Воздушная нагрузка предвоенного периода.
ВВС СА были втянуты в афганскую войну еще задолго до времени "Ч" - ввода на
территорию Афганистана Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ), которое
официально называют началом войны.
Основная нагрузка "предвоенного" периода лежала на людях и крыльях
Военно-транспортной авиации (ВТА), которая доставляла военные грузы на все
аэродромы Афганистана. На аэродроме Баграм к этому времени уже базировались
вертолетная эскадрилья 280 овп (командир - подполковник Белов) и
военно-транспортная эскадрилья (отряд) из 10 самолетов Ан-12 (командир -
полковник Ишмуратов, а в последующем - полковники Низамов И.З. и Маматов В.М.).
Во всех афганских авиационных частях и подразделениях, вплоть до эскадрильи,
работали советские военные советники и специалисты.
В авиационных военно-учебных заведениях СССР увеличился объем и интенсивность
подготовки кадров по всем специальностям. Активно работали наши советники и
специалисты в Училище ВВС и ПВО ДРА.
Непосредственно перед вводом ОКСВ на аэродром Баграм прибыли после капитального
ремонта самолеты с советскими экипажами, которые не случайно задержались в
Афганистане, передавая технику афганской стороне до завершения мероприятий
начального периода.
Ввод регулярных частей Советской армии на территорию Афганистана начался 25
декабря 1979 года. Группировка войск официально называлась Ограниченным
контингентом советских войск (ОКСВ). Фактически из этих войск в первой половине
80-го года было завершено формирование 40-й отдельной армии. Командующими ОКСВ и
40-й отдельной армии в период войны в Афганистане служили: генерал-лейтенанты
Тухаринов Ю.В. (ввод ОКСВ 1979 - 23.09.1980 гг.), Ткач Б.И. (23.09.1980 -
07.05.1982 гг.), Ермаков В.Ф. (07.05.1982-04.11,1983 гг.), Генералов Л.Е.
(04.11.1983- 19.04.1985 гг.), Родионов И.Н. (19.04.1985-30.04.1986 гг.), Дубынин
В.П. (30.04.1986- 01.06.1987 гг.), Громов Б.В. (01.06.1987-15.02.1989 гг.).
25 декабря 1979 года в 18.00 местного времени началась переброска по воздуху
десанта с посадкой самолетов на аэродромах Кабул и Баграм. Для перевозки личного
состава и техники 103-й ВДД и отдельного парашютно-десантного полка было
совершено 343 самолето-рейса, в том числе 66 рейсов Ан-22, 77 - Ил-76, 200 -
Ан-12, затрачено всего 47 часов. Всего в Кабул и Баграм за это время было
доставлено 7700 человек личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны
различных грузов. К сожалению, не обошлось без жертв - в 19.35 25 декабря при
заходе на посадку в Кабуле врезался в гору и взорвался самолет Ил-76 (командир -
капитан Головчин В.В.), на борту которого находилось 37 десантников и 7 человек
экипажа. В Кабуле работой ВТА руководил генерал-полковник Гайдаенко. На
предварительную разведку места катастрофы утром 26 января 1980 г. вылетал
генерал Егоров на вертолете из эскадрильи Белова. Начать сразу же
поисково-спасательные работы в полном объеме не представлялось возможным, не
было для этого ни сил, ни средств, ни погоды.
По распоряжению генерала Гайдаенко в Кабул была направлена группа альпинистов из
армейского спортивного клуба, которые тренировались в горах Средней Азии.
Большинство из них в последующем оказались первовосходителями на восьмитысячники
Гималаев. А 29.12.79 г. их вооружили, дообмундировали, дали охрану из 5
десантников и на БТРах отправили в район катастрофы. Список альпинистов,
получивших оружие в Главном штабе ВВС и ПВО ДРА: Ильинский Е.Т., Смирнов В.А.,
Валиев К.Ш., Хрищатый В.Н., Попенко Ю.С., Фомин С.Г., Пантелеев Н.В., Луняков
Г.Е., Роднищев В.Е., Воскобойников А.П. Старшим группы был Ильинский Е.Т. С
альпинистами была установлена радиосвязь через радиостанцию Р-118.
30.12.79 г. В 16.00 с вертолета Ми-8 № 420 при очередном облете предполагаемого
места катастрофы доложили: "Нахожусь под гребнем горы в месте удара Ил-76. Одна
часть самолета находится на одной стороне, другая с другой стороны гребня.
Наиболее интересующие части находятся с противоположной стороны палатки
альпинистов".
31.12.79 г. Погода в Кабуле еще ухудшилась: снег, нижний край не
просматривается, видимость менее 1 км., температура около нуля. Альпинисты
доложили: "В районе базы погода плохая, сильный ветер, снегопад. При улучшении
погоды выйдем на поиск и на связь. Площадка для вертолета есть. Нужны три
раскладушки, три матраца, пять одеял, пять 8-микратных биноклей, дрова и
сигареты".
01.01.80 г. В 10.30 через оперативного дежурного 103 мсп поступило сообщение:
"Альпинисты нашли кабину Ил-76 с останками тела Шишова - командира корабля".
02.01.80г. Вернулись почерневшие и измотанные, предельно уставшие альпинисты.
Снег по-грудь. Найти что-либо трудно. Они высказали предположение о динамике
происшедшего: самолет зацепился за один из пиков и сломался пополам. Передняя
часть (кабина) обнаружена. Нашли осколки и планшет штурмана. Магнитофон не
нашли. Поиски продолжаются...
Одновременно с сухопутными и воздушно-десантными войсками на афганские аэродромы
началось перебазирование авиационных частей, фронтовой и армейской авиации,
которые в последующем были включены в состав ВВС 40-й армии. Боевой состав и
аэродромы базирования ВВС 40-й армии 2 января 1980 года на 18.00 приведены в
таблице
Аэродром базирования |
Воинская часть (подразделен ие) |
Боевой состав |
Фамилия командира |
Баграм |
иаэ 115 иап |
14 МиГ-21 БИС |
подполковник Ванченко |
раэ 87 орап |
10 МиГ-21 Р |
|
таэ |
8 Ан-12 |
подполковник Ишмуратов |
вэ 280 овп |
12 Ми-8Т |
подполковник Белов |
Шинанд |
аэ 217 апиб |
16 Су-17, 1Су-17У |
|
302 овэ |
5 Ми-8МТ, 1 Ми-9,
2 Ми-2 |
подполковник Панферов |
Кандагар |
аэ 136 апиб |
13 МиГ-21ПФМ |
|
вэ 280 овп |
11 Ми-8МТ, 1 Ми-24 |
майор Харитонов |
В дальнейшем состав ВВС 40-й армии (ОКСВ) дополнили 181 овп, эскадрильи которого
базировались в Кундузе и Файзабаде, а также 292 овп, эскадрильи которого
базировались в Джелалабаде и Гардезе. На базе аэродрома Кабул был сформирован
50-й ОСАП. Боевой состав ВВС ДРА и ВВС ОКСВ (ВВС 40-й армии) первой половины
1980 года приведен в таблице.
