В мае 1943 г. в Советском Союзе было начато
формирование 1-й польской пехотной дивизии (ПД) имени
Тадеуша Костюшко. При личной встрече со Сталиным ее
командир, Зигмунд Берлинг (бывший начальник штаба 5-й
дивизии армии Андерса), высказал мысль о целесообразности
создания истребительной авиационной эскадрильи,
укомплектованной поляками В то время как 1 -я ПД явилась
краеугольным камнем новых польских сухопутных войск,
отдельная эскадрилья должна была стать ядром вновь
создаваемых ВВС Польши. Идея получила одобрение, и уже 7
июля по приказу Берлинга началось формирование 1-й ОИАЭ
(отдельной истребительной авиаэскадрильи) Семнадцать воен-
нослужащих из 1-й ПД, прежде имевших отношение к авиации,
были направлены в советские авиашколы. Срок готовности
эскадрильи определили жестким - уже 30 сентября ее
планировали отправить на фронт. Одновременно на аэродроме
Григорьевское (неподалеку от Рязани) началось формирование
1-го учебно-тренировочного отряда.
Во второй половине 1943 г руководство Советского Союза
взяло курс на ускоренное создание польских частей и
соединений на своей территории Так 10 августа 1-я ПД была
развернута в 1-й корпус польских вооруженных сил (КПВС), а
недоформированная еще эскадрилья - в 1 -и истребительный
авиационный полк (ИАП) "Варшава"-(по штату №015/284 32
самолета Як-1) Первым его командиром стал капитан Тадеуш
Вихеркевич Для укомплектования полка продолжили набор до-
бровольцев. теперь уже из представителей всех родов войск -
пехотинцев, артиллеристов, саперов . В то время Красная
Армия начала освобождение Западной Украины, в связи с чем
приток кадров в польские формирования значительно возрос
В марте 1944 г 1-й КПВС развернули в 1-ю польскую армию,
а в апреле полк "Варшава" был официально введен в ее
состав. Штатную численность самолетов в нем довели до 40
машин, как в большинстве истребительных частей советских
ВВС. Одновременно началось формирование 2-го польского
НБАП "Краков" на самолетах У-2 (его первым командиром
назначили бывшего начальника отдела боевой подготовки ВВС
Северо-Кавказского военного округа полковника Йозефа Смагу)
и 103-й отдельной связной авиаэскадрильи Обучение летного
состава происходило с привлечением инструкторов из
советского 46-го ЗАП. Весной 1944 г. уже около 600 поляков
готовились в советских летных и авиационно-технических
школах.
Вместе с тем следует отметить, что создание новых
польских ВВС происходило в исключительно сложных условиях
Большая часть опытных летчиков, избежавших плена после
оккупации Польши и оказавшихся на территории СССР, в
соответствии с достигнутой с союзниками договоренностью
была отправлена в Великобританию, где продолжила борьбу с
немцами. Весной 1944 г в двух авиаполках имелось всего
шесть пилотов из "старых" польских ВВС, остальные же были
"зелеными" новичками. Для укрепления польской армии
кадрами, в первую очередь командными , руководство СССР
приняло решение о переводе в ее состав ряда советских
военнослужащих польского происхождения Сменив униформу,в
строй новых польских авиачастей и соединений встали
полковник Александр Ромейко (в 1947г. он стал Командующим
ВВС Войска Польского), подполковник Ержи Богдановски,
майор Вацлав Козловски, капитан Филип Тышкевич и другие
Подбор старших офицеров, возглавивших соединения и штабы
польского союзника, лично контролировал И Сталин "Нам не
безразлично кто будет стоять во главе частей и соединений
польской армии," - сказал он на одном из совещаний. -
"Это
должны быть люди, преданные новому демократическому
строю, способные постоять за интересы своего народа,
показавшие себя в боях". В результате почти все без
исключения руководящие должности (от командира эскадрильи
и выше) в ВВС Войска Польского в годы войны были заняты
проверенными советскими офицерами
Подготовка экипажей для 1 -го ИАП была закончена в мае, а
для 2-го НБАП - только в июле 1944 г. Следует отметить, что
процесс формирования частей и обучения летно-технического
состава сильно отставал от потребностей быстро
расширявшихся польских вооруженных сил. Полковник Смага,
возглавивший авиационный отдел 1 -й польской армии (в июле
1944 г ее преобразовали в 1-ю армию Войска Польского), пред-
ставил проект плана создания национальных ВВС в составе
восьми авиадивизий (660-760 самолетов). Пять из них планом
предусматривалось довести до боеготового состояния всего за
полгода, а полностью закончить этап комплектования к 1 мая
1945 г.
