Известно, что первые двадцать "Аэрокобр" прибыли в нашу страну в январе 1942 года. Однако вот
что удалось узнать у Арнольда Изяславовича Смолярова, бывшего в годы войны представителем
импортного управления ВВС Красной Армии.
В конце 1941-го Смоляров, в то время капитан, находился на аэродроме под Кинешмой, где 22-й
запасной авиационный истребительный полк под командованием полковника Шумова принимал
английские истребители "Харрикейн". Ящики с разобранными на части самолетами доставляли со
станции на аэродром, где 22 английских специалиста под руководством капитана Дайсона занимались сборкой машин.
В декабре 1941-го на аэродром привезли ящик, в котором оказался совершенно необычный самолет.
Это была разобранная "Аэрокобра". В ящике, как ни странно, не было никаких инструкций по
сборке и эксплуатации машины. Англичане, не имевшие дело с этим самолетом, отказались его
собирать и вернулись к привычным "Харрикейнам". Тогда за работу взялись наши инженеры и
авиамеханики, полагаясь в общем-то на собственные знания авиационной техники и природную
смекалку - фронту были нужны самолеты, шла борьба за восстановление каждой машины.
Собрали "кобру" довольно быстро и даже опробовали двигатель. Всех сильно удивило лишь полное
отсутствие стрелково-пушечного вооружения. Однако тогда этому никто не придал особого
значения. Главное - хотелось быстрее выпустить новый самолет в воздух. Однако ни английские
пилоты, ни наши летчики из истребительного полка не рискнули взлететь на необычной машине с
трехстоечным шасси и двигателем, размещенным за кабиной. Пришлось звонить в Москву.
Вскоре из НИИ ВВС прибыл летчик-испытатель капитан Голофастов. Опробовав мотор на земле,
он вырулил на взлетную полосу и начал разбег. Все нетерпеливо ждали отрыва от земли, и никто не
предполагал, что "кобра" без пушки и пулеметов имеет предельно заднюю центровку. Даже со
стандартным вооружением (особенно после израсходования боекомплекта) машина порой
срывалась в штопор. Об этом узнали позднее, а пока Голофастов аккуратно оторвал самолет от
земли и начал постепенно набирать высоту. И вдруг на развороте случилась беда - неожиданно
сдал двигатель. Ситуация оказалась критической. Однако опытный летчик-испытатель сумел
посадить самолет на небольшую заснеженную поляну в лесу в полутора километрах от аэродрома.
К счастью, пилот и машина не пострадали. Но история беспаспортной
"кобры" на этом не закончилась. Выяснилось, что по договору союзники должны были на каждую партию истребителей Р-39
давать полный комплект запчастей. Ящик со старой, уже списанной
"Аэрокоброй", разобранной на
запчасти, и следовательно, без вооружения и документации, каким-то образом обогнал основную
партию самолетов и пришел к нам первым. Ни техники, ни летчик не предполагали, что перед ними
не боевой самолет, а просто комплект запчастей. Для них главным было быстрее восстановить
машину и дать ее фронту. То, что они смогли сделать в данной ситуации, лишний раз говорит об их
высоком мастерстве и энтузиазме.
Как сложилась судьба Смолярова? Он прошел всю войну, стал кавалером ордена Почетного легиона. Ныне ветеран трудится в авиационной промышленности.
Уголок неба. 2004
|