ВВС
СА были втянуты в войну в Афганистане
задолго до времени «Ч» - ввода на
территорию этой страны ограниченного
контингента советских войск (ОКСВ).
Основная нагрузка того периода лежала
на людях и крыльях ВТА, которая
доставляла военные грузы на все
аэродромы Афганистана. В Баграме в это
время базировались вертолетная
эскадрилья 280-го ОВП (командир - подп-к
Белов) и военно-транспортная
эскадрилья (отряд) из 10 самолетов Ан-12 (командир
- п-к Ишмуратов), которые были подчинены
Главному военному советнику и работали
в интересах Вооруженных сил ДРА. Во
всех афганских авиационных частях и
подразделениях вплоть до эскадрильи
работали советские военные советники и
специалисты. В ноябре-декабре 1979 г. в
Баграм прибыли после капитального
ремонта Су-7БМК с советскими экипажами,
которые не случайно задержались там,
передавая технику афганской стороне.
25 декабря 1979 г. в 18.00 местного времени
началась переброска по воздуху десанта
с посадкой самолетов на аэродромах
Кабул и Баграм. Для перевозки личного
состава и техники 103-й ВДД и отдельного
парашютно-десантного полка за 47 часов
было совершено 343 самолето-рейса: 66
рейсов Ан-22, 77 - Ил-76, 200 - АН-12. За это
время было доставлено 7700 человек
личного состава, 894 единицы боевой
техники и 1062 т различных грузов. В
афганской столице работой ВТА
руководил ген.-п-к Гайдаенко.
К сожалению, не обошлось без жертв - 25
декабря в 19.35 при заходе на посадку в
Кабуле врезался в гору и взорвался Ил-76
(командир - к-н В. В. Головчин), на борту
которого находилось 37 десантников и 7
человек экипажа. Утром следующего дня
на предварительную разведку места
катастрофы вылетел на вертолете из
эскадрильи Белова генерал Егоров.
Однако начать поисково-спасательные
работы в полном объеме не
представлялось возможным: для этого не
было ни сил, ни средств, ни погоды. По
распоряжению Гайдаенко в Кабул были
направлены альпинисты из СКА, которые в
это время тренировались в горах
Средней Азии: Е.Т.Ильинский (старший
группы), В.А.Смирнов, К.Ш.Валиев, В.Н.Хрищатый,
Ю.С.Попенко, С.Г.Фомин, Н.В.Пантелеев, Г.Е.Луняков,
В.Е.Роднищев и А.П.Воскобойников. Их
вооружили, дообмундировали, дали
охрану из 5 десантников и на БТРах
отправили в район катастрофы.
30 декабря в 16.00 с Ми-8 эскадрильи Белова (борт
№420, вертолеты имели афганские
опознавательные знаки) при очередном
облете предполагаемого места
катастрофы доложили: «Нахожусь под
гребнем горы в месте удара Ил-76. Одна
часть самолета находится на одной
стороне, другая с другой стороны гребня.
Наиболее интересующие части находятся
с противоположной стороны палатки
альпинистов». В течение следующих
суток погода еще более ухудшилась: снег,
нижний край облачности не
просматривался, видимость менее 1 км,
температура около нуля. 1 января в 10.30
через оперативного дежурного 103-го
мотострелкового полка поступило
сообщение, что альпинисты нашли кабину
Ил-76 с останками командира корабля. 2
января альпинисты вернулись -
почерневшие, измотанные, предельно
уставшие. Они высказали предположение
о динамике происшедшего: самолет
зацепился за один из пиков и сломался
пополам. На месте катастрофы - снег по
грудь и вести поиски оказалось крайне
трудно. Кроме передней части,
обнаружили небольшие осколки и планшет
штурмана. Магнитофон не нашли. Поиски
еще какое-то время продолжались, но
результатов не дали.
Одновременно с сухопутными и воздушно-десантными
войсками на афганские аэродромы
началось перебазирование и
авиационных частей, которые в
последующем были включены в состав ВВС
40-й армии.
