эти самолеты стали легкой добычей японских пилотов. А Б-17 собственно не могли даже отстреливаться, их пулеметы аккуратно смазанные и упакованные лежали в ящиках. Беспомощно кружась над объятыми пожарами аэродромами, не имея возможности приземлиться или улететь отсюда - топливо было на исходе - все они стали мишенями для японских истребителей. Только два Б-17 оказались не поврежденными, но и они не были посланы на врага, так как все хранилища бензина сгорели, и заправить их было нечем.

Еще через полчаса японские пилоты расстреляли эскадрилью разведчиков с авианосца "Энтерпрайз". Пилот одного из них дал на авианосец предупреждающую радиограмму и "Энтерпрайз" отвернул на юго-восток, а разведчикам уйти не удалось. Три из них были сбиты японцами над морем, один над островом. Пятый самолет-разведчик был сбит эсминцами США и упал в гавани: ошалевшие от бойни, которую устроили им японские пилоты, американские пехотинцы принимались стрелять по любому летящему самолету не разбирая где свои, где чужие. Даже выбросившихся на парашютах пилотов пехотинцы расстреливали в воздухе. Приземлиться на лугу вблизи Эва удалось только семи американским пилотам. Это безумие не прекратилось с окончанием японской атаки. Во второй половине дня несколько самолетов с того же "Энтерпрайза" пехотинцы сбили своими пулеметами.

Цена этого дня: 3 тысячами человеческих жизней, 300 самолетов и целый линейный флот.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100