Очевидно, что столь резкое наращивание авиационной
группировки только за счет новобранцев было невозможным В
связи с этим руководство СССР решило сформировать
"псевдопольские" авиационные части, и первой из них стал
советский 611-й ШАП подполковника И.Я.Миронова, в апреле
1944г. переданный из б-й ВА в состав 1-й армии Войска
Польского. Предварительно полк доукомплектовали до
штатной численности самолетами и экипажами В августе все
три упомянутые авиачасти были сведены в 1 -ю польскую
смешанную авиадивизию (САД) под командованием
полковника Турыкина, в том же месяце соединение было
брошено в бой на варшавском направлении.
Между тем наращивание численности польских сухопутных
войск продолжалось ускоренными темпами. В августе 1944 г
было принято решение о развертывании 2-й армии, а в октябре
- 3-й армии Войска Польского Тогда же принципиально был
решен вопрос о создании Польского фронта. Для обеспечения
авиационной поддержки фронту следовало иметь
полнокровную воздушную армию (ее управление решили
развернуть на базе советской б-й ВА, расформированной в
связи с сокращением протяженности советско-германского
фронта), и вскоре в составе Войска Польского появились три
новые авиационные дивизии Одновременно 1 -я польская САД
сменила номер и стала 4-й
1-ю польскую БАД вооружили самолетами Пе-2 Для ее
формирования были использованы управление советской 184-
й БАД и два бомбардировочных авиаполка 458-й майора
Белоглазова, прежде летавший на СБ (он стал 4-м польским
БАП), и 719-й майора Баженова, ранее летавший на Р-5 (он
стал 3-м польским БАП). Еще один недостающий полк (5-й
польский БАП майора Домобаева) сформировали из летного
состава, набранного "с бору по сосенке" в частях советской 4-
й авиадивизии особого назначения. Все три полка
укомплектовали по 32-самолетному штату, добавив из
запасных полков в общей сложности 24 экипажа. Командиром
дивизии стал подполковник М.И.Мартынов.
Переучивание и подготовка к боевому применению 3-го бап
производились на казанском аэроузле, 4-го БАП - на
аэродроме Выползово в Московском военном округе, а 5-го
БАП - при 11 -м запасном авиаполку в Кировограде. Позднее
все три полка перебросили в Киевский ВО на аэродромы
Миргород и Пирятин, где отрабатывалось бомбометание и
полеты строем. Инструкторами в частях были представители 9-
го ЗАП. В феврале 1945 г., не успев завершить подготовку из-
за перебоев с горючим и нелетной погоды, 1-я польская БАД в
составе 98 экипажей убыла в состав ВВС Войска Польского. По
состоянию на 1 апреля 1945 г. дивизия имела на вооружении
79 бомбардировщиков Пе-2 и четыре учебных УПе-2. Однако
боевые действия в Европе закончились до того, как поляки
освоили "пешки". Лишь 4-й польский БАП по меркам того
времени считался подготовленным для боевых действий днем,
а шесть его экипажей могли действовать ночью в ПМУ.
Оргмероприятия по созданию 2-й польской ШАД на
самолетах Ил-2 начались в сентябре 1944 г. в Харьковском ВО.