Боевой состав ВВС ОКСВ на 18.00 2
января 1980 г.
|
Аэродром
|
Войсковая часть
|
Боевой состав
|
Баграм
|
АЭ 115-го ИАП
|
14 МиГ-21бис
|
АЭ 87-го ОРАП
|
10 МиГ-21Р
|
Шинданд
|
АЭ 217-го АПИБ
|
16 Су-17, 1 Су-17УБ
|
302-я ОВЭ
|
5 Ми-8МТ, 1 Ми-9, 2 Ми-2
|
Кандагар
|
АЭ 136-го АПИБ
|
13 МиГ-21ПФМ
|
АЭ 280-го ОВП
|
11 Ми-8МТ, 1 Ми-24
|
Без учета АЭ Белова и
Ишмуратова
|
В дальнейшем состав ВВС 40-й армии
дополнили 181-й ОВП: эскадрильи в Кундузе
(12 Ми-24) и Файзабаде (12 Ми-8); 292-й ОВП:
эскадрильи в Джелалабаде (12 Ми-24) и
Гардезе (12 Ми-8МТ), эскадрилья 280-го ОВП в
Газни (8 Ми-8МТ), а также 50-й ОСАП, который
дислоцировался на кабульском
аэродроме (16 МиГ-21ПФМ, 12 Ми-24, 12 Ми-8МТ, 4
Ан-26, 4 АН-12). Всего к началу 1981 г. в ВВС
ОКСВ насчитывалось 89 самолетов и 112
вертолетов. На время проведения
наиболее масштабных мероприятий
авиационная группировка ОКСВ
усиливалась дополнительными частями,
перебрасываемыми из Советского Союза.
Для борьбы с отрядами оппозиции в
северных провинциях Афганистана
привлекались также авиачасти,
базировавшиеся на территории СССР.
Удары по наиболее защищенным
труднодоступным целям наносила
Дальняя Авиация.
Для обеспечения приборной навигации на
аэродроме Кабул развернули пункты
наведения, установили системы РСБН-4,
ПРМГ-4, ПРМГ-5, на всех аэродромах
базирования ВВС СА развернули системы
посадки РСП-7 и -10, на аэродромах Баграм,
Кабул, Шинданд, Джелалабад, Кандагар -
РЛС П-27, П-40. На аэродромах Баграм, Кабул,
Шинданд, Кандагар, Герат произвели
топогеодезические работы по привязке
контрольных точек для применения ПНК
самолетов третьего поколения. Часть
радиотехнических средств (РТС) была
установлена на временных позициях (ДПРМ,
АРП-6, РЛС), т.к. боевая обстановка не
позволила раз-вернуть их по штатным
схемам. Размещение перечисленных
систем дало возможность обеспечить
полеты в сложных метеоусловиях в
районе аэродромов.
Командующие ВВС 40-й армии
|
Время прохождения
службы в ДРА
|
Ф.И.О.
|
Дата рождения
|
02.02.80 г.- 01.07.81 г.
07.81 г.- 19.08.82г.
19.08.82 г.- 04.10.83 г.
04.10.83 г.- 01. 12.85 г.
01.12.85г.- 16.09.86г.
16.09.86г.- 15.05.89г.
|
Лепаев Борис Алексеевич
Шканакин Владимир Геннадьевич
Каленский Сергей Андреевич
Колодий Геннадий Васильевич
Кот Виктор Севастъянович
Романюк Дмитрий Саввович
|
12.03.34г.
20.03.35 г.
01.01.36г.
07.07.41г.
08.11.40г.
20.05.41г.
|
Вооруженные столкновения с
моджахедами происходили практически
по всей территории страны. Располагая,
в основном, стрелковым оружием,
группировки оппозиции сначала
насчитывали в своем составе до 200-500
человек и пытались организовать
активное сопротивление войскам. Однако
после ряда поражений мятежники резко
изменили тактику: разделились на
мелкие отряды по 15-20 человек,
рассредоточились по ущельям и перешли
главным образом к диверсионным
действиям. Как правило, наибольшую
активность они проявляли к исходу дня и
при ухудшении погоды, когда действия
авиации ограничивались. Все основные
базы, склады, штабы и исламские
комитеты были прикрыты двумя - четырьмя
и более ДШК. Применения ПЗРК «Ред-Ай» не
отмечалось, хотя поступали сведения,
что у противника они имеются. Опорные
пункты мятежники создавали на горных
вершинах, используя естественные
выступы и карнизы. Огневые точки
оборудовались даже в кронах деревьев,
растущих по склонам гор. При действии
авиации над полем боя моджахеды
использовали групповой заградительный
огонь из стрелкового оружия и ДШК. Для
противодействия армейской авиации (АА)
они засекали маршруты полетов
вертолетов и устраивали засады. Как
правило, огонь открывался по ведомому
пары из задней полусферы с дистанции до
800 м, что затрудняло своевременное
обнаружение огневых точек.
