Уголок неба ¦ BAC. Фоккер Э.

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]


ФОККЕР
ЭНТОНИ ГЕРМАН ГЕРАРД
<-     Главная ->

Энтони Герман Герард Фоккер родился в голландской семье в голландской Восточной Индии (ныне Индонезия) 6 апреля 1890 г. В четыре юда мальчика отправляют к родственникам в Голландию в Харлем. В 1908 г. он закончил Высшую школу - аналог общеобразовательной. Спустя некоторое время его призывают в армию но ненадолго, так как военные медики по состоянию здоровья освобождают его от службы. Возвратившись домой, Энтони пытается продолжить обучение, для чего отправляется в Германию, в Бингенскую школу инженеров. Но вскоре он оставляет учебу будучи сильно разочарованным уровнем преподавания. Дальше в октябре 1910 года отец устраивает его в техническую школу в Майнце. В этом учебном заведении был курс конструирования и полетов на аэроплане. Там Фоккер впервые знакомится с авиацией. Слушатели построили аэроплан, но первая конструкция не полетела из-за чрезмерной перетяжеленности.
Второй аппарат тоже не взлетал, но на него поставили более мощный мотор, купленный на средства от пожертвований и с ним аппарат пробежал все поле. Но попытка взлета не увенчалась успехом и аэроплан, выкатившись за пределы поля, сильно пострадал. Отремонтировать его не удалось, так как вскорости школа закрылась.
Дальше Фоккер предпринимает отчаянный шаг - решает сам строить аэроплан. В этом ему помогает его товарищ оберлейтенант германской армии Вон Даум. Он собирает средства на двигатель, вместе с Энтони приобретает стальные трубы во Франкфурте, деревянные бруски для лонжеронов. В ноябре 1910 г. они находят ангар "цеппелинов" возле Баден - Бадена где приступают к сборке конструкции. Самолет, получивший название SPIN 1 был готов к испытаниям к декабрю 1910 г. Он не имел элеронов и рулей. Фоккер и Вон Даум понемногу привыкали к аппарату, когда Энтони отправляется по приглашению родных домой на праздники. Во время его отсутствия Вон Даум попытался взлететь на Спине и при этом угодил в единственное на поле дерево. Аппарат был разрушен. Узнав об этом, Фоккер срочно приезжает в Майнц. Вскоре он, Вон Даум и примкнувший к ним Джакоб Годекер предпринимают следующую попытку. Теперь живя в Гонсенхейме, трио строит второй экземпляр Спина. Через 6 недель самолет был уже собран. Первый его полет состоялся 16 мая 1911 г. Этот аппарат уже мог управляться перекосом плоскости крыла Вон Даум вскоре повторяет на нем судьбу Спина 1. Сейчас трудно сказать, была ли эта авария вызвана недостатками конструкции или это результат преднамеренных действий Вон Даума, который претендовал на собственность самолета, но с Вон Даумом Фоккер расстался, выкупив останки машины. Они были использованы для постройки Спина 3 После пробных полетов Фоккер едет с ним в Харлем для демонстрационных полетов, которые проходят великолепно. Вскоре по возвращению к нему приходит первый желающий купить самолет и летать на нем - Фриц Кремер. 22 февраля 1912 года молодой Фоккер открывает в Йогаништале /Johanmsthal/, пригороде Берлина фирму Fokker Aviatik GmbH (Позже Fokker Flugzeugwerke GmbH) и школу для обучения полетам. В июле этого же года один из его самолетов приобретает германская армия. Вскоре уже построили 11 аппаратов, из которых 5 использовались в его школе, которую возглавлял шеф-пилот Кремер Германская армия предложила контракт на самолет. Требуемый аппарат должен быть прост в управлении, быстро собираться и перевозиться из места на место. К июлю фирма отправляет на грузовиках 4 самолета заказчику. В следующем месяце посылают еще 6 самолетов. В армии им присваивают название Militar 1 или М1. Вскоре военные предлагают основать авиапроизводство возле Йоганишталя. Фоккер совершенствует конструкцию аппарата. Так появляются варианты М 2, М 3, МЗа М4. Но военное ведомство отказывает в приеме М4, как не отвечающей времени, что застает Фоккера врасплох хотя он и сам видит, присутствуя на демонстрационных показах летом 1913 г. машин французов Блерио и Морана-Солнье, что их машины более маневренны. Поставив крест на М 4, Фоккер приобретает поломанный Моран-Солнье (вероятно тип Н) исследует качества новой машины и вместе с конструкторами Палмом и Крейцером приступает к постройке совершенно нового аппарата.
Уже в мае 1914 года возможности новой машины - моноплана были продемонстрированы генералу фон Фалькенгауну - министру военного ведомства. Показом остались довольны и потребовали создания двухместных самолетов монопланного и бипланного типов. Им присвоили обозначение М5. Эти самолеты создавались по принятому в Германии классу "А" - невооруженный разведчик-моноплан и строились в новом цеху завода в Шверине.
