Уголок неба ¦ Операция "Анаконда"

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Операция "Анаконда"
             
       n Михаил Никольский  




Целью проводившейся в марте 2002 г операции являлся разгром сосредоточившихся в Панджшерской долине нескольких сотен боевиков организации "Аль-Каида" По данным американской разведки, в ущелье насчитывалось 150-200 боевиков Разведка сильно заблуждалась К операции привлекались три батальона (1200 человек) 101-й воздушно-десантной (аэромобильной) и 10-й горной дивизии армии США, подразделения американского 75-го полка рейнджеров, части сил специальных операции США, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Франции (несколько сот человек), а также порядка 1000 афганцев Поражает запланированный на самом раннем этапе численный перевес в несколько десятков раз при подавляющем техническом превосходстве  

Подготовка операции получившей кодовое наименование "Анаконда", началась в феврале 2002 г Намечалось высадить вертолетные десанты в восьми ключевых местах долины, перерезать все пути отхода из Панджшера, а после этого уничтожить противника ударами с воздуха Начало операции "Анаконда" намечалось на конец февраля, но из за плохой погоды день "Д" был перенесен на 2 марта  

Высадка вертолетного десанта началась перед рассветом 2 марта Транспортные вертолеты СН-47 "Чинук" действовали с авиабазы Баграм, подлетное время до места десантирования составляло 90 мин Сразу же после высадки подразделения 101-й воздушно-десантной и 10-й горной дивизий вступили в бой Рота "Чарли" (86 человек) 1-го батальона 87-го полка 10-й дивизии попала в "огневой мешок" По десантникам с трех сторон велся огонь из стрелкового оружия от винтовок до пулеметов калибра 14,5 мм, в обстреле принимали участие также 82-мм минометы В ходе боя 28 горнострелков получили ранения различной степени тяжести, об убитых не сообщалось Окончательный разгром роты предотвратили удары стратегических бомбардировщиков В-52, "ганшипов" АС-130 и боевых вертолетов АН-64 Действиями авиации руководил находившийся в боевых порядках роты "Чарли" офицер сил специальных операций Австралии  

Из-за сильного обстрела районов десантирования транспортные вертолеты не смогли доставить пополнение второй волной, как это предусматривалось планом Данные разведки в отношении численности противника оказались сильно заниженными В первый день операции "Анаконда" авиация сбросила в Панджшерской долине более 80 т бомб, включая термобарические авиабомбы массой 907 кг Важную роль сыграли боевые вертолеты АН-64А "Апач" После операции в Югославии эти вертолеты неоднократно подвергались критике (две машины разбились в Косово), поэтому в Афганистан было направлено всего семь АН-64А.  

Пять "Апачей" из роты "Альфа" 3-го батальона 101-го авиационного полка 101-й авиационной бригады эскортировали вертолеты СН-47 с десантом На боевые вертолеты в дневное время суток возлагались задачи непосредственной авиационной поддержки, в ночное время - действия наземных войск поддерживали АС-130 Использовать "ганшипы" в светлое время суток опасались из-за угрозы пусков ракет ПЗРК "Стрела" и "Стингер" "Апачи" барражировали вдоль долины, удары наноси-тись по заявкам наземных войск или по целям, которые экипажи обнаруживали самостоятельно Боевая нагрузка вертолетов - 70-мм неуправляемые ракеты и ПТУР "Хеллфайр", многие цели обстреливались из бортовых 30-мм пушек Действия боевых вертолетов дали время солдатам 101-й воздушно-десантной дивизии на оборудование позиций 81-мм минометов  

В 6 ч 45 мин рядом с "Апачем" старшего уоррент-офипера Джима Харди разорвалась выпущенная из РПГ граната Осколки noвредили обзорно- прицельную систему и пушку - вертолет стал небоеспособен Через несколько минут повреждения получил второй вертолет АН-64А Командир "Апача" старший уоррент-офи-цер Кейт Харли был ранен пулей, пробившей бронестекло фонаря кабины, также получил легкое ранение находившийся в кабине оператора вооружения командир авиационной роты капитан Билл Райан После боя в вертолете Харли насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7 мм На приборной доске в кабине летчика загорелась аварийная сигнализация маслосистемы Оба "Апача" вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в Пуль-и-Кандагаре, в 80 км от Панджшера  

Вертолет Харли смог пролететь всего полтора километра, прежде чем загорелись лампочки аварийной сигнализации других систем Летчик был вынужден немедленно сажать вертолет в долине Харди также сумел лишь отойти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия На его "Апаче" полностью вытекло масло Опытный пилот Джим Харди принял рискованное решение продолжить полет к Пуль-и-Кандагару Фирма Боинг гарантирует работу вертолетных систем без масла в течение 30 минут, полет на поврежденном АН-64А занял 26 минут Харди был представлен к награждению Крестом за заслуги  