Борьба с таким противником требовала
специфической тактики. Так, основным
способом боевых действий
истребительной (ИА) и истребительно-бом-бардировочной
авиации (ИБА) стало нанесение
последовательных ударов по наземным
целям с использованием 4-х ударных
групп и групп обеспечения:
1. Группа подавления ПВО (2-4 МиГ-21)
обрабатывала площадь в районе цели и
склоны гор по обе стороны
предполагаемого боевого курса с
использованием РБК и НАР типа С-5.
2. Группа целеуказания (2 Ми-8 с
наводчиками на борту) обозначала цель
бомбами или НАР. Эту задачу могла
выполнять одна пара самолетов из
состава ударной группы.
3. Ударная группа {4-8 МиГ-21бис) с боевой
зарядкой в зависимости от характера
цели.
4. Группа контроля результатов удара (2
МиГ-21Р или 2 Ми-8).
Для нанесения ударов по заранее
заданным целям практиковались
совместные действия разнородных сил ИА,
ИБА, АА, РА с использованием шести
смешанных ударных групп и групп
обеспечения:
1. Ударная группа (4-8 МиГ-21 или Су-17, или 1-2
звена Ми-24). Типовая боевая зарядка ЛА
этой группы составляла: для МиГ-21 – 4 х
ОФАБ-250-270 и боекомплект ГШ-23; для Ми-24 – 2
х ОФАБ-250-270, 2 х УБ-32 с 64 НАР С-5, 2 ПТУР,
боекомплект к пулемету ЯКБ-12,7.
2. Группа целеуказания (2 Ми-8 с
наводчиками). Ведущим этой группы
назначался опытный командир вертолета,
на которого возлагались функции
организатора авиаудара.
3. Группа подавления ПВО (2-4 МиГ-21 или Су-17,
редко 2 Ми-24).
4. Группа прикрытия (2-4 МиГ-21 или 2-4 Ми-24).
5. Отвлекающая (демонстративная) группа
{2 МиГ-21 или Су-17).
6. Группа контроля результатов удара (2
МиГ-21Р).
Всего за 1980 г. ВВС 40-й армии совершили
72000 боевых вылетов с общим налетом 83000 ч,
в т.ч. на малых и предельно малых
высотах - 59716, на средних и больших
высотах - 12117, в стратосфере - 33. Было
выполнено 7810 бомбометаний. Расход
боеприпасов составил: ФАБ, ОФАБ - 12639,
РБК - 1847, БЕТАБ-500У - 242, ЗБ (ЗАВ) - 452, ОДАБ-500
- 40, САБ - 1045, КМГУ-АО-2,5рт - 258, Р-ЗР - 15; НАР (С-5,8,24,250)
- 634862; ПТУР (9М114, 9М17) - 33; снаряды к пушкам
НР-30 - 12480; ГШ-23, АМ-23 - 290439, патроны к
пулеметам А12,7 - 309190, ЯКБ-12,7 - 674210. Среди
сброшенных авиабомб наиболее широко
применялись ОФАБ-250-270 (36%) и ОФАБ-100-120 (14%).
Экипажи армейской авиации 40-й армии
привлекались для целеуказания ударным
группам ИБА ВВС ДРА. Практиковались и
смешанные интернациональные ударные
группы. В этом случае, как правило,
первыми шли в атаку советские летчики,
ведущая пара которых в дальнейшем
наводила ударные группы афганских
самолетов. При совместной боевой
работе экипажи обеих стран перенимали
друг у друга новые приемы выполнения
боевых задач, и результаты таких
вылетов обычно были намного
эффективнее, чем при раздельных
действиях.