На формирование соединения были обращены следующие
советские авиационные части:
-
управление 1-й учебно-тренировочной авиабригады 1 ВА;
-
658-й шап из 6 ВА, переименованный в 6-й польский ШАП
(командир подполковник Вийк);
-
382-й ночной БАП из 16-й ВА, переименованный в 7-й
польский ШАП(командир капитан Петрищев);
-
384-й ночной БАП из ВВС МВО, переименованный в 8-й
польский ШАП (командир капитан Зимин).
Полки пришлось наполовину доукомплектовать летчиками-
новичками из школ и на 70% - воздушными стрелками
(поляками по национальности). Последние проходили
подготовку в 67-й школе младших авиационных специалистов
(ШМАС). Все три полка формировались по 32-самолетному
штату, около 45% летчиков имели боевой опыт применения Ил-
2. Командиром дивизии назначили полковника
Ш.А.Дзамашвили(!!).
В марте 1945 г. 2-я ШАД была направлена на Варшавский
аэроузел в распоряжение командующего ВВС Войска
Польского дивизионного генерала Федора Полынина (в Польше
бывшего командующего советской 6-й ВА "перекрестили" в
Теодора). В ее полках на этот момент имелось по пять-шесть
пилотов, прибывших на доукомплектование в январе-феврале
и не успевших закончить программу. Основная группа молодого
летного состава получила тренировку в объеме 45-50 часов
налета на Ил-2 и считалась, по военным меркам, вполне
подготовленной. На вооружении дивизия имела 102
штурмовика Ил-2 и 4 учебных УИл-2.
В сентябре 1944 г. директивой Генерального штаба Красной
Армии было предписано сформировать 3-ю польскую
истребительную авиадивизию (ИАД) на самолетах Як-9. Также
как и два другие соединения, она создавалась на основе
советских частей:
-
248-й ИАП из 16-й ВАстал 9-м польским ИАП (командир
подполковник Бодрашов);
-
246-й ИАП из 16-й ВА стал 10-м польским ИАП (командир
майор Кожевников);
-
832-й ИАП из 15 ВА-й стал 11-м польским ИАП (командир
майор Полушкин).
Все эти авиаполки обладали боевым опытом. Так, 248-й ИАП
имел трехлетнюю боевую историю. Полк был сформирован в
октябре 1941 г. по 20-самолетному штату из личного состава
Сталинградской военной школы пилотов и первое время
именовался Сталинградским ИАП. В конце ноября часть,
вооруженная истребителями И-16 и Як-1, была включена в
состав истребительной авиадивизии "Кубань", а позднее
передана в 74-ю ИАД. В период летних боев 1942 г. полк сра-
жался на Юго-Западном фронте. Под стать 248-му ИАП был и
полк майора Кожевникова, который в ноябре 1944г. имел почти
100% летчиков, уже "понюхавших пороху".
Возглавил 3-ю ИАД полковник И.Хлусович. Пополнив
дивизию личным составом и техникой, в октябре 1944 г. ее
перебросили в Харьковский ВО на аэродромы Карловка,
Красноград, где пилоты приступили к выполнению плана
учебно-боевой подготовки со средним налетом по 19 часов на
экипаж. В отличие от большинства советских истребительных
полков, в то время перешедших на 40-самолетный штат, части
3-й ИАД на момент отправки в состав ВВС Войска Польского
(февраль 1945 г) имели по 32-35 машин.
Позднее они получили еще по три-шесть Як-3,
предназначенных для звена управления и наиболее опытных
пилотов. Летный состав полков был подготовлен к ведению
боевых действий днем в простых, а 40 летчиков - днем в
сложных метеоусловиях, большая часть летного состава
дивизии (до 75%) обладала боевым опытом.
Все три вновь созданные "польские" дивизии объединили в
1 -и смешанный авиационный корпус (САК). Его возглавил
бывший командир 9-й гвардейской ШАД генерал-майор
Ф.А.Агальцов, ставший впоследствии в СССР маршалом
авиации, заместителем Главкома ВВС. В октябре 1944 г. 611-й
полк сменил наименование и превратился в 3-й польский ШАП,
однако 3-й БАП сохранил свой номер.
