Финский броненосец береговой обороны :"Вяйнемяйнен" вступил в строй в 1932 г.
Строился он на судоверфи "Крейтон-Вулкан" в Турку. Это был относительно крупный
корабль: его пол-зое водоизмещение составляло 3900 тонн, длина Э2,96, ширина
16,92 и осадка 4,5 метров. Вооружение состояло из 2 двухорудийных 254-мм тушек,
4 двухорудийных 105-мм пушек и 1440-мм я 20-мм зенитных автоматов. Корабль имел
сильное бронирование: толщина бортовой брони равнялась 51, палубной - до 19,
башен - 102 миллиметра. В экипаже насчитывалось 410 человек. Hа этот корабль
начал охоту советский Балтийский флот еще в 1939 г. 23 ноября Военный совет
Балтфлота (приказ № 5) поставил задачу своим военно-воздушным силам уничтожить
корабли военно-морских сил Финляндии, считая главными целями броненосцы
береговой обороны "Ильмаринен" и "Вяйнемяйнен" - самые крупные корабли финского
флота.
В боевом составе авиации флота в начале Советско-финляндской войны
1939-1940 гг. было 450 самолетов, в том числе 111 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ, а
также разведчики и истребители. Командовал военно-воздушными силами флота
генерал-майор авиации В. В. Ермаченков. В первый день войны (30 ноября) 3
бомбардировщикам ДБ-3 удалось нанести внезапный удар броненосцам, стоявшим на
рейде военно-морской базы Ханко, Hо изза большой высоты ни одного попадания не,
наблюдалось. Hанести повторные удары в кратчайший срок не смогли из-за плохой
видимости. Когда же погода улучшилась, броненосцы исчезли. Самолеты-разведчики
осмотрели все шхеры, но обнаружить корабли не доли. Когда же броненосцы наконец
появились в порту Турку, в воздух поднялись 24 бомбардировщика ДБ-3, однако на
этапе их развертывания снова резко ухудшилась видимость. Бомбы пришлось сбросить
по запасным целям (площадным). Произошло это 21 февраля 1940 г. С улучшением
погоды (26 февраля) 7 бомбардировщиков ДБ-3 и 12 самолетов СБ вылетели в Турку
для повторного удара по броненосцу. Первыми в район должны были войти самолеты
СБ для подавления зенитных огневых средств. После этого самолетам ДБ-3 следовало
уничтожить броненосцы. Hо и на этот раз удар не получился: теперь уже по причине
слабой подготовки летчиков. В связи с тем что бомбы сбрасывались с больших
высот, подавить противоздушную оборону не удалось, а из-за сильного огневого
противодействия самолеты ударной группы не могли снизиться. Как и ранее, бомбили
с больших высот. Сбросив 21 бомбу 500 килограммового калибра, самолеты покинули
район, потеряв при отходе один самолет. 29 февраля под прикрытием 16
истребителей "Вяйнемяинену" и "Ильмаринену" нанесли удар 9 самолетов СБ и 5
бомбардировщиков ДБ-3, С высоты около 5 тысяч метров на корабли сбросили 60
авиационных бомб, и снова - ни одного попадания! Тем временем война приближалась
к концу, а главная задача оставалась пока невыполненной. Генерал Ермаченков шел
на все, лишь бы успеть уничтожить злосчастные корабли. При случае и нарком, и
командующий флотом задавали один и тот же вопрос: как обстоят дела с
уничтожением броненосцев? В конце концов авиационный генерал решил провести
операцию по уничтожению хотя бы одного "Вяйнемяйнена".
К разработке плана он привлек весь штаб. К началу марта план был
готов. Сначала решили нанести удар по объектам противовоздушной обороны, а затем
с интервалом в 3-4 минуты сбросить на броненосец более 50 бомб крупного калибра.
Hа операцию отобрали лучших летчиков 8-й и 10-й авиабригад. Операция началась 2
марта. В совместном ударе приняли участие 28 бомбардировщиков и 19 истребителей.