Боевые
повреждения вертолетов ОКСВ
за 1980 г.
|
Агрегаты
|
кол-во
|
%
|
Фюзеляж |
96
|
12,8
|
Капоты
двигателей |
17
|
2,3
|
Стабилизатор |
40
|
5,1
|
Фонари,
остекление |
43
|
5,6
|
Крыло |
4
|
0,5
|
Килевая,
концевая балка |
87
|
12,2
|
Главный
редуктор |
14
|
1,9
|
Втулка
НВ, автоматперекоса |
17
|
2,3
|
Система
кондиционир. |
20
|
2,7
|
Противопожар.
система |
29
|
3,6
|
Топливная
система |
38
|
4,5
|
Гидросистема |
40
|
6,2
|
Шасси |
20
|
2,3
|
Воздушная
система |
28
|
3,7
|
Несущий
и рулевой винты |
91
|
11,9
|
Силовая
установка |
35
|
4,6
|
Управление |
11
|
1,5
|
Управление
двигателями |
47
|
6,1
|
Маслосистемы |
30
|
3,8
|
Трансмиссия |
29
|
3,7
|
Управление
стабилизат |
31
|
4,0
|
Всего |
781
|
100
|
|
Война потребовала
большой работы разведывательной
авиации (РА), на которую возлагались:
вскрытие районов сосредоточения и
направлений перемещения групп
мятежников; контроль состояния
дорог на маршрутах передвижения
войск; наведение ударных групп;
фотоконтроль результатов ударов;
фотографирование объектов
противника; нанесение ударов по
вскрытым объектам бортовым оружием.
В рассматриваемый период
единственными специальными
самолетами-разведчиками 40-й армии
были МиГ-21Р из 263-й ОАЭТР*, которые
оснащались контейнерами с ночным
или дневным фотооборудованием,
телевизионным комплексом ТАРК-2 и
комплексом аппаратуры РТР. Экипажи
фронтовой авиации вели только
визуальную воздушную разведку, а на
Ми-8 устанавливались
аэрофотоаппараты АФА-42/100 и ручные
аэрофотоаппараты РА-39. С января по
декабрь 1980г. ВВС ОКСВ выполнили 10860
вылетов на разведку, из них экипажи
263-й ОАЭТР - 2708 (в среднем по 156 на
экипаж), другие экипажи - 8152 (по 35 на
экипаж). 607 полетов было выполнено на
авиатехническую разведку, в
результате удалось вскрыть работу
РЛС на территории Пакистана в н.п.:
Читрал, Пешавар, Равалпинди, Чоквал,
Кохат, Пхал, Милнвали, Минамшах,
Дерисмаилхан, Танк, Вана, Форт-Семдиман,
Вулгайкили, Чаман, Квета.
Продолжалась повседневная
напряженная работа ВТА. Очень часто
перевозки осуществлялись с
предельной полетной массой. Всего
за 1980 г. транспортная авиация на
доставку войск, грузов, боевой
техники выполнила 3540 полетов с
общим налетом 4150 ч. К задачам ВТА
добавилась перевозка тел погибших -
«черные тюльпаны» стали регулярно
уходить в Союз. Столь же регулярно
облетали гарнизоны и забирали
тяжелобольных и раненых санитарные
самолеты, под которые по
мобилизационному плану были
переоборудованы Ил-18 из уральских
авиаотрядов МГА. |
Стоит обратить внимание на управление
боевыми действиями авиации. При
проведении сухопутными войсками
рейдовых операций выделялось до двух
мотострелковых батальонов (МСБ),
усиленных танковой и инженерной ротами,
а также предусматривался вертолетный
десант численностью до роты. В состав
группы руководства операцией входил
авиационный представитель, в
распоряжение которого предоставлялась
группа боевого управления (ГБУ) на БТР,
усиленная радиостанциями для связи с КП
ВВС армии. В каждый батальон
направлялись ГБУ, а в роты -
авианаводчики. Они находились рядом с
командиром мотострелкового или
десантного подразделения, передвигаясь
вместе с ним на БТР, БМП или в пешем
боевом порядке. Авианаводчики давали «добро»
на применение оружия экипажам ЛА только
с личного разрешения командира
соответствующей сухопутной части, при
полной уверенности, что свои войска не
будут поражены. В горных условиях вызов
авиации оказался практически
невозможен без использования самолетов-ретрансляторов
Ан-26РТ, которые приходилось постоянно
держать в районе боевых действий. В
отдельные дни экипаж Ан-26РТ находился в
воздухе до 10 ч. Всего за 1980 г. на
обеспечение управления войсками было
выполнено 620 полетов с общим налетом 2150 ч.
