Уголок неба ¦ Краснозвездные крылья Люфтваффе

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Краснозвездные крылья Люфтваффе
             
         n Михаил Жирохов  


 

Хотя тема русских добровольцев в Люфтваффе и авиации Русской Освободительной армии настолько многогранна, что заслуживает отдельного исследования, но упомянуть о ней просто нельзя.

В начале войны в плен к немцам попало большое количество летного персонала, которые содержались в специальных лагерях, подчиненных командованию Люфтвафе. Кроме того, не стоит забывать, что в ходе войны достаточно частыми были и случаи дезерстирства - так, по немецким данным в 1943 году перелетело 66 самолетов, а еще 20 - в первой половине 1944 года.

Наличие такого количества подготовленных летчиков и большого количества исправных самолетов не могло не привести к идее организации русского подразделения в составе Люфтваффе.

Первая такая попытка была предпринята летом 1942 года, когда майор Филатов сформировал так называемую Heeresgruppe Mine.

Однако первое по настоящему боеспособное подразделение было создано только в декабре 1943 года. Это был единственный штаффель (так называемый Ostfliegerstaffel (russisch)) в составе Ergdnzungs-Nachtschlachtgruppe Ostland Luftflotte 1. На вооружении состояло несколько трофейных По-2 и Ут-2, а также переданных из летных школ "Арадо" Ar. 66 и "Гота" Go. 145. В начале 1944 года бывшие советские летчики перебазировались в Диинабург (так в Германии называли Даугавпис), где были переподчинены непосредственно 3 Fliegerdivision. В марте 1944 года штаффель в очередной раз передали в состав 6-го Воздушного Флота и перебросили в Лиду (Белоруссия). Отсюда летчики до июля совершили против партизан около 500 боевых вылетов.

В 1944 - 45 годах под непосредственным руководством генерала Гейнриха Ашенбреннера, который занимал должность "Inspizient fur Auslandisches Personal der Luftwaffe Ost" были организованы так называемые ВВС РОА. Причем немцы придавали этому исключительно пропагандистское значение, в то время как генерал Власов хотел видеть под своим командованием реальную боевую силу. Командовать ВВС стал генерал - майор Виктор Мальцев, бывший командующий ВВС СибВО, начальником штаба полковник Ванюшкин, командующий ВВС 20-й армии.

Однако немцы не спешили формировать полноценные подразделения вместо это распределили подготовленных летчиков по различным перегоночным подразделениям. Больше всего - примерно 20-25 человек летчиков РОА оказалось в 3./Sud FluG 1, которая занималась перегонкой истребителей "Мессершмитт" с заводских аэродромов на фронт. При этом уровень подготовки летчиков оставлял желать лучшего и с апреля 1944 года по апрель 1945 года в авариях были потеряны 24 самолета и 31 летчик погиб (еще 11 получили ранения разной степени тяжести). Среди них было и шесть русских:


Дата гибели ФИО На чем погиб Обстоятельства
18.08.44 Лейтенант Илья Севкин Bf.109G-14 W.Nr.780698 Столкнулся с ведомым при заходе на посадку в Дармштдте
18.08.44 Лейтенант Александр Яковлев Bf.109G-14 W.Nr.780807 Столкнулся с ведущим при заходе на посадку в Дармштдте
03.09.44 Лейтенант Алексей Чассовников Bf.109G-14 W.Nr.782159 Упал в районе Арбер
11.09.44 Лейтенант Кирилл Карелин Bf.109G-14 W.Nr.780807 Погиб в катастрофе в районе Паньофо (Венгрия)
20.11.44 Гауптман Петр Морозов Bf.109G-14/AS W.Nr.785730 Погиб в районе Ольмуца
06.01.45 Олег Горбачев Bf.109 К-4 W.Nr.332519

Мне стало интересно проследить судьбу этих летчиков по материалам ЦАМО. И если по пятерым пока информации не обнаружилось, то вот судьба шестого оказалась весьма интересной. Итак по документам ЦАМО старший сержант Горбачев Олег Михайлович (1923 г.рождения) из состава 3-го истребительного авиакорпуса 291 ИАП 265 ИАД пропал без вести 17 апреля 1943 года. Благодаря таганрогскому исследователю Александру Заблотскому мне удалось установить и обстоятельства его пленения. Чтобы описать их обильно процитирую его еще неопубликованную статью "17 апреля 1943 г. - "черный день" 3-го ИАК".