Аэродром
базирования |
ВВС ДРА |
ВВС 40-й армии |
воинская часть |
боевой состав |
воинская часть |
боевой состав |
Кабул |
377 овп |
5 Ми-25, 9 Ми-24, 11 Ми-8 |
50 сап |
16 МиГ-21ПФМ 12 Ми-24 12Ми-8МТ 4 Ан-26 4 Ан-12 |
377 тап |
9 Ан-26 1 Ан-30 5 Ил-14 7 Ан-2 |
|
|
Баграм |
322 иап |
28 МиГ-21 |
раэ 87 арап |
10 МиГ-21Р |
355 апиб |
24 СУ-7БМК |
аиэ 115 иап |
14 МиГ-21Бис |
|
|
таэ |
8 Ан-12 |
|
|
вэ 280 овп |
12 Ми-8Т |
Мазари-Шариф |
393 уап |
12 Л-39 ПМиГ-17 |
|
|
ово |
10 Ми-8 |
|
|
Кундуз |
|
|
вэ 181 овп |
12 Ми-24 |
Файзабад |
|
|
вэ 181 опв |
12 Ми-8 МТ |
Джелалабад |
|
|
гвэ 291 овп |
12 Ми-24 |
Гардез |
|
|
вэ 292 овп |
12 Ми-8 МТ |
Газни |
|
|
во 280 овп |
8 Ми-8 МТ |
Кандагар |
366 иап |
54 МиГ-17 |
иба 136 апиб |
16 МиГ-21 ПФМ |
|
. |
во 280 овп |
4 Ми-8 МТ |
Шинданд |
335 сап |
24 Ил-28 18МиГ-17 |
ибэ 217 апиб |
16Су-17 1 Су-17У |
|
|
302 овэ |
5 Ми-8 МТ 1Ми-9, 4 Ми-2, 6 Ми-24 |
Первым командующим ВВС 40-й армии в этот период был Лепаев Б.А. Шесть
командующих ВВС 40-й армии, сменяя один другого, выполняли свои нелегкие
обязанности в афганской войне: генералы Лепаев Б.А. (1980-1981 гг.), Шканакин
В.Г. (1981-1982 гг.), Каленский С.А. (1982-1983 гг.), Колодий Г.В. (1983-1985
гг.), Кот В.С. (1985-1987 гг.), Романюк Д.С. (1987-1989 гг.).
Кроме того авиационная группировка ОКСВ усиливалась частями, которые прибывали
на время проведения наиболее масштабных мероприятий.
Боевые действия сухопутных и пограничных войск в северных провинциях
Афганистана, а также нанесение авиационных ударов по базам, расположенным в этих
провинциях, обеспечивалось авиационными частями, которые базировались на
территории СССР.
Удары по наиболее защищенным труднодоступным целям наносили самолеты Дальней
авиации. Работали в небе Афганистана и самолеты - разведчики.
Продолжала свою повседневную напряженную работу Военно-транспортная авиация по
доставке грузов, замене личного состава, выводу раненых, больных и погибших.
"Черные тюльпаны" с телами погибших регулярно стали уходить в СССР с афганских
аэродромов. Также регулярно облетали гарнизоны и забирали тяжело раненых и
больных санитарные самолеты, под которые по мобилизационному плану были
переоборудованы пассажирские самолеты Ил-18 из уральских авиаотрядов МГА.
Но главная боевая работа в течение всей афганской войны лежала на ВВС 40-й
армии. Указом от 28.04.1980 г. двум авиаторам-вертолетчикам Гайнутдинову В.К. и
Щербакову В.В. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Опыт боевых действий ВВС 40-й армии за 1980 год в Афганистане.
ВВС 40 А за 1980 год выполнили 72000 боевых вылетов с общим налетом 83000 час.
Особенности ведения боевых действий авиации на территории ДРА.
Природные условия. 70% территории ДРА - горная местность с бедной
растительностью. Горный хребет Гиндукуш с высотой гор до 6-7 тыс. м. Лишь
небольшая часть территории на севере страны - равнина. На юге и юго-западе -
обширная пустыня. Ущелья с крутизной склонов до 70 градусов и глубиной до 3000
м. Ширина ущелий в отдельных местах не позволяет развернуться вертолету на 180
градусов даже при минимальной скорости полета.
Более 8 месяцев в году над ДРА ясное безоблачное небо и палящее солнце. Летом
температура достигает +50 градусов. Несмотря на большое количество безоблачных
дней в Афганистане, имеются ограничения по летной погоде из-за пыльных бурь и
ухудшения видимости из-за запыленной атмосферы, а также из-за высокой
температуры воздуха. Особенности: горно-пустынный характер безориентирной,
сильно пересеченной местности, ограниченное количество автомобильных и полное
отсутствие железных дорог.
Горы затрудняют использование наземных РТС. Основным способом самолетовождения
считается полет по курсу и времени с постоянным ведением контроля пути по
визуальным ориентирам. Однообразие горного рельефа, фона местности и поселений и
сам характер целей усложняет поиск и обнаружение их. Значительные превышения
аэродромов и посадочных посадок (до 2500 м) и высокие температуры в дневное
время ограничивают а, зачастую, и исключают использование авиации для выполнения
боевых задач, влияют на предельный взлетный вес, уменьшает заправку топливом и
полную боевую загрузку. При этом уменьшается тактический радиус самолетов и
вертолетов и время пребывания их над полем боя и время огневого воздействия на
противника.
Тактика действий мятежников и их противодействие авиации. Противник вооружен, в
основном, стрелковым оружием. Формирования мятежников действуют по всей
территории страны. Сначала они насчитывали в своем составе до 200-500 чел. и
пытались организовать активное сопротивление войскам. Однако, после нанесения
эффективных ударов по ним, мятежники резко изменили тактику: они разделились на
мелкие отряды по 15-20 человек, рассредоточились по ущельям и ведут боевые
действия, в основном, диверсионного характера, не вступая в открытую войну с
войсками. Приток сил и оружия осуществляется, в основном, из Пакистана. Опорные
пункты оборудуются на вершинах гор, используя естественные выступы и карнизы.
Огневые точки оборудуются и в кронах деревьев, растущих по склонам гор. Часто
организуют вылазки и нападения ночью при отсутствии авиации. Для противодействия
авиации противник засекает маршруты полетов вертолетов и устраивает засады.
Огонь ведется с дистанции до 800 м. Как правило, ведущий пары пропускается, а
огонь ведется по ведомому в заднюю полусферу, что затрудняет своевременно
обнаружение огневых точек. При действии авиации над полем боя противник
учитывает радиусы и уменьшение поступательной скорости вертолетов на разворотах,
а также направления захода их по цели. Для противодействия противник использует
групповой заградительный огонь из стрелкового оружия и ДШК.Все основные базы,
склады оружия, штабы и исламские комитеты мятежников прикрыты двумя, четырьмя и
более ДШК. Применения ЗУР Ред-Ай по ЛА не отмечено, но имеются сведения, что у
противника они есть. Наиболее активные действия мятежников отмечались, как
правило, к исходу дня и в случаях резкого ухудшения погоды, когда авиационная
поддержка войск ограничивалась.
Задачи, тактика и боевой опыт авиации.
Истребительная и истребительно-бомбардировочная авиация:
-
осуществляет авиационную поддержку войск, прикрытие транспортных колонн и
сопровождение сухопутных войск в рейдовых операциях;
-
наносит авиационные удары по выявленным объектам противника;
-
прикрывает вертолетные подразделения;
-
уничтожает огневые точки ПВО, опорные пункты мятежников, склады;
-
ведет воздушную разведку;
-
прикрывает территорию ДРА в общей системе ПВО.
Основным способом боевых действий при решении главных задач является нанесение
последовательных ударов с использованием 4-х смешанных ударных групп и групп
обеспечения:
-
группа подавления ПВО (2-4 истребителя-бомбардировщика МИГ-21) отрабатывают
площадь в районе цели и склоны гор по обе стороны предполагаемого боевого курса
с использованием РБК и НУРС типа С-5;
-
группа целеуказания (2 Ми-8 с наводчиком на борту) обозначает цель бомбами или
НУРС. Целеуказание может выполнять одна пара самолетов из состава ударной
группы;
-
ударная группа (4-8 МИГ-21бис) с боевой зарядкой в зависимости от характера
цели;
-
группа контроля результатов удара (2 МиГ-21Р или 2 Ми-8 с РА-39).