Помимо боевых частей первой линии, в 1944 г. в состав ВВС
Войска Польского были переданы советские 141-й санитарный
(он стал 12-м польским САП, командир - подполковник
Петров), 713-й транспортный (стал 13-м ТРАП, командир -
майор Казаков), 233-й связной (стал 17-м АП связи, командир
подполковник Тарасов) авиаполки и целый ряд других частей и
подразделений. В марте 1945 г. в 46-м ЗАПе специально для
польских ВВС сформировали два транспортных авиаполка на
самолетах По-2: 18-йи 19-й. Большая часть пилотов и
штурманов в этих полках была польской национальности из
числа набранных в авиашколы осенью и зимой.
"Заключительным аккордом" стала передача в Войско
Польское 93-го отдельного корректировочно-разведывательного полка майора Соловьева (в апреле 1945 г.
его преобразовали в 14-й польский ОКРАП. Кроме того, с
целью ускорения подготовки кадров еще в декабре 1944 г. был
сформирован 15-й польский запасной авиаполк (командир
подполковник Плаксий), а в районе Замостье на польской
территории развернуто 1 -е объединенное авиационное летное
училище, которое возглавил генерал бригады Йозеф Смага.
В боевых действиях польские авиаполки впервые приняли
участие 23 августа 1944 г. В этот день совершила боевой вылет
четверка истребителей Як-1 из 1 -го ИАП, которая совместно с
парой советских "Яков" из 233-го полка прикрывала
штурмовики 611 -го ШАП. На первое боевое задание группу
истребителей "Варшавы" повел сам командир полка
подполковник И.Талдыкин, ведущим второй пары он назначил
начальника воздушно-стрелковой службы полка капитана
О.Матвеева. Ведомыми летели "настоящие" поляки - поручик
Витольд Габис и хорунжий Эдвард Хромы. Советские летчики
из 233-го ИАП Жигаев и Бейзак выступали в роли инструкторов,
"вывозящих" новичков в район боевых действий. Специально
для этого 233-й истребительный минский авиаполк выделил
десять опытных пилотов. Самолеты из полка "Варшава" несли
обычные для советских ВВС опознавательные знаки и
бортовые номера из одной или двух цифр (от 2 до 49).
Единственным внешним отличием являлись польские бело-
красные "шаховницы", нанесенные на бортах фюзеляжа
впереди и чуть ниже козырьков фонарей.
В начале сентября 1-й ИАП получил необычное задание:
вскрыть артиллерийскую позицию вражеского орудия особой
мощности. В тот период советское командование считало, что
обстрел наших войск огромными "чемоданами" ведет сама
"Большая Берта". На деле это мнение оказалось ошибочным'
2 сентября, (как отмечено в документах - Прим. авт.)
патрулировавшая в 20 км юго-восточнее Варшавы пара "Яков"
хорунжего Романа Вержницки обнаружила на замаскированной
огневой позиции в лесу два орудия типа "Адольф" калибра 406
мм В воздух были немедленно подняты штурмовики (в том
числе и из 611-го ШАП), которые атаковали вражескую батарею
бомбами и реактивными снарядами
Вплоть до окончания варшавской наступательной операции,
завершившейся 22 января 1945 г., основным типом самолета в
1 -м ИАП оставался Як-1. За пять месяцев боевых действий
полк выполнил 620 боевых вылетов, в большинстве своем на
прикрытие штурмовиков и авиаразведку. В 109 случаях "Яки"
обстреливали с пикирования вражеские наземные цели.
Потери полка за этот период составили пять самолетов, сбитых
зенитной артиллерией противника В четырех воздушных боях с
немецкими истребителями счет не был открыт ни одной из
сторон.
