Хотя тема русских добровольцев в Люфтваффе и авиации Русской Освободительной
армии настолько многогранна, что заслуживает отдельного исследования, но
упомянуть о ней просто нельзя.
В начале войны в плен к немцам попало большое количество летного персонала,
которые содержались в специальных лагерях, подчиненных командованию Люфтвафе.
Кроме того, не стоит забывать, что в ходе войны достаточно частыми были и случаи
дезерстирства - так, по немецким данным в 1943 году перелетело 66 самолетов, а
еще 20 - в первой половине 1944 года.
Наличие такого количества подготовленных летчиков и большого количества
исправных самолетов не могло не привести к идее организации русского
подразделения в составе Люфтваффе.
Первая такая попытка была предпринята летом 1942 года, когда майор Филатов
сформировал так называемую Heeresgruppe Mine.
Однако первое по настоящему боеспособное подразделение было создано только в
декабре 1943 года. Это был единственный штаффель (так называемый
Ostfliegerstaffel (russisch)) в составе Ergdnzungs-Nachtschlachtgruppe Ostland
Luftflotte 1. На вооружении состояло несколько трофейных По-2 и Ут-2, а также
переданных из летных школ "Арадо" Ar. 66 и "Гота" Go. 145. В начале 1944 года
бывшие советские летчики перебазировались в Диинабург (так в Германии называли
Даугавпис), где были переподчинены непосредственно 3 Fliegerdivision. В марте
1944 года штаффель в очередной раз передали в состав 6-го Воздушного Флота и
перебросили в Лиду (Белоруссия). Отсюда летчики до июля совершили против
партизан около 500 боевых вылетов.
В 1944 - 45 годах под непосредственным руководством генерала Гейнриха
Ашенбреннера, который занимал должность "Inspizient fur Auslandisches Personal
der Luftwaffe Ost" были организованы так называемые ВВС РОА. Причем немцы
придавали этому исключительно пропагандистское значение, в то время как генерал
Власов хотел видеть под своим командованием реальную боевую силу. Командовать
ВВС стал генерал - майор Виктор Мальцев, бывший командующий ВВС СибВО,
начальником штаба полковник Ванюшкин, командующий ВВС 20-й армии.
Однако немцы не спешили формировать полноценные подразделения вместо это
распределили подготовленных летчиков по различным перегоночным подразделениям.
Больше всего - примерно 20-25 человек летчиков РОА оказалось в 3./Sud FluG 1,
которая занималась перегонкой истребителей "Мессершмитт" с заводских аэродромов
на фронт. При этом уровень подготовки летчиков оставлял желать лучшего и с
апреля 1944 года по апрель 1945 года в авариях были потеряны 24 самолета и 31
летчик погиб (еще 11 получили ранения разной степени тяжести). Среди них было и
шесть русских:
Дата гибели |
ФИО |
На чем погиб |
Обстоятельства |
18.08.44 |
Лейтенант Илья Севкин |
Bf.109G-14 W.Nr.780698 |
Столкнулся с ведомым при заходе на посадку в Дармштдте |
18.08.44 |
Лейтенант Александр Яковлев |
Bf.109G-14 W.Nr.780807 |
Столкнулся с ведущим при заходе на посадку в Дармштдте |
03.09.44 |
Лейтенант Алексей Чассовников |
Bf.109G-14 W.Nr.782159 |
Упал в районе Арбер |
11.09.44 |
Лейтенант Кирилл Карелин |
Bf.109G-14 W.Nr.780807 |
Погиб в катастрофе в районе Паньофо (Венгрия) |
20.11.44 |
Гауптман Петр Морозов |
Bf.109G-14/AS W.Nr.785730 |
Погиб в районе Ольмуца |
06.01.45 |
Олег Горбачев |
Bf.109 К-4 W.Nr.332519 |
|
Мне стало интересно проследить судьбу этих летчиков по материалам ЦАМО. И если
по пятерым пока информации не обнаружилось, то вот судьба шестого оказалась
весьма интересной. Итак по документам ЦАМО старший сержант Горбачев Олег
Михайлович (1923 г.рождения) из состава 3-го истребительного авиакорпуса 291 ИАП
265 ИАД пропал без вести 17 апреля 1943 года. Благодаря таганрогскому
исследователю Александру Заблотскому мне удалось установить и обстоятельства его
пленения. Чтобы описать их обильно процитирую его еще неопубликованную статью
"17 апреля 1943 г. - "черный день" 3-го ИАК".
