Советский
конструктор авиационных двигателей,
один из основоположников теории
воздушно-реактивных двигателей,
академик АН СССР (1968; член-корр.1960), Герой
Соц. Труда (1957). Окончил Киевский
политехнический институт (1931). В 1933-39г.г.
преподавал в Харьковском авиационном
институте и работал над проектом ТРД с
центробежным компрессором. В 1939-41
разработал конструктивную схему ТРДД,
явившуюся прототипом ныне существующих
схем, проект опытного образца ТРД с
осевым компрессором. В 1941-42г.г. работал
на танковом заводе в Челябинске, а с 1943
продолжил работы по созданию первого
отечественного ТРД. С 1946 главный
конструктор опытного завода. Под
руководством Люльки создан первый
отечественный ТРД, прошедший в феврале
1947 государственные испытания. В
последующие годы под руководством
Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся
на самолётах П.О.Сухого, С.В.Ильюшина, Г.М.Бериева,
А.Н.Туполева. В 1950-60 преподавал в МАИ (с 1954
проф.) . C 1957 – генеральный конструктор. В
1967-84г.г. председатель Комиссии АН СССР по
газовым турбинам. Ленинская премия (1976),
Государственные премии СССР (1948,1951).
Награждён 3 орденами Ленина, орденом
Октябрьской Революции, 2 орденами
Трудового Красного Знамени, медалями.
Именем Люльки названо НПО "Сатурн"
в Москве.
|