Уголок неба ¦ Именные Як-1

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации авиация второй мировой
   Именные Як-1
             
         n  



Первый именной Як-1 появился на Сталинградском фронте в ноябре 1942 г. Это был самолет командира 291-го иап Героя Советского Союза майора В.И.Шишкина. На левом борту этой машины была надпись: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхозников колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области", которая говорила сама за себя. Собрав в фонд обороны 150 тысяч рублей, колхозники обратились на завод с просьбой продать им самолет, чтобы от себя сделать подарок защитникам Сталинградского фронта. При решении вопроса, кому передать машину, помог директор са­ратовского авиазавода И.С.Левин, который познакомился с летчиком В.И.Шишкиным во время своей поездки на фронт, а надпись сделали по желанию покупателей. "Як" попал в надежные руки - за войну В.И.Шишкин сбил 30 самолетов врага.

Почин был сделан и, стремясь не отстать, в других колхозах области начали собирать средства на постройку эскадрильи "Саратовский колхозник" в подарок фронтовым летчикам. 11 декабря 1942 г. в фонд обороны для этой цели колхозники внесли 33 миллиона 500 тысяч рублей. На заводе для этих самолетов даже изготовили трафарет, по которому наносили дарственные надписи: "Защитникам Сталинградского фронта от колхозников ... района Саратовской области". На подарке колхозников Жирновского района защищал ленинградское небо В.Мочалов, Дурасовского района — ведомый Катрича - Крюков, колхозников Балашова - А.И.Севрюков, самолет Красноярского района попал в эскадрилью "Нормандия" к Иву Бизьену.

Одна машина попала к летчику Павлу Караваю.

Як-1Б П. П. Каравая, зима 1942 - 1943 гг.

Наибольшую известность получил Як-1, подаренный Ф.П.Головатым командиру 273-го иап (31-го гиап) майору Б.Н.Еремину. Впервые деньги для оплаты постройки самолета были собраны одним человеком. Командование 8-й ВА поручило подобрать для этого самолета летчика командиру 268-й над (6-й гиад), которая в течение многих месяцев принимала самое актив­ное участие в воздушных боях за Сталинград. На решение командира Б.А.Сиднева вручить этот Як-1 Б.Н.Еремину в большой степени повлиял бой семерки Як-1 из 296-го иап под его командованием против группы из 25 самолетов противника (семи Ju.88 и Ju.87, двенадцати Bf.109E, приспособленных для бомбометания и несших бомбы, и шести Bf.109F прикрытия), состоявшийся 9 марта 1942 г. в районе Харькова. В первой же внезапной атаке сзади с использованием РС-82 было уничтожено четыре самолета (из них два Ju.88). Немецкая группа была рассеяна, и при преследовании наши летчики сбили еще три Bf.109. Для весны 1942 г., когда численное и техническое превосходство было на сто­роне противника, этот выдающийся бой стал мощным средством пропаганды.

Як-1Б командира 31-го ГвИАП Гвардии майора Б. Н. Ерёмина, зима 1943 года.

О самолете Ф.П.Головатого хочется рассказать особо, потому что он - единственный сохранившийся до наших дней Як-1. Самолет № 08110 был изготовлен 14 декабря, принят военным представителем 15 декабря (в этот же день выбран и оплачен Ф.П.Головатым), и с 18 декабря 1942 г. числился за 31-м гиап. С 24 декаб­ря 1942 г. по 28 сентября 1943 г. Б.Н.Еремин выполнил на своем самолете 75 поле­тов. За этот период дважды в мае 1943 г. на нем слетал его заместитель майор С.Х.Куделя. Дальше на самолете практиковались молодые летчики полка (Иванов, Баровой, Кривошеев, Каптелов). Дело в том, что при очередном осмотре 1 сентября 1943 г. на нем обнаружили коробление обшивки крыла и гаргрота фюзеляжа. После нескольких боевых вылетов Б.Н.Еремина стало очевидным, что небезопасно вести на нем бои. Интенсивные полеты продолжались до конца ноября 1943 г., после чего выполнялись лишь единичные вылеты из-за поломок. По окончании ремонта носка крыла, поврежденного летчиком Каптеловым в полете 30 ноября, 11 декабря 1943 г. на нем поднимался летчик Вирютин. А 17 декабря новая авария: у летчика Варсанахова на посадке убралась хвостовая опора. Были повреждены руль поворота и нижняя хвостовая часть фюзеляжа. После ремонта система уборки хво­стовой опоры была заглушена. "Як" совершил еще два полета. Во втором, 8 ян­варя 1944 г., летчик Смирнов произвел очень грубую посадку, в результате дала трещину левая стойка шасси, сложился "костыль" и даже треснула 11-я рама фермы фюзеляжа. Последний вылет, продолжительностью 25 мин, выполнил 26 февраля 1944 г. летчик Базлов. Дальнейшие полеты прекратили в связи с необходимостью замены лакокрасочного по­крытия и частичной замены фанерной обшивки. Так как самолет не был списан, регламентные работы на нем продолжались до 20 апреля 1944 г. (согласно последней записи в формуляре).