Целесообразно применять следующие средства поражения:
-
по площадным, незащищенным, легкобронированным целям и живой силе: РБК, пушки,
НУРС С-5 и С-24 с неконтактными радиовзрывателями типа РВ-24 для подрыва на
высоте 15-30 м;
-
по прочным целям (крепости, пещеры, карнизы, склады оружия и боеприпасов):
фугасные и осколочно-фугасные авиабомбы калибром 250-500 кг, НУРС С-24 с
контактным взрывателем В-24 с задержкой 0,01с.
Армейская авиация :
-
осуществляет авиационную поддержку войск;
-
сопровождает транспортные колонны и войска на марше;
-
декантирует тактические воздушные десанты и разведывательные группы (группы
захвата);
-
минирует приграничные тропы и перевалы;
-
наносит авиационные удары по заданным объектам противника;
-
ведет воздушную и инженерную разведку;
-
доставляет боеприпасы и материальные средства войскам, перевозит личный состав
и грузы;
-
обеспечивает связь между штабами, аэродромами, оперативной группой, ГБУ и
авианаводчиками;
-
корректирует огонь артиллерии;
-
выполняет поиск и спасательные работы и эвакуирует раненых;
-
осуществляет поиск, досмотр или уничтожение караванов с оружием и
боеприпасами.
Все полеты выполняются только группами в составе не менее пары, на высотах -
1000-1500 м, исключающих поражение стрелковым оружием. Отказались от постоянных
маршрутов и перешли к полетам в полосе маршрута. Экипажи стали выполнять более
энергичное маневрирование в районе б/д по всем параметрам - высоте, скорости,
направлению. Для отдельных районов такое маневрирование необходимо в течение
всего полета - от вылета до посадки.
Авиационная поддержка и сопровождение войск являются основными задачами авиации
в период проведения операции. На них расходуется основной ресурс вертолетов -
до 50%.
Авиационная поддержка осуществляется, в основном, двумя парами вертолетов Ми-8
или Ми-24. Применение групп большой численности оказалось нецелесообразным. Это
объясняется сложностью маневрирования в ущельях, а также необходимостью
непрерывного воздействия на противника при ограниченное количестве вертолетов.
Практически, вертолеты все светлое время суток находятся над полем боя. Смена
пар осуществляется над полем боя.
При уничтожении наземных целей используют принцип "замкнутого круга": ведущий
после ударов выходит из атаки, а ведомый выходит на боевой круг. Последний
ведомый в группе прикрывает выход из атаки ведущего последней пары имитацией
выхода на БК (боевой курс), но, не достигая рубежа поражения огнем противника,
выходит из боя без применения средств поражения в последнем заходе. Это
сохраняет 25-30% боеприпасов. Дальность открытия огня: НУРС - 1200-1500м,
пулемет 600-800 м. Для уничтожения ДОТов и пещер целесообразно применять УРС
типа "Фаланга", "Штурм" с Ми-24. Мелкие группы противника уничтожаются огнем
автоматических гранатометов АГС-17 и дополнительных пулеметов ПКТ, установленных
на Ми-8Т и пулеметов ЯКБ на Ми-24. Для усиления огня на каждый Ми-8, Ми-24 в
состав экипажа включаются группы десантников по 2-4 человека с автоматами и
пулеметами, которые ведут огонь через открытые блистера грузовой кабины, а на
Ми-8 также через задний аварийный люк. Выполнен ряд доработок по
усовершенствованию вооружения, увеличена мощность двигателей, установлены
бронеплиты, экраны выхлопного устройства и АСО-2В.
Сопровождение колонн и войск на марше выполняется парой вертолетов пролетом или
барражированием над ней на высоте 100-1200 м.
В состав десанта выделяется до роты личного состава, но есть примеры высадки до
1-2 батальонов. Количество десантников на каждый вертолет определяется в
зависимости от высоты площадки, ее размеров и температуры воздуха. Перед началом
десантирования производится подготовка высадки десанта (авиационная и
артиллерийская). Высадка десанта и его действия прикрываются Ми-24.
Минирование троп и горных перевалов выполняются Ми-8Т с ВСМ-1. Вертолетная
система минирования ВСМ-1 - надежное и эффективное оружие. Но в условиях ДРА,
где ущелья глубокие и узкие, а тропы, в большинстве случаев проходят по их дну,
выдерживать заданную высоту нет возможности. Поэтому необходимо
усовершенствовать мины, так как при незначительном увеличении высоты минирования
они взрываются. Задание выполняется тремя парами вертолетов: 1-я пара Ми-24 -
подавление огневых средств; 2-я пара Ми-8Т - минирование; 3-я пара Ми-24 -
прикрытие.
На каждое направление выделяется пара Ми-8 для транспортирования перевозок и
пара Ми-8 для ПСС. Но этого оказывается недостаточно и перевозкой попутно
занимаются вертолеты ударных групп.
Для досмотра караванов используют группу из двух пар: первая пара Ми-8 -
досмотра, вторая пара Ми-24 - прикрытие.
При обнаружении караванов экипажи вертолетов выбирают площадки и производят
посадку: один - впереди (обычно ведущий) и один - сзади каравана. Высаживается
группа досмотра. При обнаружении оружия лица, сопровождающие караван, подлежат
аресту, а при оказании сопротивления караван уничтожается.
Разведывательная авиация:
-
вскрывает районы сосредоточения и направления перемещения групп мятежников;
-
контролирует состояние дорог на маршрутах передвижения войск;
-
осуществляет наведение ударных групп на вскрытие объекта противника;
-
осуществляет фотоконтроль результатов ударов фронтовой и армейской св.;
-
выполняет фотографирование объектов противника;
-
поражает вскрытые объекты бортовым оружием.
Для выполнения разведки МиГ-21Р 263 оаэтр вооружены ночными и дневными
контейнерами с фотооборудованием, телевизионным комплексом ТАРК-2 и аппаратурой
для РТР. Экипажи фронтовой авиации ведут только визуальную воздушную разведку,
армейская авиация на Ми-8 имеет аэрофотоаппараты АФА-42/100 и ручные
аэрофотоаппараты РА-39.
За период боевых действий январь-декабрь 1980 г. частями ВВС 40А выполнено 10860
вылетов на разведку, из них нештатными экипажами - 8152 (в среднем по 35 на
экипаж), экипажами 263 оаэтр - 2708 (в среднем по 156 на экипаж).
На воздушную АТР выполнено 607 полетов. В результате вскрыта работа РЛС на
территории Пакистана в н.п. : Читрал, Пешавар, Равалпинди, Чоквал, Кохат, Пхал,
Милнвали, Минамшах, Дерисмаилхан, Танк, Вана, Форт-Семдиман, Вулгайкили, Чаман,
Квета.
Военно-транспортная авиация и самолеты - ретрансляторы:
-
осуществляют переброску войск и боевой техники на новое направление;
-
обеспечивает связь оперативных групп, ГБУ, авианаводчиков с экипажами в
воздухе, наземными пунктами и с аэродромами, с наземными войсками на поле боя.
Полеты на перевозку осуществлялись, как правило, с предельными полетными весами.
ВТА за 1980 г. имеет общий налет 6300 часов (4160 полетов), из них: на перевозку
войск, грузов, боевой техники - 4150 часов (3540 полетов); на обеспечение
управления войсками - 2150 часов (620 полетов). В отдельные летные смены на
летный экипаж Ан-26РТ составлял до 10 часов.