Итак, 17 апреля 1943 года истребители Як-1 291-го ИАП вылетели с аэродрома Россошь в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут лежал через Тихорецк на аэродром Старонижнестеблиевская Краснодарского аэродромного узла. Однако на маршруте лидировавший эскадрилью Егорова штурман Пе-2 старший лейтенант Каримов, не смотря на вполне сносные по воспоминаниям ветеранов корпуса метеоусловия, потерял ориентировку и привел свою группу во второй половине дня 17 апреля, вместо Ростова в ещё занятый немцами Таганрог.

Вероятнее всего наши самолеты вышли на немецкий аэродром "Таганрог-Вест", нынешний "Таганрог-Центральный", расположенный на западной окраине города. Летное поле второго аэродрома "Таганрог-Зюйд" (в настоящее время заводской "Таганрог-Южный") располагалось у самого берега Таганрогского залива, и спутать его с Ростовом просто невозможно. Напротив, "Таганрог-Вест" находился рядом с широким Миусским лиманом, который, заходя на посадку с запада или северо-запада, вполне можно принять за Дон. Отметим, что в этот период в Таганроге авиационные части Люфтваффе постоянно не базировались. Ничего не подозревающая эскадрилья встала в круг над вражеским аэродромом и истребители начали заходить на посадку:

Из приказа заместителя наркома обороны, маршала авиации А.А. Новикова № 0318 от 27 апреля 1943 года "О неудовлетворительном лидировании самолётами Пе-2 1-го БАК истребителей 3-го ИАК": "Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА (зенитной артиллерии), 3 самолёта Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолёта Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие упали. Остальные 4 самолёта с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростов".

По воспоминаниям бывшего лётчика "братского" 402-го ИАП Героя Советского Союза С.П. Шпунякова сходу села тройка в составе Егорова, Единархова и ещё одного летчика О.М. Горбачева. Самолеты на стоянку не заруливали, а заглушили двигатели рядом со взлетной полосой, прямо у посадочного "Т". Видимо все произошедшее было и для немцев не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим "Якам" кинулись немецкие солдаты. В сложившейся ситуации помочь оказавшимся на вражеском аэродроме комэска остальные пилоты его эскадрильи ничем не могли. Полный боекомплект самолеты должны были получить только в Ростове.

Егоров, успевший уже выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в завязавшейся перестрелке был убит. Единархов был убит, видимо сразу ещё в кабине своего самолета, а его "ястребок" был подожжен атакующими и полностью сгорел. Горбачев же попал в плен.

Мужество комэска и его заместителя произвело должное впечатление и на противника. По приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров и Единархов были похоронены на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях воинских почестей.

О судьбе старшего сержанта Горбачева до сегодняшнего дня ничего не было известно, хотя уже тогда в полку ходили упорные слухи, что он завербовался в РОА (хотя по всем документам он и сейчас проходит как "пропавший без вести"). Используя немецкие данные теперь это можно с уверенность утверждать. Такая вот непростая история мужества и предательства друзей - однополчан.

Возвращаясь к авиации РОА, можно отметить, что фактически формирование 1-го полка ВВС РОА (комполка полковник Байдак) началось в феврале 1945 года в Эгер (ныне Чеб) в Богемии и первые две эскадрильи были признаны боеготовыми в середине апреля:

  • 1-я истребительная эскадрилья имени полковника Казакова (Jagdstaffel 5 "Oberst Kazakov"). Ею командовал майор ГСС Семен Бычков (служил в составе 482 иап, звание ГСС получил 2.9.1943). На вооружении состояло 16 Bf.109G-10.

