Первыми Ми-8, появившимися в Афганистане после 2001 года, стали
Ми-8/17 из состава 6-й эскадрильи обеспечения спецопераций. Эти вертолеты попали
в Штаты разными путями – часть попала с Ближнего Востока как израильские трофеи,
часть вполне легально закуплена в странах бывшего социалистического лагеря.
Опыт их использования был признан удачным и для специального отдела ЦРУ также
были выбраны именно вертолеты конструкции Миля. По всей видимости, первыми
такими машинами были два Ми-8МТВ-1, купленные в "одной из центральноазиатских
стран". Это были бывшие CCCP-25100 и
CCCP-215131, получившие американскую гражданскую регистрацию
N393MA
и N353MA.
Машины были относительно "свежими" (выпущены в 1991 году) и были
модернизированы. Так, при сохранении оригинального советского радиооборудования,
были установлены приемники SATCOM и
Harris Crypto KY-58 американского производства. Это позволяло летать на
них как экипажам "советской" подготовки, так и "американской".
Внешне эти машины отличаются большим количеством разнообразных антенн и блоком
выброса тепловых ловушек.
Вертолеты Ми-17 были также выбраны Министерством юстиции США для борьбы с
афганской наркоугрозой, а позднее и для вооружения афганских ВВС.
После двух лет войны союзники в Афганистане впервые столкнулись с жесточайшим
дефицитом военно-транспортной авиации, прежде всего вертолетной. Частично это
было вызвано начавшейся войне в Ираке, а частично большими потерями. В этих
условиях руководство НАТО решило переложить большую часть перевозок на наемных
гражданских операторов. А после 2007 года вообще перешло к аренде вертолетной
техники на мировом рынке.
Ясное дело, что самыми доступным и дешевым предложением стала техника и люди из
Восточной Европы и бывшего СССР. Вероятно, первой западной кампанией, которая
привлекла для работы в Афганистане советские вертолеты, стала "Dyn Corp", чьим
субподрядчиком является российская компания "Вертикаль-Т" из Твери.
Но это были только первые "ласточки" и на сегодняшний день перечислить все
небольшие авиакомпании, вертолеты которых летают в Афганистане, практически
невозможно.
Мало того, американский опыт переняли и другие союзники. Так, канадские
вооруженные силы пользуются услугами компании "SkyLink Aviation", которая
предоставила разным канадским структурам для работы в Афганистане около 30
вертолетов марки Ми. В российских машинах западных союзников привлекает
простота в эксплуатации, надежность и относительная низкая цена.
Параллельно решению о привлечении гражданских операторов, возникла идея
использовать имеющиеся в распоряжении восточноевропейских членов НАТО вертолеты
советского или российского производства, а также привлечь к финансовому
обеспечению закупки и модернизации вертолетного парка Альянса других его членов,
активно не участвующих в осуществлении операции. Так возникла программа
"Вертолетная инициатива НАТО", выдвинутая премьером Великобритании в апреле 2008
года.
В рамках этой инициативы Польша осенью 2008 года перебросила в Афганистан четыре
Ми-17-1В и четыре боевых Ми-24В, которые прошли модернизацию на заводе WZL-1 в
Лодзи.
Чехия направили в "горячую точку" 12 вертолетов (6 Ми-17, 6 Ми-24), дополненных
тремя модернизированными Ми-171S, которые работают в провинции Пактика.
Большую роль в этом проекте играет Украина, которая модернизирует парк Ми-8,
летающих в Афганистане. Вообще украинские частные компании очень активно
работают в Афганистане. По сообщениям ряда СМИ, украинские пилоты не только
перевозят гуманитарные грузы, но и участвуют в боевых действиях.
При этом рынок транспортных перевозок в стране, что на него ринулись самые
разные компании из разных стран мира и всем что называется "хватает места". Из
наиболее экзотических стоит, например, назвать колумбийскую "Vertical de
Aviacion", экипажи которой летают в районе Кандагара и Гильменда.
Сильная изношенность парка и очень тяжелые условия эксплуатации приводят к
большим потерям авиатехники. К большому сожалению, львиную долю составляют
именно Ми-8. Напомним, только наиболее резонансные катастрофы последнего
времени.
26 июля 2006 года в результате катастрофы вертолета Ми-8 частной компании
"ТрайКо" на востоке Афганистана погибли шестнадцать человек. Вертолет,
вылетевший из Хоста, упал по неизвестным причинам в 40 км от города в горах
уезда Джани Кель провинции Пактия.
19 июля 2009 года вертолет Ми-8 авиакомпании "Вертикаль-Т" разбился при взлете с
аэродрома в Кандагаре. Погибли 16 человек, пятеро ранены.
23 ноября 2009 года в провинции Логар разбился Ми-8T
афганской авиакомпании "Airfreight Gulf". Погибли три члена экипажа - граждане
Украины.
31 мая 2010 года в провинции Пактия произошла катастрофа
вертолета Ми-8 неизвестной регистрации. Погибли три члена экипажа и несколько
человек на земле.
Подводя итог, отметим, что по оценкам авиационных экспертов ныне в Афганистане
задействованы около 300 вертолетов семейства Ми-8/17 и в дальнейшем их
количество будет только увеличиваться. Способствует этому и открытие 13 января
2011 года ремонтного цеха авиакомпании Airfreight Aviation в Кабуле. Это
предприятие стало первым авторизованным российскими авиационными властями
центром по ремонту российских вертолетов Ми-8Т, Ми-8П, Ми-8ПС, Ми-8МТВ-1 в
Афганистане. Так что история Ми-8 в Афганистане продолжается.