Уголок неба ¦ BAC. Партизанское небо

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Партизанское небо
             
         n Анатолий Овчаренко, Сергей Богатырев  



Одной из интересных, но малоизвестных страниц Великой Отечественной войны является история борьбы советских партизан с авиацией Люфтваффе. В отчетах Центрального Штаба партизанского движения среди уничтоженной вражеской военной техники фигурируют в общем счете 290 самолетов. Как сейчас следует относиться к этой информации? Возможно, что цифра завышена, но, тем не менее, известны многочисленные доказанные факты гибели немецких самолетов и летчиков от рук народных мстителей.

Естественно, большая их часть была ликвидирована на земле в ходе разного рода диверсионных операций на аэродромах. Уничтожались и самолеты, севшие на вынужденную (в большинстве случаев немцы относили такие потери к "пропавшим без вести"). Но в германских документах отмечены также неоднократные примеры сбития самолетов в воздухе в ходе транспортных перевозок, разведывательных действий или при налетах на партизанские отряды и базы.

Впервые сведения о потерях Люфтваффе от действий партизан упомянуты в немецком отчете от 25 сентября 1941 г. Согласно этому документу в районе Житомира было уничтожено сразу три транспортных "Юнкерса" Ju 52/3m. Поскольку в том же списке потерь фигурируют 48 автомашин, 260 бочек с бензином и 50 мотоциклов, можно предположить, что самолеты вместе со всем остальным были уничтожены на одном из аэродромов. Разумеется, акция такого масштаба была бы не по силам диверсионной группе или небольшому отряду. О существовании в то время и в том районе каких-либо крупных партизанских соединений ничего не известно. Скорее всего, это была операция одной из советских воинских частей, пробивавшихся из окружения.

Интересно, что практически одновременно партизаны добились успеха на северном участке Восточного фронта. 27сентября 1941 г. входе нападения на финский аэродром Тииксярви в Восточной Карелии несколько самолетов были выведены из строя, а истребитель "Фоккер" D.XXI с бортовым номером "FR-138" из состава разведывательной эскадрильи 1/Lelv 10 сгорел.

В дальнейшем упоминания о потерях авиатехники от действий партизан во вражеских документах встречаются постоянно: "...подбит огнем с земли над своей территорией...", "...поврежден огнем партизан, совершил вынужденную посадку..." и т.п.

В свою очередь партизанские отряды, особенно - крупные и наиболее активные, становились объектом пристального внимания со стороны германской авиации и ее сателлитов. На первом этапе таких действий (до весны-лета 1943 г.) для регулярной разведки и антипартизанских операций выделялись либо учебные, либо морально и технически устаревшие машины типа Hs 123, Аг 66, Ar95, Hs 126 и т.п.

Позже в связи с дальнейшим ростом партизанского движения с фронта стали отзываться и регулярно применяться для подобных операций уже и новейшие образцы авиатехники. Причем, такие "командировки в тыл" порой затягивались на недели, а то и на месяцы. Не менее активно использовались в антиповстанческих операциях ВВС союзников Германии, особенно - устаревшие самолеты Венгрии и Словакии.

Рассмотрим вопрос: какой реальный урон авиации противника наносили советские партизаны? Возьмем в качестве примера прославленное партизанское соединение под командованием С.А.Ковпака. Свой боевой счет сбитых самолетов оно открыло 30 января 1943 г. Тогда в ходе налета двух бомбардировщиков Ju 88A на партизанский аэродром на льду Князь-озера пулеметчик 4-й роты П.Я. Шведов сбил одну машину, которая взорвалась в воздухе, а ее обломки упали в трех километрах юго-восточнее озера. Уцелевший "Юнкере" наследующий день в одиночку вновь атаковал аэродром и прямым попаданием разбил транспортный "Дуглас", прилетевший с "Большой земли". Его экипаж из пяти человек во главе с командиром капитаном В.А.Тишко временно влился в ряды партизан.

19 февраля 1943 г. соединение в ходе очередного рейда остановилось на кратковременный отдых в селе Великий Стыдин Ровенской области. На тот момент насыщенность автоматическим стрелковым оружием у ковпаковцев была очень высокой, причем в первую очередь - за счет ручных пулеметов. На вооружении, кроме советских, были трофейные немецкие, чешские, венгерские, итальянские, польские и даже бельгийские пулеметы, всего около трехсот, то есть в среднем один пулемет на пятерых бойцов. Вскоре оказалось, что село находится прямо на трассе регулярных полетов немецкой транспортной авиации.

В первый же день стоянки при пролете над селом на небольшой высоте транспортного Ju 52/3m по нему открыли частую, хотя и бессистемную ружейно-пулеметную стрельбу. "Юнкере" все же получил повреждения и сел на вынужденную, подломив шасси, у деревни Холоневичи. Экипажу удалось скрыться, а самолет моментально разграбили местные жители. Выехавшей на санях к месту посадки специальной диверсионной группе осталось только сжечь аварийную машину с серийным номером 0136.

