Описание боев с участием Яков -7 и -9 начнем с 30 декабря 1942 года. Во время вылета на
штурмовку вражеских позиций в районе Грузина (Ленинградский фронт) четыре Як-7Б из 283 ИАП
встретили два бомбардировщика Не-111 и сбили один из них.
Но не под Ленинградом в это время решалась судьба войны. Основные бои велись на юге. 23 июля
1942 года пять Як-7 из 296 ИАП, атаковали группу из шести Ju-88. Сильный оборонительный огонь
стрелков немецких бомбардировщиков долго не позволял истребителям добиться успеха. В конце
концов после нескольких атак, одному из пилотов, мл. лейтенанту М.И.Памятину удалось сбить один из
бомбардировщиков. Однако и его самолет получил несколько попаданий в радиаторы, и пилоту
пришлось совершать вынужденную посадку.
Именно здесь, на дальних подступах к Сталинграду, прославился 434 ИАП под командованием
Клещева. 26 июля 1942 года пилоты этого полка, имеющего на своем вооружении Як-7Б, сбили в
одиннадцати воздушных боях 34 вражеских самолета.
Предчувствие крупного успеха возникло после боя проведенного семью Як-7, под командованием
капитана В.П.Бабкова. В районе Калача они перехватили группу вражеских самолетов, состоящую
примерно из 50 Ju-87, которые направлялись для бомбежки переправы через реку Дон. Задача советских истребителей облегчалась тем, что немцы шли без прикрытия. В первой неожиданной атаке
было сбито пять "Штук", потом еще четыре и, наконец, еще две. Як-7 вернулись на свой аэродром без
потерь. Подобного же успеха добились в этом районе и восемь других Як-7 под командованием
капитана Избинского, из того же 434 ИАП. На этот раз соотношение советских и немецких истребителей
было более равным - тринадцать немецких бомбардировщиков прикрывало девять Bf-109. Избинский
разделил свои машины на две группы. Первая, под его командованием атаковала бомбардировщики и
уничтожила пять из них. Другой группе, состоящей из двух пар, которая связывала боем
"Мессершмитты", так же удалось добиться двух побед. Все Як-7, хотя и со значительными
повреждениями, но вернулись на свой аэродром. В этот же день в других воздушных боях летчики 434
полка сбили 16 немецких самолетов. По два, либо три сбитых самолета к концу дня имели капитан
Бабков, лейтенанты Н.А.Карначенок и Савельев. Было потеряно только три Як-7, но все пилоты
выпрыгнули с парашютом и вскоре вернулись в свою часть.
Еще одного успеха добилась большая группа Як-7Б из 288 НАД - 5 сентября 1942 года, ею были
сбиты три Bf-109 и два Ju-88. Пилоты подполковника С. Ф.Коновалова не понесли при этом никаких
потерь.
Останемся пока на юге. 16 сентября 1942 года пилоты Клещева пополнили свою коллекцию сбитых
немецких самолетов еще несколькими машинами. Одиннадцать Як-7Б под его командованием
осуществляли воздушное прикрытие войск в районе железнодорожной станции Котлубан. Здесь они
встретили крупную группу немецких самолетов из пятидесяти Ju-87 с прикрытием из нескольких пар Bf-
109. Немецкие истребители допустили ошибку, заняв позицию на большом отдалении от охраняемых
бомбардировщиков. Прежде чем они подоспели им на выручку, Иван Клещев и Долгушин сбили по
одному Ju-87. После этого завязался бой с агрессивно настроенными "мессершмиттами". Клещев
снова одержал победу: он и Якимов сбили по одному Bf-109. Немцам удалось сбить один Як-7.
Отсутствие информации о других сбитых Ju-87, позволяет предположить, что советские пилоты все же
не выполнили задания, допустив бомбардировку своих войск.
На следующий день, 17 сентября 1942 года, 434-й истребительный, снова встретился в бою с Ju-87
и Bf-109. На этот раз группой Як-7Б командовал капитан Избинский. В ее состав входили такие опытные
пилоты, как С.Ф.Долгушин, Котов, В.И.Гаранин, Кошелев, Прокопенко и Н.А.Корнашенок (любопытный
список, если принять о внимание, что в то время пилоты из Jagdgeschwadern редко позволяли молодым
советским пилотам-истребителям совершить более десяти боевых вылетов) и несколько молодых
пилотов. Бой развивался по тому же сценарию, что и накануне: сначала по одному Ju-87 сбили
И.И.Избинский и Карнашенок. Затем в завязавшейся схватке с подоспевшими Bf-109, было сбито два
этих немецких истребителя, один лейтенантом С.Ф.Долгушиным, другой старшим лейтенантом
Ф.Ф.Прокопенко. Погиб только один советский пилот. Но это была очень горькая утрата - объятый
пламенем упал истребитель одной из четырех девушек, служивших в 434 ИАП - Клавдии Нечаевой.
Из документов 16-й ВА известно, что 17 сентября 1942 года, пилоты полка Клещева выполнили 65
боевых вылета и уничтожили семь вражеских самолетов.
18 сентября 1942 года четыре группы Як-7Б из 434 ИАП обеспечивали воздушное прикрытие
железнодорожной станции Котлубан. В группе А.Ф.Семенова были: капитан Степан Микоян (сын
наркома А.Микояна), С.Ф.Долгушин и Лукий. Тремя другими группами командовали: И.И.Избинский,
А.П.Шышкин и Баклан. На эту дюжину советских истребителей напали девять Bf-109, которые имели
своей задачей оттянуть их от охраняемого объекта. Однако немецкая атака не удалась - немцами был
потерян один "мессер", которого сбил В.И.Гаранин.