В конце января 1 -и ИАП "Варшава" перебазировался в
Будгощь, где получил новенькие Як-9М и Як-9Т Польские
опознавательные знаки на "девятки" нанесли по-новому: на
капоте под выхлопными патрубками, а бортовые номера
некоторых машин перевалили за сотню. 20 января пара
Жовницки-Боев из эскадрильи, сохранившей на вооружении Як-1, атаковала и повредила Не111 Н В условиях низкой
облачности вражескому самолету удалось ускользнуть. В
феврале полк понес первые потери от зениток и воздушного
противника: погибли капитан О.Матвеев и подпоручник
Й.Гощиуминский. Март тоже не порадовал в авиационной
катастрофе сложил голову командир 1 -го ИАП подполковник
И.Г.Талды-кин (врезался в железнодорожную насыпь при
заходе на посадку в сложных метеоусловиях пос ле боевого
вылета), не вернулся на свой аэродром хорунжий А.Брох. На
заключительном этапе войны полком командовал майор
В.Гашин Всего за период с 2 февраля по 13 апреля полк
выполнил 213 боевых вылетов, в 121 из них пилоты
штурмовали наземные цели. Вторая половина апреля наконец-
то принесла успех в воздушных боях с истребителями-
штурмовиками РЛ/190Р удалось сбить пять и повредить один
неприятельский самолет без потерь со своей стороны. Первым
из польских пилотов вражеский штурмовик уничтожил
подпоручник Калиновский в районе Бад-Фрейвальде.
Пилоты 3-й польской ИАД приступили к боевым действиям с
24 апреля 1945 г. совместно с летчиками полка "Варшава",
уже достаточно хорошо знакомыми с обстановкой на фронте.
25 и 26 апреля польские истребители сумели сбить три
Fw-190
"достоверно" и еще один - "вероятно". А на следующий день
группа Як-9 из полка "Варшава" была внезапно атакована
одиноким Як-3, вероятно, трофейным Нападение немцу не
удалось, и он предпочел скрыться в облаках. Девятый, и
последний, сбитый появился на счету "Варшавы" 1 мая, когда
подпоручник Александр Вербицкий сумел поджечь
Вf109.
Наибольший боевой счет среди летчиков-истребителей
польской национальности (на советско-германском фронте)
был у подпоручника Виктора Калиновского (два РМ/190, сбитые
19 и 25 апреля 1945 г.). За 136 боевых вылетов и
уничтоженные вражеские самолеты летчик был награжден
орденами "Виртути Милитари" и Отечественной войны 2-й
степени. Отличились также и пилоты 3-й ИАД, за полторы
недели боев они сбили 5 штурмовиков Fw190Р-8 и два
разведчика - Нs126 и Fw156. Вскоре после окончания боев за
Берлин дивизия получила почетное наименование
"Бранденбургской".
Как уже упоминалось, 23 августа 1944 г штурмовики из 611 -
го ШАП впервые вылетели на боевое задание с польскими
"шашечками", нанесенными на капотах моторов под
выхлопными патрубками. Задачей пары "Илов", которую повел
на задание хорунжий Мироненко, стала разведка
артиллерийских позиций неприятеля. Месяц спустя в бою над
Варшавой 611-й полк понес первую после передачи в состав
польских вооруженных сил потерю: с задания не вернулся
штурмовик поручника Миронова. А еще через неделю
воздушный стрелок сержант Жуберский "отправил в нокаут"
немецкий истребитель, который не успел увернуться от 48-
граммовых пуль пулемета УБТ В большинстве случаев прикрытие штурмовиков осуществляли "Яки" из состава 1 -го ИАП
"Варшава".
19 января 1945 г, спустя два дня после освобождения
Варшавы полк, сменивший номер на 3-й ШАП, 27 экипажами
принял участие в авиационном параде над польской столицей
В феврале Илы с польскими опознавательными знаками на
капотах моторов под прикрытием истребителей из советской
282-й ИАД наносили удары по немецким войскам в районах
Штеттин, Шнейдемюль, Ястров, Познань 1 марта 1945 г. в течение одного дня польские штурмовики 55 раз вылетали на
боевые задания, обеспечивая продвижение частей 1-й армии
Войска Польского. Только за этот день они уничтожили шесть
артиллерийских орудий и 12 автомашин, подавили огонь двух
артиллерийских и трех минометных батарей противника А в
период с 9 по 15 марта в прицелах штурмовиков появились
новые цели - морские 1 -я армия Войска Польского совместно
с советской 1-й гвардейской танковой армией устремились на
север, к побережью Балтики В порту Кольберг пилотам 3-го
ШАП удалось потопить транспорт и четыре самоходных баржи
Листовка, подготовленная командованием Войска Польского,
отмечала особое значение выхода к морю. " .после шести лег
польское знамя снова развевается над побережьем. Польша
возвращается на Балтику Возвращается более сильная, чем
прежде, чтобы прочно закрепиться на море".