После этого случая в соединении были созданы специальные дежурные группы пулеметчиков, которые сменялись каждые два часа, размечены секторы наблюдения и ведения огня. Благодаря этому уже 21 февраля следующий пролетающий транспортник напоролся на плотный и хорошо организованный зенитный огонь. Самолет сразу загорелся и упал на околице села Костополь. Все находившиеся на его борту погибли. В обломках машины, кроме тел четырех членов экипажа, партизаны обнаружили трупы трех старших немецких офицеров - полковника-артиллериста, и двух майоров - танкиста и кавалериста.

Кроме того, партизанам досталась полетная карта и много ценной документации, в том числе и журнал боевых действий штаба 3-го немецкого танкового корпуса с 29 января по 30 июня 1942 г. По документам удалось выяснить, что новенький Ju 52 постройки января 1943 г. (серийный номер 3371) 19 февраля вылетел из Винницы по маршруту Перекоп-Днепропетровск-Полтава-Запорожье-Винница, имея на борту офицеров штаба 3-го ТК.

Наиболее "урожайным" на самолеты стало для партизан 18 мая 1943 г. Тогда в ходе знаменитого Карпатского рейда ковпаковцы один за другим сбили сначала разведчик "Фокке-Вульф" Fw 189, а затем - истребитель-бомбардировщик "Мессершмитт" Bf 110. Падение "мессера" вызвало большой взрыв и пожар, так как он рухнул прямо на замаскированный в горах нефтетрубопровод. Третья машина, по описанию - "одномоторный моноплан с неубирающимся шасси" (очевидно - Ju 87, - прим. ред.) в тот же день при бомбежке партизанской переправы через Днестр получила сильные повреждения от взрыва собственной бомбы, едва не врезалась в береговой обрыв и, "ковыляя" на бреющем, ушла в направлении аэродрома.

Свои славные зенитные традиции соединение (уже как Первая Украинская партизанская дивизия -1 -я УПД) продолжило и при новом командире - полковнике П.П.Вершигоре в ходе следующего рейда на восточно-польские земли зимой 1944 года.

23 января 1944 г. у села Мосур, между Ковелем и Владимром-Волынским огнем с земли был сбит очередной Ju 52/3m w/n 809869 с бортовым обозначением "M9+IL". Оказалось, что партизаны снова попали на трассу пролетов немецкой транспортной авиации. Ветераны соединения из кавалерийского эскадрона лейтенанта А. Н. Ленкина уже большой боевой опыт в этом вопросе и хорошо подготовились к встрече следующего самолета. Ручные пулеметы установили на специально вкопанные в землю столбы. В некоторых деревенских домах были частично разобраны крыши, чтобы установить вертикально противотанковые ружья. Два других "бронебойщика" Н.Хожай и М.Подшивало соорудили для своих ПТР поворотные круги из тележных колес, которые вращались, как настоящие зенитные установки.

В результате всех этих приготовлений у "Юнкерса", летевшего на малой высоте в Тернополь с двумя тоннами боеприпасов, оставалось немного шансов уцелеть. Экипаж все же сумел посадить подбитую машину за околицей села и попытался скрыться в лесу, но почти сразу был задержан.

В ходе допроса и обыска выяснилось немало интересного. У первого пилота гауптманна Беннинга изъяли удостоверения члена НСДАП и организации "Стальной шлем". Внимание партизан привлек и своеобразный медальон немца - расплющенная пуля с выбитой датой "14.04.43".

Оказалось что летчик - их "старый знакомый". В ходе боев за город Брагин в апреле 1943 г. объединенные отряды Ковпака, Федорова и Мельника подвергались многочисленным атакам отозванной с фронта немецкой авиации. Один из бомбардировщиков пилотировал Беннинг. В одном из налетов он получил тяжелое ранение в плечо, был признан ограниченно годным и списан из боевой в транспортную авиацию.

Второй пилот, тиролец по происхождению, Штюмфер, также оказался не заурядной фигурой. Его китель украшали многочисленные награды - "Железные кресты" I и II степеней, румынский орден Михая Великого за взятие Одессы, две медали за бои на Восточном фронте в 1941-42 гг., нагрудные памятные знаки "Крит" и "Крым". Уже немолодой штурман "Юнкерса" был призван из запаса и носил золотой значок ветерана нацистской партии. Только стрелок-радист ефрейтор К.Линнер был ничем не примечательным 19-летним юнцом.

При допросе выяснилось, что самолет принадлежал транспортной авиагруппе KGrzbVI (командир майор Шмидт), которая базировалась на аэродроме Бяла-Подляска в 20 км западнее Бреста и состояла из четырех авиаотрядов по 12 Ju 52 в каждом. Кроме этого, на вооружении авиагруппы находились шестимоторные мотопланеры Me 323.

23 января на той же трассе были сбиты еще два транспортных "Юн-керса", о чем в документах соединения записано как о довольно заурядном событии. 10 февраля, уже на польской территории, части 1-и УПД с боем взяли село Боровец и в очередной раз оказались на трассе полетов транспортников.