В этот же день, восемь истребителей направленных в другой район для патрулирования, заявили об
уничтожении двух Ju-87. Группа А.Ф.Семенова, которая находилась над станцией Котлубан, была
наведена на немецкий разведчик FW-189 и ведущий группы сбил его.
Сразу же после этого группа была вынуждена пойти на посадку, так как у нее заканчивалось
горючее. После заправки, тринадцать Як-7Б, ведомые И.И.Избинским стартовали вновь. Это был
период, когда советским истребителям не приходилось искать врага - в небе находилось множество
самолетов. Вблизи от Сталинграда, истребители натолкнулись на группу "юнкерсов" находящихся под
прикрытием Bf-109. Два бомбардировщика удалось сбить, но в погоне за остальными погиб второй сын
Анастаса Микояна - Владимир. Молодой восемнадцатилетний лейтенант имел за плечами только
несколько боевых вылетов. В своем последнем бою уму удалось сбить одного "юнкерса", однако сразу
же после этого, его Як-7Б был расстрелян двумя Bf-109.В этот день 434 ИАП отправил на землю 19
самолетов противника, но, увы, погибло и несколько пилотов полка.
На следующий день, 16-я ВА потеряла только один самолет, но это был Як-7Б командира 434-го
полка Ивана Клещева. Обожженному пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом. В тот же день, то есть
19 сентября 1942 года Яки-7Б этого знаменитого полка сбили 15 самолетов противника.
Успешными были и двое следующих суток: 21 сентября двенадцать Як-7Б, ведомых капитаном
А.И.Якимовым, перехватили пятнадцать Ju-87 с сильным эскортом из десяти Bf-109. Советские пилоты
заявили об уничтожении семи вражеских машин (информация о собственных потерях неизвестна). На
завтра, пара Як-7Б под командованием И.И.Избинского сбила три бомбардировщика - отличились
М.А.Гаран, А.П.Шишкин и Н.А.Карнашенок. К сожалению, в этом бою Карнашенок погиб. Это был герой
Советского Союза, опытный пилот, имевший на своем счету более десятка сбитых самолетов
противника.
20 августа 1942 года в бои под Сталинградом была введена 288-я ИАД, полностью оснащенная Як-
7Б. Хотя она и не добилась таких значительных успехов как 434-й ИАП, она так же внесла свой вклад в
победу в небе над Волгой. Наиболее результативным, из полков входящих в эту дивизию был 4-й ИАП -
с 7 по 12 сентября его пилоты сбили 29 вражеских самолетов, потеряв девять своих Як-7Б.
27 сентября 1942 года, в 8 часов 50 минут, взлетело двенадцать Як-7Б ведомых самим командиром
288-й ИАД - подполковником Коноваловым. К северо-западу от Сталинграда, на высоте 4000 м они
встретились с группой Ju-88, шедшей под сильным эскортом из двадцати двух Bf-109. В первой атаке
советские пилоты сбили два "юнкерса", а остальные рассеяли. Несколько позже в бою с Bf-109,
подполковник Коновалов, капитан Мякишев и лейтенант Головчинский, сбили четыре немецких
истребителя. О потерях с советской стороны неизвестно.
В январе 1943 года тяжелые бои шли не только под Сталинградом, но и на севере Советского
Союза. 15 января 1943 года в районе Великих Лук, семь Як-7 из 653-го ИАП под командованием майора
Г.Прокофьева осуществляли патрулирование. В этом полете произошел исключительный случай в
истории воздушных боев, описанных советскими авторами. Вышеупомянутые Яки -7Б столкнулись с
шестью Bf-109. Что же в этом исключительного, можно было бы спросить. А то, что советских
истребителей было больше! (Обычно в мемуарах летчиков-истребителей на протяжении всей войны
описывались ситуации как в песне Владимира Высоцкого "Я - Як -истребитель": "Их - восемь, нас -
двое".) И они это преимущество использовали - два "мессершмитта" сбил лейтенант Якуба, по одному
капитан Капаштин и старший лейтенант Ветров, пятая немецкая машина была засчитана как групповая
победа. Хотя историк и привел время патрулирования, с 13 часов 37 минут до 14 часов 45 минут, но
ничего не упомянул о собственных потерях.
23 февраля 1943 года во время боев над Демянским котлом, тяжелые потери понесла эскадрилья
Як-7 из 42-го ИАП, под командованием Н.Тихонова. Во время попытки атаки немецких
бомбардировщиков, они были перехвачены пятнадцатью Bf-109 и несколькими FW-190. На этот раз
получилась ничья. Советским летчикам удалось сбить два FW-190, но они сами понесли потери - два
Як-7 вместе с пилотами: А.Легачков после прыжка с парашютом утонул в озере Ильмень, а старший
лейтенант В.Сафоненко попал в плен, из которого был освобожден только в июле 1944 года.
В другом, произошедшем в этот же день, воздушном бою участвовали семь Як-7 и десять FW-190.
Сбитый в этой схватке В.Крутиков побил своеобразный рекорд: в боях над "рамушевским коридором"
он в третий раз спасался, выпрыгивая с парашютом.
15 марта 1943 года. Ожесточенные воздушные бои возникали над переправами через реку Ловать.