1 марта при выполнении одного из таких
заданий ретранслятор, находившийся на
высоте 6000 м в районе восточнее
Джелалабада, подвергся атаке
пакистанских истребителей. В дело
вмешалась срочно поднятая из Баграма
пара МиГ-21. Для обеих сторон инцидент
закончился без потерь.
С самого начала боевых действий в ВВС 40-й
армии большое внимание уделялось
оказанию помощи сбитым экипажам.
Поисково-спасательные работы (ПСР)
проводились нередко под обстрелом
противника, на высокогорье, что
заставляло вертолетчиков садиться на
небольшие неподготовленные площадки в
условиях высоких температур и
турбулентности воздуха. Наиболее
эффективным способом оказания помощи
терпящим бедствие оказались действия из
состава боевого порядка. В большинстве
случаев спасение производилось ведущим
или ведомым пары. Всего за 1980 г. было
проведено 57 ПСР, спасено 192 человека, из
них летного состава - 126 человек. При этом
из боевого порядка проведено 32 ПСР и из
положения «дежурство на аэродроме» - 21.
Все работы проводились в светлое время
суток.
Избежать потерь на войне было, конечно
же, невозможно. Всего за 1980 г. в ВВС ОКСВ
погибло 87 человек и 99 получили
различного рода ранения.
Характер потерь
|
Безвозвратные
потери
|
Санитарные потери*
|
|
летный состав
|
наземный состав
|
летный состав
|
наземный состав
|
Боевые** |
46
|
19
|
29
|
34
|
Небоевые |
1
|
21
|
1
|
35
|
* Раненые, контуженные,
обмороженные, которые были
эвакуированы в тыловые госпитали. |
** Боевые потери связаны с
выполнением боевых вылетов, у
наземного состава - с рейдовыми.
операциями, обстрелом колонн;
небоевые -
с неосторожным обращением с оружием... |
Однако были и другие причины потерь -
ежедневная боевая работа с рассвета до
темна не могла не сказаться на морально-психологическом
состоянии людей. Участились случаи
употребления спиртного, нарушения
правил обращения с оружием, техники
безопасности полетов. Вот несколько
примеров. К-н Денищев принял
самостоятельное решение на применение
оружия и обстрелял свои боевые порядки.
В результате погибли 6 советских, 2
афганских солдата и 12 получили ранения.
К-н Горшков в апреле 1980 г. при рулении из-за
невнимания поломал лопасти несущего
винта о вертолет ведомого. В мае он
отказался подвешивать бомбы при
подготовке к вылету, затем отказался от
выполнения боевого вылета в район с
сильной ПВО противника, когда
требовалось вывезти раненых с поля боя,
и в том же месяце сорвал боевой вылет в
связи с употреблением спиртных напитков.
Капитана уволили из армии, исключили из
партии, В экипаже Горшкова оказался
склонным к злоупотреблению спиртным и
летчик-штурман ст. л-нт Шевченко. Его
сняли с летной работы, летом 1981 г. он убыл
в СССР, а через некоторое время был
осужден на 8 лет за торговлю наркотиками.
Борттехник ст.л-нт Егоров обладал
необщительным скрытным характером, пил
редко. Однажды он угрожал товарищу
оружием, а в ноябре 1980 г. при работе в
отрыве от основной базы в Газни после
распития спиртных напитков смертельно
ранил л-нта Назарова. В материалах
медицинской службы ВВС ОКСВ за 1980 г.
сообщалось: «Летный состав ИА имел налет
до 2 годовых норм, армейский - до 2-3, ВТА -
до 3. Физическое утомление, нервно-эмоциональное
напряжение, вынужденные нарушения
соблюдения предполетного режима
вызывали физическое истощение. У
летного состава АА и ВТА отмечена потеря
в весе до 4 кг, ИА - до 2 кг. Прошли ВЛК в 340-м
ОВГ* г. Ташкента 240 чел. Признаны
негодными к летной работе 44 чел.
Заболевания
|
Кол-во
|
%
|
Из 44 человек 7
признаны негодными к летной работе
после аварийных ситуаций: 3 летчика-штурмана
(2-е неврологической, 1 - с
хирургической патологией), 4
борттехника (3 - с неврологической, 1 -
с хирургической патологией). Из
таблицы видно, что больше всего
дисквалифицировано летного состава
с заболеваниями нервной системы.
