С оккупацией Эстонии советскими войсками в 1940 году ВВС этой страны
разделили судьбу других балтийских государств. На части эстонских машин,
включенных в авиаэскадрилью 22-го Корпуса, появились красные звезды.
С началом ВОВ часть самолетов, а это в основном Авро "Энсон" и
Хеншели-126, были эвакуированы в Россию, а большая часть летчиков и
техников ушла в леса - ожидать прихода немецкой армии для того, чтобы
начать свою войну с большевизмом.
Первым по своей инициативе занялся созданием эстонского авиационного
подразделения в составе Люфтваффе эстонец немецкого происхождения
Герхард Бушманн, который до войны был инструктором в национальном
авиаклубе.
Так называемая 'Sonderstaffel Buschmann' была
организована 12 февраля 1942 года в Улемисте. Причем степень подчинения
была весьма своеобразной: подразделение было частью Кригсмарине, но
оперативно подчинялось командованию 1-го Воздушного флота Люфтваффе, а
довольствие личный состав получал из фондов СС (как "специальное
полицейское подразделение")!!! Часть получила код
SB+_ и первые вылеты совершило на патрулирование Финского залива.
Стоит сказать, что на вооружении состояли весьма пестрые машины:
-
четыре легких самолета эстонского происхождение РТО-4
(SB+AA, +AB, +AC, +AD);
-
Майлз "Магистр" (SB+AF);
-
RWD-8 (SB+AJ);
-
DH-89A (ранее принадлежал латышской
авиакомпании, SB+AН);
-
четыре SV-5 (из партии из 10 машин,
построенных в Латвии до войны по бельгийской лицензии);
Все носили форму старой эстонской армии или гражданскую одежду с
эстонскими нашивками, а обозначение самолетов никак не отличалось от
принятых в Люфтваффе (единственно, что было позволено, так как это
раскрасить коки в цвета эстонского флага).
Летом 1942 года эстонским добровольцам было передано несколько
Хейнкелей Не-60 и Арадо Ар-95.
В июле 1942 года подразделение стало 15./ AGr 127.
Потом было еще несколько перетрубаций, но в принципе организация была
стандартной для Люфтваффе. 18 октября 1943 года из двух штаффелей
организовали новое подразделение - NSGr 11.
Для ночной работы в 1944 году были переданы двадцать Фоккер
CVe, ранее состоявших на вооружении ВВС Дании.
В этот момент подразделение действовало в районе Курляндии.
После советской оккупации эстонские летчики в массовом порядке стали
перелетать в нейтральную Швецию (тут они получали статус политических
беженцев, так как Швеция формально так и не признала вхождение
прибалтийских государств в состав СССР): 22.09 - три Арадо, 1.10 -два
Фоккера и один Не-50. В конце концов подразделение было расформировано 4
октября 1944 года в виду отсутствия персонала и матчасти.
Немало эстонцев воевало в составе ВВС РККА. Так, Эндель Пусеп в конце 30-х
гг служил в Полярной авиации, а с началом войны летал в различных
подразделениях дальней авиации. Участвовал в знаменитом налете 1941 года
на Берлин. 19 мая и 13 июня 1942 года именно его экипаж отвозил Молотова
в США на переговоры. Был награжден званием ГСС 20 июня 1942 года. В
октябре 1942 года стал командиром 890 АП АДД. После войны занимал
должности в кабинете министров Эстонской ССР.
99 ББАП с января 1943 года командовал другой эстонец - Александр Якобсон,
а командиром 159-го иап с марта 1945 года был Карл Керро.
Из других известных летчиков стоит отметить командира 215 ШАП Леонида
Рейно, 6 ШАП Эдуарда Вийка.
Были попытки создания и чисто эстонского подразделения, коим стала
87 онбаэ, которая подчинялась командованию 13 ВА и самолеты которой были
куплены на деньги советских эстонцев. Но столько эстонских летчиков и
летнабов не нашли и подразделение было по большей части укомплектовано
русскими. Интересно, что осень 1944 года эскадрилья сражалась в районе
Йохви и Куремае - там где действовало NSGr 11.