Боевую технику для полков 2-й польской ШАД в январе-
феврале 1945 г перегоняла на аэродромы Рогань и Основа
группа из 30 наиболее подготовленных пилотов полковника
Дзамашвили В начале апреля соединение приступило к
перебазированию на польские аэродромы, а 12 апреля
сосредоточилось на аэродромном узле Лодзь. 16 апреля, когда
началось решающее весеннее наступление Красной Армии и
ее союзников на Берлинском направлении, было принято
решение ввести в бой свежие польские авиационные
соединения. 24 апреля полки 2-й польской ШАД приступили к
нанесению ударов по немецким войскам, прорывавшимся
Берлину с северо-запада. Во взаимодействии с истребителями
полковника Хлусовича штурмовики уничтожали живую силу и
технику противника, ожесточенно атаковавшего передовые
эшелоны 1 -и армии Войска Польского, и тем способствовали
полному окружению берлинской группировки врага. Именно в
этот день части 1-го Украинского и 1 -го Белорусского фронтов
замкнули кольцо вокруг германской столицы В дальнейшем
штурмовики 2-й ШАД громили колонны отступающих немецких
войск, а 29 апреля сожгли три вражеских самолета на
аэродроме Нойруппин. Последний боевой вылет "Илы"
совершили 3 мая 1945 г. К этому времени на счету польских
штурмовых авиачастей были 25 подбитых танков, более 1300
автомобилей, 290 железнодорожных вагонов и много другой
техники врага
"Кукурузники" из 2-го НБАП "Краков" приступили к
выполнению боевых вылетов в августе 1944 г. Помимо бомб,
По-2 с бело-красными "шашечками", нанесенными на
фюзеляжах перед обрезами кабин пилотов, сбрасывали и
другие грузы. Так, со второй половины сентября, вместе с
экипажами 9-й гвардейской ночной бомбардировочной
авиадивизии, они начали переброску вооружения, боеприпасов
и продовольствия для восставших жителей Варшавы. Всего
было сброшено 156 минометов, 505 противотанковых ружей,
2667 автоматов и винтовок, а также более три миллиона
патронов. Надо признать, эта помощь заметно запоздала, но
Сталин и не думал способствовать освобождению польской
столицы силами "Армии Крайовой", руководимой из Лондона.
По мнению Черчилля, "дядюшка Джо" был задет и чувствовал
себя оскорбленным, поскольку ни англичане, ни польское
эмигрантское правительство, инициировавшее восстание, не
пожелали заранее предупредить о нем советское
командование и скоординировать планы. В результате за эту
авантюру политиков десятки тысячи варшавян заплатили
своими жизнями, а в отношениях между СССР и Польшей
появился еще один повод для взаимной неприязни.
Но экипажи авиаполка "Краков" всего лишь выполняли
приказы, и делали это с постоянным риском для жизни На
протяжении осени 1944 г. почти каждую ночь самолеты 2-го
НБАП поднимались в воздух, изматывая противника и нанося
ему внезапные точечные удары. Ценой двух сбитых По-2
удалось уничтожить 30 автомобилей, 12 орудий, два
прожектора и девять складов боеприпасов. В январе 1945 г. "Поликарповы" в парадном строю во главе с командиром
полка майором С В.Воробьевым пролетели над освобожденной
Варшавой, а затем снова вернулись к своей опасной работе и
закончили ее только в конце апреля.