Совместные действия сил авиации.
Совместные действия разнородных сил ИА, ИБА, АА, РА применяются для нанесения
ударов по заранее заданным целям с использованием 6-ти смешанных ударных групп и
групп обеспечения: ударная группа (4-8 самолетов ИА или ИБА или 1-2 звена
Ми-24); группа целеуказания (2 Ми-8 с наводчиком на борту); группа подавления
ПВО (2 - 4 истребителя, истребителя бомбардировщика, редко 2 Ми-24); группа
прикрытия (2-4 истребителя или 2-4 Ми-24); отвлекающая (демонстративная) группа
(2 истребителя, истребителя бомбардировщика); группа контроля результатов удара
(2 самолета РА).
Организатором авиационного удара является ведущий группы целеуказания, который
назначается из опытных командиров Ми-8.
Совместные боевые действия ВВС 40 А и ВВС ДРА.
Экипажи армейской авиации ВВС 40А привлекаются для целеуказания ударным группам
ИБА ВВС ДРА. Практикуются смешанные интернационально-ударные группы. Языковые
различия сказываются меньше, растет число новых приемов выполнения боевых задач.
При нанесении совместных ударов первой, как правило, наносит удар ударная группа
ВВС СА, ведущая пара которой в дальнейшем выполняет наведение ударной группы
афганских самолетов. Результаты таких ударов, как правило, намного эффективнее,
чем при раздельных самостоятельных ударах групп.
Типовая боевая зарядка летательных аппаратов ударной группы:
МиГ-21: 4хОФАБ - 250-270 и боекомплект ГШ-23.
Ми-24 : 2хОФАБ - 250-270, 2хУБ32 с 64 НУРС, 2 УРС, боекомплект 12,7мм, пулемет
ЯКБ.
Ми-8Т : 2хОФАБ - 250-270, 2УБ16 с 32 НУРС (или 2хУБ - 32 с 64 НУРС), боекомплект
по 4 пулемета ПКТ и на гранатомет АГС-17.
Ми-8МТ: 2хОФАБ - 250-270, 2хОФАБ - 100-12, 2хУБ-32 с 64 НУРС.
Управление боевыми действиями.
При проведении сухопутными войсками рейдовых операций выделялось до двух МСБ на
БТР (БМП), усиленных танковой и инженерной ротой, а также предусматривался
десант на вертолетах посадочным способом численностью до роты. В этом случае
авиационному представителю, входящему в состав группы руководства, выделяли ГБУ
на БТР, усиленная средствами связи, обеспечивающими связь по радио (ЗАС) с КП
ВВС армии. В каждый батальон выделяли ГБУ на БТР, а в роты, действующие на
разных направлениях и десантную роту - авианаводчиков. В качестве авианаводчиков
работали офицеры боевого управления из состава КП ЦБУ и офицеры авиационных
частей, действующих на данном направлении. В горных условиях вызов авиации
практически невозможен без использования самолетов-ретрансляторов Ан-26 РТ.
Поэтому, в районе боевых действий войск постоянно приходится держать в зоне
самолет-ретранслятор Ан-26РТ. Сегодня в СВ не допускают мысли о том, что в их
подразделениях не будет ГБУ или авианаводчика. Для обеспечения авианаводчиков,
действующих в пеших порядках они выделяют 2-х автоматчиков. Место авианаводчика
- рядом с командиром батальона, роты. С ним вместе он передвигается на БТР, БМП
или в пешем боевом порядке с Р-809. Для переноски Р/С выделяют радистов из
состава МСБ. Они более выносливы, чем радисты КП ЦБУ. Авианаводчик разрешает
применение оружия экипажами только с личного разрешения командира МСР, МСБ и МСП
при полной уверенности, что свои войска не будут поражены огнем своей авиации.
АКШМ БТР ГБУ постоянно находится рядом с КШМ командира МСП, что обеспечивает
оперативное решение всех вопросов использования авиации.
Команды при наведении: "выше", "ниже", "левее", "правее" с указанием расстояния
в метрах. Все команды должны быть продуманы заранее. Нельзя при запрещении
командовать "не разрешаю", надо "запрещаю".
Для ПСС экипажей, терпящих бедствие в районе боевых действий, от СВ выделяются
команды. Руководство их работой производит начальник ГБУ.
Обеспечение боевых действий авиации.
Штурманское обеспечение. Отработаны необходимые документы, обеспечивающие
совместное базирование ВВС СА и ВВС ДРА. Для обеспечения приборной навигации
развернуты пункты наведения, установлены радионавигационные системы и маяки:
РСБН-4, ПРМГ-4, ПРМГ-5 на аэродроме Кабул, на всех аэродромах базирования ВВС СА
развернуты системы посадки РСП-7, 10, на аэродромах Баграм, Кабул, Шинданд,
Джелалабад, Кандагар установлены РЛС П-27, П-40. На аэродромах Баграм, Кабул,
Шинданд, Кандагар, Герат произведены топогеодезические работы по привязке
контрольных точек для применения прицельно-навигационных комплексов самолетов
третьего поколения. Часть РТС установлена на временных позициях (ДПРМ, АРП-6,
РЛС), так как по условиям боевой обстановки их невозможно развернуть по штатным
схемам (Кундуз, Газни, Гардез, Джелаламад, Файгабад, Кабул). Таким образом
аэродромы базирования обеспечивают полеты в сложных метеоусловиях в районе
аэродрома. район боевых действий ограничивается по месту и разрешенным эшелоном:
для армейской авиации до 4500 м, для фронтовой авиации до 6000 м,
самолеты-ретрансляторы - от 6600 м и выше.
В период ведения боевых действий схемы движения ЛА в районе аэродромов, особенно
оперативных, должны постоянно меняться в соответствии с обстановкой. Маршруты
полетов не должны повторяться по месту . Имели место случаи обстрела ЛА при
заходе на посадку и на постоянных маршрутах. В настоящее время в штурманском
распоряжении на боевые действия указывается не маршрут полета, а ось полосы
маршрутов, экипажам выделяются эшелоны с учетом необходимости маневрирования по
высоте, задается не время взлета, а время удара, время выхода в район
десантирования, на рубеж встречи, время посадки на заданной площадке. Экипажи
имеют возможности самостоятельно выбирать вид маневрирования по маршруту в
соответствии с конкретной обстановкой в районе б/д.
Боевой опыт наиболее подготовленных экипажей показывает, что вероятность выхода
на цель по месту и времени выше в том случае, когда даже в простых метеоусловиях
экипажи постоянно сочетают приборное самолето-(вертолето-) вождение с визуальной
ориентировкой, коррекцией своего места по контрольным ориентирам. Нельзя в
условиях гор и пустынь даже в простых метеоусловиях полагаться только на
визуальную ориентировку.
Отсутствие автономных бортовых средств навигации на самолетах МиГ-21бис, СМ, Р
существенно снижает боевые возможности ИА, ИБА в условиях горно-пустынной
местности, особенно в сложных метеоусловиях и ночью.
Всего за 1980 г. ВВС 40А выполнено 71866 маршрутных полетов на боевые действия.
Из них на малых, предельно малых высотах с ограниченным применением РТС - 59716,
на средних и больших высотах - 12117, в стратосфере - 33.
За 1980 г. выполнено 7810 бомбометаний и израсходовано 16525 авиационных бомб.
Из них ОФАБ-250-270 36%, ОФАБ - 100-120 - 14%, РБК - 250-275 - 23%, ФАБ - 500 -
6%, ФАБ -250 - 7%, ОФАБ-250 - 6%, РБК - 500 -375 - 1%.