Итак, 17 апреля 1943 года истребители Як-1 291-го ИАП вылетели с аэродрома
Россошь в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут лежал через Тихорецк на аэродром
Старонижнестеблиевская Краснодарского аэродромного узла. Однако на маршруте
лидировавший эскадрилью Егорова штурман Пе-2 старший лейтенант Каримов, не
смотря на вполне сносные по воспоминаниям ветеранов корпуса метеоусловия,
потерял ориентировку и привел свою группу во второй половине дня 17 апреля,
вместо Ростова в ещё занятый немцами Таганрог.
Вероятнее всего наши самолеты вышли на немецкий аэродром "Таганрог-Вест",
нынешний "Таганрог-Центральный", расположенный на западной окраине города.
Летное поле второго аэродрома "Таганрог-Зюйд" (в настоящее время заводской
"Таганрог-Южный") располагалось у самого берега Таганрогского залива, и спутать
его с Ростовом просто невозможно. Напротив, "Таганрог-Вест" находился рядом с
широким Миусским лиманом, который, заходя на посадку с запада или северо-запада,
вполне можно принять за Дон. Отметим, что в этот период в Таганроге авиационные
части Люфтваффе постоянно не базировались. Ничего не подозревающая эскадрилья
встала в круг над вражеским аэродромом и истребители начали заходить на посадку:
Из приказа заместителя наркома обороны, маршала авиации А.А. Новикова № 0318 от
27 апреля 1943 года "О неудовлетворительном лидировании самолётами Пе-2 1-го БАК
истребителей 3-го ИАК": "Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь
из ЗА (зенитной артиллерии), 3 самолёта Як-1 во главе с командиром эскадрильи
291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3
самолёта Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие
упали. Остальные 4 самолёта с преступником-лидером вернулись на аэродром
Ростов".
По воспоминаниям бывшего лётчика "братского" 402-го ИАП Героя Советского Союза
С.П. Шпунякова сходу села тройка в составе Егорова, Единархова и ещё одного
летчика О.М. Горбачева. Самолеты на стоянку не заруливали, а заглушили двигатели
рядом со взлетной полосой, прямо у посадочного "Т". Видимо все произошедшее было
и для немцев не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только
следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим "Якам" кинулись немецкие
солдаты. В сложившейся ситуации помочь оказавшимся на вражеском аэродроме
комэска остальные пилоты его эскадрильи ничем не могли. Полный боекомплект
самолеты должны были получить только в Ростове.
Егоров, успевший уже выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в
завязавшейся перестрелке был убит. Единархов был убит, видимо сразу ещё в кабине
своего самолета, а его "ястребок" был подожжен атакующими и полностью сгорел.
Горбачев же попал в плен.
Мужество комэска и его заместителя произвело должное впечатление и на
противника. По приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский
участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров и Единархов были
похоронены на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях
воинских почестей.
О судьбе старшего сержанта Горбачева до сегодняшнего дня ничего не было
известно, хотя уже тогда в полку ходили упорные слухи, что он завербовался в РОА
(хотя по всем документам он и сейчас проходит как "пропавший без вести").
Используя немецкие данные теперь это можно с уверенность утверждать. Такая вот
непростая история мужества и предательства друзей - однополчан.
Возвращаясь к авиации РОА, можно отметить, что фактически формирование 1-го
полка ВВС РОА (комполка полковник Байдак) началось в феврале 1945 года в Эгер
(ныне Чеб) в Богемии и первые две эскадрильи были признаны боеготовыми в
середине апреля:
-
1-я истребительная эскадрилья имени полковника Казакова (Jagdstaffel 5 "Oberst
Kazakov"). Ею командовал майор ГСС Семен Бычков (служил в составе 482 иап,
звание ГСС получил 2.9.1943). На вооружении состояло 16 Bf.109G-10.