Это связано с недостаточной
морально-психологической
подготовкой летного состава к
ведению реальных боевых действий,
высоким нервно-эмоциональным
напряжением, большими физическими
нагрузками в сложных климатических
условиях». |
Нервные болезни
Внутренние болезни
Хирургические болезни
Болезни уха, горла, носа
Глазные болезни |
19
18
5
1
1
|
43,2
40,9
11,3
2,3
2,3
|
Всего |
44
|
100
|
В Афганистане быстро
проявились не только просчеты в
подготовке личного состава, но и
недостатки нашей техники, а также
упущения в организации работы
инженерно-авиационной службы (ИАС).
Так, в начальный период в ВВС 40-й
армии отсутствовали зарядно-аккумуляторные
станции, и аккумуляторы приходилось
возить для зарядки в СССР. Не было
специалистов по обслуживанию
средств связи Ан-26РТ и Ми-9.
Подготовка специалистов НАС в целом
оказалась недостаточной для
быстрого ремонта боевых
повреждений. Довольно много
нареканий, особенно у вертолетчиков,
вызывало авиационное вооружение.
Отмечались случаи схода ПТУР 9М114
вместе с пусковой трубой-контейнером,
что приводило к повреждениям
консолей Ми-24. Было немало отказов
пулеметов ЯКБ-12,7 вследствие того,
что большинство из них не прошли
испытания отстрелом на заводе.
Претензии вызывали также блоки УБ-16
и УБ-32, защищенность Ми-8 от
стрелкового оружия.
В заключение приведу материалы о
боевых действиях вертолетной
эскадрильи 50-го ОСАП. Ее командир
подп-к Олег Михайлович Кучеренко
имел опыт боевых действий на Кубе в
1962-1963 гг. и в Чехословакии в 1968 г.
Эскадрилья состояла из 16 экипажей
александрийского полка и
доукомплектовывалась 4 экипажами
калиновского полка, 4 экипажами
кобринского полка, а затем и 4
экипажами из Средне-Белой.
Подготовка эскадрильи проводилась
в г. Чирчик. Там отработали полеты на
практический потолок 4500 м, посадку
на площадки с высотой 1400 м.
Командиры звеньев садились на
площадки с высотой 2600 м. Все экипажи
работали по целям на высокогорном
полигоне.
Как стало ясно позднее, при
подготовке имели место просчеты в
воспитательной работе и в обучении
личного состава: люди плохо знали
ТВД; отсутствовала
квалифицированная информация о
военно-политической обстановке в
ДРА и вокруг страны; отсутствовала
информация об армии ДРА; не было
информации о противнике. Все это
дало почву для распространения
слухов и домыслов. Имели место «моральные
потери» перед отправкой в ДРА. Ком.звена
к-н Смирнов собрал массу
недостоверных документов о болезни
матери и не пересек границу. К-н
Жданов слег в госпиталь, списался с
летной работы, убыл в Александрию.
Борттехник ст.л-т Ковальский запил,
пытался водкой заглушить страх, был
списан с летной работы и отправлен в
госпиталь. К-н Титов прибыл на место
Жданова, но тоже списался по
здоровью в Ташкенте. Все они в
последующем были уволены из армии
по соответствующим статьям и
исключены из партии.
В середине марта 1980 г. эскадрилья
перелетела в Кабул. Первыми начали
боевые вылеты командиры, но уже
через неделю все экипажи приступили
к напряженной боевой работе. В этот
период раскрылись лучшие качества
наших авиаторов. М-р Рудников летом
1980 г. в районе н.п. Катай-Ашру (70 км
западнее Кабула) произвел высадку в
глубоком ущелье на высоте 3000 м под
огнем противника и спас экипаж м-ра
Северина, который был сбит. Сам
Северин сумел посадить горящий
вертолет, был ранен (трещина черепа),
но и в таком состоянии вытащил из-под
обломков своих товарищей и укрыл их
за валуном до того, как начали
рваться боеприпасы. В состав
экипажа Рудникова входили летчик-штурман
л-т Никитин, борттехн. ст.л-т Аллянов.
Ведомый к-н Лубягин прикрывал
операцию спасения с воздуха.