Инженерно-авиационное обеспечение. Главными новыми вопросами являются боевые
повреждения, их устранение и эвакуация поврежденной техники. В таблице приведено
распределение боевых повреждений по системам и время на их устранение.
Система летательного аппарата |
Количество |
% |
Чел/час |
Фюзеляж |
96 |
12,8 |
380 |
Капот |
17 |
2,3 |
51 |
Стабилизатор |
40 |
5,1 |
231 |
Фонари, остекление |
43 |
5,6 |
294 |
Крыло, форма |
4 |
0,5 |
17 |
Килевая, концевая балка |
87 |
12,2 |
338 |
Главный редутор |
14 |
1,9 |
- |
Втулка НВ, автомат перекоса |
17 |
2,3 |
- |
Система кондиционирования |
20 |
2,7 |
273 |
Противопожарная система |
29 |
3,6 |
94 |
Топливная система |
38 |
4,5 |
217 |
Гидросистема |
40 |
6,2 |
195 |
Шасси |
20 |
2,3 |
71 |
Воздушная система |
28 |
3,7 |
74 |
Несущий и хвостовой винты |
91 |
11,9 |
197 |
Силовая установка |
35 |
4,6 |
69 |
Управление |
11 |
1,5 |
321 |
Управление двигателями |
47 |
6,1 |
123 |
Масло системы |
30 |
3,8 |
89 |
Трансмиссия |
29 |
3,7 |
217 |
Управление стабилизатором |
31 |
4,0 |
126 |
Всего |
781 |
100 |
3377 |
В начальный период (январь-март), когда мятежники не имели опыта борьбы с
авиацией, боевые повреждения от стрелкового оружия в основном приходились на
килевую, концевую балки, и лопасти НВ. По мере появления у мятежников
инструкторов огонь стал более прицельным, стали использоваться крупнокалиберные
пулеметы типа ДШК и КПВТ. Боевые повреждения стали более значительными и
потребовали для ремонта больших трудозатрат.
Наибольшее количество повреждений имеет килевая и хвостовая балка - 12,86%,
лопасти НВ и КВ - 11,2%, гидросистемы - 6,2%, т.е. где нет защиты бронежилетами
от стрелкового оружия. Ремонт АТ выполнялся группами ремонта, созданными в
каждой части, на стоянке, если трудозатраты не превышали 25-30 чел/час. и в ТЭЧ
АП, если ремонт требовал больших трудозатрат.
За время эксплуатации произошли 83 случая поломки силовой установки по причине
абразивного износа лопаток компрессора, что составляет 38,4% от общего
количества предпосылок. Остальные предпосылки к летным происшествиям
распределяются следующим образом: по вине: летного состава: 8,3%,
инженерно-технического состава - 5,5авиаремонтного предприятия - 8,3%,
батальона авиационно-технического обслуживания - 3,9%, %, из-за
конструктивно-производственных недостатков - 35,6%.
Решением начальника управления технической .эксплуатации .ВВС уменьшен допуск на
износ лопаток компрессора, что позволило раньше снимать двигатель с эксплуатации
до появления помпажа. Распределение причин снятия авиадвигателей показано в
таблице:
Причины снятия |
Количество двигателей |
Ресурс |
112 |
Износ лопаток |
195 |
Помпаж |
83 |
Попадание посторонних предметов |
64 |
Попадание птиц |
13 |
Конструктивно-производственные недостатки |
62 |
Недостатки АРП |
6 |
Количество отказов
радиоэлектронной аппаратуры показаны в таблице:
Тип аппаратуры |
Количество отказов |
Тип аппаратуры |
Количество отказов |
Р-860 |
106 |
РВ-3 |
94 |
Карат- М24 |
20 |
ДИСС-15 |
38 |
Р-856 |
6 |
АРК-15 |
25 |
Р-886 |
3 |
АРК-УД |
10 |
Р-857 |
3 |
АРК-10 |
33 |
Р-863 |
15 |
РВ-5 |
21 |
Р-832М |
12 |
СРО-2,СРЗО-2 |
41 |
Микрон |
10 |
|
|
Всего |
|
|
437 |
Отсутствуют специалисты по обслуживанию средств связи самолетов Ан-26рт и
вертолетов Ми-9.
Авиационное вооружение. Продолжается доработка авиационной техники, направленная
на расширение возможностей систем авиавооружения. По предложениям летного и
инженерно-технического состава выполняются следующие доработки:
-
Ми-8Т: установка бронеплит для защиты экипажа, пулеметов АКТ - 4 шт,
гранатомета АГС, АСО-2В. Всего планируется доработать 100 вертолетов;
-
Ми-24: установка АСО-2В, раздельный пуск снарядов на блоках УБ-32, раздельное
открытие створок грузовой кабины. Производится установка кнопки управления электроподтягом в кабине оператора, дорабатывается тракт питания универсальной
подвижной стрелковой установки УСПУ-24, производится доработка по возможности
подвески УПК-23-250 с пушкой ГШ-23.
Инженерно-техническим составом усовершенствована система пуска НУРС Ми-8Т, что
дает возможность производить подвеску на внешние держатели 2-х блоков УБ-32.
В процессе эксплуатации систем авиационного вооружения выявлены следующие
недостатки:
-
при пуске ПТУРС ЭМ114 имели место случаи схода ракет вместе с пусковой
трубой-контейнером из-за несовершенства транспортировочного узла. При этом
повреждены консоли Ми-24;
-
через 75-85 выстрелов происходит размытие изоляции контактной муфты и
обгорание проводников, что приводит к несходу снарядов в блоках УБ-16 и УБ-32.
Кроме того увеличивается износ ствола из-за пыли, что приводит к увеличению
рассеивания снарядов;
-
при наработке более 18-19 тыс.циклов УСПУ-24 наблюдается разрушение верхних и
нижних шторок УСПУ-24, а также происходит срез шпилек крепления и направляющих
пулемета ЯКБ-12,7.
Рационализаторы разработали:
-
чехлы для УБ-16,32 и УСПУ-24, которые защищают от пыли;
-
новую нижнюю шторку установки УСПУ-24, которая защищает от стреляющих гильз и
звеньев антенну системы "Радуга Ф" и "Радуга Ш";
-
приспособление, исключающее непроизвольную стрельбу из ГШ-23.
В воинские части поступают пулеметы, не прошедшие испытания отстрелом на заводе.
Таких пулеметов большинство. Это приводит к отказам пулеметов в начальный период
эксплуатации.
Специалистами по авиационному вооружению в целом выявлено и устранено более 600
отказов и неисправностей.
Авиационное оборудование. В начальный период в ДРА отсутствовали
зарядно-аккумуляторные станции. Приходилось возить аккумуляторы для зарядки в
СССР.
Вопросы требующие решения по ИАС:
-
улучшить подготовку специалистов по ИАС по практическому выполнению ремонта
боевых повреждений;
-
поставить вопрос о разработке аэромобильных автономных полевых
зарядно-аккумуляторных станций.;
-
поставить вопрос о разработке и выпуске аэромобильного (на Ми-8)
грузоподъемного устройства (до 1,5т) для выполнения замен двигателя и главных
редукторов на местах вынужденных посадок вертолетов.
Работа аэрофотослужбы. Осваивается воздушное фотографирование с борта Ми-8
аэрофотоаппаратами РА-39 и АФА-42/100. Аэрофотоаппарат РА-39 полностью подходит
для ведения фотографирования отдельных объектов с различных высот.
Аэрофотоаппарат АФФ-42/100 пригоден для воздушного фотографирования в районах с
равнинной местностью. В горных районах он малопригоден из-за большого угла
наклона аппарата (75-80 градусов), обеспечивает фотографирование объектов на
дальнем плане, что исключает его применение в ущельях.
