Прибыв на Северный флот, 95-й ИАП в течение месяца прошел подготовку
к полетам над безориентирной местностью и, начиная с середины апреля
1942 г., включился в боевые действия. Флот не располагал необходимым
количеством бомбардировщиков, поэтому дальние истребители прежде всего
были задействованы для нанесения БШУ по кораблям и аэродромам
противника.
15 апреля 1942 г. четверка Пе-3, возглавляемая капитаном В. Куликовым,
атаковала военно-морскую базу Линаха-мари. Результатом удара стало
потопление транспорта водоизмещением 4000 т, повреждение нескольких
судов, причалов и портовых сооружений. Четверка потерь не имела. 20
апреля в районе порта Киркенес открыл свой боевой счет на севере экипаж
лейтенанта В. Стрельцова. Вылетевший на "свободную охоту" одиночный
Пе-3 удачно атаковал танкер водоизмещением около 5000 т, подкравшись к
нему со стороны моря. После сброса бомб самолет Стрельцова оказался
мишенью для зенитной артиллерии стоявших в порту кораблей и судов.
Летчик уклонился от огня, сделав переворот, а затем спикировал на
горящий танкер и добил его реактивными снарядами. Разведка флота
подтвердила потопление судна.
Менее чем через месяц самолеты 95-го ИАП вновь напомнили Kriegsmarine о
своем существовании. 16 мая четверка Пе-3 капитана Н. Кирикова была
поднята по боевой тревоге и направилась к острову Варде, где разведка
обнаружила одиночный боевой корабль противника. На под-ходе к острову
экипажи заметили немец-кий миноносец типа "Т", который, обнаружив
самолеты, немедленно открыл огонь и начал маневрировать. Однако 16
бомб ФАБ-100, сброшенных залпом с горизонтального полета, решили судьбу
миноносца. Во второй атаке пара Пе-3 разрядила свои реактивные орудия,
после чего на глазах у летчиков неприятельский корабль скрылся в
волнах. В этом бою вновь участвовал лейтенант В. Стрельцов. Этот
незаурядный летчик за три года войны совершил 146 боевых вылетов,
потопил 3 и повредил 2 корабля, уничтожил 12 самолетов, 9 танков, 2
железнодорожных эшелона и 45 автомобилей противника. Он стал
единственным летчиком 95-го ИАП, получившим в годы войны звание Героя
Советского Союза.
Весной и летом 1942 г. усилились удары немецкой авиации по конвоям
союзников, следовавшим из Англии в порты Мурманска, Архангельска и
Молотовска. Для более эффективного противодействия противнику Советское
командование создало Особую морскую авиационную группу (ОМАГ). В ее
состав вошел и 95-й ИАП, экипажам которого, кроме прикрытия кораблей,
поручалось нанесение уда-ров по немецким аэродромам в дневных условиях.
23 апреля первая эскадрилья | полка атаковала авиабазу Луостари,
уничтожив 16 самолетов на земле и сбив в воздухе еще один Bf 109.
Эскадрилья вернулась с боевого задания без потерь.
По-другому сложилась обстановка при нанесении БШУ по аэродрому Хебугтен.
Эта крупная авиабаза периодически -принимала до сотни немецких самолетов
и представляла собой заманчивую, но опасную цель. Семерка Пе-3,
атаковавшая аэродром, была встречена большой группой (более двух
десятков) немецких истребителей, которые, однако, не смогли сорвать
бомбометание. Стремясь выиграть время, ведущий группы капитан Б. Шишкин
сманеврировал и встретил истребители противника залповым пуском
реактивных снарядов. Неожиданность применения РС-132 и РС-82 сыграла
свою роль и на время отсрочила атаку истребителей, позволив советским
летчикам прицельно отбомбиться по стоянкам самолетов и ангарам. Однако
при отходе "Петляковых" немецкие истребители буквально растерзали
группу. На свой аэродром вернулся только один Пе-3, еще один приземлился
на аэродром соседей. Летчик третьего "Петлякова", спасшийся
на парашюте, оказался последним из уцелевших. Потери немцев по оценкам пилотов, участвовавших в нанесении удара, составили 26 уничтоженных и
поврежденных самолетов.
В конце апреля 1942 г. экипажи 95-го ИАП смогли снова почувствовать себя
истребителями. Тройка Пе-3, возглавляемая командиром полка майором
Жатьковым, встретила конвой
PQ-15 на большом удалении от аэродромов Заполярья. Этим она,
по-видимому, сильно удивила пилотов немецких торпедоносцев и
бомбардировщиков, привыкших к отсутствию противодействия в воздухе. Как
бы то ни было, но атаковать конвой, следовавший под истребительным
прикрытием, немецкая авиация не стала.
В начале июля 1942 г. к операционной зоне советского Северного флота
приближался печально известный караван PQ-17, оставшийся в результате
решения британского адмиралтейства без прикрытия. Только с 4 по 10 июля
конвой 130 раз атаковали Ju 88,43 - Не 111 и 26 торпедоносцев Не 115.