Так восемь Як-7Б из 875-го ИАП, ведомых командиром эскадрильи капитаном М.С.Гордеевым вступили
в бой с семнадцатью Ju-87, прикрываемыми четырьмя FW-190 и четырьмя Bf-109 . Часть Як-7 напала
на бомбардировщики, а остальные четыре машины схватились с истребителями прикрытия. Советские
пилоты сбили три немецких истребителя и один Ju-87. На следующий день, 16 марта, полк так же провел несколько успешных воздушных боев. Один из них увенчался особенным успехом: восемь Як-7Б
перехватили над переправами двенадцать Ju-87 и уничтожили семь из них. Это был исключительно
удачный день для трех пилотов 875-го ИАП и 271-го ИАП, воевавших на Як-7Б - старший лейтенант
П.И.Муравьев и лейтенант И.А.Ильченко сбили по три вражеских самолета, а младший лейтенант
П.М.Вострюхин уничтожил четыре машины.
21 апреля 1943 года. Як-7 воевали и в составе морской авиации. В этот день две эскадрильи Ил-2
вылетели на задание по уничтожению плавсредств в Нарвском заливе. Их непосредственное
охранение обеспечивали восемнадцать Як-7. Дополнительное прикрытие осуществляла группа,
состоящая из двенадцати Ла-5 из 4-го ГИАП. Над водами Балтики разыгралось 45-ти минутное
воздушное сражение с немецкими и финскими самолетами. Советские летчики выиграли его со счетом
19:6. Авиация Балтийского флота потеряла два Ил-2, три Як-7 и один Ла-5. Согласно советским
источникам было уничтожено четыре финских Fiat- G50 и один Buffalo, остальными были Bf-109 и FW-
190. В финских публикациях потери описывались иначе. Финны подтверждают потерю двух Buffalo -
один BW-354 был сбит в воздушном бою, другой BW-352 зенитным огнем. Удивительно, но они также
заявляют о том, что ими было сбито: десять Як-1, пять ЛаГГ-3 и четыре Ла-5.
Шесть Як-7Б из 18-го ГИАП приняли активное участие в уничтожении 5 мая 1943 года примерно
десятка вражеских самолетов на аэродроме Алсуфьево в районе Брянска. Главную работу выполнили
восемь штурмовиков Ил-2, под командованием капитана А.Я.Суворова.
22 мая 1943 года шесть FW-190 из JG54 сбили два Як-7 из 21-го ИАП Балтийского флота. Оба
советских пилота: сержант П. А.Замыко и лейтенант И.А.Черниченко погибли.
Май 1943 года был периодом жестоких воздушных боев над оборонительным рубежом, известным
под названием "Голубая линия". 26 мая 1943 года шесть Як-7Б из 43-го ИАП, ведомых командиром
части майором А.А.Дорошенко, атаковали аэродром Анапа. Источником информации о результатах
этого налета послужили пленные, захваченные несколькими днями позднее. Они подтвердили уничтожение, либо повреждение девяти самолетов, а так же цистерны с горючим.
И снова вернемся на север, в район Ленинграда. Вечером 30 мая 1943 года, произошла крупное
воздушное сражение над Осиповичами. Советские посты наблюдения обнаружили группу немецких
самолетов из сорока семи бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, эскортируемых двадцатью FW-190 и Bf-
109 . Первой на их перехват, в 20 часов 16 минут, взлетела группа капитана С.Г.Литаврина. Через шесть
минут они вступили в бой с немецкими истребителями. С этой минуты обе стороны наращивали
количество самолетов задействованных в этом сражении. Советская сторона подняла истребители из
275-й и 240-й НАД. Когда шесть Як-7Б из 86-го ГИАП, под командованием капитана Короткова,
приблизились к группе из четырнадцати Не-111, путь им преградили два FW-190 , однако младший
лейтенант И.К.Сомов сбил одного из них, несколько позднее ему же удалось послать на землю Не-111.
Второго "хейнкеля" из этой группы уничтожил тараном старший лейтенант Горохов, но после этой
атаки его Як-7Б был настолько сильно поврежден, что пилоту пришлось спасаться на парашюте. Шесть
других Як-7Б из 86-го ГИАП, которые вел старший лейтенант А.Н.Деркач, добрались до "хейнкелей" не
имевших прикрытия, и ведущий лично сбил два из них. Всего в воздух было поднято 79 советских истребителей, 45 из которых вступили в бой. Они уничтожили семь бомбардировщиков и одиннадцать
истребителей противника. Собственные потери составили три Яка.
5 июля 1943 года в первые дни Курской битвы, отличился пилот 54-го ГИАП младший лейтенант
В.К.Поляков, который на своем Як-7 уничтожил два Не-111, один из которых тараном, после чего,
правда, был вынужден спасаться, выпрыгивая с парашютом из поврежденной машины.
Одним из полков, которые особо отличились во время Курской битвы, был 65-й ГИАП. 12 июля 1943
года группа Як-7Б, под командованием капитана В.Кубарева, наткнулась на немецкие
бомбардировщики Ju-87 под охраной FW-190. В бою, который развернулся в районе Крутогорья над
Окой, Г.Гузков, сбил "Штуку", а младшие лейтенанты Вершков и Попов по одному "фокке-вульфу".
Самолет, уничтоженный Поповым, упал около Олтухова. В этот день пилоты 65-го ГИАП уничтожили
пять вражеских самолетов в десяти воздушных боях, еще два самолета на своем Як-7 сбил капитан
В.Кубарев.
В этот же день восемь Як-7Б из 3-го ГИАП под командованием капитана А.Кривушина столкнулись с
восемнадцатью Bf-110 из ZG I, которые эскортировали восемь Bf-109. Немцы потеряли пять машин.
14 июля отличились пилоты 20-го ИАП из 303-й ИАД (это знаменитая дивизия, в состав которой
входили славный 18-й ГИАП и полк "Нормандия-Неман"). Шесть Як-9 сопровождали штурмовики Ил-2.
