Осенью 1941 г. «Томагауки» появились на новом театре
военных действий - советско-германском фронте. В сентябре из США была
отгружена партия из 20 истребителей Р-40 и одного Р-40G. Это еще не было
ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября;
самолеты были куплены в Америке за золото. Параллельно из Англии с
первыми конвоями, шедшими в Архангельск, была отправлена партия «Томагауков»
II. Их собирали на площадке в 25 км южнее Архангельска с помощью
английских техников и американских летчиков-инструкторов, а затем
перегоняли в Вологду. Англичане выбирали для поставки в СССР ту технику,
которая им самим была не очень нужна. Поэтому весь 1941 г. из
Великобритании в Советский Союз поступали только «Томагауки» и «Харрикейны».
В 1942 г. «Томагауки» стали переплавлять и через Иран. Всего наша страна
получила 146 «Томагауков» II из Англии (еще 49 в счет английских
обязательств были отгружены прямо с американских заводов).
Первым освоил заокеанскую технику 126-й истребительный полк ПВО. Он
приступил к боевым операциям на «Томагауках» 12 октября 1941 г. Действуя
на Западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. За
месяц боев (до 15 ноября) наши летчики на американских истребителях
совершили 685 боевых вылетов и сбили 17 самолетов врага. Старший
лейтенант С. Г. Ридный, летавший на этой машине, получил звание Героя
Советского Союза.
Чуть позже, в ноябре под Ленинградом на самолетах «Томагаук» начал
воевать 154-й, а в декабре - 159-й полки. Оба они вошли в состав
Восточной оперативной группы, которая обеспечивала прикрытие
транспортных самолетов, доставлявших через Ладогу грузы в осажденный
Ленинград.
Немцы пытались разрушить «воздушный мост». В отражение ожесточенных
ударов немецкой авиации внесли свою лепту и «Томагауки». Например, 17
декабря 1941 г. П. А. Покрышев из 154-го полка (впоследствии дважды
Герой Советского Союза), защищая транспортные машины, вместе с пятью «Томагауками»
принял бой против девяти «мессершмиттов».
Наши летчики оценивали «Томагаук»» в целом выше, чем английский «Харрикейн»,
который действительно уступал американской машине по всем основным
показателям, кроме взлетно-посадочных. Однако все сходились на том, что
эта машина во многом хуже и новых советских, и немецких истребителей.
Недостаточная скорость, плохая скороподьемность рекомендовали ее не
лучшим образом. Горизонтальная маневренность была хуже, чем у всех
советских и немецких истребителей, но лучше, чем у «Харрикейна».
Отмечались, конечно, и положительные качества - удобная кабина с хорошим
обзором, фонарь хорошей прозрачности с устройством аварийного сброса,
неплохое вооружение (секундный залп «Томагаука» IIB почти вдвое превышал
таковой же у МиГ-3), приемнопередающая радиостанция.
Особенно выделялась значительная дальность полета - до 1100 км. Мотор «Аллисон»
при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей
экономичностью, и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло
эффективно использовать «Томагаук» как истребитель сопровождения.
Положительно оценивались также прочность и надежность планера самолета,
хорошая защита летчика (бронестекло на наших истребителях тогда
практически не применялось).
Немаловажным считалось и то, что самолет был вполне доступен летчику
средней квалификации, устойчив и «предупредителен» в полете. Известен
случай, когда в 1942 г. приемщик майор Н. И. Храмов в Архангельске за
несколько часов ознакомился с «Томагауком» и взлетел на нем, выполнив
комплекс фигур высшего пилотажа.
Заслуженно высоко оценивались прочность и живучесть машины.
Свидетельство тому - многочисленные удачные тараны, совершенные
советскими летчиками на «Томагауках» и «Киттихауках». Первым,
по-видимому, был А. В. Чирков из 154-го полка:
20 января 1942 г. он на «Томагауке» таранил немецкий самолет в районе
Погостья. А Герой Советского Союза А. С. Хлобыстов из 147-го полка
таранил трижды, причем два раза - в одном и том же бою! Более того, и
бил он одной и той же правой плоскостью! А произошло это так. Шестерка
истребителей встретилась с большой группой «юнкерсов» и «мессершмитгов»,
шедшей на Мурманск. Израсходовав в бою боеприпасы, Хлобыстов ударом
сзади разбил хвостовое оперение одного из немецких истребителей.
