По настоящему массово Ла-5ФН начали использовать на Курской дуге, где столкнулись в воздухе
две новинки, приготовленные противниками к летним боям 1943 г. - Ла-5ФН и FW 190A. Появление во
фронтовых истребительных авиаполках самолетов Ла-5ФН стало крайне неприятным сюрпризом для
пилотов 4-го и 6-го воздушных флотов люфтваффе. Оба Luftflotte обеспечивали авиационную
поддержку наземных войск в ходе проведения вермахтом операции "Цитадель".
Строго говоря, Ла-5 и FW-190A не раз уже сходились в жарких поединках в небе России, однако под
Курском на них была сделана ставка - истребителям с двигателями воздушного охлаждения предстояло завоевывать господство в воздухе. Бои показали, что, несмотря на все свои многочисленные
достоинства, "фоккер" в качестве истребителя воздушного боя уступает "Лавочкину". Советские
летчики всегда отмечали, что с "мессерами" бои вести труднее, нежели с FW 190. Осознали это и сами
немцы. На Восточном фронте вплоть до 9 мая 1945 г. основным истребителем ягдгешвадеров оставался Bf 109.
Перевооружение полков, которым предстояло воевать под Курском, началось весной. В части
приходила не только новая техника, но и молодое пополнение, причем не только "желторотики", по и
опытные пилоты-инструкторы из авиационных школ. В числе последних были И.Н.Кожедуб и
К.А.Евстигнеев. Тем не менее даже у инструкторов налет на Ла-5, по меркам Люфтваффе, Ройал Эйр
Форс или ВВС США был просто смешным. Так Евстигнеев к началу боевых действий налетал на
"Лавочкине" 19 часов 29 минут! Переучивание пополнения на новую материальную часть 240-й полк
проходил в Иваново на одном аэродроме с летчиками "Нормандии". Французы учились летать на Яках,
но как раз тогда командир "Нормандии" Луи Дельфино совершил один полет на "Лавочкине", после
чего пришел в неописуемый восторг и просил дать французам Ла-5, а не Як-1. Сержанты-инструкторы
пришли в 240-й полк осенью 1942 г., но боевое крещение получили только в марте 1942 г., а
"университеты" войны проходили уже над Курской дугой.
На Курской дуге, в числе прочих, на Ла-5 воевали 3-й ГИАП, 88-й ГИАП, 31-й ИАП, 131-й ИАП (40-й
ГИАП), 239-й ИАП, 254-й ИАП, 272-й ИАП.
На первом этапе Курской битвы Люфтваффе удалось завоевать господство в воздухе. Чтобы
изменить ситуацию командование ВВС Красной Армии в спешном порядке перебросило на Курский
выступ дополнительные авиационные соединения, в числе которых была 201-я И АД, полки которой
летали на Ла-5. Летчики дивизии отличились в боях, и 25 августа 1943 г. 210-я ИАД была преобразована в 10-ю гвардейскую (13 ИАП, входивший в состав дивизии, стал 111-м гвардейским
истребительным авиаполком). В ходе Курского сражения произошел ставший легендарным воздушный
бой А.Горовца с группой "лаптежников" - девять сбитых самолетов в одном бою! Правда, официально
эти победы не подтверждены, а вот падения шести фашистских самолетов (два Ju-87, два Ju-88 и два
FW 190), сбитых на Ла-5 старшим лейтенантом И.Г.Скляровым из 177 ГИАП 14 декабря над Днепром в
районе Знаменки, зафиксировали наземные войска. Летавшие на Ла-5ФН летчики северо-восточнее
Курска 5 июля сбили пару FW 190, которые пилотировали не последние в Рейхе пилоты - командир
I/JG-54 майор Рейхард Зейлеро (102 победы) и лейтенант Уго Хюнерфельд (28 побед).
Сорок истребителей Ла-5ФН из 32-го ГИАП провели в июле-августе 1943 г. 25 воздушных боев и
сбили в них 33 самолета противника, в том числе 21 FW-190A и три Bf 109G.
Войсковые испытания Ла-5ФН проходил на Брянском фронте в июле-августе 1943 г.; на 14
истребителях летчики сбили в 25 воздушных боях 33 фашистских самолета (21 FW 190, 3 Bf 109G, 5 Ju
88, 1 Ju 87, 3 He 111), собственные потери составили четыре "Лавочкина".