  • 2-я бомбардировочная эскадрилья (Schlachtstaffel 8) под командованием капитана ГСС Бронислава Антилевского. Однако из-за господства в воздухе советской авиации было понятно, что дневные вылеты на устаревших машинах были бы сущим самоубийством, поэтому вскоре (с 28 марта 1945 г) эскадрилью переименовали в эскадрилью ночных бомбардировщиков (Nachtschlachtstqffel). На вооружении 12 Ju. 88.

Для многих будет шоком, что Герои Советского Союза служили во власовской армии. Однако стоит заметить, что эти награды были не политические, а вручали их за личное мужество, которое уважали по обе стороны фронта. Естественно, что ведомство Геббельса на всю катушку использовало тот факт, что награжденные высшими наградами СССР воюют в рядах "доблестной германской армии"!

Попутно заметим, что Бычков и Антилевский сразу после того, как появились достовернее сведения о их переходе в стан врага были лишены этих наград .

Кроме того, командование Люфтваффе передало необходимое количество самолетов для формирования еще нескольких подразделений ВВС РОА:

  • разведывательная эскадрилья (Aufklarungsstaffel), командир - капитан Артемов. На вооружении предполагалось иметь три "Физлер" Fi.156 и один фоторазведчик "Мессершмитт" Me.262 (!);

  • транспортная эскадрилья (Transportstaffel), командир майор Тарновский. На вооружении два "Юнкерс" Ju. 52;

  • учебно-тренировочная эскадрилья (Ausbildungsstaffel) под командованием того же Тарновского. На вооружении два Bf.109, два Ju. 88, два Fi. 156, два По-2 и по одному He. 111 и Do. 17.

Однако близкое окончание войны помешало активному применению этой техники на фронте. Автору известен только один случай, когда самолеты 2-й эскадрильи ночных бомбардировщиков поддерживали наступление 1-й дивизии РОА против советской переправы в районе Эрленхоф 13 апреля 1945 года.

Конец короткой истории ВВС РОА был трагическим. По соглашениям, заключенным на Ялтинской конференции в феврале 1945 года союзники передавали всех граждан СССР на родину. И когда отряды РОА пробивались в союзные зоны оккупации власти передавали их советским властям, а потом они попадали в НКВД.

В последние дни апреля 1945 года капитан Антилевский подготовил один самолет для того, чтобы перевезти Власова в одну из нейтральных стран в Испанию или Португалию. Тут предполагалось провести переговоры с союзниками на высоком дипломатическом уровне. Однако Власов отказался от этого плана и попал в плен советским властям 12 мая 1945 года около Шлиссельбурга. Мальцев был захвачен американцами, но вскоре был передан Москве. После двух неудачных попыток самоубийства в лагере для интернированных лиц в Париже он был отправлен в столицу в мае 1946 года.

Двенадцать лидеров РОА (включая Власова и Мальцева) были повешены в Москве 1 августа 1946 года по приговору военного суда.

В заключении хотелось бы упомянуть и тех летчиках, которые добровольцами служили в Люфтваффе и были разбросаны по различным частям. В их числе было, например, несколько летчиков украинского происхождения. Это были, как правило, либо эмигранты первой волны, либо перешедшие к немцам пилоты Войска Польского. Согласитесь, фамилии Сишко, Киевский, Пьянчук, Олийнык говорят сами за себя.

Автору известен также один советский летчик, который воевал в составе истребительной эскадры JG. 27 - это Константин Бензин, родом из Минска. Он погиб, летая на Bf.109, 11 декабря 1943 года в Голландии и по иронии судьбы был похоронен в Нийтап с надписью "Неизвестный германский солдат".


 


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100