Почти в одно время с "Апачами" повреждения получил вертолет UH-60 "Блэк Хок", на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичински. Граната РПГ разорвалась под фюзеляжем вертолета Летчик совершил вынужденную посадку  

В течение дня повреждения разной степени тяжести получили четыре вертолета АН-64А, а попадания в лопасти имели все семь "Апачей" По эффективности воздействия на противника боевые вертолеты в бою 2 марта превзошли все другие типы летательных' аппаратов, принимавших участие в операции В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортными "Чинуками", 16 вертолетов АН-64А Вертолеты доставили в Афганистан уже через 37 часов после принятия решения о переброске  

Необходимость поддержки сил десанта со стороны боевых вертолетов заставила командование привлечь к операции винтокрылую авиацию Корпуса морской пехоты США Недалеко от побережья Омана крейсеровал десантный вертолетоносец "Бон Омм Ричард", имевший на борту боевые вертолеты AH-1W "Су-пер Кобра", тяжелые транспортные вертолеты СН-53Е и СВВП AV-8B (13-й экспедиционный отряд Корпуса морской пехоты) Вертолеты морской пехоты (пять AH-1W и три СН-53Е) появились над Панджшером утром 4 марта В период с 4 по 26 марта вертолеты AH-1W совершили 217 боевых вылетов С вертолетов AH-1W было выпущено 28 ПТУР "ТОУ", 42 ПТУР "Хеллфайр", 450 неуправляемых ракет калибра 70 мм и израсходовано 9300 снарядов к бортовым 20-мм пушкам  

Приоритетными целями являлись позиции минометов противника СВВП AV-8B выполнили в ходе операции "Анаконда" 148 боевых вылетов, сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные 226-кг авиабомбы Mk 82 Транспортные вертолеты СН-53Е налетали в 191 полете 257 часов Они использовались для доставки грузов десантным подразделением и обеспечивали дозаправку других вертолетов  

Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэтому численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений В Панджшер вертолетами было переброшено дополнительно несколько сот солдат и офицеров Авиационную поддержку наземных войск осуществляли самолеты А-10А, AC-130, B-1, B-52, F-15E, F-16, F-14, F/A-18, AV-8B, "Рафаль", "Мираж 2000" "Рафали" совершили первые боевые вылеты в своей карьере Французские истребители-бомбардировщики "Мираж 2000" действовали с рас- положенной на территории Киргизии авиабазы Манас  

В ночь с 3 на 4 марта к месту десантирования первой группы солдат 10-й горной дивизии (десант покинул район высадки) были направлены два вертолета МН-47 из 160-го авиационного полка специального назначения армии США Летчики пилотировали вертолеты в очках ночного видения  

На борту вертолетов находились бойцы подразделения специального назначения SEAL BMC США В районе высадки вертолеты попали в хорошо организованную засаду Один "Чинук" (серийный номер, вероятно, 92-0476) получил сразу три попадания гранат РПГ, в результате на вертолете вышла из строя гидросистема Экипаж сумел отлететь на километр от места засады Оба вертолета приземлились в долине После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении поврежденного МН-47 Второй вертолет забрал экипаж и десантников первого, но выяснилась пропажа одного младшего командира SEAL "Лишний" десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47 направился к месту обстрела для поиска спецназовца К спасательной операции подключили еще два вертолета МН-47 с реинджерами 75-го полка армии США на борту Эти вертолеты прибыли к месту поиска примерно в 6 ч 45 мин утра 4 марта  

Противник выждал, пока вертолеты приземлятся, после чего по ним был открыт перекрестный огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и минометов Один МН-47 (серийный номер 92-475) моджахеды уничтожили, второй сумел взлететь. Забрать экипаж и десант уничтоженного МН-47 не представлялось возможным из-за сильного огня Полного разгрома американцам удалось избежать опять благодаря занимавшим одну из окрест- ных высот австралийским спецназовцам. В течение 12 часов австралийцы наводили истребители-бомбардировщики, "ганши-пы" и боевые вертолеты, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки вертолетов. Вечером удалось успешно провести эвакуацию. Потери десанта составили шесть убитых и 11 раненых  

Анализ операции 4 марта, проведенный западными экспертами, позволяет говорить об утечке информации: засада была грамотно организована - выбраны удобные позиции для пулеметов и минометов, часть моджахедов имела очки ночного видения, благодаря которым удалось подбить один вертолет МН-47 в темное время суток.  

Вертолетная тема доминирует в боевых действиях Особенно остро необходимы вертолеты МН-47Е. Эти машины способны действовать круглосуточно, неплохо вооружены и принимают на борт оптимальное количество десантников. МН-60 слишком малы, а МН-53 - чересчур громоздкие, поэтому основная нагрузка ложится на "Чинуки" Сил специальных операций Изначально американцы имели в своем распоряжении всего четыре вертолета МН-47Е, переброшенных в Узбекистан, но и к апрелю 2002 г. в операции пришлось задействовать половину всего парка вертолетов МН-47Е. К весне 2002 г. вертолеты совершили более 200 вылетов, налетав более 2000 часов За первые три месяца антитеррористической операции, начиная с 19 октября 2001 г., вертолеты МН-47Е совершили 72 боевых вылета на переброску подразделений Сил специальных операций в районы боевых действий и 18 полетов на эвакуацию бойцов спецназа Длительность боевого вылета достигала 15 ч Летая на высотах до 5000 м, вертолетчики вынуждены были пользоваться кислородным оборудованием.  