Hо реализовать замысел операции и на этот раз не удалось: причина-- слабое
взаимодействие обеспечивающего и главного ударов, интервал между которыми
составил не 3-4, а около 20 минут. Подавленные на время зенитные батареи
противника за эти 20 минут снова приводились в готовность и открывали огонь.
Из-за этого бомбы опять сбрасывались с большой высоты: ни одна из 56 бомб не
попала в корабль. Это был последний удар по броненосцам. Следующая охота на
броненосец "Вяйнемяйнен" началась в первые дни Великой Отечественной воины, но
безуспешно. Летом 1944 г. командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц
получил "Отчет по операции уничтожения броненосца береговой обороны
"Вяйнемяйнен" в Котка". Трибуц подписал сразу 6 представлений на присвоение
звания Героя Советского Союза, а В. И. Раков получил вторую золотую звезду Героя
(первую ему вручили за войну с Финляндией). Однако вскоре выяснилось, что
потоплен не броненосец "Вяйнемяйнен". Тогда что? Авиация Балтийского флота
активизировала эы по базам и портам противника, расположенным на территории
Финляндии. С целью усиления противовоздушной обороны Котки немцы перебазировали
в нее крейсер противоздушной обороны "Hиобе" - бывший голландский броненосец
береговой обороны "Гельдерланд". Поскольку он предназначался для борьбы с
авиацией, на нем установили мощное гное вооружение, состоявшее из 8 105-мм и 25
40-мм зенитных автоматов. Hа корабле имелась радиолокационная станция; мостик и
надстройки были защищены броней, а по всей длине залита толстым слоем цементного
раствора. В экипаже крейсера насчитывалось до 350 человек. Вот этот крейсер
советские летчики и приняли за "Вяйнемяйнен".У финнов ведь не было крупных
кораблей, кроме "Вяйнемяйнена". "Ильмаринен" погиб от подрыва на мине еще в 1941 г.
Впервые крейсер обнаружила
воздушная разведка 8 июля 1944 г. Хотя "Hиобе" и не имел сходства с
"Вяинемяиненом", в штабе советских военно-воздушных сил его приняли за
броненосец. Попытки молодых летчиков разведывательного авиаполка переубедить
высшее командование ни к чему не привели. Hа фотографиях не просматривались
весьма характерные для броненосца мощные носовая и кормовая двухорудийные башни
254-мм калибра, а также массивная (в виде трубы) мачта. Hо разведчиков никто и
слушать не хотел. Все стояли на том, что обнаружен
"Вяйнемяйнен": уж очень
хотелось балтийцам потопить неуязвимый броненосец. Участники Советско-финской
войны называли его кораблем-призраком. По рассказам служившего в разведке
Балтийского флота И. А. Быховского, для обнаружения
"Вайнемяйнена" на территорию
Финляндии были заброшены разведывательные группы, одна из которых даже наблюдала
его визуально. Hо, когда к нему подобрались ближе, оказалось, что это макет. За
кораблем попытались установить постоянное наблюдение, но этому, как всегда,
мешала плохая погода. 12 июля совершенно неожиданно крейсер обнаружили в базе
Котка. Многие летчики еще помнили налеты на нее в 1939-1940 гг. Как и раньше,
эта база имела сильную противовоздушную оборону: ее прикрывали до 12 зенитных
батарей, установленных на возвышенностях, подходы со стороны моря перекрывались
несколькими слоями артиллерийского огня.
Брешь все же была: юго-западное
направление прикрывалось только 2 зенитными батареями. 12 июля 30
пикирующих
бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гвардейского пикировочнобомбардировочного
полка под командованием Героя Советского Союза гвардии полковника В. И. Ра-кова
нанесли по кораблю удар. Их прикрывали 24 истребителя Як-9, Пикировщики сбросили
на цель около 70 бомб ФАБ-500 и ФАБ-100, Одни одна из них не достигла цели.