Пара Ми-8 {ведущий к-н Гуничев,
ведомый к-н Панга) в августе 1980 г.
выполняла минирование перевалов
северо-восточнее Джелалабада на
границе с Пакистаном. Ведущий
вертолет был обстрелян из ДШК и
получил повреждение. Ведо-мый засек
огневую точку и нанес по ней
снайперский удар. Ведущий
благополучно сел в Асадабаде.
Вертолет был в течение суток
восстановлен. По данным разведки,
был уничтожен расчет из 4
пакистанских солдат и 1 офицера.
В провинции Газни (90 км от Кабула на
юг) действовала банда Мухаммеда
Хасана, который получил образование
в СССР, служил в ВС ДРА, откуда
дезертировал. Эта группировка
контролировала 5 ущелий, ведущих в
Хазараджат. Они были заминированы,
находились под постоянным
наблюдением и перекрестным огнем из
различных типов тяжелого оружия и
ДШК. Хорошо укрепленный и
замаскированный штаб Мухаммеда
Хасана находился на высоте 3500 м. В
этом районе были сбиты 2 Ми-24,
экипажи которых погибли. Здесь же
был ранен из ДШК летчик-штурман л-т
Савенков из экипажа ст.л-та Ризаева.
В этом опасном районе умело
действовали пары: к-н Тебеньков - к-н
Лубягин, к-н Островой - к-н Козмин, к-н
Панкратов - к-н Жилютов. Они
уничтожили 9 складов с оружием и
боеприпасами, много огневых точек и
живой силы противника. М-р Гулецкий -
к-н Мочальников эвакуировали группу
глубинной разведки, окруженную
бандитами. М-р Сапожников - к-н
Бабаков в Кунарской долине за
короткий срок перевезли по 80 т
грузов каждый и обратными рейсами
доставили 300 призывников. М-р
Половников - к-н Соколов ЗАБами
уничтожили в пещерах в 8-10 км южнее
Кабула около 200 душманов, которые
совершали ночные вылазки и теракты
в афганской столице. К-н Раффе - к-н
Вожакин, используя разведданные, в
труднодоступном горном районе в 100
км южнее Газни накрыли бомбовым
ударом и огнем НАР участников
совещания «Хезбе-ислами» (партии
ислама) этого района.
|
Общий налет эскадрильи составил 16240 ч (в
мирное время налет за такой срок
составил 4500 ч). Израсходовано: НАР - 56400,
авиабомб - 1328. Количество боевых
вылетов 14500. Средние данные на экипаж -
налет 601 ч, расход НАР - 2088, авиабомб - 49.
Уничтожено с марта по ноябрь 1980 г.:
живой силы противника - 2300 чел., боевой
техники - 36 ед., опорных пунктов - 277,
складов с оружием и боеприпасами - 59,
штабов мятежников - 26, огневых точек
противника - 341, исламских комитетов - 32,
караванов с оружием и боеприпасами - 20.
37 летчиков и техников были награждены
орденами и медалями.
ИАС, которую в эскадрилье возглавил
Лопатников, обеспечила ввод в строй 12
вертолетов, получивших боевые
повреждения. Обслуживание AT
осуществлялось одновременно на 2-3
точках.
Боевые потери составили 1 экипаж. 6 июня
1980 г. в районе Газни Ми-8Т, управляемый
экипажем в составе командира ст.л-та
Никифоровича, летчика-штурмана ст.л-та
Варламова, борттехника ст.л-та Польских
снизился, попал в зону огня стрелкового
оружия и был сбит очередью
крупнокалиберного пулемета. Кроме того,
были потеряны 5 вертолетов: 2 получили
боевые повреждения и разрушились при
грубой посадке на высокогорных
площадках (м-р Половников, к-н Сапега); 3
потеряны по вине личного состава из-за
неграмотной эксплуатации - разрушились
при взлете и посадке на высокогорных
площадках (к-н Иваненко, ст.л-т Соколов,
к-н Гималетдинов).
Подводя итоги работы ВВС 40-й армии в 1980
г., можно сказать, что переход с мирной
жизни на военную для авиаторов
проходил весьма непросто. Однако
высокий в целом уровень подготовки
позволил успешно решать поставленные
задачи.
Уголок неба. 2004
|