Уголок неба ¦ Советские самолеты испанской постройки

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Советские самолеты испанской постройки
             
         n Михаил Жирохов  


 

Значительные потери авиационной техники во время ее транспортировки из СССР и все усиливающаяся морская блокада республиканских портов флотами интервентов и мятежников поставили вопрос о строительстве боевых самолетов на местных авиазаводах.

Уже в ходе войны была предпринята попытка начать серийный выпуск голландских самолетов "Фоккер С-10" и "Фоккер Д- 21". Задание было поручено авиазаводу "SAF-15" в Аликанте, но оно не было выполнено по "С-10".

Не повезло и "Фоккеру Д-21". Из 25 самолетов, которые планировалось выпустить на заводе, лишь один вышел на испытание в конце декабря 1938 г. Производство остальных было прекращено. Такое решение явилось вынужденной мерой, продиктованной обстановкой. Авиацию Республики требовалось оснастить большим количеством самолетов с высокими тактико-техническими данными, для выпуска которых и освобождались производственные мощности. Анализ состояния предприятий авиационной промышленности Испании позволил ее руководству сделать вывод о возможности развертывания на них серийного выпуска советских истребителей "И-15" и "И-16".

То, что предпочтение было отдано именно этим самолетам, вполне объяснимо. Ведя оборонительную войну, Испанская республика нуждалась в истребителях, способных отражать налеты вражеской авиации, вести борьбу с противником за превосходство в воздухе. Поскольку основу самолетного парка республиканских ВВС составляли истребители "И-15" и "И- 16", доставленные из СССР, то вполне логично, что выбор пал именно на них.

Эти самолеты были уже достаточно хорошо освоены испанским летным и техническим составом и не вызывали особой сложности в эксплуатации. Еще одним веским аргументом явилось то, что авиазаводы накопили значительный опыт по ремонту этих машин, позволивший в достаточной степени изучить конструкцию самолетов и отработать технологию изготовления отдельных деталей и агрегатов.

К тому же испанские самолетостроители могли рассчитывать на техническую помощь советских специалистов. Если они обратились бы к другим государствам с просьбой о приобретении лицензий на их самолеты (а следует напомнить, что почти все значительные авиационные державы участвовали в работе Комитета по невмешательству или поддерживали его), то положительное решение вопроса было бы вряд ли возможным.  

Первым советским самолетом, освоенным в Испании, стал "И-15", серийный выпуск которого начался на авиационном заводе "SAF-3/16" в 1937 г. Об этих машинах писал М.Кольцов. Завод также осуществлял капитальный ремонт "И-15" и выпуск запасных частей для их восстановления в полевых условиях.  

К 1 января 1939 г. на заводе находилось еще 35 новых и 25 ремонтируемых истребителей, выпуск которых сдерживался отсутствием двигателей, дефицитом воздушных винтов, пулеметов и синхронизаторов. Испанская промышленность не выпускала авиационных пулеметов, ввозя их из-за границы, и в условиях морской блокады, в которой оказалась страна в годы войны, это особенно остро отразилось на боеспособности ее ВВС. Из-за прекращения поставок из СССР пулеметов "ПВ-1" на новые истребители "И-15" приходилось ставить уже побывавшие в ремонте или снятые с самолета "Р-5". Но даже такие меры не могли решить проблему; к 1 января 1939 г. на авиазаводах скопилось 55 безоружных "И-15".  

Самым радикальным способом решения этого вопроса стала работа по организации производства "ПВ-1". По предложению советских специалистов на трех авиазаводах началось изготовление их отдельных частей. К этой работе был подключен и "SAF-3/16", которому поручалось выпустить часть деталей для 600 пулеметов.  

Основной проблемой для завода было многотипность ремонтируемых самолетов. Кроме "И-15", "И-16", "Р-5", "Р-2", "Грумман С.23", здесь возвращались в строй "Потезы", "Девуатины", " Вулти", "Белланка" и другие машины, что не давало возможности хорошо организовать ремонт всех типов. Отдавая приоритет боевым машинам, руководство авиапромышленности оставило на заводе N 2 ремонт "И-15", "Р-5", "Грумман С.23" и выпуск запасных частей к ним. При помощи советских специалистов испанские авиационные заводы быстро наладили серийный выпуск и ремонт истребителей "И-15", что позволило восполнять боевые потери республиканской авиации.  

Гораздо сложнее было с производством "И-16". Этот истребитель выпускался в Испании, можно сказать, "незаконно". Известно, что если самолет строится по лицензии, то вместе с эталонной машиной его будущий изготовитель получает комплект чертежей и всю техническую документацию. А здесь... были самолеты, были специалисты, но не было никаких документов.  

Указывая на это несоответствие, Шарапов, занимавшийся в Испании организацией серийного выпуска и ремонта советских самолетов, отмечал в своем отчете: "Самолеты "Мошка" и моторы "М-25" осваиваются испанской авиапромышленностью и строятся без лицензий. По ним отсутствуют чертежи, технология, чертежи приспособлений и другая техническая документация, которая необходима для освоения нового типа. Чертежи снимаются на заводах непосредственно с ремонтных деталей или новых запасных частей, присылавшихся из Союза.  

Тратится много времени и энергии на то, чтобы сделать анализы и определить, из какого сорта материала должна изготовиться та или иная деталь. Для устранения допусков делаются измерения нескольких деталей...  

Нельзя признать нормальным в военное время снимать чертежи путем обмера деталей. Это отнимает много времени. Но другого выхода не было. На наш запрос о высылке чертежей из деревни (Москвы) нам даже не ответили".  

Но не только невнимание и безразличие нашего руководства сдерживало серийный выпуск самолетов. Недопоставки станков и оборудования из-за бюрократической системы управления испанской авиапромышленностью также вносили в это свою лепту. Тот же Шарапов, перечисляя многочисленные неурядицы, связанные с деятельностью управленческого аппарата, с горечью констатировал: "Испания - страна классического бюрократизма".  

"С сожалением констатирую отсутствие нашей технической помощи, - писал Шарапов. - Если бы наша страна оказала техническую помощь - технической документацией и необходимыми специалистами, Республиканская Авиация не была бы в таком катастрофическом положении, в котором она находится теперь."









Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100