Продолжая управлять машиной, он второй раз пошел на таран, уже лобовой,
- и сломал крыло «мессершмитту». Отказавшись прыгнуть с парашютом, герой
благополучно дотянул до родного аэродрома. Это случилось 8 апреля 1942
г. В этом же бою еще один таран совершил капитан А. Поздняков. А в марте
1943 г. два «Киттихаука» из 768-го полка вступили в бой с двенадцатью «мессершмиттами».
Лейтенант Б. Николаев протаранил немца и спасся, прыгнув с парашютом.
Столь высокая прочность крыла была обусловлена прежде всего его
необычной конструкцией. В то время как практически на всех истребителях
того периода применялось одно - или двухлонжеронное крыло, на Р-40 оно
было пятилонжеронным. При этом две консоли стыковались между собой по
оси самолета болтами через уголковые профили (фланцевое соединение), а
затем уже собранное крыло крепилось к фюзеляжу. Правда, в эксплуатации
Р-40 из-за этого доставляли обслуживающему персоналу одни мучения. И
если для замены поврежденной консоли, например, на истребителе «мессершмитт»
ВП09 требовалось отвернуть лишь три стыковочных болта, и всю работу
могли проделать 1-2 человека, то на Р-40 надо было сначала отсоединить
от фюзеляжа все крыло (а это несколько десятков болтов), а затем уже
отстыковывать требуемую консоль.
С технической эксплуатацией «Томагауков» в Советском Союзе было немало
хлопот. Ломались электрогенераторы (шестерни и хвостовики), и их
заменяли на отечественные ГС-650. Отказывали моторы «Аллисон» -
плавились и заклинивали подшипники (предполагают, что именно это было
причиной гибели Б. Ф. Сафонова), перегревалось масло. Из-за дефектов
маслосистемы на борту случались пожары. В частях маслосистему часто
дорабатывали. «Аллисоны» нередко «стреляли шатунами», что приводило к
тяжелым авариям.
Поначалу не хватало боеприпасов: первые машины комплектовались
боезапасом всего на четыре-пять вылетов. Трудно было и с запчастями - в
основном их снимали с разбитых самолетов.
Особенно тяжело приходилось «Томагаукам» зимой - они были совершенно не
приспособлены к эксплуатации при низких температурах. От холода
разрывались соты маслорадиатора, лопались камеры колес, загустевала и
замерзала смесь «Локхид № 5» в гидросистеме. Боролись с этим по-разному.
Масло и гидросмесь на ночь сливали, врезав для этого в магистрали
сливные краны. Заменяли импортную смесь отечественными, которые лучше
переносили морозы. А механикам 154-го полка для пайки разорванных
радиаторов даже пришлось собирать у местных жителей серебряные ложки...
Из-за нехватки запасных двигателей много «Томагауков» весной 1942 г.
оказалось «на приколе». Поэтому в Ленинграде по инициативе подполковника
А. А. Матвеева (командира 154-го полка) и инженер-полковника А. Маликова
была предпринята переделка Р-40 под советский мотор М-105П. Некоторое
количество таких машин было изготовлено 1-й авиарембазой (они
использовались в 196-м полку под Ленинградом).
С весны 1942 г. «Томагауки» на нашем фронте стали вытесняться «Киттихауками».
«Томагауки» постепенно начали использовать для решения иных задач. Так,
их получил 964-й полк ПВО, располагавшийся восточнее Ленинграда. В этом
полку из одного «Томагаука» сделали учебную «спарку» с весьма тесной
второй кабиной. В системе ПВО эти самолеты служили до конца войны (даже
в 1945 г. здесь оставалось еще 27 «Томагауков»). В 12-й отдельной
корректировочной эскадрилье под Ленинградом с июня 1942 г. четыре «Томагаука»
применялись для корректировки артиллерийского огня при контрбатарейной
борьбе.
Уголок неба. 2004
|