Несмотря на то, что торпедоносная авиация существовала в ВВС ВМФ СССР еще в предвоенный период, первых побед на всех трех воюющих флотах пришлось ждать довольно долго. Сказался и
недостаток боевого опыта, и то, что самолеты, оборудованные для торпедных атак (ДБ-3 и ДБ-Зф), в 1941-42 гг. использовались крайне редко по прямому назначению.
Первыми успеха добились морские летчики Заполярья. Экипажи пары Ил-4 из
2-го смешанного Гв.КАП 9 августа 1942 г. после возвращения из крейсерского полета к берегам противника доложили о потоплении неприятельского транспорта водоизмещением в 6000 т. Атака была произведена
в точке с координатами 70°58'сш. 26°30'вд. По документам противника, противолодочный отряд в составе трех сторожевых кораблей вечером этого дня в р-неСверхольдта был внезапно атакован со стороны
берега на небольшой высоте двумя самолетами-торпедоносцами, которые были определены как "Бристоль" (?). СторожевикV6113 "Гот" в 17.16 получил попадание торпеды в центральную часть и потерял ход.
Вторая торпеда прошла мимо. Другому сторожевику из этого отряда -V5905 - удалось отбуксировать аварийный корабль с затопленным машинным отделением в порт Хоннингс-вааг, но в строй его так и не ввели.
Балтийцы открыли свой боевой счет почти через три месяца после этой атаки. 26 октября 1942 г. экипажи двух Ил-4 из 1 -го Гв.МТАП, вернувшись из одиночных крейсерских полетов, доложили о потоплении
двух транспортов, водоизмещением по 6000 т каждый (один - в точке с координатами 59°45' сш. 27°17' вд., другой - в районе 59°37' сш. 27°17' вд.). По документам противника установлено, что в тот день в
районе о. Большой Тютерс со всем экипажем из 45 человек погиб немецкий охотник за подводными лодками UJ1204. Его обломки были обнаружены в точке с координатами 59°48 сш. 27°11' вд. Немецкое
командование посчитало, что корабль, который нес одиночный противолодочный дозор, погиб на мине.
Последними записали на свой счет победу торпедоносцы-черноморцы. Причем мы имеем редкую возможность сравнить обстоятельства этой успешной атаки по материалам обеих сторон. 22 января 1943 г. к-н
И.Василенко поднял в воздух свой Ил-4 из состава 5-го Гв.МТАП для дальнего крейсерского полета. В течение 9 часов предстояло пройти по маршруту 2500 км, осмотреть коммуникации северозападного района
Черного моря, побывать у Севастополя, Очакова, Одессы, Сулины. Экипаж стартовал рано утром - с расчетом выполнить задание засветло. Погода для атаки была благоприятной, но для пилотирования и
навигации машины - весьма сложной. Частые дождевые заряды, низкая облачность, сильный ветер, болтанка изматывали авиаторов. Обследовав район от Севастополя до мыса Тарханкут, направились через
Каркинитский залив к Тендровской косе, затем к Одессе.
Вокруг - только чистое море, хотя полет длился уже шесть часов. Солнце медленно клонилось к закату. Заканчивался выделенный для крейсерства запас горючего, и штурман к-н Н.Андриенко напомнил
командиру, что до своего аэродрома около трех часов полета. Но летчики все же решили дойти до Сулины. И не зря. На подходах к Сулинскому гирлу Дуная они обнаружили конвой, который уже начал
втягиваться в устье реки, направляясь в порт. Мгновенно снизившись до высоты 20 м, торпедоносец устремился к одному из транспортов. Фашистские корабли заметили его и встретили ожесточенным огнем.
Вслед ударила и береговая артиллерия. Самолет шел среди шапок разрывов и водяных столбов. Все это выглядело как в страшном сне. Но Ил-4 уже лег на боевой курс, и ничто не могло ему помешать. Цель - в
центре визира. Когда до нее осталось 500 м, Андриенко сбросил торпеду. Маневрировать было поздно: вокруг корабли охранения и при развороте вся плоскость машины оказалась бы под прицельным огнем.
Самолет пронесся над противником, поливая его свинцом из трех бортовых пулеметов.
Торпеда попала в цель и взорвалась. Транспорт загорелся и стал тонуть. Подошедшая к борту для оказания помощи баржа также запылала - очевидно, огонь перекинулся и на нее. Экипаж лег на курс к своему
аэродрому, зафиксировав все происходящее на пленку. Однако победа далась нелегко - торпедоносец получил повреждения: пробита в нескольких местах штурманская кабина, с перебоями работал правый мотор.
