Первый именной Як-1 появился на Сталинградском фронте в ноябре 1942 г.
Это был самолет командира 291-го иап Героя Советского Союза майора
В.И.Шишкина. На левом борту этой машины была надпись: "Сталинскому
соколу майору Шишкину от колхозников колхоза "Сигнал революции"
Ворошиловского района Саратовской области", которая говорила сама за
себя. Собрав в фонд обороны 150 тысяч рублей, колхозники обратились на
завод с просьбой продать им самолет, чтобы от себя сделать подарок
защитникам Сталинградского фронта. При решении вопроса, кому передать
машину, помог директор саратовского авиазавода И.С.Левин, который
познакомился с летчиком В.И.Шишкиным во время своей поездки на фронт, а
надпись сделали по желанию покупателей. "Як" попал в надежные руки - за
войну В.И.Шишкин сбил 30 самолетов врага.
Почин был сделан и, стремясь не отстать, в других колхозах области
начали собирать средства на постройку эскадрильи "Саратовский колхозник"
в подарок фронтовым летчикам. 11 декабря 1942 г. в фонд обороны для этой
цели колхозники внесли 33 миллиона 500 тысяч рублей. На заводе для этих
самолетов даже изготовили трафарет, по которому наносили дарственные
надписи: "Защитникам Сталинградского фронта от колхозников ... района
Саратовской области". На подарке колхозников Жирновского района защищал
ленинградское небо В.Мочалов, Дурасовского района — ведомый Катрича -
Крюков, колхозников Балашова - А.И.Севрюков, самолет Красноярского
района попал в эскадрилью "Нормандия" к Иву Бизьену.
Одна машина попала к летчику Павлу Караваю.
Як-1Б П. П. Каравая, зима 1942 - 1943 гг.
Наибольшую известность получил Як-1, подаренный Ф.П.Головатым командиру
273-го иап (31-го гиап) майору Б.Н.Еремину. Впервые деньги для оплаты
постройки самолета были собраны одним человеком. Командование 8-й ВА
поручило подобрать для этого самолета летчика командиру 268-й над (6-й
гиад), которая в течение многих месяцев принимала самое активное
участие в воздушных боях за Сталинград. На решение командира Б.А.Сиднева
вручить этот Як-1 Б.Н.Еремину в большой степени повлиял бой семерки Як-1
из 296-го иап под его командованием против группы из 25 самолетов
противника (семи Ju.88 и Ju.87,
двенадцати Bf.109E,
приспособленных для бомбометания и несших бомбы, и шести
Bf.109F прикрытия),
состоявшийся 9 марта 1942 г. в районе Харькова. В первой же внезапной
атаке сзади с использованием РС-82 было уничтожено четыре самолета (из
них два Ju.88). Немецкая группа была
рассеяна, и при преследовании наши летчики сбили еще три
Bf.109. Для весны 1942 г., когда численное и
техническое превосходство было на стороне противника, этот выдающийся
бой стал мощным средством пропаганды.
Як-1Б командира 31-го ГвИАП Гвардии майора Б. Н. Ерёмина, зима 1943
года.
О
самолете Ф.П.Головатого хочется рассказать особо, потому что он -
единственный сохранившийся до наших дней Як-1. Самолет № 08110 был
изготовлен 14 декабря, принят военным представителем 15 декабря (в этот
же день выбран и оплачен Ф.П.Головатым), и с 18 декабря 1942 г. числился
за 31-м гиап. С 24 декабря 1942 г. по 28 сентября 1943 г. Б.Н.Еремин
выполнил на своем самолете 75 полетов. За этот период дважды в мае 1943
г. на нем слетал его заместитель майор С.Х.Куделя. Дальше на самолете
практиковались молодые летчики полка (Иванов, Баровой, Кривошеев,
Каптелов). Дело в том, что при очередном осмотре 1 сентября 1943 г. на
нем обнаружили коробление обшивки крыла и гаргрота фюзеляжа. После
нескольких боевых вылетов Б.Н.Еремина стало очевидным, что небезопасно
вести на нем бои. Интенсивные полеты продолжались до конца ноября 1943
г., после чего выполнялись лишь единичные вылеты из-за поломок. По
окончании ремонта носка крыла, поврежденного летчиком Каптеловым в
полете 30 ноября, 11 декабря 1943 г. на нем поднимался летчик Вирютин. А
17 декабря новая авария: у летчика Варсанахова на посадке убралась
хвостовая опора. Были повреждены руль поворота и нижняя хвостовая часть
фюзеляжа. После ремонта система уборки хвостовой опоры была заглушена.