-
2-я бомбардировочная эскадрилья (Schlachtstaffel 8) под командованием
капитана ГСС Бронислава Антилевского. Однако из-за господства в воздухе
советской авиации было понятно, что дневные вылеты на устаревших машинах были бы
сущим самоубийством, поэтому вскоре (с 28 марта 1945 г) эскадрилью переименовали
в эскадрилью ночных бомбардировщиков (Nachtschlachtstqffel). На вооружении 12
Ju. 88.
Для многих будет шоком, что Герои Советского Союза служили во власовской армии.
Однако стоит заметить, что эти награды были не политические, а вручали их за
личное мужество, которое уважали по обе стороны фронта. Естественно, что
ведомство Геббельса на всю катушку использовало тот факт, что награжденные
высшими наградами СССР воюют в рядах "доблестной германской армии"!
Попутно заметим, что Бычков и Антилевский сразу после того, как появились
достовернее сведения о их переходе в стан врага были лишены этих наград .
Кроме того, командование Люфтваффе передало необходимое количество самолетов для
формирования еще нескольких подразделений ВВС РОА:
-
разведывательная эскадрилья (Aufklarungsstaffel), командир - капитан Артемов.
На вооружении предполагалось иметь три "Физлер" Fi.156 и один фоторазведчик
"Мессершмитт" Me.262 (!);
-
транспортная эскадрилья (Transportstaffel), командир майор Тарновский. На
вооружении два "Юнкерс" Ju. 52;
-
учебно-тренировочная эскадрилья (Ausbildungsstaffel) под командованием того же
Тарновского. На вооружении два Bf.109, два Ju. 88, два Fi. 156, два По-2 и по
одному He. 111 и Do. 17.
Однако близкое окончание войны помешало активному применению этой техники на
фронте. Автору известен только один случай, когда самолеты 2-й эскадрильи ночных
бомбардировщиков поддерживали наступление 1-й дивизии РОА против советской
переправы в районе Эрленхоф 13 апреля 1945 года.
Конец короткой истории ВВС РОА был трагическим. По соглашениям, заключенным на
Ялтинской конференции в феврале 1945 года союзники передавали всех граждан СССР
на родину. И когда отряды РОА пробивались в союзные зоны оккупации власти
передавали их советским властям, а потом они попадали в НКВД.
В последние дни апреля 1945 года капитан Антилевский подготовил один самолет для
того, чтобы перевезти Власова в одну из нейтральных стран в Испанию или
Португалию. Тут предполагалось провести переговоры с союзниками на высоком
дипломатическом уровне. Однако Власов отказался от этого плана и попал в плен
советским властям 12 мая 1945 года около Шлиссельбурга. Мальцев был захвачен
американцами, но вскоре был передан Москве. После двух неудачных попыток
самоубийства в лагере для интернированных лиц в Париже он был отправлен в
столицу в мае 1946 года.
Двенадцать лидеров РОА (включая Власова и Мальцева) были повешены в Москве 1
августа 1946 года по приговору военного суда.
В заключении хотелось бы упомянуть и тех летчиках, которые добровольцами служили
в Люфтваффе и были разбросаны по различным частям. В их числе было, например,
несколько летчиков украинского происхождения. Это были, как правило, либо
эмигранты первой волны, либо перешедшие к немцам пилоты Войска Польского.
Согласитесь, фамилии Сишко, Киевский, Пьянчук, Олийнык говорят сами за себя.
Автору известен также один советский летчик, который воевал в составе
истребительной эскадры JG. 27 - это Константин Бензин, родом из Минска. Он
погиб, летая на Bf.109, 11 декабря 1943 года в Голландии и по иронии судьбы был
похоронен в Нийтап с надписью "Неизвестный германский солдат".