Уголок неба ¦ Томагауки в ВВС РККА

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Томагауки в ВВС РККА
             
         n Сергей Сафонов  

 

Первым американским боевым самолетом, поступившим в СССР в годы Великой Отечественной войны, стал истребитель Р-40 "Томагаук" фирмы "Кертисс". Поставки его начались в сентябре 1941-го. Надо отметить, что 11 марта сенат и палата представителей США приняли закон о ленд-лизе, что в переводе означает сдавать в аренду или давать в займы. Новый закон предоставлял президенту право поставлять, в частности, военную технику в любую страну, если ее оборона жизненно важна для США. Несмотря на то, что СССР в ленд-лизовском списке не было, уже на третий день войны американское правительство заявило о готовности поддержать Советский Союз в борьбе с агрессором, но законодательно это утвердили лишь 7 ноября. Тем временем, первая американская военная техника уже поступала на советско-германские фронты, правда, из Англии. Первые "Томагауки" с двигателями "Аллисон" V-1710-C15, а их по зарубежным сведениям в 1941-м попало к нам 146 машин, доставили морским путем в Архангельск и почти сразу же включились в боевую работу. Один из них №АН975 передали в НИИ ВВС для летных испытаний и подготовки рекомендаций по эксплуатации и боевому применению советским летчикам. Как следует из отчета НИИ ВВС, это был "Томагаук" I. В то же время, из иностранных источников известно, что шестипулеметный вариант обозначался как Р-40С "Томагаук"II. Какой же тип истребителя попал к военным испытателям, остается догадываться. Вполне возможно, что это был промежуточный вариант между "В" и "С".

Особенностями силовой установки "американца" были воздушный винт изменяемого шага с электромеханическим приводом и устройство разжижения масла бензином для надежного запуска мотора в зимнее время. Изучение планера выявило большое количество штампованных деталей, что упрощало ее сборку. Многолонжеронное крыло с работающей обшивкой набиралось из профилей NACA 2209/2215 с относительной толщиной 9-15% и имело разъем по оси симметрии без центроплана. В крыле находились четыре пулемета "Кольт" калибра 7,62 мм с боезапасом по 500 патронов на ствол и непротектированные топливные баки. Последние не заполнялись нейтральным газом. И этот недостаток, впоследствии, оказал самое негативное влияние на живучесть машины в бою. Фюзеляж - полумонокок с дюралевой обшивкой. Летчик защищался только от пуль калибра 7,62 мм передней и задней бронеплитами толщиной 7 мм и 9-мм бронезаголовником. Из прозрачной 33-мм брони изготавливался лобовой козырек фонаря. Советские специалисты отмечали очень удобное управление фонарем, допускавшее его фиксацию в любом промежуточном положении, а также устройство аварийного сброса. Плексиглас фонаря обладал исключительной прозрачностью и не давал искажений. Уборка и выпуск шасси с костыльным колесом и посадочных щитков осуществлялись с помощью гидроприводов. В то же время шасси не позволяло без переделки эксплуатировать машину зимой без лыж, а укатывать снег на наших аэродромах не было возможности. Кроме крыльевых пулеметов, имелись два синхронных "Кольта" калибра 12,7 мм с боезапасом по 300 патронов на ствол и коллиматорный прицел с подсветом перекрестия и регулятором яркости. Освещалась и приборная доска. Кстати, стрельба из синхронных пулеметов ночью практически не ослепляла пилотов.

Ведущими по первому этапу испытаний "американца", проходивших в период с 24 сентября по 6 октября, в НИИ ВВС назначили инженера С.Г.Фролова и летчика А.Г.Кочеткова. 33 полета, из которых два по маршруту Архангельск – Вологда - Чкаловская продолжительностью 3 часа 20 мин., позволили сделать выводы о том, что "Томагаук" уступает серийным отечественным истребителям по максимальной скорости, скороподъемности и практическому потолку. Самолет имел слабую бронезащиту. Кстати, максимальная продолжительность полета на наивыгоднейшем режиме на высоте 500-1000 м доходила до 5 часов 18 минут. В то же время он имел лучшие взлетно-посадочные свойства, горизонтальную маневренность (меньшее время виража), дальность и продолжительность полета. Самолет оказался прост в пилотировании и был доступен летчикам ниже средней квалификации. В заключении НИИ ВВС рекомендовал использовать самолет для сопровождения и патрулирования. Простота пилотирования и маневренность в сочетании с мощным пулеметным вооружением позволяли с успехом применять самолет по пехоте противника и для подавления зенитной артиллерии. При этом хорошие взлетно-посадочные свойства допускали эксплуатацию истребителя с посадочных площадок ограниченных размеров. Спустя месяц летчик Кочетков опробовал машину в ночных полетах. Несмотря на незначительное ослепление пилота при стрельбе из крупнокалиберных пулеметов, отзыв был отличный, и этому способствовали не только хорошие пилотажные характеристики, но и подсвет приборной доски летчика. Наличие аэронавигационных огней и радиоприемника Р3003 (в дополнение к связной радиостанции), предназначенного для работы с наземной станцией наведения, позволяло эффективно использовать истребитель против самолетов противника в любое время суток. Посадка истребителя ночью облегчалась как аэродромными прожекторами, так и посадочной фарой.

