Целью проводившейся в марте 2002 г операции являлся разгром сосредоточившихся
в Панджшерской долине нескольких сотен боевиков
организации "Аль-Каида" По данным американской разведки, в ущелье насчитывалось
150-200 боевиков Разведка сильно заблуждалась
К операции привлекались три батальона (1200 человек) 101-й воздушно-десантной (аэромобильной)
и 10-й горной дивизии армии США,
подразделения американского 75-го полка рейнджеров, части сил специальных
операции США, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и
Франции (несколько сот человек), а также порядка 1000 афганцев Поражает
запланированный на самом раннем этапе численный перевес в
несколько десятков раз при подавляющем техническом превосходстве
Подготовка операции получившей кодовое наименование "Анаконда", началась в
феврале 2002 г Намечалось высадить вертолетные десанты в
восьми ключевых местах долины, перерезать все пути отхода из Панджшера, а после
этого уничтожить противника ударами с воздуха Начало
операции "Анаконда" намечалось на конец февраля, но из за плохой погоды день "Д"
был перенесен на 2 марта
Высадка вертолетного десанта началась перед рассветом 2 марта Транспортные
вертолеты СН-47 "Чинук" действовали с авиабазы Баграм,
подлетное время до места десантирования составляло 90 мин Сразу же после высадки
подразделения 101-й воздушно-десантной и 10-й горной
дивизий вступили в бой Рота "Чарли" (86 человек) 1-го батальона 87-го полка 10-й
дивизии попала в "огневой мешок" По десантникам с трех
сторон велся огонь из стрелкового оружия от винтовок до пулеметов калибра 14,5
мм, в обстреле принимали участие также 82-мм минометы В ходе
боя 28 горнострелков получили ранения различной степени тяжести, об убитых не
сообщалось Окончательный разгром роты предотвратили удары
стратегических бомбардировщиков В-52, "ганшипов" АС-130 и боевых вертолетов
АН-64 Действиями авиации руководил находившийся в боевых
порядках роты "Чарли" офицер сил специальных операций Австралии
Из-за сильного обстрела районов десантирования транспортные вертолеты не
смогли доставить пополнение второй волной, как это
предусматривалось планом Данные разведки в отношении численности противника
оказались сильно заниженными
В первый день операции "Анаконда" авиация сбросила в Панджшерской долине более
80 т бомб, включая термобарические авиабомбы массой
907 кг Важную роль сыграли боевые вертолеты АН-64А "Апач" После операции в
Югославии эти вертолеты неоднократно подвергались критике
(две машины разбились в Косово), поэтому в Афганистан было направлено всего семь
АН-64А.
Пять "Апачей" из роты "Альфа" 3-го батальона 101-го авиационного полка 101-й
авиационной бригады эскортировали вертолеты СН-47 с
десантом На боевые вертолеты в дневное время суток возлагались задачи
непосредственной авиационной поддержки, в ночное время - действия
наземных войск поддерживали АС-130 Использовать "ганшипы" в светлое время суток
опасались из-за угрозы пусков ракет ПЗРК "Стрела" и
"Стингер" "Апачи" барражировали вдоль долины, удары наноси-тись по заявкам
наземных войск или по целям, которые экипажи обнаруживали
самостоятельно Боевая нагрузка вертолетов - 70-мм неуправляемые ракеты и ПТУР "Хеллфайр",
многие цели обстреливались из бортовых 30-мм
пушек Действия боевых вертолетов дали время солдатам 101-й воздушно-десантной
дивизии на оборудование позиций 81-мм минометов
В 6 ч 45 мин рядом с "Апачем" старшего уоррент-офипера Джима Харди
разорвалась выпущенная из РПГ граната Осколки noвредили обзорно-
прицельную систему и пушку - вертолет стал небоеспособен Через несколько минут
повреждения получил второй вертолет АН-64А Командир
"Апача" старший уоррент-офи-цер Кейт Харли был ранен пулей, пробившей
бронестекло фонаря кабины, также получил легкое ранение
находившийся в кабине оператора вооружения командир авиационной роты капитан
Билл Райан После боя в вертолете Харли насчитали 13
пробоин от пуль калибра 12,7 мм На приборной доске в кабине летчика загорелась
аварийная сигнализация маслосистемы
Оба "Апача" вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения,
расположенный в Пуль-и-Кандагаре, в 80 км от Панджшера
Вертолет Харли смог пролететь всего полтора километра, прежде чем загорелись
лампочки аварийной сигнализации других систем Летчик был
вынужден немедленно сажать вертолет в долине Харди также сумел лишь отойти за
пределы досягаемости огня стрелкового оружия На его
"Апаче" полностью вытекло масло Опытный пилот Джим Харди принял рискованное
решение продолжить полет к Пуль-и-Кандагару Фирма Боинг
гарантирует работу вертолетных систем без масла в течение 30 минут, полет на
поврежденном АН-64А занял 26 минут Харди был представлен к
награждению Крестом за заслуги
Почти в одно время с "Апачами" повреждения получил вертолет UH-60 "Блэк Хок",
на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински. Граната
РПГ разорвалась под фюзеляжем вертолета Летчик совершил вынужденную посадку