Поисково-спасательное обеспечение. Особенности ПСО в ДРА:
-
отсутствие обозначенной линии фронта, требующее постоянного применения новых
способов, приемов и маневров, а также нахождение экипажа в постоянном напряжении
в полете;
-
ограниченная дальность обнаружения РТС при полете над сложным рельефом;
-
сложность управления экипажами из-за отсутствия радиолокационного контроля и
непрерывной связи с ними;
-
необходимость применения дополнительных сил и средств;
-
проведение ПСР в условиях высокогорья с посадкой на площадке ограниченных
размеров, в условиях высоких температур, большой турбулентности воздуха и
нередко под обстрелом противника.
Наиболее эффективным способом оказания помощи терпящим бедствия является
действие из состава боевого порядка. В большинстве случаев спасение
производилось ведущим или ведомым пары. Всего за 1980 г. проведено 57 ПСР,
спасено 192 человека, из них летного состава 126 человек. При этом из боевого
порядка проведено 32 ПСР и из положения дежурства на аэродроме - 21 ПСР. Все
работы проводились в светлое время суток.
Необходимо ввести в штаты ПСС группу альпинистов-инструкторов для обучения
личного сотава приемам горно-спасательной работы и применения альпинистского.
Внедрить систему "Против", установив ее на наиболее сохраняемой части хвостовой
балки вертолета. Проводить работы по уменьшению веса и габаритов
аварийно-спасательных станций.
Тыловое обеспечение. Расход боеприпасов за 1980 год составил: бомб (ФАБ, ОФАБ) -
12639, БЕТАБ - 500У - 242, РБК - 1847, ЗБ (ЗАБ) - 452, ОДАБ-500 - 40, САБ -
1045, КМГУ-АО-2,5рт - 258, Р-3Р - 15; НУРС (С-5,8,24,250) - 634862; ПТУРС
(9М114, 9М17) - 33; снаряды к пушкам и пулеметам НР-30 - 12480; ГШ-23, АМ-23 -
290439, А 12,7 - 309190, ЯКБ-12,7 - 674210. Наиболее широко применялись бомбы
ОФАБ-250 - 270; АФАБ-100 - 120.
Среднесуточный расход авиатоплива с 1.01.80 г. составил 380т. В период с мая по
август он возрос до 490 т, а в отдельны сутки доходил до 730 т. Среднесуточный
подвоз авиатоплива в 1980 г. составил 430 т.
Медицинское обеспечение. Летный состав истребительной авиации имеет налет до
двух годовых норм, армейской авиации - до 2-3 годовых норм, военно-транспортной
авиации - до 3 годовых норм.
Физическое утомление, нервно-эмоциональное напряжение, вынужденные нарушения
соблюдения предполетного режима вызывает физическое истощение летного состава. У
летного состава АА и ВТА отмечена потеря в весе до 4 кг, ИА - до 2 кг. Прошли
ВЛК в 340 ОВГ г.Ташкента 240 чел. Признаны негодными к летной работе 44 чел.
Распределение по группам болезней приведены в таблице.
Заболевание |
Количество |
Процент |
Нервные болезни |
19 |
43,2 |
Внутренние болезни |
18 |
40,9 |
Хирургические болезни |
5 |
11,3 |
Болезни уха, горла, носа |
1 |
2,3 |
Глазные болезни |
1 |
2,3 |
Всего |
44 |
100 |
Из 44 человек 7 признаны негодными к летной работе после аварийной
ситуации: 3 летчика-штурмана (2 неврологической, 1 - с хирургической
патологией), 4 борттехника (3 с неврологической, 1 с хирургической патологией).
Из таблицы видно, что больше всего дисквалифицировано летного состава с
заболеваниями нервной системы. Это связано с недостаточной
морально-психологической подготовкой летного состава к ведению реальных боевых
действий, высоким нервно-эмоциональным напряжением, большими физическими
нагрузками в сложных климатических условиях.
Безвозвратные потери личного состава ВВС приведены в таблице .
Характер потерь |
Летный состав |
Наземный состав |
Всего |
Боевые |
46 |
19 |
65 |
Небоевые |
1 |
21 |
22 |
Всего |
47 |
40 |
87 |
Санитарные потери личного состава ВВС
приведены в таблице .
Характер потерь |
Летный состав |
Наземный состав |
Всего |
Боевые |
29 |
34 |
63 |
Небоевые |
1 |
35 |
36 |
Всего |
30 |
69 |
99 |
Распределение боевых ран у личного состава
наземных сил приведены в таблице
Локализация ранений |
Количество |
Голова |
2 |
Грудная клетка |
2 |
Живот |
4 |
Верхние конечности |
2 |
Нижние конечности |
19 |
Ожоги |
5 |
Всего |
54 |
Боевые потери связаны с выполнением боевых вылетов, у наземного состава
с рейдовыми операциями, обстрелом колонны. Не боевые потери - с неосторожным
обращением с оружием.
Организация связи и радиотехнического обеспечения (РТО).Для организации связи
штаба ВВС 40А широко используются радиостанции Р-140 и Р-118 ОП. В настоящее
время на территории ДРА с аэродромами базирования организовано семь
радиотелефонных каналов, закрытых Т-217, шесть радиотелеграфных, закрытых Т-206 и
три радиорелейных направления, закрытых Т-217, Т-206.
В начальный период ( январь-май) из-за отсутствия Р-140 и Р-118ОП,
использовались Р-849 и ВЗПУ Ми-22 и Ми-9. Но ВЗПУ применения не нашли из-за
большого расхода топлива для источников питания и ограниченного рессурса.
Комплектование частей связи производилось личным составом с крайне низкой
подготовкой, что соответственно сказалось на качестве каналов связи. Р-140 при
обеспечении боевых действий практически используется в режиме работы по двум
полосам частот, т.е. поддержания радиосвязи одной радиостанцией в двух
направлениях. Р-847, которая входит в состав Р-849 и Р-975, из-за конструктивных
недостатков используется нешироко.
При организации УКВ радиосвязи в воздушных радиосетях, в основном, используется
Р-845 и Р-831. Однако, использование УКВ возможно в ДРА только при применении
самолетов ретрансляторов.
В оперативные группы для обеспечения боевых действий, как правило, выделяется:
Р-140, Р-845, аппаратная П-532, АКШМ Р-975 (по количеству мотострелковых
частей), Р-809 (по количеству мотострелковых подразделений), самолет
ретранслятор Ан-26рт или ВЗПУ Ми-9. Средства связи на автомобилях не обладают
достаточной маневренностью в горах и не защищены от стрелкового оружия.
Необходимо разрабатывать радиопункты на базе бронетехники.
Радиотехническое и радиолокационное обеспечение. В качестве приводных
использованы ПАР-8сс и ПАР-9м. ПАР-9м при высоких температурах работает
неустойчиво, сигналы позывных искажаются. Надежной показала себя в работе
ПАР-8сс, которая использовалась как ближняя и дальняя приводные радиостанции в
различных метеоусловиях.
Радиолокационная система посадки РСП-6, РСП-7т, РСП-10 работали устойчиво.
Основной режим работы ДРЛ активный и СДЦ. Радиомаяки РСБН-4Н (Кабул, Шинданд,
Баграм) работают устойчиво. Необходимо обеспечить защиту моторов вращения и
ЭМУ-5п от пыли; агрегаты питания АД-20 работают только на 80% мощности,
целесообразно заменить их на АД-30. Автоматические радиопеленгаторы АРП-6, АРП-9
работают нормально и обеспечивают круглосуточное дежурство на канале ПСС ( =
121,5МГц).