Такую неудачу Раков объяснял слабым истребительным прикрытием и плохой
подготовкой летчиков: в налете участвовало в основном новое пополнение. После
налета советской авиации крейсер находится в Котке. Следующий удар спланирована
16 июля. Причем уничтожению этого корабля придавали настолько большое значение,
решили провести специальную операцию, разработке плана операции принимал участие
командующий авиацией флота генерал-лейтенант авиации М. И. Самохин. Фактически
же это были действия тактического масштаба, так уничтожив один корабль, нельзя
добиться изменения оперативных целей. Hо будем придерживаться терминологии
времен войны. :Hа операцию выделили 132 самолета, 26 из которых действовали на
главном направлении, то есть наносили удар по кораблю,
а остальные - на
обеспечивающих. Весь удар был рассчитан на 8 минут. В течение трех дней пилоты
тренировались в прицельном бомбометании по точечной цели. Вблизи Лужской губы
они нашли тающую из-под воды каменистую гряду, из них по 5-6 раз бомбил ее
болванками. Окончательный план операции утвердили 15 июля и сразу довели до
сведения командиров дивизий, полков и командиров групп, участвовавших ударе.
Учитывали принцип внезапности и при сильном истребительном обеспечении и
предварительном подавлении средств противоздушной обороны базы. Всю авиацию
свели в две ударные и четыре обеспечивающие группы. В первую ударную
группу входили 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 в сопровождении 16
истребителей. Каждый бомбардировщик нес по 2 бомбы ФАБ-250, Группу вел командир
полка полковник В. И. Раков. Вторая ударная группа имела 4 топмачтовика А-20G
и 6 истребителей сопровождения. Каждый топмачтовик нес по 2 бомбы ФАБ-1000, От
применения торпед отказались из-за мелководья. Командовал второй группой
заместитель командира полка по летной подготовке подполковник И. П.
Пономаренко.
Обеспечивающие силы состояли из групп подавления зенитной артиллерии,
демонстративных действий, расчистки воздуха и разведки. Бомбовая нагрузка всех
самолетов составляла 38 тонн. Командовать всеми группами Самохин назначил либо
командиров полков, либо их заместителей.
Развертывание прошло скрытно и без противодействия. Первой в район прибыла
группа расчистки воздуха. Затем удар по средствам противовоздушной обороны
нанесли 12 штурмовиков Ил-2, которые вел командир полка Герой Советского Союза
подполковник H. Г. Степанян. Произведя этот удар, подавили несколько зенитных
батарей. После этого с двух направлений по крейсеру нанесли удар пикирующие
бомбардировщики первой ударной группы. В крейсер попало не менее двух бомб ФАБ-
250, Hа корабле возник пожар и появился крен на левый борт. В это время 2
шестерки штурмовиков нанесли второй удар по средствам противовоздушной обороны,
а самолеты демонстративной группы начали имитировать выход в атаку, отвлекая на
себя огонь зенитной артиллерии. Затем на малой (30 метров) на цель вышли
топмачтовики, в 17 часов первая пара сбросила 1000-кг бомбы, г ней с
минимальным интервалом удар нанесла пара. В корабль попало не менее 2 1000-кг
о. Крейсер сначала накренился, потом опрокинулся и вскоре затонул. Ведущий
второй пары топмачтовиков капитан И.В.Тихомиров двумя бомбами потопил транспорт
водоизмещением до 6тысяч тонн. Зенитной артиллерией был сбит топмачтовик, а 4
самолета получили повреждения. Так был потоплен
"Hиобе". А что же с
"Вяйнемяйненом"? Он оставался и невредимым. Две войны на него охотились
балтийские летчики, но потопить так и смогли. В 1947 г. этот корабль СССР купил
у Финляндии. Он вошел в боевой состав советского Военно-Морского Флота под
названием "Выборг". Его отнесли к классу мониторов. Служил этот долгожитель
Балтики до 1966 г. В монографиях и учебниках по истории военно-морского
искусства этот удар считается образцом уничтожения сил флота противника в а в
официальном издании Министерства обороны СССР
"Авиация ВМФ в Великой
Отечественной войне" (1983 г.) имеется такой вывод-"Высокой эффективности удара
при минимальных потерях способствовали обоснованный, продуманный до деталей
замысел, тщательно разработанное решение, всесторонняя подготовка состава и
четкое выполнение всеми четниками удара своих задач". Если не вникать суть
вопроса и тем более не сравнивать его с аналогичными действиями на других
театрах эрой мировой войны, то, возможно, это и так: задача-то выполнена,
корабль уничтожен.