Стрельба из пулеметов, установленных на специальные зенитные лафеты, и противотанковых ружей в тот день оказалась безрезультатной, так как немецкие самолеты летали на больших высотах. Но следующим утром погода резко испортилась, над селом повисла низкая облачность. Поэтому первый же самолет, вынужденный лететь над самой землей, сразу был сбит. Им оказался транспортный Me 323 "Гигант", вывозивший раненых из Корсунь-Шевченковского котла. Самолет упал в поле за селом и сгорел вместе со всеми, кто был на его борту.

6 марта 1944 года 6-й батальон 1 -и УПД вошел в польское село Зажече. Солдаты небольшого немецкого гарнизона частично разбежались, частично были перебиты. Командир батальона А.И.Цимбал с минуты на минуту ждал появления воздушных "гостей", так как совсем рядом, у Замостья, находилось три больших немецких аэродрома. И действительно, во второй половине дня со стороны Замостья на небольшой высоте появился огромный многомоторный самолет. В нем партизаны сразу узнали уже знакомый им "Гигант". Во время первого пролета "немца" над селом все слегка растерялись, ожидая града бомб. Но бомбардировки не последовало, а "Гигант" медленно развернулся и зачем-то полетел обратно на высоте всего несколько десятков метров. Тут уж пулеметчики партизанского батальона не сплоховали...

Самолет вначале задымил, потом у него загорелась хвостовая часть фюзеляжа. С сильным креном он как-то боком "потянул" на северо-восток в сторону Замостья, но, пролетев всего шесть километров, рухнул на землю и сгорел. Цель этой акции для командования батальона долго оставалась загадкой, то ли немцы хотели напугать партизан, то ли пытались разведать их боевые порядки, используя для этого не самую подходящую машину.

Однако все оказалось гораздо проще. В селе размещался дальний приводной радиомаяк, личный состав которого при нападении партизан разбежался, успев отключить аппаратуру. Поэтому летевший от линии фронта экипаж "Гиганта" просто-напросто потерял ориентировку и, снизившись, пытался визуально определить свое местонахождение. Этот Me 323 оказался последним самолетом, уничтоженным ковпаковцами.

Но не следует думать, что только бойцы 1-й УПД умели сбивать самолеты. Такие победы были на счету как крупных партизанских соединений, так и небольших отрядов. "Фашистских стервятников" сбивали как над партизанскими краями, куда не ступала нога оккупанта, так и в районах, которые немцы считали относительно безопасными. Так, например, 12 января 1943 г. в районе Дюнабурга (Латвия) зенитным огнем был тяжело поврежден транспортный Ju 52/3m №2929 из состава San.Flugber.4. При этом погиб пилот - унтер-офицер Альберт Эр-харт (отчет от 14.01.43 Genst. Gen.Qu.6.Abt. N330/43).

От меткого партизанского огня порой гибли не только новички, но и весьма заслуженные асы. Так, 23 февраля 1944 г. на центральном участке Восточного фронта партизанами сбит Ju 88C-6 майора Алоиза Лехнера (Alois Lechner), командира ночной истребительной эскадры I/NJG100, кавалера Рыцарского креста и одного из наиболее известных пилотов немецкой ночной авиации. До своей гибели Лехнер успел одержать 45 воздушных побед.

А всего за неделю до этого, 17 февраля, практически в том же районе и в первом же боевом вылете оборвалась карьера испанского летчика-добровольца лейтенанта Эстанислао Сегуролы Гуэрки (Esta-nislao Sequrola Huerka) из состава 15/JG51. В тот момент сплошной линии фронта на данном участке не было. Немцы засели в опорных пунктах, а через многочисленные "бреши" осуществлялась переброска грузов для партизан.

Один из таких переходов с запада прикрывала 37-я партизанская бригада имени Пархоменко, а с востока - армейская 37-я гвардейская стрелковая дивизия. Посередине, фактически на нейтральной полосе, в селе Паричи армейцы установили четырехорудийную 37-миллиметровую зенитную батарею. Именно она с первого залпа и подбила Bf 109G-6 незадачливого испанца, севшего на вынужденную у села Моисеевка. Вскоре немцы нашли лежащую на брюхе машину, но тела пилота в ней не было. Гуэрку объявили пропавшим без вести, а между тем, он попал в плен к партизанам. Командование бригады отправило экзотического пленника под конвоем через линию фронта, но до "Большой земли" он так и не дошел.

Печальную судьбу пилота, скорее всего, определили три вещи - редкий для Восточного фронта пистолет "Маузер-Астра", красивый сувенирный кортик, а главное - шелковое белье, ценимое партизанами дороже золота, поскольку считалось, что в нем не заводятся паразиты. Короче, испанец, которого неизвестно какая нелегкая занесла в наши лесные края, "бесследно исчез". Что ж, на войне бывает всякое...

В заключение авторы искренне надеятся, что исследования темы партизанской ПВО, ранее фактически никем не описанной, будет поддержано и продолжено другими историками, особенно белорусскими и украинскими.








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100