Для светооборудования аэродромов используются: кодонеоновые маяки КНС-1П, КНС-3,
прожекторные установки АПМ-90, светооборудование АС-59У, АС-67У (светлушка).
Создать сплошное радиолокационное поле из-за гор на территории ДРА невозможно.
Используется РЛС: П-35, П-37, П-18, П-40, П-12, П-15; радиовысотомеры ПРВ-13,
ПРВ-11, ПРВ-9, ПРВ-16. Работают устойчиво. На территории ДРА управление и
наведение ИА на воздушные цели непрерывно на всех высотах обеспечить невозможно.
Поэтому здесь целесообразно использовать самолеты с аппаратурой
радиолокационного обнаружения и управления.
Восстановление и ремонт. Наибольшее количество боевых потерь и отказов средств
связи приходится на период апрель-сентябрь. Причинами отказов были неисправности
в блоках питания и в выходных каскадах передатчиков. Боевые повреждения -
пулевые повреждения различных схем, деформация шасси и монтажа в радиостанциях
КВ диапазона Р-140, Р-118ОП, Р-847 наиболее часто выходили из строя:
электромоторы, вентиляторы, выключатели высоковольтного напряжения в блоках
УСС, радиолампы выходных каскадов, трансформаторы и стабилизаторы напряжения.
В приемопередатчиках Р-847 испарялась охлаждающая жидкость. Ни одна из
радиостанций Р-847 не выработала своего гарантийного срока. Имелись случаи ухода
частоты и падения выходной мощности передатчика при кратковременной работе,
отсутствие управления при выборе каналов с пульта управления.
За период с 06 по 09.1980 г. было восстановлено 6 комплектов аппаратуры Т-817НМ
и 14 комплектов аппаратуры Т-217Н, основными неисправностями которых были выход
из строя электролитических конденсаторов. За этот же период восстановлено 20
комплектов аппаратуры Т-206-2Б, вышедших из строя, в основном, из-за обрыва
обмоток ферромагнитных элементов и потери эмиссии электронными лампами. Кроме
того имели место отказы электромоторов вращения ППК П-37, переключателя фаз
П-15, антенного переключателя РСБН-4М.
Конструктивные недостатки средств связи. В АТО-18 - мало места для организации
ремонта телеграфной и телефонной аппаратуры. Необходимо ввести вторую машину на
базе ГАЗ-66. Радиостанции Р-808М2 -имеет большие габариты и вес, ненадежное
крепление, плохие аккумуляторы., в Р-847 - быстрое испарение охлаждающей
жидкости. В авиационной командно-штабной машине Р-975 - нет возможности
кругового визуального обзора начальнику ГБУ; нет бойниц для применения экипажами
стрелкового оружия в случае нападения противника; основной КВ радиостанции
является Р-847, которая не обеспечивает устойчивой работы, не обеспечивается
закрытие канала аппаратурой Т-817АМ и одновременная работа в КВ и УКВ диапазонах
при работе с выносного пульта управления. Агрегат питания АБ-4 - Т/230, входящий
в комплект радиосредств, бензиновый двигатель УД-25Г необходимо заменить на
дизельный. Общим конструктивно-производственным недостатком является отсутствие
малогабаритных кондиционеров в аппаратных и станциях, что не позволяет
поддерживать постоянную температуру внутри кузовов. При охлаждении аппаратуры
наружным воздухом в аппаратуру попадает большое количество пыли.
Опыт боевых действий вертолетной эскадрильи 50-го отдельного смешанного
авиационного полка ВВС 40-й армии. Вертолетная эскадрилья входила в состав 50
ОСАП авиации 40 армии. В штатах эскадрильи 27 экипажей и 23 вертолета. Командир
эскадрильи подполковник Кучеренко Олег Михайлович имел опыт боевых действий на
Кубе в 1962-1963 годах и в Чехословакии в 1968 г. За 1,5 года общий налет в
эскадрильи составил 16240 час. (в мирное время налет за такой срок составил 4500
час.). Израсходовано: НУРС - 56400, авиабомб - 1328. Количество боевых вылетов
14500. Средние данные на экипаж - налет 601 час, расход НУРС - 2088, авиабомб -
49.
В период с марта по ноябрь 1980 года уничтожено: - живой силы противника - 2300,
боевой техники - 36, опорных пунктов - 277, - складов с оружием и боеприп. - 59,
штабов мятежников - 26, огневых точек противника - 341, исламских комитетов -
32, караванов с оружием и боеприпасами - 20.
За героизм и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, 37 летчиков и
техников награждены орденами и медалями, 60 человек представлены к наградам.
Боевые потери составили 1 экипаж:
-
6 июня 1980 г. был сбит огнем крупнокалиберного пулемета вертолет Ми-8т
(командир ст.л-т Никифорович, летчик-штурман ст.л-т Варламов, борт-техник ст.л-т
Польских). В районе н.п. Газни экипаж снизился, попал в зону огня стрелкового
оружия, и погиб. Посмертно представлен к правительственным наградам.
Потери техники - 5 вертолетов:
-
2 получили боевые повреждения и разрушились при грубой посадке на высокогорных
площадках (м-р Половников, к-н Сапега);
-
3 потеряны по вине личного состава из-за неграмотной эксплуатации -
разрушились при взлете и посадке на высокогорных площадках (к-н Иваненко, ст.л-т
Соколов, к-н Гималетдинов).
Эскадрилья состояла из 16 экипажей Александрийского полка и доукомплектовывалась
4 экипажами Калиновского полка, 4 экипажами Кобринского полка, а затем и 4
экипажами из Средне-Белой. Слаженность и подготовка эскадрильи осуществлялась в
г.Чирчике. Там отработали полеты на практический потолок 4500 м, посадку на
площадки с высотой 1400м. Командиры звеньев садились на площадки с высотой 2600
м. Все работали по целям на высокогорном полигоне, т.к. аэродром Кабул, на
котором предстояло базирование, находится на высоте 1750м.
Просчеты и недоработки в воспитательной работе и в обучении личного состава:
-
личный состав плохо знал ТВД;
-
отсутствовало квалифицированное информирование о военно-политической
обстановке в ДРА и вокруг страны, о ситуации в ДРА в данный момент;
-
отсутствовала информация о ВС ДРА;
-
не было информации о противнике.
Низкая, неоперативная информированность порождала почву для распространения
слухов, домыслов. Имели место "моральные потери" перед отправкой в ДРА: командир
звена к-н Смирнов собрал массу недостоверных документов о болезни матери и не
пересек границу, к-н Жданов слег в госпиталь, списался с летной работы, убыл в
Александрию, борт.техник ст.л-т Ковальский запил, пытался водкой заглушить
страх, списан с летной работы, отправлен в госпиталь, старший командир вертолета
к-н Титов прибыл на место Жданова, но тоже списался по здоровью в Ташкенте. Все
они в последующем были уволены из Советской армии по соответствующим статьям и
исключены из партии.
Перед вылетом в ДРА в г.Кокайты руководство полка и командиры подразделений
присутствовали на совещании, которое проводил Маршал авиации Силантьев. В
середине марта 1980 г. полк перелетел на аэродром Кабул в распоряжение командира
полка полковника Будникова Бориса Григорьевича. Начинали боевые вылеты
командиры, но уже через неделю вся эскадрилья приступила к напряженной боевой
работе. В этот период и раскрылись лучшие качества наших авиаторов, нормой жизни
для многих стал подвиг.