Во время полета к цели они столкнулись с двадцатью двумя Ju-88, которых прикрывали четыре FW-190.
Пара М.Точкова связала боем немецкие истребители, другая пара - младшего лейтенанта Зверева, осталась охранять штурмовики, а за главную работу взялись Н.Свидченко и младший лейтенант
Стебленко. В результате проведенной атаки первый из них сбил два, а второй одного Ju-88.
Когда не удавалось уничтожить врага обычным способом, советские пилоты шли на таран. Так
поступил 23 июля 1943 года младший лейтенант И.Я.Горовец из 64-го ГИАП, ударив крылом своего Як-
7Б немецкий бомбардировщик Ju-87, и хотя крыло его истребителя оторвалось, ему удалось выскочить
с парашютом и остаться в живых.
25 июля 1943 года. Более скромной была добыча Н.Шутта. Его пара Як-7Б из 265-го ИАП
прикрывала группу Ил-2. Когда они были атакованы двумя Bf-109, Н.Шутт вышел из-под атаки, а затем
сбил один из вражеских истребителей.
4 августа 1943 года. Шесть Як-7Б из 728-го ИАП, под командованием капитана Ворожейкина
осуществляли воздушное прикрытие советских войск в районе Раково, Пушкарное, Товмаровка.
Двенадцать Ju-87 под прикрытием восьми истребителей имели неосторожность войти на этот участок,
за что и поплатились - советские пилоты сбили восемь вражеских самолетов, в том числе четыре -
Ворожейкин. Это редкий даже в советской литературе пример результативности пилота в одном
воздушном бою.
Описание следующего боя находим - и это большая редкость - в трех различных публикациях. Все
три описания довольно сильно разнятся межу собой. Согласие существует по одному пункту: 30 августа
1943 года, в районе Ельни четыре Як-9Д из 18-го ГИАП наткнулись на большую группу вражеских
самолетов.
Пилотами Яков были: Н.К.Пинчук в паре с Лобачевым и Сибирин с Арсеньевым. Различия: группа
врага насчитывала пятьдесят Ju-87 и FW-190, либо до сорока машин этого же типа. Все публикации
сходятся в том, что в бой включилось шесть Як-9 из полка "Нормандия-Неман". Некоторая путаница
царит в отношении распределения сбитых самолетов. Версия первая: каждый из советских пилотов
сбил по одному Ju-87, а Пинчук таранил еще один, после чего был вынужден прыгать с парашютом. В
сумме немцы потеряли девять машин; о французах ни слова. Версия вторая: Пинчук, Арсеньев - по
одному Ju-87, капитан Сибирин - один Ju-87 и FW-190 , лейтенант Лобачев -две "Штуки". Французы
из "Нормандии-Неман" уничтожили три вражеских самолета - всего девять побед.
Несколькими днями позднее, 4 сентября, пилоты 18-го ГИАП были уже в совершенно другом
настроении. В 17 часов 30 минут с задачей воздушного прикрытия войск взлетели восемь Як-9Д
ведомых лейтенантом В.Ляпуновым. Пятью минутами позднее они встретились с тридцатью шестью
Не-111, охраняемыми двумя четверками FW-190. В первой атаке В.Ляпунов и Г.Хорошев сбили по
одному Не-111, а еще три бомбардировщика было повреждено. Но в этот момент в бой вступили две
восьмерки FW-190 из JG54. Несмотря на неравные силы, советским летчикам удалось сбить три истребителя с "зелеными сердцами" на фюзеляжах. Однако и их потери были тяжелы. В пылающих и
разбитых Як-9Д погибли: В.Ляпунов, Д.Лобачев, И.Соболев и В.Логинов - опытные пилоты, каждый из
которых имел на своем счету по 10-12 сбитых самолетов.
18 сентября 1943 года. Невеселое настроение было и у пилотов 812-го И АН, воевавших на Украине.
Четыре Як-9Т из этого полка были атакованы в районе Василевки восемью Bf-109 . Застигнутые
врасплох, они потеряли двух молодых пилотов - младших лейтенантов А.С.Русакова и П.И.Кондакова.
Не лучшее настроение царило в этом же полку и на следующий день. Восемь Як-9Т, которые
сопровождали возвращающиеся с задания Пе-2, были атакованы группой Bf-109. Был сбит лейтенант
Г.П.Чураков, но смерть настигла его уже на земле, где он был убит немецкими пехотинцами. Вероятно,
перед этим ему удалось уничтожить два Bf-109. "Вероятно", так как трудно быть уверенным, кто
именно из пилотов в этом горячем бою нанес вражеским самолетам смертельные повреждения. Еще
один "мессер" развалился на куски после атаки младшего лейтенант Струка.
Не совсем ясно, почему 812-му ИАП так и не было присвоено звание "гвардейский". Эта часть,
имевшая огромные заслуги, превышавшие достижения многих титулованных и многократно
награжденных частей, прошла весь свой боевой путь в ранге обычного истребительного полка.
Примером квалификации и героизма его пилотов может служить бой, который произошел 21 сентября
1943 года на южном фронте. В 12 часов 30 минут над Большим Токмаком взлетело десять Як-9Т из
второй эскадрильи. Силы были распределены таким образом, что в группе капитана Андюкинова было
шесть машин, а в группе прикрытия И.В.Федорова - оставшихся четыре. Работа нашлась очень быстро:
две группы по десять Не-111 под охраной Bf-109 . Советские пилоты, в основном опытные ветераны,
выбили из немецкого строя три бомбардировщика. По одному "хейнкелю" уничтожили И.В.Федоров,
Андюкинов и Разумович. Ведомый Федорова - Максимов, сбил один Bf-109. После уничтожения четырех
немецких самолетов, советские пилоты вышли из боя без потерь.