Лучший ас союзников майор Иван Кожедуб под Курском одержал на Ла-5ФН свою первую победу. В
период боев за днепровские переправы Кожедуб за десять дней сбил одиннадцать немецких
самолетов. Еще более впечатляющих результатов он добился в 1944 г. над Румынией - восемь сбитых
за одну неделю. Кожедуб совершил не менее 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и сбил
62 самолета противника. Он трижды удостоен звания "Герой Советского Союза"; первый раз, будучи
командиром эскадрильи в звании старший лейтенант, 4 февраля 1944 г. за 20 сбитых самолетов
противника. Тогда Кожедуб служил в 240-м истребительном авиационном полку 5-й воздушной армии.
Вторую звезду он получил Указом от 19 августа 1944 г. за 34 одержанных в воздушных боях победы,
Кожедуб тогда был капитаном и служил в 176-м ГИАП 16-й воздушной армии. Третий раз звания Герой
Советского Союза Кожедуб был удостоен 18 августа 1945 г. будучи майором, заместителем командира
176-го ГИАП. Кроме Кожедуба, только один летчик трижды получал Золотую Звезду - Александр
Покрышкин. Покрышкин большинство побед одержал на полученном по ленд-лизу американском
истребителе Р-39 "Эйркобра". После окончания войны Кожедуб остался служить в ВВС, в 1961 г. он
стал заместителем командующего ВВС Московского военного округа, в 1985 г. в возрасте 65 лет
Кожедуб получил звание маршала авиации.
На Балтике на Ла-5 воевал 4-й ГИАП ВВС Балтийского флота. Надо сказать, воевал очень успешно.
На счету гвардейцев многие сбитые асы. 22 июля 1943 г. пара охотников-балтийцев подстерегла
ознакомительную вывозку трех звеньев IV/JG-54, в результате атаки было сбито два "фокке-вульфа" -
один пилотировал командир IV группы гауптман Эрих Рудорфер, второй - его ведомый фельдфебель
Рудольф Тереке'(27 побед). Рудорферу удалось выпрыгнуть с парашютом и вернуться к своим, Тереке
погиб. Рудорфера балтийцы сбили первый, но не последний раз: 19 июля его "фоккер" и самолет ведомого настигли снаряды Ла-5ФН из 3-го ГИАП. Рудорфер смог дотянуть на поврежденном истребителе
до финского берега, после чего выпрыгнул с парашютом, а вот лейтенант Гельмут Гроллмус (75 побед)
погиб. Командиру I группы "Зеленого сердца" повезло меньше - майора Хорста Адамейта, имевшего на
своем счету 166 побед, сбили один раз и навсегда! Вероятно, это была работа замкомандира 4-го ГИАП
капитана Татаренко. Адамейт попал в плен 7 августа, а 2 августа известный балтийский ас капитан
Г.Костылев из 4-го ГИАП поджег над морем еще один FW 190 с зеленым сердцем на фюзеляже. Летчик
"фоккера" выпрыгнул с парашютом и был подобран советским торпедным катером. Оказалось, что
Г.Костылев сбил лейтенанта Гербера Броэндле (58 побед). Сам Костылев совершил за войну 400
боевых вылетов, провел 89 воздушных боев и сбил 20 самолетов лично и 34 - в группе. Летал на ЛаГГ-
3, "Харрикейне", МиГ-3, Як-1, войну закончил на Ла-5ФН.
В 1943 г. силами четырех авиационных заводов было выпущено 5048 истребителей Ла-5Ф и Ла-5ФН;
91% от этого числа приходится на самолеты постройки нижегородского ГАЗ № 21. ГАЗ № 381 в
Ярославле построил 250 истребителей, еще 184 Ла-5Ф/ФН собрали на ГАЗ-99 в Улан-Удэ, наконец,
тбилисский ГАЗ № 31 выдал только пять самолетов.
Три авиационных завода в 1944 г. изготовили 3826 истребителей Ла-5ФН; ГАЗ № 21 - 3503, ГАЗ №
381 - 221, ГАЗ № 99 - 102. Выпуск Ла-5 с апреля 1944 г. постепенно снижался по мере роста
производства Ла-7. Ла-5ФН и Ла-7 строились параллельно до ноября 1944 г., когда промышленность
полностью перешла на производство Ла-7. Всего было построено 9920 истребителей Ла-5 всех
модификаций.
Карьера Ла-5ФН быстро завершилась с окончанием войны. Тому есть несколько причин. Первая и
главная - Ла-7 оказался и проще, и лучше, а реактивная авиация вынесла окончательный приговор
авиации поршневой. Впечатление производит скорость, с которой новый тип истребителя был освоен в
серийном производстве, не меньшее впечатление производит и сам темп выпуска Ла-5. Самолет
деревянной конструкции не предназначался для длительного использования, это была машина
тотальной войны, рассчитанная короткую боевую жизнь, а не на длительную эксплуатацию в условиях
мирного времени.
Уголок неба. 2004
|