"Як" совершил еще два полета. Во втором, 8 января 1944 г., летчик
Смирнов произвел очень грубую посадку, в результате дала трещину левая
стойка шасси, сложился "костыль" и даже треснула 11-я рама фермы
фюзеляжа. Последний вылет, продолжительностью 25 мин, выполнил 26
февраля 1944 г. летчик Базлов. Дальнейшие полеты прекратили в связи с
необходимостью замены лакокрасочного покрытия и частичной замены
фанерной обшивки. Так как самолет не был списан, регламентные работы на
нем продолжались до 20 апреля 1944 г. (согласно последней записи в
формуляре).
25
мая 1944 г. самолет передали 32-й раб для отправки в Саратов по просьбе
руководителей Саратовской области. Там его установили на центральной
площади. При перевозке и сборке Як-1 потерял зализы крыла и некоторые
другие детали. Поэтому при первой реставрации в 1944 г. он получил
недостающие части от Як-3, так как выпуск Як-1 к этому времени уже был
прекращен. Тогда же был заделан нижний фотолюк, изменено оборудование
кабины. От реставрации к реставрации изменялась окраска машины и
дарственная надпись (первый раз ее изменили в части в мае 1943 г.,
устранив орфографическую ошибку в написании фамилии дарителя). На капоте
было изображено то 8 (число сбитых Ереминым самолетов лично), то 14
(общее число сбитых машин на этом Як-1) звездочек. Таким образом, мало
что осталось от первоначального варианта. Всего при ресурсе в 300 ч
самолет налетал 102 ч 25 мин.
Як-1Б, выставленный в Саратове на площади Кирова летом 1944 года.
Почин Ф.П.Головатого тоже был подхвачен, и вскоре летчик А.Н.Катрич
получил Як-1 от колхозника Саратовской области И.Д.Фролова. А самолет
Еремина стал крылатым агитатором на освобожденных территориях, где еще
не знали о развернувшемся движении в помощь фронту. Там, где он побывал,
начинался сбор средств на постройку военной техники. В боевой состав ВВС
вошла эскадрилья "Освобожденный Донбасс" на Як-1 (третья эскадрилья
264-го иап). А колхозники села Шотово, где в октябре 1943 г. базировался
31-й гиап, подарили Як-1 командиру первой эскадрильи этого полка
А.М.Решетову. Самолет с бортовым номером 16 на левом борту нес
надпись:"Колхозники Шотовского сельсовета Ивановского района Запорожской
области - Герою Советского Союза гвардии майору Решетову". При
освобождении Польши летчик в одном из журналов увидел фотоснимок девочки
трех-четырех лет и изобразил детское лицо на обшивке фюзеляжа.
Истребитель Як-1Б Героя Советского Союза А. М. Решетова, 1944 год.
Подарок от земляков из г. Алма-Ата получил в виде самолета Як-1 командир
152-го гиап С.Д.Луганский.
Иногда дарственная надпись даже переносилась с
одного самолета на другой, как это было в 1-м польском иап "Варшава". В
период обучения М.Конечный получил Як-1 с бортовым номером 48 и надписью
на русском и польском языках: "От польского патриота проф.
Вольф-Мессинга — польскому летчику", выполненной серебрянкой. После
завершения подготовки к боевым действиям надпись перенесли, правда,
только на русском языке, на специально отобранный, новый, из поступивших
с завода, Як-1 с бортовым номером 13. На старом надпись закрасили.
Какое-то время Конечный летал на обоих самолетах, но вскоре передал
новый "именной" самолет Е.Чжовинскому, показавшему лучшие результаты при
обучении. На другую машину переносилась и дарственная надпись
Ф.П.Головатого. Пока неизвестно, летала ли эта машина или нет. Скорее
всего, надпись была сделана в пропагандистских целях для каких-то кино-
или фотосъемок, когда настоящего самолета уже не было в части.
Это только некоторые из большого числа именных самолетов. Автор
надеется, что посетители сайта помогут расширить их список и рассказать
поподробнее о судьбе каждого из них.