Уголок неба ¦ Авиация в Чаде

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Авиация в Чаде
             
         n Михаил Жирохов  


Африка издавна "славится" постоянными войнами. Казалось бы, для "черного континента" межплеменная резня - дело вполне обычное, традиционное и никому, за исключением непосредственных участников, не интересное. Однако в 80-х годах внимание сразу нескольких сверхдержав было приковано к кровавым событиям в Чаде - одной из беднейших даже на общем безрадостном фоне стран региона.

Чад, как и другие страны Французской Экваториальной Африки, получил независимость 11 августа 1960 года. Колониальные власти передали всю полноту власти местному правительству Франсуа Томбальбае. Случайно или нет, но все министры этого правительства были христианами.

Тут стоит сказать, что территория Чада четко делится на два больших региона: христианский - богатый, заселенный земледельцами юг и мусульманский бедный, заселенный кочевыми арабскими и берберскими племенами север. Относительное благополучие южан вызывает зависть нищих кочевников. Мало того, положение усугубляется и религиозными противоречиями.

Таким образом, центральное правительство держалось только благодаря французским штыкам (подразделения Иностранного Легиона находились здесь "для поддержания порядка").

Однако в 1964 году Франция под давлением мирового сообщества вывела свои войска, и их место заняла армия Чада, офицерский состав которой был представлен почти исключительно южанами. Попытки подавить недовольство мусульман силой натолкнулись на растущее сопротивление. В 1966 году возникло движение "Фронт освобождения Чада", объявившее войну центральному правительству. На этом этапе повстанцы пользовались поддержкой Алжира. Дела у правительственной армии шли неважно и через пару лет подразделения французской армии вернулись в Чад, поддерживая дружеский режим. В августе 1968-го на чадский аэродром Форт-Лами перелетела из Джибути четверка штурмовиков А-1Н "Скайрейдер" из состава эскадры ЕАА (Escadron d'Appui Aerien) 1/21 Armee d'Air.

1 марта 1969 из этих самолетов была сформирована эскадрилья ЕАА 1/22. Действуя с аэродрома Форт-Лами, "Скайрейдеры" наносили удары по повстанцам. С июля действия французских военных поддерживала авиагруппа Groupe de Marche du Tchad 59, на вооружении которой состояли "Норатласы", "Аллуэты" и "Бруссарды", а также вертолетное подразделение Detachment Permanent d'Helicopteres 02\67 с хорошо зарекомендовавшими себя в алжирской войне геликоптерами Н-34. Французские летчики чувствовали себя в полной безопасности, так как у повстанцев еще не было никакого зенитного вооружения.

Примерно в то же время, в сентябре 1969 г. в Ливии к власти пришел полковник Муамар Каддафи, который с большим энтузиазмом поддержал "братьев по вере" и идеологии, одновременно преследуя и свои собственные цели (дело в том, что Ливия имела территориальные претензии к соседям). Одним из результатов стал раскол среди мятежников - радикальные исламисты выделились в отдельную организацию, а ориентированные на Ливию коммунисты сформировали Фронт национального освобожения Чада под руководством Гуокони Уэд-дея. В 1973 году, пользуясь междоусобицей в Чаде и заручившись согласием Уэддея, Ливия аннексировала богатую ураном и нефтью полосу Ауза. Основанием для этого стал невыполненный итало-французский договор от 1935 года о переходе территории Ауза в состав Триполитании (тогда - итальянской колонии).

В октябре 1975, в результате военного переворота христианское правительство Чада пало и его место занял мусульманский режим генерала Феликса Муаллума. Французы вывели из Чада все свои подразделения. Но довольно скоро новые власти наладили контакт с бывшей метрополией, и уже в апреле 1976 г. Чад обзавелся собственной боевой авиацией - это были все те же французские "Скайрейдеры", которые в количестве шести штук и составили ударный компонент ВВС Чада. Разумеется, своих летчиков не было, а на штурмовиках летали французские наемники. Причем даже цели в их полетных картах остались прежними - повстанцы Гуокани Уэддея (1-я Народная армия Фролинат) и Хиссена Хаб-ре (2-я Северная армия Фролинат).

Сложилась "нормальная" для Африки ситуация, когда оба крыла Фролинат и не думали прекращать борьбу с центральным правительством, друг с другом, с исламистским Фронтом общественного действия Ахмеда Асила, а Хиссен Хабре - еще и с ливийцами. Хотя вскоре Хабре со своей армией перешел на сторону Муаллума, повстанцы Уэддея продолжали продвигаться к столице страны Нджамене. Успешные действия мятежников вновь вынудили французов вмешаться.

Спасая режим, Франция в апреле 1978-го перебросила в Чад 2500 легионеров, а на аэродром Нджамены перелетели восемь истребителей-бомбардировщиков "Ягуар". Самолеты активно применялись для поддержки французского наступления на повстанцев. И эта активность закончилась потерей 31 мая одного самолета, сбитого при помощи ПЗРК "Стрела". Вскоре еще один "Ягуар" пропал без вести в ходе боевого вылета. И все же, несмотря на помощь повстанцам со стороны Ливии, вмешательство французской армии позволило отбросить их от столицы.