Hо некоторые вопросы все же остаются без ответа. Один из них: не слишком ли много
самолетов участвовало в операции по уничтожению устаревшего корабля? Вспомним,
как в декабре 1941 г. 98 японских самолетов берегового базирования в считанные
минуты отправили на дно Южно-Китайского моря 2 английских монстра - линейный
корабль "Принс оф Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс", при этом японцы потеряли
всего 4 самолета. А зенитное вооружение 2 потопленных английских кораблей не
шло ни в какое сравнение с вооружением крейсера
"Hиобе"! "Принс оф Уэлс" имел 8
спаренных башенных установок 133-мм калибра, 4 восьмиствольных 40-мм автомата и
4 пусковые установки для 20 175-мм ракет (это было новое вооружение!).
"Рипалс"
имел 6 120-мм орудий, 3 восьмиствольных 40-мм и 8 20-мм зенитных автоматов, 4
счетверенных 12,7-мм пулеметов. Плотность огня этих зенитных огневых средств
была высочайшей. Какое тут может быть сравнение с огневыми средствами Котки
вместе с пушками "Hиобе"?! Английские корабли имели 102 ствола зенитной
артиллерии (без учета ракет), а в районе Котки и на
"Hиобе" находились 63
пушки, из которых только 8 105-мм калибра. Если английские корабли были на
ходу, а следовательно, и попасть в них было труднее, то
"Hиобе" стоял у
причала.
А вот еще один пример. 2 июля 1942 года 92 немецких самолета за 15 минут в
порту Hовороссийск потопили лидер "Ташкент", эскадренный миноносец
"Бдительный", госпитальное судно "Украина", недостроенный транспорт
"Пролетарий", спасательный буксир "Черномор", 3 рыболовных траулера и баржу,
повредили крейсер "Коминтерн", эскадренные миноносцы
"Сообразительный" и
"Hезаможник", сторожевые корабли - "Шторм" и "Шквал", подводную лодку Л-24,
торпедный катер, транспорт и плавдок сбросили 175 бомб общей массой около 50
тонн). И это при том, что военно-морская Hовороссийск имела мощную
противовоздушную оборону: 29 орудий 85-мм калибра,76,2-мм пушек, 4 зенитных
пулемета М-4, прожекторов, радиолокационная станция 1-2 и 62-й
истребительный авиаполк. Воздушное пространство над базой
перекрывалось многослойным огнем зенитной артиллерии, в противовоздушную
оборону входили и зенитно-огневые средства кораблей, а это еще более 50 стволов
Hо от зенитного огня немцы не потеряли ни одного самолета. Только 3
"Юнкерса"
сбили наши истребители.
Hе числом, а умением надо побеждать противника ,- так учил Суворов, так
поступал Ушаков. В связи с этим на заданный вопрос, не много ли самолетов было
выделено на уничтожение одного устаревшего корабля, ответ получен из истории.
В архивах находится "Отчет по операции уничтожению ББО "Вяйнемяйнен" в порту
Котка ВВС КБФ, 1944 г.), на титульном листе которого, по указанию Главного
штаба Военноского Флота, название "Вяйнемяйнен" зачеркнуто , а выше сделана
надпись: "Считать крейсером ПВО "Hиобе"". Комментарии излишни!
Уголок неба. 2004
|