Не секрет, что основных успехов морская авиация СССР добилась за последние полтора года Великой Отечественной войны. До 1944 г, результаты ударов по
морским цепям трудно назвать эффективными. Причем ссылки на то, что по ним флотская авиация не работала, т. к. была загружена боевой работой на суше, мягко говоря, выглядят некорректными. Так,
ВВС КБФ выполнили за первое военное полугодие, а фактически за 3,5 месяца (в ноябре-декабре 1941 г. боевые действия над морем не велись] 4802 самолето-вылета для ударов по морским целям или
военно-морским базам. Сброшено было 321.8 т авиабомб, выпущено 150 реактивных снарядов. Результат оказался весьма скромным - потоплены 100-тонный небольшой тральщик и 18-тонный десантный бот,
несколько кораблей и судов выведены из строя.
На этом фоне поражают своей эффективностью операции ВВС Черноморского флота против судоходства противника в дельте Дуная. Фактически за первые два военных месяца более 30 кораблей и судов было
уничтожено и еще около 30 выведено из строя (см. таб). Непонятно одно - почему до сих пор об этом выдающемся успехе не писалось. Ведь результаты этих налетов были установлены и подтверждены
еще в конце войны, после того, как румыны передали Советскому Союзу свои морские архивы того периода, и в конце 1944-начале 1945 гг. специальная группа Главного штаба ВМФ СССР обработала их.
Мало того, эти успехи были засекречены и в открытую печать не попадали до самого развала Союза. Почему? Может потому, что это как-то не вписывалось в общую концепцию описания начала войны, т.
е. "внезапного и вероломного нападения», "устаревшей техники", «общей неподготовленности» и т. п.? Стоит обратить внимание на то, что успешные вспомогательные операции на Нижнем Дунае
диссонировали на фоне основных действий авиации ЧФ по блокаде военно-морской базы Констанца, которые особыми успехами не отличались и сопровождались существенными потерями. В рассматриваемом
районе авиация ЧФ задействовала весьма незначительные силы. На начало войны в Измаиле базировалась 96-я отдельная авиаэскадрилья к-на А. И. Коробицина, располагавшая 6 И-153 и В И-15 (в целом
ряде советских источников ошибочно говорится о 15 И-16). Эскадрилья находилась в оперативном подчинении командозания Дунайской военной флотилии. После начала войны командование ЧФ выделило для
действий в этом районе еще 70-ю и 78-ю отдельные АЭ из состава 63-й авиабригады. Они имели на вооружении самолеты СБ и ДБ-3 и базировались на аэродромах Одессы и Николаева. С начала июля
первая полученная флотом эскадрилья новых Пе-2. возглавляемая к-ном Цурцумия, также весьма удачно использовалась на Дунае.
Немецко-румынское командование, надежно прикрыв средствами ПВО Констанцу, Бухарест и нефтедобывающий район Плоешти, возможно, посчитало устье Дуная второстепенным районом, а может быть,
противнику просто не хватало сил для успешных действий против советской авиации а этом районе.
На этом участке румыны могли противопоставить 27 истребителей Не-112 из состава 51-й и 52-й эскадрилий, которые базировались в Галаце, Однако они использовали эти неплохие
пушечные истребители по принципу -Фигаро - здесь, Фигаро - там»: и для целей ПВО, и для сопровождения бомбардировщиков, и для свободной охоты, а в конце концов вообще перебросили их на
одесское направление.
Первый день Великой Отечественной войны трудно назвать успешным для румынской авиации. Внезапности достигнуть не удалось практически нигде, а советские летчики нанесли агрессору ощутимый урон.
Так, командир 4-го ИАП м-р Орлов сбил над Гросулоаым разведывательный Blenheim Mk. I из состава 3-й эскадрильи. Во время налета на аэродром Белград л-т А. И, Мокляк на И-16 таранил и уничтожил
двухмоторный бомбардировщик SM.79B. При налете на Измаил были сбиты 4 самолета: 3 - на счету летчиков 96-й ОАЭ, еще один - 463-й зенитной батареи ст. л-та Г М. Охоты. Общие безвозвратные
потери румынских ВВС 22 июня составили 11 машин: 4 Blenheim Mk. I. no 2 - SM.79B и IAR37. по одному Potez 633В-2, IAR39 и PZL-37-Los». И это не считая тех самолетов, которые сели на
вынужденную на своей территории или вернулись с серьезными повреждениями и надолго вышли из строя.