25 сентября 1943 года. Практически весь сентябрь 812-й ИАП участвовал в напряженных боях, но 25
сентября они достигли исключительного накала. Сначала группа Як-9Т атаковала в районе Мелитополя
около двадцати Ju-87 , сопровождаемых Bf-109 - здесь младший лейтенант Максимов сбил одну
"Штуку", а лейтенант Шишкин записал на свой счет Bf-109. А после этого пошло ... Когда в воздухе
была группа Мартыненко, он сбил Bf-109 , другой пилот - Ju-88. В воздушном пространстве над
Большим Токмаком группа Як-9Т под командованием И.Д.Федорова на высоте 4000 м встретила
несколько Ju-88. По одному бомбардировщику уничтожили Федоров и Калугин. Две группы Як-9Т
капитана И.Ф.Попова атаковали "Штуки" и лейтенант Дергунов добился того, что одна из них закончила
свой полет в земле Украины.
Уже в конце дня, когда советские пилоты праздновали удачный день, в воздух была поднята дюжина
Як-9Т, ведомая И.В.Федоровым. Когда у них уже заканчивалось горючее, и нужно было возвращаться
на аэродром, они обнаружили пятьдесят четыре Не-111 идущих строем девяток. Оставался шанс
только на одну атаку и Федоров решил использовать мощное вооружение своих Яков, дав
одновременный залп из всех стволов. Шесть Як-9Т атаковали головную девятку Не-111 и эффект этой
атаки был ошеломляющим: выпушенные с дистанции около 100 м снаряды, разорвали на куски три
бомбардировщика. Четвертый, поврежденный "хейнкель" был добит Федоровым. Мощь огня пушки
НС-37 была так велика, что у Не-111 отвалилось крыло - он упал к западу от Большого Токмака.
Вероятно, единственной потерей, в этот полный побед день, был подбитый огнем стрелков другой
группы Не-111, над Щербановкой, истребитель Як-9Т А.Машенкина, этот пилот попал в плен. Всего 25
сентября истребители из 812-го ИАП уничтожили 13 немецких самолетов, в основном, очень ценных
для немцев бомбардировщиков.
В этот же день в бой с Як-9 вступили венгерские пилоты. Утром первый лейтенант Деброду и
сержант Ковач получили приказ эскортировать немецкие Не-111, которые направлялись к линии
фронта, в район Киева. Венгры тотчас же стартовали и летели ниже серых туч на высоте 4000 м.
Бомбардировщики не прибыли в точку встречи в назначенное время, однако вместо них появилось
несколько Як-9. После того как советские пилоты заметили Bf-109, они атаковали. Два истребителя
скрылись в тучах наверху, два других спикировали, а затем перешли в набор высоты, идя наперерез
"мессерам". Во время атаки головного истребителя Деброду сманеврировал вверх и влево, Як-9
повернул, дав возможность противнику открыть огонь - очередь пушек Bf-109 попала в крыло, кабину и
двигатель Яка. В этот самый момент Деброду так же получил попадание. Он попытался отвернуть свой
самолет, но двигатель потерял мощность, а из-под капота появились языки пламени. Его преследовали,
для прыжка с парашютом было слишком венгру пришлось совершить вынужденную посадку в 15 км от
линии фронта, на советской территории. Его самолет разбился, но Деброду избежал плена, и после
двухдневных, полных приключений, блужданий, переплыв Днепр, вернулся в свою часть.
После этого короткого перерыва вернемся к успехам главных героев публикации.
15 октября 1943 года. Для участия в воздушном бою стартовало 12 Як-9 из 18-го ГИАП. Во главе
этой группы был командир полка А.Я.Голубев. С земли их навели на две группы вражеских самолетов,
по двенадцать Ju-88 каждая, которые прикрывали две группы FW-190. Голубев, направил на немецкие
истребители группу Запаскина, свою же восьмерку развернул на передний строй "юнкерсов". Ему
удалось сбить один бомбардировщик и два повредить. Немцы не выдержали атаки и повернули назад.
Теперь можно было заняться арьергардом. В дальнейших атаках победы одержали так же Г.Хосроев и
И.Селиванов, но Як-9 последнего, получив попадания от оборонительного огня бомбардировщиков,
взорвался, а пилот погиб. В бою с истребителями группа В.Запаскина так же добилась успеха. Запаскин
и В.Баландин сбили по одному FW-190.
Когда усталые советские пилоты садились на свой аэродром, на старт выруливали следующие
двенадцать Як-9 из этого же 18-го ГИАП. Группу вел К.Ф.Федоров. Противниками советских пилотов
стали двадцать семь Не-111, сопровождаемые восемью FW-190. Распределение сил было примерно
такое же, как и в предыдущем бою -группа из второй эскадрильи была направлена против FW-190, а
две четверки Як-9 из третьей эскадрильи взялись за бомбардировщики. Группы возглавляли
К.Ф.Федоров и В.Серегин. Советские истребители обычно старались в первую очередь сбить ведущий
бомбардировщик, в этом случае им это удалось: Федоров и Г.Яскевич сбили два летящих впереди Не-
111.
Другая группа занялась дюжиной "хейнкелей" летящих в хвосте. На этот раз объятые пламенем
упали три самолета. По одному уничтожили Н.Замковский и Н. Даниленко, третий был записан как
групповая победа. Н.Даниленко присовокупил к своим сбитым еще один FW-190. Всего в этих двух боях
немцы потеряли одиннадцать машин, а советская сторона подтвердила потерю только одного Як-9.