М-р Рудников летом 1980 г. в районе н.п.Катай-Ашру (70 км. зап.Кабула) произвел
посадку в глубоком ущелье на высоте 3000 м под огнем противника и спас экипаж
Северина, который был сбит противником. Сам м-р Северин сумел приземлить горящий
вертолет, был ранен (трещина черепа), но и в таком состоянии вытащил из-под
обломков своих товарищей и укрыл их за валуном до того, как начали рваться
боеприпасы. В состав экипажа Рудникова входили летчик-штурман л-т Никитин,
борт-техн. ст.л-т Аллянов. Ведомый к-н Лубягин прикрывал операцию спасения с
воздуха.
Пара Ми-8 ведущий к-н Гуничев, ведомый к-н Панга в августе 1980 г. выполняла
минирование перевалов сев-вост. г.Джелалабад на границе с Пакистаном. Ведущий
вертолет был обстрелян из ДШК и получил повреждение. Ведомый засек огневую точку
и нанес по ней снайперский удар. Ведущий благополучно сел в н.п. Асадабад.
Вертолет был в течение суток восстановлен. По данным разведки был уничтожен
расчет из 4 пакистанских солдат и 1 офицера.
В провинции Газни (90 км. южнее Кабула) действовала банда Мухаммеда Хасана.
Главарь ранее учился в СССР, затем дезертировал из ВС ДРА. Приказом военного
совета исламской партии ему присвоено звание генерала. Эта банда контролировала
5 ущелий, ведущих в Хазараджат. Они были заминированы, находились под постоянным
наблюдением и перекрестным огнем из различных типов тяжелого оружия и ДШК. Штаб
бандитов находился на высоте 3500 м, хорошо укреплен и замаскирован. В этом
районе были сбиты 2 Ми-24. Оба экипажа погибли. Здесь же был ранен из ДШК
летчик-штурман л-т Савенков из экипажа ст.л-та Ризаева.
В этом районе умело действовали пары к-на Тебенькова - к-на Лубягина, к-на
Острового - к-на Козмина, к-на Панкратова - к-на Жилютова. Они уничтожили 9
складов с оружием и боеприпасами, много огневых точек и живой силы противника.
Пара м-р Гулецкий - к-н Мочальников - эвакуировала группу глубинной разведки,
окруженную бандитами.
Пара м-р Сапожников - к-н Бабаков - в Кунарской долине за короткий срок
перевезла по 80 т грузов каждый и обратными рейсами доставила 300 чел -
призывников.
Пара м-р Половников - к-н Соколов - ЗАБами уничтожила в логове бандитов в
пещерах около 200 душманов. Это в 8-10 км южнее Кабула. Эта банда делала ночные
вылазки и совершала теракты в Кабуле.
Пара к-н Раффе - к-н Вожакин по данным разведки в труднодоступном горном районе
(100 км южнее Газни) накрыла бомбовым ударом и огнем НУРС участников совещания
"Хезбе-ислами" (партии ислама) этого района.
Инжерено-авиационная служба, которую в эскадрильи возглавил Лопатников,
обеспечила ввод в строй 12 вертолетов, получивших боевые повреждения.
Обслуживание авиационной техники осуществлялось одновременно на 2-3 точках.
Начальник группы авиационного вооружения и десантного оборудования ст.лейтенант
Вотинцев хорошо организовал работу группы, которая несла огромную нагрузку по
обеспечению боевых вылетов.
Конечно, работа авиации в ДРА в 1980 г. проходила в условиях несколько
упрощенной ПВО противника. Он не имел средств воздушного нападения, МЗА, а
применение ракет "РЕД-АЙ" и "Стрела" не было отмечено.
Однако, при ежедневной напряженной боевой работе с рассвета и до темноты, были
упущены некоторые вопросы воспитания и дисциплинарной практики. Участились
случаи употребления спиртных напитков, нарушения правил обращения с оружием,
техники безопасности полетов. Летчики начали хулиганить в воздухе, выходить за
пределы установленных ограничений по вертолету и двигателю. К-н Горшков в апреле
1980 г. при рулении из-за слабой осмотрительности поломал лопасти несущего винта
о вертолет ведомого. В мае 1980 г. он отказался подвешивать бомбы при подготовке
к вылету, в этом же месяце он отказался от выполнения боевого вылета в район с
сильным ПВО противника (требовалось вывезти раненых с поля боя), а затем
последовал срыв боевого вылета в связи с употреблением спиртных напитков. За эти
действия он уволен из армии, исключен из партии. Ст.лейтенант Шевченко -
летчик-штурман в экипаже Горшкова, злоупотреблял спиртными напитками, снят с
летной работы, летом 1981 г. отправлен в СССР и через некоторое время осужден на
8 лет за торговлю наркотиками. Ст.лейтенант Егоров - борттехник, с необщительным
скрытным характером, пил редко, но однажды, в состоянии опьянения угрожал
товарищу оружием. А в ноябре 1980 г. при работе в отрыве от основной базы в
Газни после употребления спиртных напитков смертельно ранил лейтенанта Назарова.
К-н Денищев принял самостоятельное решение на обстрел войск и обстрелял свои
боевые порядки. В результате убито 6 советских, 2 афганских солдата и 12 ранено.
Ст.лейтенант Кушка - борттехник при взлете с горной площадки потерял
ориентировку, без разрешения командира выключил двигатели "стоп-кранами". Это
привело к поломке вертолета. К счастью, экипаж остался невредимым.
Основными причинами всех нарушений на земле и в воздухе явилось ослабление
уставной требовательности командирами всех степеней. Мы не сумели быстро
перестроиться с мирной жизни на военную.
Базирование подразделений вертолетов Ми-6. Подразделения вертолетов Ми-6 входили
в состав отдельных вертолетных полков, которые базировались на аэродромах
Кандагар и Кундуз. Командирами полков в первый период были полковники Будников
БюГ. и Ркшинский В.А. В последующем этими полками командовали в Кандагаре
полковник Савченко В.И. (1981-1982 гг.), полковник Цалко А.В. (1982-1983 гг.),
полковник Миронов (1983-1984 гг.)., полковник Горшков В.Г. (1984-1985 гг.),
подполковник Филюшин Ю.В., а затем после его гибели полковник Извалов В.В.
(1985-1986 гг.), полковник Петриченко А.С. (1986-1987 гг.), полковник Игнатов
Е.И. (1987-1989 гг.), в Кундузе полковник Варюхин Е.А. (1981-1982 гг.),
полковник Сергеев Г.Н. (1982-1983 гг.), полковник Бегеев М.С. (1983-1984 гг.),
подполковник Письменный В.М. (1984-1985 гг.), подполковник Козлов В.С.
(1985-1986 гг.), полковник Калинин В.Н. (1986-1987 г.), полковник Белов В.А.
(1987-1988гг.), полковник Леонов Г.А. (1988-1989 гг.). Кроме того, в 1984 году в
Кундуз была передислоцирована отдельная вертолетная эскадрилья на вертолетах
Ми-6 под командованием подполковника Сальникова Г.А. Состав вертолетных
эскадрилей менялся в зависимости от выполняемых задач и в разные годы насчитывал
от 8 до 20 вертолетов Ми-6. Основными точками базирования являлись аэродромы
Кандагар и Кундуз, но для выполнения боевых задач отдельные пары и отряды
временно базировались на аэродромах Кабул, Шинданд, Файзабад. Для загрузки и
выгрузки грузов использовались аэродромы Джелалабад, Газни, Герат, площадки
Пули-Хумри, Чагчаран, Лашкаргах, Бамиан, Гардез и др.
Основными задачами подразделений вертолетов Ми-6 являлись перевозки грузов и
горючесмазочных материалов. Вместе с тем, эпизодически подразделения вертолетов
Ми-6 привлекались для высадки тактических воздушных десантов.