В ходе антитеррористической операции в Афганистане экипажи вертолетов МН-47Е впервые летали в облаках, используя для пилотирования только данные РЛС следования рельефу местности Ранее летчики по возможности старались не использовать данную систему. Экипажи вертолетов 160-го авиационного полка Сил специальных операций армии США неоднократно выражали озабоченность возросшей нагрузкой на небольшое количество вертолетов Боинг МН-47Е, находящихся в Афганистане.  

Командование армии США намерено держать в пригодном к полетам состоянии максимально возможное число МН-47Е Однако Силы специальных операций не в состоянии восполнить вертолеты, потерянные в течение нескольких последних лет, к которым теперь добавились потери, понесенные в ходе войны с терроризмом. Парк МН-47Е Сил специальных операций армии США в настоящее время меньше изначального небольшого ко- личества - 26-ти вертолетов.  

Министерство обороны рассматривает возможность переоборудования в вариант МН-47Е обычных транспортных вертолетов СН-47 "Чинук"  

Модернизация потребует установки дополнительных топливных баков, РЛС следования рельефу местности, более совершенного радиоэлектронного оборудования и т д. Подвеска бомб на бомбардировщик В-1 В Не исключается даже возможность закупки вертолетов СН-47 в третьих странах с последующим их переоборудованием в вариант МН-47.

Вертолет МН-47Е имеет увеличенную носовую часть фюзеляжа, в ней размещается большее количество радиоэлектронной аппаратуры. Не все транспортные вертолеты СН-47 оснащены подобными фюзеляжами, что может привести к значительным трудностям в процессе переоборудования вертолетов  

Один из тяжело поврежденных в ходе проведения операции "Анаконда" вертолетов МН-47Е возможно удастся восстановить. Поврежденная машина была эвакуирована с места вынужденной посадки российским вертолетом Ми-26 и в начале апреля была доставлена в Форт-Кэмпбелл. Другие вертолеты МН-47, получившие повреждения в Афганистане, также пришлось отозвать с театра военных действий  

Армия предполагает установить на вертолеты МН-47 пулеметы GAU-19, используемые на вертолетах АН-6 "Литтл Бед" и МН-60, которые обладают большей надежностью и дальностью стрельбы по сравнению со штатными 7,62-мм пулеметами вертолетов МН-47Е Кроме того, планируется закупить 24 комплекта комплексной системы предупреждения о пусках ракет. Наибольшие ожидания связаны с модернизацией в вариант МН-47G всех вертолетов MH-47D и МН-47Е Приборное оборудование вертолетов MH-47G будет включать пять многофункциональных индикаторов и новое вычислительное оборудование; несущие винты вертолетов будут иметь новые втулки, требующие меньшего объема технического обслуживания Модернизация вертолетов, однако, приведет к снижению действующего парка вертолетов МН-47, поскольку одновременно работы намечено проводить на шести машинах.  

Серьезную озабоченность командования Сил специальных операций вызывает рост массы вертолета К примеру, предполагается установка дополнительного бронирования, в первую очередь защищающего борта фюзеляжа, однако в настоящее время в Афганистане вертолеты МН-47 летают со снятой броней. Броню демонтируют с целью сохранения на приемлемом уровне летных характеристик при полетах в горах. Помимо операции "Анаконда" вертолеты МН-47Е принимали участие в ряде других операций, проводимых на территории Афганистана. Так, вертолеты МН-47Е принимали участие в спасении экипажа самолета-заправщика МС-130Р Сил специальных операций ВВС США, который врезался в гору 13 февраля 2002 г. Экипаж успел перед столкновением поднять нос самолета, в результате чего находившиеся на борту люди серьезно не пострадали. Спасательная операция проводилась в условиях ограниченной видимости. В другом случае, 20 января 2002 г., вертолет  

МН-47Е принимал участие в эвакуации экипажа разбившегося вертолета СН-53 Корпуса морской пехоты США Второй вертолет СН-53 не сумел приземлиться рядом с потерпевшей аварию машиной, после чего покинул район падения, сочтя экипаж первого вертолета погибшим Уцелевшие члены экипажа первого вертолеты были эвакуированы на МН-47Е.  

Армия США рассматривает возможность закупки для Сил специальных операций 25 вертолетов МН-47 и десяти вертолетов МН-60. Действия вертолетных подразделений в Афганистане выявили необходимость количественного увеличения вертолетного парка Сил специальных операций.






Уголок неба. 2004