Выполняя приказ командования, уже 25 июня 9 СБ из 78-й ОАЭ м-ра Бадербен-кова взлетели с николаевского аэродрома и в 04.48 неожиданно для противника сбросили на Галац 70 ФАБ-100. Одной из бомб
в речном порту была потоплена баржа. Румыны были застигнуты врасплох, и советская группа без потерь вернулась на свой аэродром. Ответный ход румын больше напоминал жест отчаяния.
На следующий день 6 тихоходных гидросамолетов SM.55S в охранении такого же количества истребителей IAR80 пытались бомбить десант, который захватил плацдарм в районе Килии.
Каждый самолет нес по 50 17-кг бомб. О каких-либо потерях обе стороны ничего не сообщают.
Использование в боях над Дунаем Не-112 также не увенчалось успехом. 28 июня л-т М. С. Максимов из 96-й ОАЭ на И-153, отражая налет на Килию и Иэма-ил, сбил сразу два "Хенкеля». Один из пилотов
погиб, другой был ранен, но выпрыгнул с парашютом уже над своей территорией. 2 июля в Бою с истребителями над Тулчей один из Не-112 получил пробоину топливного бака и совершил вынужденную
посадку на советской территории. Его пилот попал в плен, где позже погиб. Практически целый истребитель был отправлен в тыл, отремонтирован и испытан.
С 30 июня начались минные постановки. 4ДБ-3 из 2-го МТАП ночью выставили минную банку в Тулчинском рукаве Дуная. Для противника сложилась неприятная ситуация - ночью
плавсредства не могли пройти вниз по Дунаю из-за минной опасности, днем же, отстаиваясь у пристаней, становились жертвами атак советских самолетов. Важная транспортная коммуникация оказалась
перерезанной. Все попытки как-то исправить положение (оборудовать плавбатареи МЗА, использовать аэростаты заграждения а наиболее уязвимых точках и т, п.) остались на уровне проектов.
13 июля еще одна попытка румын применить гидросамолеты в качестве бомбардировщиков закончилась ничем. Один Cant501Zn3 101-й эскадрильи при атаке 3 советских мониторов, бронекатера и 2 речных
катерных тральщиков был подбит зенитным огнем и сел на вынужденную в районе Сулины, причем не на воду, а на сушу. О его дальнейшей судьбе ничего не говорится, что не удивительно - эти летающие
лодки были мало приспособлены для посадок на землю.
Авиация ЧФ действовала днем (СБ, ДБ-3, Пе-2) и ночью (МБР-2) группами от 3 до 9 машин. Максимальное количество самолетов, участвовавших в одном налете, составило 29.
В тактике особых изысков не наблюдалось, как правило, выполнялось бомбометание с пологого пикирования со средних высот. По сравнению с налетами на Констанцу или Плоешти, потери были
минимальные, и в основном, от зенитного огня или по небоевым причинам. До конца июня потерь вообще не отмечено, з 8. 10. 15, 21 июля и 10 августа было сбито по одному СБ, причем однажды
-отличились» свои же истребители. 13 августа авиация флота потеряла Пе-2. И только а конце месяца, когда обозленный противник сосредоточил большое количество зенитной артиллерии, а немцы
помогли истребителями, потери резко возросли. 24 августа на базу не вернулись 3 СБ, а 27 - еще 6 самолетов, после чего командование приняло решение прекратить систематические действия против
судоходства в дельте Дуная. К тому же осложнилась ситуация под Одессой, и все наличные машины пришлось использовать против наступающих румынских частей.
Действия ВВС ЧФ на Нижнем Дунае еще раз показали, что для нанесения максимального ущерба противнику не столь важно сосредоточить превосходящие силы, сколько нащупать в его обороне уязвимое
место.
Уголок неба. 2004
|