Ухудшилась и погода - прямо по курсу стояла низкая облачность, пришлось идти в полосе дождя при сильной болтанке. После двух часов полета стал хандрить и левый мотор. Летчик старался дотянуть до дома
наикратчайшим путем. Когда до аэродрома оставалось 20 минут полета, правый мотор отказал. Торпедоносец начал терять высоту. Наступила ночь, видимость резко ухудшилась. Вести подбитую машину вслепую
оказалось невозможным, и штурман проложил путь к ближайшей посадочной площадке - на мыс Пицунда. До берега дотянуть удалось, и летчик, используя только посадочную фару, сумел благополучно посадить
самолет. За умелое выполнение боевого задания, мужество и героизм, проявленные в этом полете, к-н И.Василенко награжден орденом Красного Знамени, а штурман звена к-н Н.Андриенко - орденом
Отечественной войны 1-й степени.
А вот как описывает эту атаку автор монографии "Венгерский торговый флот во второй мировой войне", отставной капитан Золтан Петехази, пользовавшийся мадьярскими архивными документами. "22 января
теплоход "Колошвар" (Koloszvar) 1030 брт./1200 т в охранении двух немецких тральщиков типа "R" подошел к Сулинскому рейду, где намечалось формирование большого конвоя. Тральщики оставили судно на
рейде и направились к Сулине. В это время на судне услышали пролет на небольшой высоте одиночного самолета, с которого что-то упало в воду. Это была авиаторпеда. С командирского мостика заметили след
из воздушных пузырей, но сама торпеда была сброшена на расстоянии всего около 120 метров. Командир Дениш Добузи немедленно начал маневрировать, но катастрофы избежать уже не удалось. Торпеда попала в
корму судна и взорвалась в машинном отделении. Погибла вся машинная команда и 7 немецких зенитчиков, которые находились у кормового орудия (20-мм зенитного автомата ). Загорелась разлившаяся по воде
нефть, и корма в одно мгновение была охвачена огнем. Капитан и старший помощник сразу занялись размещением уцелевших членов экипажа в спасательных шлюпках, чтобы покинуть полностью охваченное огнем
судно. Корпус теплохода весь выгорел. То, что осталось, позже было отбуксировано на верфь "Ганц Данубиус" в Будапеште. Было найдено только тело главного механика, которое было похоронено на Сулинском
кладбище. Из 34 человек экипажа погибли 14-7 венгров и 7 немцев."
Как видно из описания этой мастерской атаки, все было несколько проще - не было "шквала зенитного огня" - стрелял только кормовой зенитный 20-мм автомат "Эрликон", да и за баржу у борта горящего судна
были приняты спущенные спасательные средства. В любом случае, противник был застигнут врасплох и поплатился за это потерей ценного судна, недостаток в которых немцы остро ощущали до конца боевых
действий на Черном море.
Победы советской авиации на морских ТВД
|
Тип самолета |
Флоты |
|
КБФ |
СФ |
ЧФ |
Всего |
Ил-2 |
167 |
39 |
127 |
294 |
А-20 |
98 |
21 |
41 |
160 |
Пе-2, Пе-3 |
68 |
16 |
64 |
148 |
ДБ-3, Ил-4 |
20 |
14 |
64 |
94 |
Пе-8 |
3 |
- |
- |
3 |
МБР-2 |
3 |
- |
18 |
21 |
СБ |
1 |
3 |
24 |
28 |
Ар-2 |
1 |
- |
- |
1 |
И- 153 |
1 |
- |
4 |
5 |
МДР-6 |
1 |
- |
- |
1 |
Ла-5 |
1 |
- |
- |
1 |
Р-40 |
- |
39 |
- |
39 |
Hampden |
- |
3 |
- |
3 |
Р-39 |
- |
3 |
- |
3 |
В-25 |
- |
- |
5 |
5 |
ГСТ |
- |
- |
1 |
1 |
И-16 |
- |
- |
2 |
2 |
Р-10 |
- |
- |
2 |
2 |
Як-9 |
- |
- |
4 |
4 |
Як-1 |
- |
- |
1 |
1 |
Торпедоносцы-тихоокеанцы открыли свой боевой счет уже в первый день боевых действий (сказался богатый боевой опыт военных лет). Вылетевшие для "свободной охоты" в центральной части Японского моря
Ил-4 из 2-го МТАП в 18.50 торпедировали и потопили в точке с координатами 40°25' сш. 128°18' вд. японский сухогруз "Теншо Мару" (Tensho Maru) водоизмещением в 3035 брт.
