Значительные потери авиационной техники во время ее транспортировки из СССР и
все усиливающаяся морская блокада
республиканских портов флотами интервентов и мятежников поставили вопрос о
строительстве боевых самолетов на
местных авиазаводах.
Уже в ходе войны была предпринята попытка начать серийный выпуск голландских
самолетов "Фоккер С-10" и "Фоккер Д-
21". Задание было поручено авиазаводу "SAF-15" в Аликанте, но оно не было
выполнено по "С-10".
Не повезло и "Фоккеру Д-21". Из 25 самолетов, которые планировалось выпустить на
заводе, лишь один вышел на
испытание в конце декабря 1938 г. Производство остальных было прекращено. Такое
решение явилось вынужденной мерой,
продиктованной обстановкой. Авиацию Республики требовалось оснастить большим
количеством самолетов с высокими
тактико-техническими данными, для выпуска которых и освобождались
производственные мощности. Анализ состояния
предприятий авиационной промышленности Испании позволил ее руководству сделать
вывод о возможности развертывания
на них серийного выпуска советских истребителей "И-15" и "И-16".
То, что предпочтение было отдано именно этим самолетам, вполне объяснимо. Ведя
оборонительную войну, Испанская
республика нуждалась в истребителях, способных отражать налеты вражеской
авиации, вести борьбу с противником за
превосходство в воздухе. Поскольку основу самолетного парка республиканских ВВС
составляли истребители "И-15" и "И-
16", доставленные из СССР, то вполне логично, что выбор пал именно на них.
Эти самолеты были уже достаточно хорошо освоены испанским летным и техническим
составом и не вызывали особой
сложности в эксплуатации. Еще одним веским аргументом явилось то, что авиазаводы
накопили значительный опыт по
ремонту этих машин, позволивший в достаточной степени изучить конструкцию
самолетов и отработать технологию
изготовления отдельных деталей и агрегатов.
К тому же испанские самолетостроители могли рассчитывать на техническую помощь
советских специалистов. Если они
обратились бы к другим государствам с просьбой о приобретении лицензий на их
самолеты (а следует напомнить, что почти
все значительные авиационные державы участвовали в работе Комитета по
невмешательству или поддерживали его), то
положительное решение вопроса было бы вряд ли возможным.
Первым советским самолетом, освоенным в Испании, стал "И-15", серийный выпуск
которого начался на авиационном
заводе "SAF-3/16" в 1937 г. Об этих машинах писал М.Кольцов. Завод также
осуществлял капитальный ремонт "И-15" и
выпуск запасных частей для их восстановления в полевых условиях.
К 1 января 1939 г. на заводе находилось еще 35 новых и 25 ремонтируемых
истребителей, выпуск которых сдерживался
отсутствием двигателей, дефицитом воздушных винтов, пулеметов и синхронизаторов.
Испанская промышленность не
выпускала авиационных пулеметов, ввозя их из-за границы, и в условиях морской
блокады, в которой оказалась страна в
годы войны, это особенно остро отразилось на боеспособности ее ВВС. Из-за
прекращения поставок из СССР пулеметов
"ПВ-1" на новые истребители "И-15" приходилось ставить уже побывавшие в ремонте
или снятые с самолета "Р-5". Но даже
такие меры не могли решить проблему; к 1 января 1939 г. на авиазаводах скопилось
55 безоружных "И-15".
Самым радикальным способом решения этого вопроса стала работа по организации
производства
"ПВ-1". По предложению советских специалистов на трех авиазаводах началось
изготовление их отдельных частей. К этой
работе был подключен и "SAF-3/16", которому поручалось выпустить часть деталей
для 600 пулеметов.
Основной проблемой для завода было многотипность ремонтируемых самолетов.
Кроме "И-15", "И-16", "Р-5", "Р-2",
"Грумман С.23", здесь возвращались в строй "Потезы", "Девуатины", " Вулти", "Белланка"
и другие машины, что не давало
возможности хорошо организовать ремонт всех типов. Отдавая приоритет боевым
машинам, руководство
авиапромышленности оставило на заводе N 2 ремонт "И-15", "Р-5", "Грумман С.23" и
выпуск запасных частей к ним. При
помощи советских специалистов испанские авиационные заводы быстро наладили
серийный выпуск и ремонт истребителей
"И-15", что позволило восполнять боевые потери республиканской авиации.
Гораздо сложнее было с производством "И-16". Этот истребитель выпускался в
Испании, можно сказать, "незаконно".
Известно, что если самолет строится по лицензии, то вместе с эталонной машиной
его будущий изготовитель получает
комплект чертежей и всю техническую документацию. А здесь... были самолеты, были
специалисты, но не было никаких
документов.
Указывая на это несоответствие, Шарапов, занимавшийся в Испании организацией
серийного выпуска и ремонта советских
самолетов, отмечал в своем отчете: "Самолеты "Мошка" и моторы "М-25" осваиваются
испанской авиапромышленностью и
строятся без лицензий. По ним отсутствуют чертежи, технология, чертежи
приспособлений и другая техническая
документация, которая необходима для освоения нового типа. Чертежи снимаются на
заводах непосредственно с ремонтных
деталей или новых запасных частей, присылавшихся из Союза.
Тратится много времени и энергии на то, чтобы сделать анализы и определить,
из какого сорта материала должна
изготовиться та или иная деталь. Для устранения допусков делаются измерения
нескольких деталей...
Нельзя признать нормальным в военное время снимать чертежи путем обмера
деталей. Это отнимает много времени. Но
другого выхода не было. На наш запрос о высылке чертежей из деревни (Москвы) нам
даже не ответили".
Но не только невнимание и безразличие нашего руководства сдерживало серийный
выпуск самолетов. Недопоставки станков
и оборудования из-за бюрократической системы управления испанской
авиапромышленностью также вносили в это свою
лепту. Тот же Шарапов, перечисляя многочисленные неурядицы, связанные с
деятельностью управленческого аппарата, с
горечью констатировал: "Испания - страна классического бюрократизма".
"С сожалением констатирую отсутствие нашей технической помощи, - писал
Шарапов. - Если бы наша страна оказала
техническую помощь - технической документацией и необходимыми специалистами,
Республиканская Авиация не была бы
в таком катастрофическом положении, в котором она находится теперь."
Уголок неба. 2004
|