23 октября 1943 года пилоты 821-го ИАП имели довольно редкую возможность поохотиться на Hs-
129. В районе Данило-Ивановки на Украине, четыре Як-9Т, которые вел И.В.Федоров, встретили три
вражеских самолета летящих на высоте 100-150 м. Первый "хеншель" разорвали снаряды Як-9
Федорова. В тот момент в этом районе находилось еще восемь Hs-129. Из них советские пилоты сбили
два - успеха добились Шишкин и Максимов. Третий "хеншель" поврежденный Федоровым пошел на
вынужденную посадку на своей территории.
Благодаря публикации "Hs-129- истребитель советских танков" можно проверить эту информацию.
В тот день было потеряно три Hs-129, все на Украине. Машина №140759 принадлежала (Pz)Sch.G9, ее
пилот погиб, так же погиб пилот самолета № 140748 из 14.(Pz)Sch.G. Третий штурмовик №141271,
принадлежал ВВС Румынии. Самолеты были, вероятно, сбиты огнем зенитной артиллерии, не
исключено, что они пали жертвами Яков из 812-го ИАП.
Двумя днями позднее, 25 октября 1943 года, группа Яков из 812-го ИАП под командованием
И.В.Федорова обеспечивала воздушное прикрытие войск. В его ходе советским пилотам удалось
уничтожить несколько немецких самолетов различных типов, так Федоров и Калугин сбили на своих Як-
9Т по одному Ju-88.
В этот же день в 11 часов 40 минут шесть Як-1 под командованием лейтенанта Мартыненко
уничтожили один Ju-88 и один Bf-109. Почти в то же самое время произошли еще три воздушных боя с
участием шести Як-7, во главе которых был И.В.Федоров. При встрече с Bf-109 советские пилоты сбили
один истребитель. Наконец в 13 часов 08 минут шестерка Як-7 перехватила к западу от Акимовки два
Hs-129. Один из них закончил свою карьеру, будучи сбитым лейтенантом Максимовым; второй сбежал.
Возвратимся к труду Мартина Пегга: "В этот день на вынужденную посадку сели поврежденные в
воздухе над собственными войсками два румынских "Хенкеля", №140739 и № 141239". Возможно, и на
этот раз здесь приложили руку пилоты знакомого нам 812-го ИАП.
Необычного успеха добился 3 ноября 1943 года один из пилотов 519-го ИАП, старший лейтенант
В.А.Башкиров. Во время перелета на своем Як-7А, с механиком, сидящим в задней кабине, он
наткнулся на Ju-88 и сбил его. Но не это принесло ему славу, позже он был атакован четырьмя FW-190,
и три из них ему удалось сбить! Так написано в труде "Тактика в боевых примерах". Правда второй,
сбитый FW-190, врезался в своего соседа и разрушил его, но факт остается фактом - Люфтваффе
потеряли три "фокке-вульфа".
Воздушная стычка восьми Як-9Т из 148-го ИАП с "фокке-вульфами", вероятно принадлежавшими к
JG54, окончилась со счетом 8:3. 15 февраля 1944 года, Яки-9Т эскортировали штурмовики Ил-2,
которые атаковали аэродром Неведриц. Пилоты Щерба и Ордин сбили четыре истребителя, по одному
записали на свои счета: Луценко, Савченко, Парада и Дронов. В своих машинах разбились И.Карпенко,
Н.Пашков и Дронов.
Тремя днями позднее, 12 февраля, пилоты JG 54 разгромили группу советских самолетов, в которую
входило шесть Як-9Д из 66-го ГИАП и несколько штурмовиков Ил-2. В районе Старого Села
(Прибалтика) они были перехвачены двенадцатью FW-190. Немцы сбили три Яка, а еще три были
сильно повреждены. Информации о потерях штурмовиков нет, однако можно догадаться, о том, что
могли сделать "фокке-вульфы" с неохраняемыми Илами. Немцы потеряли только одну машину.
Необычное задание выполнили Як-9 из 3-го ИАК (Истребительный авиакорпус). 17 марта 1944 года
был сбит Ил-2КР, однако он не разбился, и его секретное оборудование оказалось цело. Советское
командование не могло позволить, чтобы оно попало в руки врага. До какой степени важным считалось
это задание можно судить по составу группы, которой было поручено уничтожение Ила: командир
корпуса генерал Савицкий, командир 812 ИАП И.В.Федоров и два опытных пилота которые шли с ними
ведомыми. Очевидно, поставленная задача была выполнена.
4 апреля 1944 года восемь Як-9 из 195-го ИАП под командованием капитана В.А.Макарова, получили
задание воспрепятствовать бомбовому удару тридцати трех Ju-87 охраняемых двенадцатью FW-190.
Макаров во главе группы атаковал бомбардировщики, и они вместе со своим ведомым, лейтенантом
И.Н.Савельевым, сбили по одной "Штуке". Когда четыре FW-190 атаковали самолет Савельева, на по-
мощь пришел лейтенант Б.Н.Карамышев, нанеся немецкому истребителю повреждения. Еще один FW-
190 был сбит Савельевым, который воспользовался замешательством в рядах врага. Группа Як-
девятых лейтенанта Н.П.Беседина прибавила к этому еще один FW-190, таким образом, немцы
потеряли пять машин. Советские пилоты сели без потерь.
Пара Як-9Т из 812-го ИАП: И.В.Федоров и Сухорукое , 6 мая 1944 года продемонстрировала пример
меткого огня, над тем местом, где было воспитано большое количество советских пилотов - над Качей.