По состоянию на 1 мая 1945 г. польская авиагруппировка
сражавшаяся на советско-германском фронте, оказалась
довольно впечатляющей: 154 истребителя (117 Як-9, 24 Як-1 и
13Як-3), 140 штурмовиков Ил-2 и 39 ночных бомбардировщиков
По-2 (кроме того, в отдельных подразделениях связи и
обеспечения имелось еще 114ПО-2ВС!). Итоговая статистика
боевого применения польских авиационных соединений на
советско-германском фронте такова: в боях за Варшаву было
выполнено 3937 самолето-вылетов, в Восточно-Померанской
операции - 1401, при форсировании Одера и в боях за Берлин
- 4492. В приказах Верховного Главнокомандующего шесть
раз отмечались боевые успехи польских летчиков. По отчетам
частей и соединений за период с ноября 1944 г. по май 1945 г.
ими было сброшено 418 тонн бомб, уничтожены 794
автомашины, 20 танков, до 270 железнодорожных вагонов и 27
паровозов, 106 артиллерийских орудий, а в воздушных боях
сбиты 16 самолетов врага. Собственные боевые потери за этот
период составили 12 самолетов (еще одна катастрофа и три
аварии считались "связанными с боевыми действиями").
Огромную помощь, которую оказал Советский Союз в деле
возрождения польских вооруженных сил, высоко оценивали
руководители послевоенной Польши. Ведь помимо самолетов,
орудий и танков они получили в свое распоряжение десятки
тысяч подготовленных военных специалистов, аэродромы,
военные городки и многое другое. Уже в июле 1945 г. был
произведен первый выпуск воздушных стрелков и стрелков-
радистов для Пе-2 и Ил-2 в 1 -м объединенном авиаучилище, а
в 15-м польском ЗАПе к 30 мая 1945 г. вылетели
самостоятельно 111 курсантов. В беседе со Сталиным
В.Гомулка как-то поинтересовался: "Сколько мы должны
платить Советскому Союзу за вооружение, которое
получила Польша?" "За кровь нет платы. Союзники кровью
не торгуют", - ответил Сталин. Кто знал тогда, как
повернется колесо истории на рубеже веков...
ПОТЕРИ ИАП "ВАРШАВА"
дата |
ФИО пилота |
Обстоятельства гибели |
10.08.1943 |
Вацлав Козловский |
разбился в тренировочном вылете |
10.08.1943 |
А. Коровин |
инструктор, разбился в тренировочном вылете |
22.10.1943 |
мл.хорунжий Йежы Черны |
|
18.11.1943 |
Иван Бондар |
инструктор, погиб в тренировочном вылете |
18.11.1943 |
хорунжий Ришард Божековский |
|
06.08.1944 |
майор Зигизмунд Киселёв |
|
??.04.1944 |
Гаврилов Андрей ?? |
инструктор, погиб в учебном вылете |
25.07.1944 |
хорунжий Ян Грабаж |
|
24.09.1944 |
майор Тадеуш Вихеркевич |
сбит ЗА на Як-1 № 04173 б/н "4", попал в плен
|
13.02.1945 |
хорунжий Йозеф Гощюминский |
сбит в бою с двумя Bf 109G, Як-9 № 3715353 б/н "53"
|
14.02.1945 |
капитан Олег Матвеев |
сбит ЗА на Як-9 № 3215686, б/н "86" |
15.03.1945 |
хорунжий Александр Брох |
не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-9 б/н 81. Вероятно разбился в морю около 13.00. |
16.03.1945 |
Талдыкин Иван Г. |
Погиб в боевом вылете, разбился в 16.00 на самолёте Як-9 345315 б/н 15 в районе Полчына. По документам полка пилотажная ошибка. |
20.04.1945 |
хорунжий Роман Дариуш Вежхницкий |
погиб во время взлета из Барнувка на самолете Як-9 33153819 б/н 19. Небоевая потеря.
|
23.04.1945 |
лейтенант Анатолий Широкун |
разбился во время посадки после боевого вылета. Самолёт Як-9 4115304 б/н 04 сгорел. |
|
|
|
|
|
|
|