Судьба судов, ставших жертвами первых успешных атак советской торпедоносной авиации, по-своему примечательна. "Заполярный" Тот" начал войну в качестве английского траулера НМТ-263 "Cape Siretolo", но
уже 28 апреля 1940 г. был потоплен немцами в Мельде-фьорде. Вскоре был поднят и вошел в состав ВМС Германии. Его водоизмещение было не 6000 т (как доложили экипажи Ил-4), а только 452 брт. (1000 т).
Аналогичных размеров был потопленный на Балтике UJ1204 - бывший немецкий рыболовный траулер PG-322 "Bohmen" - 475 брт. Почему же в обоих случаях авиаторы доложили о потоплении судов по 6000 т? Дело в
том, что в годы войны экипажам советских подводных лодок, торпедных катеров и боевых самолетов за подтвержденное потопление вражеских судов и кораблей выплачивались денежные премии. Размер этих премий
напрямую зависел от размеров потопленного судна, причем интересно, что премии делились по "флибустьерскому праву" - половина командиру, а вторая половина делилась поровну между членами команды.
Командование флотов, конечно, знало, что экипажи при докладах обычно преувеличивают размеры уничтоженных целей в несколько раз, но закрывало на это глаза.
Победы советской торпедоносной авиации |
1азвание или номер |
Тоннаж |
Район |
Кол-во с-тов/ часть |
Балтика |
1942г. |
|
|
|
|
|
26.Х |
Охотник |
Uj 1204 |
475 |
о.Титарсаари |
2 Ил-4/ 1 МТАП |
1943г. |
|
|
|
|
|
2.V! |
ТР |
Heinrich von Plauen |
1746 |
м.Домеснес |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
8.VI |
шхуна |
Gullkrona |
476 |
Бортническийзал. |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
23. VIII |
ТР |
Herakles |
5103 |
о.Уте |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
2. IX |
плавмаяк |
Rauma |
500 |
Раума |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
2. IX |
ТР |
SveraerReuther |
? |
Паланга |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
16. IX |
СКР |
Visko |
360 |
о.Кери |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
26. IX |
ТР |
Hildegard |
1287 |
Виндава |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
30. IX |
ПБ |
Zulehow-17 |
396 |
м.Стейнорт |
1 Ил-4/ 1 МТАП |
1.XI |
ТР |
Marienburg |
1322 |
м.Стейнорт |
1 A-20G/ 1 МТАП |
1944г. |
|
|
|
|
|
27.V |
ТР |
AnniAhrens |
895 |
м.Домеснес |
1 A-20G/ 1 ГМТАП |
15.VII |
ТР |
Hochsee |
2245 |
м.Стейнорт |
2 A-20G/ 1 ГМТАП |
25.VII |
ТР |
Nordwind |
376 |
Таллинн |
4A-20G/51 МТАП |
13. VIII |
СКР |
TF11 |
491 |
Курише-Нерунг |
4A-20G/1 ГМТАП |
22. IX |
ТР |
Моего |
6111 |
57°26'N, 20°18'Е |
4A-20G/ 1 ГМТАП |
25.IX |
ТР |
Meyersledge |
828 |
58°03'N, 24°01'N |
4A-20G/1 ГМТАП |
10.Х |
ТР |
Inge Christophersen |
1353 |
Мынту |
4А-20С/51-Й МТАП |
7.XII |
СКР |
V1606 |
422 |
м.Стейнорт |
9 |
7.XII |
СКР |
Vs 515 |
252 |
м.Стейнорт |
7 |
1945г. |
|
|
|
|
|
14.1 |