25 мая 1944 г. самолет передали 32-й раб для отправки в Саратов по просьбе руководителей Саратовской области. Там его установили на центральной площади. При перевозке и сборке Як-1 потерял зализы крыла и некоторые другие детали. Поэтому при первой реставрации в 1944 г. он получил недостающие части от Як-3, так как выпуск Як-1 к этому времени уже был прекращен. Тогда же был заделан нижний фотолюк, изменено оборудование кабины. От реставрации к реставрации изменялась окраска машины и дарственная надпись (первый раз ее изменили в части в мае 1943 г., устранив орфографическую ошибку в написании фамилии дарителя). На капоте было изображено то 8 (число сбитых Ереминым самолетов лично), то 14 (общее число сбитых машин на этом Як-1) звездочек. Таким образом, мало что осталось от первоначального варианта. Всего при ресурсе в 300 ч самолет налетал 102 ч 25 мин.

Як-1Б, выставленный в Саратове на площади Кирова летом 1944 года.

Почин Ф.П.Головатого тоже был подхвачен, и вскоре летчик А.Н.Катрич получил Як-1 от колхозника Саратовской области И.Д.Фролова. А самолет Еремина стал крылатым агитатором на освобожденных территориях, где еще не знали о развернувшемся движении в помощь фронту. Там, где он побывал, начинался сбор средств на постройку военной техники. В боевой состав ВВС вошла эскадрилья "Освобожденный Донбасс" на Як-1 (третья эскадрилья 264-го иап). А колхозники села Шотово, где в октябре 1943 г. базировался 31-й гиап, подарили Як-1 командиру первой эскадрильи этого полка А.М.Решетову. Самолет с бортовым номером 16 на левом борту нес надпись:"Колхозники Шотовского сельсовета Ивановского района Запорожской области - Герою Советского Союза гвардии майору Решетову". При освобождении Польши летчик в одном из журналов увидел фотоснимок девочки трех-четырех лет и изобразил детское лицо на обшивке фюзеляжа.

Истребитель Як-1Б Героя Советского Союза А. М. Решетова, 1944 год.

Подарок от земляков из г. Алма-Ата получил в виде самолета Як-1 командир 152-го гиап С.Д.Луганский.


      Иногда дарственная надпись даже переносилась с одного самолета на другой, как это было в 1-м польском иап "Варшава". В период обучения М.Конечный получил Як-1 с бортовым номером 48 и надписью на русском и польском языках: "От польского патриота проф. Вольф-Мессинга — польскому летчику", выполненной серебрянкой. После завершения подготовки к боевым действиям надпись перенесли, правда, только на русском языке, на специально отобранный, новый, из поступивших с завода, Як-1 с бортовым номером 13. На старом надпись закрасили. Какое-то время Конечный летал на обоих самолетах, но вскоре передал новый "именной" самолет Е.Чжовинскому, показавшему лучшие результаты при обучении. На другую машину переносилась и дарственная надпись Ф.П.Головатого. Пока неизвестно, летала ли эта машина или нет. Скорее всего, надпись была сделана в пропагандистских целях для каких-то кино- или фотосъемок, когда настоящего самолета уже не было в части.

  Это только некоторые из большого числа именных самолетов. Автор надеется, что посетители сайта помогут расширить их список и рассказать поподробнее о судьбе каждого из них.


 

 


Уголок неба. 2005