Эти летчики во время свободной охоты обнаружили пару Bf-109 . Хватило нескольких снарядов из
пушки НС-37, чтобы разнести "мессер" в щепки.
Периодом горячих воздушных боев была операция "Багратион". 26 июня 1944 года воздух над
полем сражения патрулировало двенадцать Як-9 из 18-го ГИАП. Ими командовал В.И.Запаскин. Когда
появились две группы по девять Ju-88 и шестнадцать FW-190, Запаскин разделил свои силы на две
части: шесть Як-9 пошли на бомбардировщики, а остальные шесть вступили в бой с истребителями.
Несмотря на то, что стрелки "юнкерсов" открыли ожесточенный огонь, А.Захаров и В.Запаскин сбили
по одному бомбардировщику. Ju-88 Запаскина взорвался в воздухе. Немецкие бомбардировщики не
выдержали натиска и повернули назад. Теперь можно было расправиться со второй девяткой
"юнкерсов". Однако здесь добыча была более скромной, М.Абрамишвили сбил один Ju-88. Шестерка
Як-9, которая схватилась с немецкими истребителями, добавила к общему счету еще два FW-190.
Таким образом, советские пилоты смогли доложить об уничтожении шести вражеских самолетов.
Очевидно, что ко всем этим описаниям удачных боев с участием Яков необходимо подходить очень
осторожно. Основанием для подобного скептицизма может послужить следующий пример. Шесть Як-9
из 195-го ИАП, вылетело на перехват двенадцати финских "бленхеймов" и четырнадцати Curtiss Р-36.
После посадки советские пилоты доложили об уничтожении одного бомбардировщика и четырех
Curtiss. Однако этого произойти не могло. Финны не только не потеряли ни одного Blenheime или Curtiss,
но в тот день - 28 июля 1944 года, вообще не было сбито ни одного финского самолета.
В этот же день над территорией Литвы произошел еще один бой. Четыре Як-9 из 65-го ГИАП, под
командованием лейтенанта В.В.Кисельникова, вылетели на разведку в район Елгавы. Над аэродромом,
который был целью их разведывательной миссии, они встретили шесть патрулирующих FW-190. В
лобовой атаке советские пилоты сбили два из них, а позднее и третий. Появилась новая четверка FW-
190, и после 9 минут боя результат стал 7:0 в пользу 65-го полка. На тринадцатой минуте повреждения
получил очередной FW-190, доведя тем самым счет до семи уничтоженных и двух поврежденных.
Полностью исчерпав боезапас, советские машины вернулись на свой аэродром.
20 августа 1944 года десять Як-9 из 150-го ГИАП, ведомые командиром полка подполковником
А.А.Обозненко, атаковали недалеко от Ясс шестьдесят Ju-87, которые летели под прикрытием 20
истребителей. Немцы потеряли семь самолетов, три из которых уничтожил командир полка. Не хуже
были успехи и у двух других групп истребителей Як-9 того же полка. Группа старшего лейтенанта
Н.С.Егорова должна была поставить заслон двадцати семи Ju-87 и двенадцати FW-190. Шесть
советских машин повернуло на "юнкерсы", а две другие получили задание связать боем "фокке-
вульфы". Советские пилоты сбили пять самолетов, два из них были на счету Егорова. Мощь огня Як-9К
испытал на себе один из пилотов JG54. 27 августа 1944 года В.М.Федоров и старший лейтенант
Сухорукое из 812-го ИАП во время воздушного боя над Литвой сумели подойти незамеченными к FW-
190 и снаряд, выпущенный из 45 мм пушки, оторвал крыло немецкому истребителю.
Успеха добились и летевшие в охранении пятидесяти четырех бомбардировщиков Ил-4 из 113-й
БАД, пилоты 29-го ГИАП. Мощный эскорт состоял из двадцати двух Як-9, которыми командовал майор
А.Ф.Дворник. Недалеко от аэродрома Луостари их атаковало восемь Bf-109 и шесть FW-190. Атаку
отбили без потерь, а младшему лейтенанту И.С.Леоновичу удалось поджечь два Bf-109, третьего "завалил" командир полка А.Ф.Дворник.
16 ноября 1944 года группа немецких истребителей, в которых сидели венгерские пилоты из 101/1
FS и 101/ III Fs вылетела на задание в район Будапешта. На высоте 6000 м они встретили Ла-5. Одна из
пар Bf-109 G14 сейчас же выполнила лобовую атаку советских истребителей, в ходе которой один из
Ла-5 получил попадание снаряда выпущенного из пушки первого лейтенанта Деброду, и упал охваченный пламенем. Ведущий другой пары - лейтенант Тибор Тобак так же открыл огонь, а когда его самолет
миновал противника, Ла-5 стал отличной целью для его ведомого - лейтенанта Гули Пинтера, который и
сбил его короткой очередью. Группа венгров полетела в направлении Хатван, где была атакована
группой Як-9. "Мессеры" набрали высоту, и вскоре над Нагуката завязался бой с Яками. Деброду и
советский Як-9 одновременно открыли огонь друг по другу на встречных курсах. В результате Як исчез в
большом шаре огня. Тяжелое ранение получил Вегер, которому из-за этого пришлось совершить
вынужденную посадку на брюхо. Немедленная медицинская помощь спасла ему жизнь, но летать он
больше не смог. Вот список самолетов сбитых пилотами 101/3FS в тот день:
первый лейтенант Георги Деброду - 1 Як-9 , 1 Ла-5 лейтенант Гули Пинтер - 1 Ла-5 лейтенант Тибор Тобак - 1 Ла-5
капрал Ласло Болдишар - 1 Ла-5
18 января 1945 года над территорией Северной Польши выдающуюся победу одержали пилоты 10-
го ГИАП. Десять Як-9, под командованием подполковника Петухова перехватили группу из двадцати
FW-190 с подвешенными бомбами, которых охраняли двенадцать Bf-109. Скажем коротко: через десять
минут результат был 10:0 в пользу советских пилотов. Как это часто бывало, наиболее результативным
оказался ведущий - С.М.Петухов, он сбил два самолета самостоятельно и один вместе со своим
ведомым - Г.Я.Евстигнеевым. Остальные пилоты -лейтенанты Б.Н.Гаврилов, В.Ф.Серегин, Я.М.Анохин,
В.М.Воронюк, Н.Я.Иванцов, П.П.Колесников, М.И.Елагин записали на свои боевые счета по очередному
самолету.