ТР |
MimiHorn-ll |
2211 |
м.Брюстерорт |
2A-20G/51 МТАП |
15.1 |
РТ |
Fedinandt |
286 |
м.Риксгефт |
4A-20G/51 МТАП |
15.1 |
РТ |
Doggerbank |
257 |
м.Риксгефт |
4A-20G/51 МТАП |
5.11 |
ПБ |
SAT- 15 |
322 |
Пиллау |
4A-20G/51 МТАП |
16.11 |
ТР |
Emsstrom |
2517 |
ЮЗ Мемеля |
2 A-20G/ 1 ГМТАП |
1.111 |
ТР |
Gerrit Fritzen |
1707 |
косаХела |
4A-20G/51 МТАП |
9. Ill |
ТР |
Borbek |
6002 |
косаХела |
4A-20G/51 МТАП |
18.111 |
ТР |
RO-9 Orion |
1722 |
Штольпемюнде |
9A-20G/1 и 51 МТАП |
18.111 |
тш, |
R-227 |
175 |
Штольпемюнде |
9A-20G/1 и 51 МТАП |
22.111 |
ТР |
Frankfurt |
1186 |
м-к Стило |
12A-20G/1 и 51 МТАП |
25.111 |
ПБ |
LAT-7 |
218 |
Штольпемюнде |
4A-20G/1-U ГМТАП |
16. IV |
ТР |
H-11 Cap Gvir |
1536 |
56°23'М, 20°12'Е |
6А-20С/51-ЙМТАП |
18. IV |
ПБ |
SAT-5 |
399 |
Пиллау |
7А-20С/51-ЙМТАП* |
Заполярье |
1942г. |
|
|
|
|
|
9.VIII |
СКР |
V 6113(1) |
450 |
Сверхольдт |
2 ДБ-3/ 2 САП |
7.Х |
ТР |
DoraElise |
1320 |
Берлевог |
2 ДБ-3/ 2 САП |
1943г. |
|
|
|
|
|
25. IV |
ТР |
Leesee |
2624 |
Конгс-фьорд |
5Hampden/24MTAn |
1944г. |
|
|
|
|
|
23. III |
СКР |
V 6109 |
602 |
Варде |
? |
2. IV |
ТР |
Andenes |
883 |
Линген-фьорд |
1 A-20G/ 9 МТАП |
11.V |
СКР |
V 6113(11) |
514 |
Конгс-фьорд |
5 A-20G/ 9 МТАП |
25.V |
ТР |
Solvikejn |
3502 |
Сюльте-фьорд |
6 Ил-4/9 МТАП |
16.VI |
ПБ |
Florianopolis |
7419 |
Стримберг |
5 A-20G/ 36 МТАП |
17.VI |
ТР |
Dixie |
1671 |
Киркинес |
2 Ил-1 и 5 А-20/5 МТАД |
23. VIII |
ТР |
Ruhr |
325 |
Вадсе |
26 A-20G/ 5 МТАД |
19. IX |
ПБА |
Frieseland |
5434 |
м.Нордкап |
2 A-20G/ 9 МТАД |
14.Х |
ПМ |
Sudmeer |
8133 |
Порсангер-фьорд |
5 A-20G/ 36 МТАП |
16.Х |
тщ |
R-301 |
175 |
Варде |
10А-20С/5МТАД |
24.Х |
СКР |
V 6111 |
435 |
Вадсе |
4A-20G/36 МТАП |
27.Х |
ПБ |
MRS-26 |
4010 |
Порсангер-фьорд |
9 A-20G/ 36 МТАП |
Черное море |
1943г. |
|
|
|
|
|
22. 1 |
ТР |
Koloszvar |
1030 |
Сулина |
1 Ил-4/ 5 МТАП |
12. VIII |
ТР |
Boy Feddersen |
6689 |
м.Тартанкут |
5 A-20G/ 36 МТАП |
17.Х |
БДБ |
F 41 8C |
220 |
Ак- Мечеть |
5 Ил-4/ 5 МТАП |
1944г. |
|
|
|
|
|
19.111 |
ТР |
Larissa |
1819 |
Ак-Мечеть |
9 A-20G/ 36 МТАП |
10. IV |
ТР |
AlbrechtDurer |
570 |
Сулина |
4 Ил-4/ 5 МТАП |
|
|
|
|
|
5 A-20G/ 36 МТАП |
10.V |
ТР |
Totila |
2773 |
У Севастополя |
A-20G/ 36 МТАП |
|
|
|
|
|
И л -4/ 5 МТАП |
10.V |
ТР |
Teia |
2770 |
У Севастополя |
A-20G/ 36 МТАП |
|
|
|
|
|
И л -4/ 5 МТАП |
Тихий океан |
1945г. |
|
|
|
|
|
9. VIII |
ТР |
Tensho Maru |
3035 |
Японское море |
2 Ил-4/ 2 МТАП |
22. VIII |
ТР |
DaitoMaru-49 |
744 |
Охотское море |
1 Ил-4/ 2 МТАП |
* Совместно с Пе-2 и Ил-2. |
Сокращения: ТР - транспорт, СКР - сторожевой корабль, ПБ • пяавбатарея, РТ - рыболовный траулер.
|
ГЩ- тр&льщик, ПБА - плавбазе авиации, ВДВ -быстроходная десантная баржа, ПМ - плавмастерская. |
Уголок неба. 2004
|