В течение дня повреждения разной степени тяжести получили четыре вертолета
АН-64А, а попадания в лопасти имели все семь "Апачей"
По эффективности воздействия на противника боевые вертолеты в бою 2 марта
превзошли все другие типы летательных'
аппаратов, принимавших участие в операции В результате было решено в максимально
короткий срок перебросить в Афганистан с
континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортными "Чинуками",
16 вертолетов АН-64А Вертолеты доставили в
Афганистан уже через 37 часов после принятия решения о переброске
Необходимость поддержки сил десанта со стороны боевых вертолетов заставила
командование привлечь к операции винтокрылую авиацию
Корпуса морской пехоты США Недалеко от побережья Омана крейсеровал десантный
вертолетоносец "Бон Омм Ричард", имевший на борту
боевые вертолеты AH-1W "Су-пер Кобра", тяжелые транспортные вертолеты СН-53Е и
СВВП AV-8B (13-й экспедиционный отряд Корпуса
морской пехоты) Вертолеты морской пехоты (пять AH-1W и три СН-53Е) появились над
Панджшером утром 4 марта В период с 4 по 26 марта
вертолеты AH-1W совершили 217 боевых вылетов С вертолетов AH-1W было выпущено 28
ПТУР "ТОУ", 42 ПТУР "Хеллфайр", 450
неуправляемых ракет калибра 70 мм и израсходовано 9300 снарядов к бортовым 20-мм
пушкам
Приоритетными целями являлись позиции минометов противника СВВП AV-8B
выполнили в ходе операции "Анаконда" 148 боевых вылетов,
сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные
фугасные 226-кг авиабомбы Mk 82 Транспортные вертолеты
СН-53Е налетали в 191 полете 257 часов Они использовались для доставки грузов
десантным подразделением и обеспечивали дозаправку других
вертолетов
Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэтому
численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения
дополнительных подразделений В Панджшер вертолетами было переброшено
дополнительно несколько сот солдат и офицеров Авиационную
поддержку наземных войск осуществляли самолеты А-10А, AC-130, B-1, B-52, F-15E,
F-16, F-14, F/A-18, AV-8B, "Рафаль", "Мираж 2000"
"Рафали" совершили первые боевые вылеты в своей карьере Французские
истребители-бомбардировщики "Мираж 2000" действовали с рас-
положенной на территории Киргизии авиабазы Манас
В ночь с 3 на 4 марта к месту десантирования первой группы солдат 10-й горной
дивизии (десант покинул район высадки) были направлены два
вертолета МН-47 из 160-го авиационного полка специального назначения армии США
Летчики пилотировали вертолеты в очках ночного видения
На борту вертолетов находились бойцы подразделения специального назначения
SEAL BMC США В районе высадки вертолеты попали в хорошо
организованную засаду Один "Чинук" (серийный номер, вероятно, 92-0476) получил
сразу три попадания гранат РПГ, в результате на вертолете
вышла из строя гидросистема Экипаж сумел отлететь на километр от места засады
Оба вертолета приземлились в долине После осмотра
повреждений было принято решение об уничтожении поврежденного МН-47 Второй
вертолет забрал экипаж и десантников первого, но выяснилась
пропажа одного младшего командира SEAL "Лишний" десант был выгружен в безопасном
месте, затем МН-47 направился к месту обстрела для
поиска спецназовца К спасательной операции подключили еще два вертолета МН-47 с
реинджерами 75-го полка армии США на борту Эти
вертолеты прибыли к месту поиска примерно в 6 ч 45 мин утра 4 марта
Противник выждал, пока вертолеты приземлятся, после чего по ним был открыт
перекрестный огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и
минометов Один МН-47 (серийный номер 92-475) моджахеды уничтожили, второй сумел
взлететь. Забрать экипаж и десант уничтоженного МН-47
не представлялось возможным из-за сильного огня Полного разгрома американцам
удалось избежать опять благодаря занимавшим одну из окрест-
ных высот австралийским спецназовцам. В течение 12 часов австралийцы наводили
истребители-бомбардировщики, "ганши-пы" и боевые
вертолеты, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки
вертолетов. Вечером удалось успешно провести эвакуацию. Потери
десанта составили шесть убитых и 11 раненых
Анализ операции 4 марта, проведенный западными экспертами, позволяет говорить
об утечке информации: засада была грамотно организована -
выбраны удобные позиции для пулеметов и минометов, часть моджахедов имела очки
ночного видения, благодаря которым удалось подбить один
вертолет МН-47 в темное время суток.
Вертолетная тема доминирует в боевых действиях Особенно остро необходимы
вертолеты МН-47Е. Эти машины способны действовать
круглосуточно, неплохо вооружены и принимают на борт оптимальное количество
десантников. МН-60 слишком малы, а МН-53 - чересчур
громоздкие, поэтому основная нагрузка ложится на "Чинуки" Сил специальных
операций Изначально американцы имели в своем распоряжении
всего четыре вертолета МН-47Е, переброшенных в Узбекистан, но и к апрелю 2002 г.