Самолеты 95-го ИАП приступили к прикрытию уцелевших судов, действуя на
предельном радиусе. На самом берегу Кольского полуострова удалось найти
полевую площадку, ВПП которой сделали из лиственничных плашек. Это
позволило еще немного выдвинуть на северо-запад зону авиационного
прикрытия. Четверки Пе-3 попеременно вылетали на барражирование, делая
2-3 полета в сутки - каждый продолжительностью по 4-5 часов.
13 июля ведущий четверки капитан К. Володин заметил группу вражеских
самолетов, направлявшихся к прикрываемым кораблям. Разделившись, пары
Володина и лейтенанта А. Сучкова атаковали немецкие бомбардировщики.
Реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем они сбили семь "Юнкерсов".
Ответной очередью был тяжело ранен Сучков, и управление машиной взял
на себя штурман. Через полтора часа полета над морем он привел
поврежденный самолет на аэродром и смог его удачно посадить.
19 сентября 1942 г. четверка Пе-3, возглавляемая командиром полка,
отразила налет 24 бомбардировщиков Ju 88, попытавшихся атаковать суда
конвоя PQ-18 на рейде Молотовска. Два немецких самолета были сбиты,
несколько повреждено.
Еще одной функцией Пе-3 95-го ИАП стало сопровождение своих
торпедоносцев и бомбардировщиков при нанесении ударов по конвоям
противника. Так, 25 апреля 1943г. пятерка торпедоносцев Ил-4 под
прикрытием трех пар Пе-3 атаковала конвой в Конгс-фиорде. Над ордером
барражировали 4 Bf 110 и поплавковый самолет Не 115. Пе-3
представилась возможность помериться силами с близкими по типу
немецкими истребителями, которых часто путали в воздухе с Пе-3 из-за
похожего силуэта и двухкилевого оперения. Но боя не получилось.
"Воздушный зонтик" над конвоем рассыпался после первой атаки "пешек". "Мессершмитты"
ушли в облака, а менее маневренный Не 115 рухнул в воду. Через минуту
торпедоносцы вышли в атаку. Два транспорта, тральщик и сторожевой
корабль противника пошли ко дну.
Летом 1942 г. в состав ОМАГ включили 13-й авиаполк на Пе-3бис. Ввод в
строй летчиков из полка майора В.П. Богомолова осуществлялся с помощью
опытных командиров эскадрилий из 95-го ИАП, и вскоре недавно прибывшая
часть стала привлекаться для прикрытия морских кон-воев. Авиаторы вполне
успешно справлялись с поставленной задачей - на счету командира полка и
лейтенанта А.И. Устименко появились сбитые Ju 88. 18 сентября на долю
экипажей 13-го СБАП выпала встреча с весьма редкими на
советско-германском фронте самолетами FW 200. Четверка Богомолова,
прикрывая конвой PQ-18, отбила очередную атаку "Юнкерсов", когда летчики
заметили группу "Кондоров", заходившую на корабли с противоположной
стороны. Помешать противнику сбросить торпеды богомоловцы не успели, но
все же экипажу лейтенанта К. Усенко удалось догнать один "Фокке-Вульф"
на выходе из атаки и поджечь ему правый крайний мотор. Однако добить
врага не удалось - поступила команда срочно вернуться в зону барражирования.
С приближением полярной зимы рез-ко ухудшилась погода, что в условиях
все более сокращавшегося дня делало полеты крайне рискованными. Природа
нанесла 13-му полку значительно больший урон, чем немцы. Так, в одном из
вылетов группа Пе-3 попала в районе аэродрома посадки в мощный снежный
заряд. Не имевшие достаточного опыта ориентирования над лесотундрой
экипажи оказались перед незавидным выбором: либо прыгать с парашютами,
либо сажать самолеты "на брюхо". В подобных инцидентах и при ночных
посадках на не приспособленные для этого полосы полк потерял большинство
своих машин, а оставшиеся передал в 95-й ИАП и навсегда простился с
Пе-3.
Относительно недолго воевал на Пе-3 в составе ВВС Северного флота 121-й
авиа-полк. В середине 1943 г. эта часть также передала свои самолеты в
95-й ИАП, который летал на Пе-3 до последних дней войны.
Значительную часть разведывательных заданий над Заполярьем выполняли
оборудованные фотоаппаратами Пе-3 из 118-го разведывательного
авиаполка (РАП) ВВС Северного флота. Только один экипаж капитана
Р.Суворова, получившего в мае 1944 г. Золотую звезду Героя Советского
Союза, выполнил за годы войны более 300 разведывательных полетов,
обнаружил в море и в базах свыше 800 кораблей и судов противника.
Попутно ему удалось уничтожить 3 железнодорожных эшелона, 13 танков, 75
автомашин и сбить 4 самолета.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в варианте разведчика и
дальнего истребителя на морских операционных направлениях Пе-3
оказались вполне соответствующими требованиям времени вплоть до 1944 г.
В составе ВВС Северного флота они оставались на вооружении вплоть до
начала 50-х годов. Их сменили реактивные бомбардировщики Ил-28.
Уголок неба. 2004
|