9 марта стало тяжелым днем для венгерских пилотов. С самого утра пришлось отражать атаки
советской штурмовой и бомбардировочной авиации. В воздух были подняты истребители из 101/I FG и
101/III FG. Группа Bf-109 в районе Гардона на высоте 3500 м столкнулась с десятью-двенадцатью Ла-5
и Ла-7. Лейтенант Тотх сбил один из советских истребителей, это была его 22 победа.
Другая группа из восьми машин под командованием первого лейтенант Матхе в 10 часов 15 минут
вылетела на свободную охоту. В тот момент, когда стартовали эти Bf-109, шестнадцать А-20 Boston
бомбили Варпалот; среди других целей попадания получил, и немецкий госпиталь в котором находилось 140 раненных. Венгры догнали Bostonы к югу от Ксор; Энс Ашталос и лейтенант Малик сбили
два из них. Появившимся Ла-5 удалось отправить на землю Bf-109, бортовой номер W-1+71, который
пилотировал Малик. Он упал к юго-востоку от Оски. Легко раненный пилот вернулся на свой аэродром
пешком.
В 13 часов 10 минут восемь самолетов из 101/III FG стартовали на перехват двадцати пяти А-20 в
сопровождении шестнадцати Як-9, которые бомбили цели между Игел и Таб. Bf-109 начали набирать
высоту и когда достигли северного берега озера Балатон были уже на высоте 3000 м. "Бостоны"
начали отворачивать к югу и над Игал были перехвачены венграми. Лейтенант Пинтер, летевший на
"голубой единице", сбил "Бостон" в первой атаке, но получил попадание в правое крыло от советского
истребителя. По одному Як-9 сбили лейтенант Даниэл и капитан Ферек Шуте.
Восемь самолетов, которые взлетели позже, чем 101/III FG, вступили в бой над Калнз. Силы были
равны, и Энц Шентфюорги довел количество сбитых им самолетов до 24 - уничтожив один Як-9,
который разбился к северо-западу от Сарбогад. В этот день венгерские истребители совершили 56
вылетов.
Венгрия, 11 марта 1945 года. Все самолеты из групп, которые вели бои и двумя неделями ранее,
выполнили в общей сложности 40 боевых вылетов. Первая схватка имела место в районе между
Серегелис и Адоны. Шесть Ил-2 столкнулись с восемью Bf-109. Истребители в момент обнаружения
Илов, находились на высоте 6000 м, а советские самолеты на высоте 2000 м. В первой атаке было
сбито два Ила. От попаданий лейтенанта Даниэла, один из них взорвался прямо в воздухе.
Двумя днями позднее - 13 марта в 13 часов 04 минуты на задание стартовала четверка из 101/1 FG,
но неудачи преследовали их. Сначала они встретились с шестью Як-9 над Симонторнуй и с еще
шестью над Озора. Советские пилоты сбили два Bf-109: W-1+99
Энца Ашталоса сел на брюхо, а сержант Барану на W-1 + 15 пропал. Ашталос в часть больше не
вернулся, но через два дня на аэродроме появился, считавшийся погибшим, Барану. Энс Бела Суру
посадил свою "белую единицу" на брюхо после аварии двигателя и вернулся назад пешком еще в тот
же день.
Рекордным для всех типов Яков было 18 апреля 1945 года. Вооруженный Яками 3-й ИАК сбил в 84
воздушных боях 76 вражеских машин! Старший лейтенант И.Г.Кузнецов и капитан С.Н.Моргунов
послали на авиационные небеса (а может и в пекло) по четыре самолета. Во время боев над
Германией дебютировали Як-9У; 30 апреля 1945 года В.В.Исаев из 42-го ГИАП на этом самолете сбил
над Берлином FW-190.
Як-9 был последним советским истребителем потерянным, и в то же время последним, который
одержал воздушную победу во II-й мировой войне. 15 августа 1945 года десять Як-9 из 19-го ИАП,
входящего в 10 АДПБ (Дивизия пикирующих бомбардировщиков) морской авиации Тихоокеанского
флота провели воздушный бой с двумя J2M Raiden, и в 13 часов 33 минуты, старший лейтенант
Животовский сбил одного из них.
Четырьмя часами позже, в 17 часов 08 минут, двенадцать Як-9 из этой же части опять вступили в
бой с двумя другими Raidenaми и одного сбили. Причины потери двух Як-9 из состава ВВС
Тихоокеанского флота, до сих пор не ясны. 13 августа 1945 года они не возвратились из
разведывательного полета над Японским морем. Последним был потерян Як-9 авиации Северной эскадры Тихоокеанского флота. Он был сбит огнем зенитной артиллерии над Сахалином тремя днями
позднее.
Уголок неба. 2004
|