в операции пришлось задействовать половину всего парка
вертолетов МН-47Е. К весне 2002 г. вертолеты совершили более 200 вылетов,
налетав более 2000 часов За первые три месяца антитеррористической
операции, начиная с 19 октября 2001 г., вертолеты МН-47Е совершили 72 боевых
вылета на переброску подразделений Сил специальных операций
в районы боевых действий и 18 полетов на эвакуацию бойцов спецназа Длительность
боевого вылета достигала 15 ч Летая на высотах до 5000 м,
вертолетчики вынуждены были пользоваться кислородным оборудованием.
В ходе антитеррористической операции в Афганистане экипажи вертолетов МН-47Е
впервые летали в облаках, используя для пилотирования
только данные РЛС следования рельефу местности Ранее летчики по возможности
старались не использовать данную систему.
Экипажи вертолетов 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США
неоднократно выражали озабоченность возросшей
нагрузкой на небольшое количество вертолетов Боинг МН-47Е, находящихся в
Афганистане.
Командование армии США намерено держать в пригодном к полетам состоянии
максимально возможное число МН-47Е Однако Силы специальных
операций не в состоянии восполнить вертолеты, потерянные в течение нескольких
последних лет, к которым теперь добавились потери, понесенные
в ходе войны с терроризмом. Парк МН-47Е Сил специальных операций армии США в
настоящее время меньше изначального небольшого ко-
личества - 26-ти вертолетов.
Министерство обороны рассматривает возможность переоборудования в вариант
МН-47Е обычных транспортных вертолетов СН-47 "Чинук"
Модернизация потребует установки дополнительных топливных баков, РЛС
следования рельефу местности, более совершенного
радиоэлектронного оборудования и т д.
Подвеска бомб на бомбардировщик В-1 В
Не исключается даже возможность закупки вертолетов СН-47 в третьих странах с
последующим их переоборудованием в вариант МН-47.
Вертолет
МН-47Е имеет увеличенную носовую часть фюзеляжа, в ней размещается большее
количество радиоэлектронной аппаратуры. Не все транспортные
вертолеты СН-47 оснащены подобными фюзеляжами, что может привести к значительным
трудностям в процессе переоборудования вертолетов
Один из тяжело поврежденных в ходе проведения операции "Анаконда" вертолетов
МН-47Е возможно удастся восстановить. Поврежденная
машина была эвакуирована с места вынужденной посадки российским вертолетом Ми-26
и в начале апреля была доставлена в Форт-Кэмпбелл. Другие вертолеты МН-47,
получившие повреждения в Афганистане, также пришлось отозвать с театра военных
действий
Армия предполагает установить на вертолеты МН-47 пулеметы GAU-19,
используемые на вертолетах АН-6 "Литтл Бед" и МН-60, которые
обладают большей надежностью и дальностью стрельбы по сравнению со штатными
7,62-мм пулеметами вертолетов МН-47Е Кроме того,
планируется закупить 24 комплекта комплексной системы предупреждения о пусках
ракет. Наибольшие ожидания связаны с модернизацией в
вариант МН-47G всех вертолетов MH-47D и МН-47Е Приборное оборудование вертолетов
MH-47G будет включать пять многофункциональных
индикаторов и новое вычислительное оборудование;
несущие винты вертолетов будут иметь новые втулки, требующие меньшего объема
технического обслуживания Модернизация вертолетов, однако,
приведет к снижению действующего парка вертолетов МН-47, поскольку одновременно
работы намечено проводить на шести машинах.
Серьезную озабоченность командования Сил специальных операций вызывает рост
массы вертолета К примеру, предполагается установка
дополнительного бронирования, в первую очередь защищающего борта фюзеляжа,
однако в настоящее время в Афганистане вертолеты МН-47
летают со снятой броней. Броню демонтируют с целью сохранения на приемлемом
уровне летных характеристик при полетах в горах.
Помимо операции "Анаконда" вертолеты МН-47Е принимали участие в ряде других
операций, проводимых на территории Афганистана. Так,
вертолеты МН-47Е принимали участие в спасении экипажа самолета-заправщика
МС-130Р Сил специальных операций ВВС США, который
врезался в гору 13 февраля 2002 г. Экипаж успел перед столкновением поднять нос
самолета, в результате чего находившиеся на борту люди
серьезно не пострадали. Спасательная операция проводилась в условиях
ограниченной видимости. В другом случае, 20 января 2002 г., вертолет
МН-47Е принимал участие в эвакуации экипажа разбившегося вертолета СН-53
Корпуса морской пехоты США Второй вертолет СН-53 не сумел
приземлиться рядом с потерпевшей аварию машиной, после чего покинул район
падения, сочтя экипаж первого вертолета погибшим Уцелевшие
члены экипажа первого вертолеты были эвакуированы на МН-47Е.
Армия США рассматривает возможность закупки для Сил специальных операций 25
вертолетов МН-47 и десяти вертолетов МН-60. Действия
вертолетных подразделений в Афганистане выявили необходимость количественного
увеличения вертолетного парка Сил специальных операций.
Уголок неба. 2004
|