Встречаются утверждения, что Фоккер М.5 был просто копией французского самолета Морана, но при внимательном изучении видно, что он имел много существенных отличий (например, металлическую конструкцию каркаса фюзеляжа).Форма рулевых поверхностей отчасти была "позаимствована" у Морана. Правда, в последствии руль поворота был заменен на другой, имевший большую площадь и имевший внешний вид "запятой". Эта типично фоккеровская особенность прослеживается вплоть до Фоккера D-VII, построенного в 1917. Получив 80-сильные моторы Oberursel U1 Фоккер предоставляет армии на испытания два варианта самолета: первый с размахом крыла 8,5м получил индекс К (kurz - короткий), второй - с размахом 9,6м - индекс L (lang длинный). М.5К был более маневренным, aM.5L - более послушным и терпимым к ошибкам пилотов. 
С началом первой мировой войны военное ведомство мобилизовало построенные М.5-е и передало их в наблюдательные группы. М.5-е были одноместные, однако, их просторная кабина позволяла удлинить сидение и посадить сзади пилота наблюдателя. Первая секция крыла по обе стороны фюзеляжа была без обшивки (этакая прямоугольная дырка в крыле), что облегчало наблюдение за землей. В дальнейшем, для улучшения обзора вниз предусматривалось отверстие в дне фюзеляжа, которое было снабжено гофрированной (аккордеонного типа) шторкой. Позже в Е серии были стандартные наблюдательные окна в крыле и в фюзеляже, имевшие металлические крышки. В дальнейшем они были и подобием бомболюков для поражения противника с воздуха. 
Разведчики Фоккера были очень популярны у немецких пилотов. Вспоминают слова Освальда Бельке - впоследствии одного из асов Германии, получившего Фоккер в декабре 1914 г.: "Фоккер был великолепным Рождественским подарком, который я принял с поистине ребячьей радостью".
Но время, когда пилоты-противники мирно расходились в воздухе, заканчивалось. Участвующие в войне пилоты Франции, Германии, Англии стали брать с собой в воздух пистолеты и винтовки, сбрасывать небольшие бомбы. А после того, как наблюдатели получили пулеметную установку, война перенеслась и в воздух. Правда, такое вооружение родило к жизни и свою тактику боя, когда противники старались оказаться сбоку или снизу неприятеля, чтобы наблюдатель мог вести огонь. Заниматься разведкой с воздуха стало все опаснее.
Вначале 1915 г. чаша весов склонилась в сторону союзников, после того, как французы создали скорострельный пулемет, стреляющий поверх пропеллера. Потери Германии в воздухе стали стремительно расти, а несколько французских летчиков уже стали асами (5 побед). Французский пилот Роланд Гарро придумал отсекатель для пуль и установил его вместе с пулеметом Гочкисс на своем Моран-Солнье L. Теперь пилоты союзников могли стрелять через плоскость винта. Гарро стал асом к апрелю 1915 года, но день 16 апреля стал подарком Германии. В этот день самолет Гарро приземлился из-за повреждения за линией фронта, в расположении немцев. Естественно машина была захвачена и передана Высшему Германскому командованию. В авиачасти новинка была исследована и опробована, но так как немцы использовали пули со стальными сердечниками, в отличии от медных французских, накладки на пропеллер не выдерживали долгой стрельбы и разрушались вместе с винтом. В воздухе витала идея синхронизатора.
В мире по крайней мере три человека могут претендовать на первенство в его создании - это якобы Фоккер, немец Франц Шнейдер и Раймонд Солнье. Но вне зависимости от приоритета на фирме Фоккера был создан синхронизатор" пулемета с ротативным двигателем кулачкового типа. Правда, этот механизм был далек от совершенства и только на первый взгляд очень прост. От вибрации синхронизаторы часто выходили из строя. Возможно, это послужило причиной гибели знаменитого германского аса Макса Иммельманна у которого пулемет разрушил воздушный винт. 
Рис.1 Истребитель-разведчик Е.I
Тридцать Фоккеров было вооружено пулеметами и названо Е.I (Фоккер М 5LYMG) Они были скрытно перебазированы на прифронтовые аэродромы и предоставлены опытным пилотам 62 авиагруппы (F А 62). Самолет с номером 1/15 получил Макс Иммельман, с номером 2/15 - Курт Винтгенс, с номером 3/15 - Освальд Бельке До этого 62 авиагруппа имела двухместные бипланы LVG Иммельманн и Бельке снискали себе славу на Е I. Они оба были удостоены ордена "Ordre Pour le Mente" за восемь побед в воздухе.




[ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВИАКОНСТРУКТОРЫ] [ЛЮДИ И АВИАЦИЯ]


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100