Авиационный корпус национальной армии Афганистана (ААК) сформирован в 2004
г. благодаря помощи США и их партнеров по коалиции. Несмотря на то, что
войска коалиции используют исключительно западные вертолеты, для
создания ВВС Афганистана были выбраны вертолеты российского производства.
Причины просты: Ми-8/17 и Ми-24 хорошо зарекомендовали себя во время
советско-афганской войны, а также в ряде военных конфликтов в регионе. С
самого начала процесс формирования был исключительно трудным: острая
нехватка в вертолетов, летного и технического состава. Хотя многие
экипажи обладали богатым опытом (налет более 3000 часов), но с большими
перерывами (с 1990-х г.г.). В 2006 г. американское командование
объединенных сил определило приоритеты, включая требования по закупке
вертолетов. На восстановление было направлено более 3,5 млрд. долларов.
Планы включают три этапа. Первый этап (2008-2010 г.г.) – приобретение бывших в эксплуатации
вертолетов. В начале 2008 г. ААК получил 10 Ми-17 и 6 Ми-24В – в
основном, из России и Таджикистана. Чешская республика передала 6 Ми-17
и 6 Ми-24В, отремонтированных компанией ЛОМ Прага. Еще 3 Ми-17 передали
ОАЭ после ремонта Airfreight Aviation в Шардже. Однако у всех этих
вертолетов малый остаток срока службы. Кроме того, из-за интенсивной
эксплуатации и аварийности потребовалась замена (потеряли 3 Ми-17 и
Ми-24). В конечном итоге, в 2009 г. на вооружении ААК находились 15
Ми-17, 3 Ми-17Ш и 3 Ми-24/35 плюс отремонтированные в Чехии. В конце
2009 г. корпус получил первые 4 новых вертолета (наработка всего 10
часов). Интересно, что все афганские восьмерки были поставлены с
внешними подвесками, но они сняты (местные пилоты объясняют это тем, что
вооружение привлекает внимание противника, даже на большом удалении
подвески можно легко обнаружить и отличить от гражданских бортов).
Президентский салон при ближайшем рассмотрении оказался уникальным Ми-18
(удлиненный на 34 см фюзеляж Ми-17). Что касается экипажей, была проведена широкая кампания по привлечению
бывших пилотов, подготовленных в Союзе в 1980-х. Сформированная группа
прошла курсы восстановления в шт. Техас (США) и на Украине. После
определения уровня подготовки и тестов – наземный курс и
летно-тренировочная подготовка. Американский курс восстановления летных
навыков, включал полеты по маршрутам, действия в аварийных ситуациях,
ведение боевых действий и полеты в очках ночного видения (афганские
вертолеты не оборудованы для полетов в ОНВ). В отдельные месяцы корпус
выполняет 800 вылетов и перевозит по 9000 чел. и 54 т. грузов, в целом
за 2008 г. вертолетами ААК перевезено: 181 тонн грузов и 20000
пассажиров. Наряду с регулярными транспортными перевозками и связью,
пилоты занимались эвакуацией пострадавших. Второй этап (2011-2015 г.г.) – приобретение новых вертолетов. В планах
приобретение около 40 вертолетов Ми-17В-5 и 3 Ми-17Ш (КВЗ). Для
выполнения огневых задач будет использовать 10 Ми-24В/Ми-35 (6 поступят
из запасов Чехии, остальные – новые, будут собраны на Роствертоле).
Афганцы отмечают, российские «восьмерки» прочные, мощные и совершенные
вертолеты. Еще одна причина выбора Ми-17: легкость в обслуживании и
стойкость к экстремальным условиям (жара, горы и песок). Кстати, два
Ми-17В-5 прошли испытания с ПЗУ CIA и показали очень хорошие результаты. Третий этап (2016-2020 г.г.), когда ААК возьмет на себя всю
ответственность за внутреннюю и внешнюю безопасность. Основу независимых
ВВС с современным вооружением и оборудованием составит транспортное
крыло, включающее около 60 Ми-17В-5 + 3 Ми-17Ш. Огневые задачи лягут на
легкий самолет Hawker Beechcraft AT-6B, т.к. к 2016 году завершится
эксплуатация Ми-24-х. Проблема в том, что у афганского правительства нет
денег для оснащения своих ВВС. Любые закупки зависят от доброй воли
стран альянса, планы несколько раз уже откладывались из-за сокращения
финансирования. Приобретение вертолетов будет «размазано» также из-за
того, что главный российский экспортер ВВТ «Рособоронэкспорт» в
немилости правительства США. Кроме того, Турция предложила 20 Ми-17.
Необходимо отметить, несмотря на то, что долгосрочные перспективы пока в
тумане, стратегические планы строятся на российских вертушках.
Ми-8МТВ |
514 |
2004 |
бывший украинский |
|
Ми-8МТ |
522 |
2004 |
бывший украинский |
|
|
545 |
|
|
|
Ми-17 |
565 |
2003 |
зав.No.
212М53 |
|
Ми-17 |
569 |
2004 |
|
|
Ми-17 |
571 |
2007 |
быв.
чешский
"0816"
(зав. No.
108М16) |
|
Ми-17 |
573 |
2007 |
бывш.
чешский
"0822" (зав.No.
108М22) |
|
Ми-17 |
576 |
2008 |
бывш.
чешский
"0819"
(зав.No.
108М19).
Поврежден 1.2009 |
|
Ми-8МТВ |
578 |
2007 |
быв. ОАЭ |
|
Ми-8МТВ |
582 |
2008 |
бывш.ОАЭ |
|
Ми-17 |
590 |
2009 |
куплен
у NavAir |
|
Ми-17? |
702 |
2010 |
|
|
Ми-24 |
Ми-24В |
68 |
2005 |
бывш. украинский
(зав.No.
808768) |
|
Ми-24В |
89 |
2005 |
быв.
украинский
(зав No.
520865) |
|
Ми-24В |
101 |
2005 |
бывш.
украинский ? |
|
Ми-24В |
110 |
2005 |
быв.ВВС РФ (красный 12), зав.No. 520964 |
|
Ми-24П |
111 |
2005 |
быв.ВВС РФ (красный 09), зав.No.
3532433317101 |
|
Ми-24П |
112 |
2005 |
быв.ВВС РФ (желтый 04), зав No.
3532434318461 |
|
Ми-35 |
113 |
2008 |
быв. ВВС Чехии "0836" (зав.
No. 730836) |
|
Ми-35 |
114 |
2008 |
быв. ВВС Чехии "0703" (зав.
No. 730703) |
|
Ми-35 |
115 |
2008 |
быв. ВВС Чехии "0816" (зав.
No. 730816) |
|
Ми-35 |
116 |
2009 |
быв. ВВС Чехии "0834" (зав.
No. 730834) |
|
Ми-35 |
117 |
2009 |
быв. ВВС Чехии "0838" (зав.
No. 730838) |
|
Ми-35 |
118 |
2009 |
быв. ВВС Чехии "0812" (зав.
No. 730812) |
|
Ми-24В |
119 |
2009 |
бывш.ОАЭ |
|
по материалам сайта http://www.helicopter.su
Уголок неба. 2011
|