В ходе испытательных полетов Кочетков провел воздушный бой с двухмоторным истребителем «Мессершмитт» Bf.110, показавший, что "Томагаук" имел над ним полное преимущество и легко заходит в хвост на вираже. При попытке же "Мессершмитта" выйти из боя на пикировании, Р-40 легко догонял неприятеля. Первым на "Томагауки" перевооружился 126-й иап ПВО. Переучивание с МиГ-3 на Р-40 происходило на аэродроме Кадниково под Вологдой, при этом помогали осваивать заморскую технику летчики-испытатели НИИ ВВС Ю.А.Антипов и А.Г.Кочетков. По воспоминаниям П.Н.Белясника, под слоем свежей краски на самолетах, поступивших из Англии, явно просматривались следы песчаного камуфляжа. Видимо, "Томагауки" предназначались для Африки. Через семь дней летчики самостоятельно вылетели на «Томагауках», а с 12 октября полк начал выполнять боевые задачи с аэродрома НИИ ВВС в подмосковной Чкаловской. К 15 ноября произвели 685 боевых вылетов на прикрытие войск Западного и Калининского фронтов, а также объектов в Москве. Трудностей в переходе с МиГ-3 на Р-40 не было, если не считать неудобства с показаниями приборов в дюймах и милях. Немало хлопот летчикам и техникам доставляли часто ломавшиеся электрогенераторы, поэтому их заменяли на отечественные. Большая площадь водорадиатора, больше подходившего для полетов над тропиками и пустынями, в условиях русской зимы порой приводила к переохлаждению двигателей и даже к их остановкам. Если этого вовремя не заметить, то летного происшествия не избежать. А на земле нередко случалось, когда замерзший антифриз разрывал соты водорадиаторов. Во избежание замораживания радиаторов разработали режим запуска и прогрева двигателей, поставили сливные краны. Не лучше обстояло дело и с гидравлической жидкостью, также не выдерживавшей русских морозов.

Одним из самых результативных пилотов 126-го полка был С.Г.Ридный, ставший Героем Советского Союза еще в августе. Он побеждал противника в бою, однако смерть подстерегла отважного летчика в январе 1942-го на взлете, когда его "Томагаук", едва оторвавшись от ВПП, перевернулся на спину и рухнул около аэродрома. В 1941-м на "Томагауки" перешли еще два полка - 154-й и 159-й, воевавшие под Ленинградом. Судя по всему, поставки английских «Томагауков» прекратились в начале 1942-го. Надо отметить, что к 1942-му году в ПВО числилось 39 самолетов этого типа, а в конце войны - 27. При эксплуатации зарубежной техники всегда возникают трудности со снабжением. К концу 1941-го появились перебои с боеприпасами. В связи с этим наркомат обороны обратился в НКАП с просьбой заменить на «Томагауках» и «Харрикейнах» крыльевые пулеметы на ШКАСы. По крайней мере, один «Томагаук» переоборудовали. Не могу судить о последующих трудностях с обеспечением самолетов боепитанием, но я был свидетелем отправки на полигон, спустя четверть века после окончания войны, авиационных боеприпасов с клеймом «Made in USA». В 1942-м 126-й полк, перевооружившийся на "Киттихауки", перебросили на Сталинградский фронт, еще до начала боев за волжскую твердыню. Трем воздушным бойцам, командиру полка В.М.Найденко, штурману полка П.Н.Беляснику и комэску Н.С.Самохвалову, воевавшим на этих машинах, присвоили звание Героев Советского Союза. В 1943-м полк вновь перевооружился, на этот раз на отечественные Ла-5.




Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100