В декабре того же года, несмотря на все усилия со стороны Франции, непрочный союз Хабре и Муаллума рухнул. На улицах Нджамены развернулась настоящая бойня между вооруженными арабами с Севера и чернокожими христианами чадской армии. Воспользовавшись неразберихой, в пограничные районы на западе вошли подразделения нигерийской армии, якобы для недопущения дальнейшей экспансии Каддафи.

Только в феврале следующего года командующий Чадской армией полковник Абд Эль Кадер Камог смог остановить бои и усадить всех местных "авторитетов" за стол переговоров. Результатом многомесячного торга стало провозглашение 11 ноября 1979 президентом Чада Гуокани Уэддея. Вице-президентом стал полковник Абд Эль Кадер Камог, а министром обороны - второй предводитель повстанцев - Хиссен Хабре. При этом все вооруженные формирования не распускались, а оставались под командованием своих лидеров. Гарантом выполнения достигнутых договоренностей оставались нигерийские войска. Но, как известно, пауки водной банке ужиться не могут и вскоре вновь начались бои между группировками бывших мятежников.

Франция, видя свою неспособность решить проблему, самоустранилась и эвакуировала войска из зоны конфликта. Уже в октябре вооруженные силы Севера начали широкомасштабное наступление на столицу, а одновременно на город посыпались ливийские бомбы.

Так, 9 октября 1980 несколько Ту-22 по просьбе Уэддея нанесли удар по позициям подразделений Хиссе-на Хабре близ Нджамены. Вслед за этим последовали атаки ливийских Ту-22 и "Миражей" и на другие объекты. В налетах принимали участие иностранные военные советники, служившие в ливийских ВВС. Надо заметить, что из-за нехватки летного персонала на ливийских самолетах летали северокорейцы, пакистанцы, сирийцы, и даже восточные немцы. По западным данным на территории Чада также находились и советские инструкторы. Этот факт действительно имел место, так как по официальным данным Генштаба РФ "в Чаде в течение 1976-78 годов побывало 25 представителей МО СССР", однако их непосредственное участие в боевых действиях не доказано.

Непосредственную огневую поддержку войск Уэддея и ливийского Пан-Африканского Легиона (4000 человек с танками и артиллерией) в боях за Нджамену вели боевые вертолеты Ми-24 и учебно-боевые самолеты, приспособленные для штурмовки. Вскоре разгромленные части Хиссена Хабре откатились к суданской границе. Во время боев в приграничной зоне ливийские SF-260, не считаясь с международными нормами, наносили удары по суданским городам и деревням, служившими базами для сил Хабре. Суданцы заявили что два таких самолета были сбиты во время налетов на город Колоус, при этом оба пилота погибли.

Американцы, обеспокоенные возможной угрозой для Египта и Судана, перебросили на аэродром Каир - Западный пару АВАКСов Е-ЗА, которые отслеживали ситуацию в этом регионе.

Одновременно в самих Штатах разразился скандал -журналисты "раскопали", что бывший агент ЦРУ (интересно, а бывают "бывшие агенты"?) организовал вербовку летчиков-наемников для ливийских ВВС. И хотя американские наемники летали только на транспортных СН-47 "Чинук" и С-130, тем не менее, происходило это все в Чаде. Кроме того, в ходе дальнейшего разбирательства обнаружилось, что этот делец смог продать ливийцам несколько "Геркулесов", каким-то образом обойдя американское эмбарго на поставку вооружений режиму Каддафи.

16 декабря было в Чаде подписано перемирие. Под мощным политическим нажимом со стороны Франции ливийцы вывели из Чада свои войска, а между позициями противоборствующих сторон разместились подразделения "межафриканских сил безопасности" под командованием нигерийского генерал-майора Эджиги. В их состав входили две тысячи нигерийцев, столько же заирцев и 800 сенегальцев. С воздуха этот контингент поддерживался пятеркой заирских MB.326 и "Турбо Портеров", которые пилотировали все те же наемники. По идее корпус должен был положить конец гражданской войне, но этого не случилось. Стороны использовали передышку для мобилизации боевиков и пополнения своих арсеналов. В течение года Хабре при поддержке Франции и некоторых арабских режимов сформировал новую армию.

Таким образом, после годового перемирия в конце 1981 года войска Хиссена Хабре начали успешное наступление от суданской границы. Не совсем ясна роль чадских "Скайрейдеров" на этом этапе войны. Базировались ли они в Нджамене и применялись ли против Хабре неизвестно, так как летали на них французы-наемники, которые могли перегнать самолеты кХабре или сами покинуть Нджамену. Достоверно известно одно - в 1982 году четыре самолета, оставшихся в летном состоянии, были выведены из боевого состава и проданы французским коллекционерам.

В июне 1982-го силы Хабре, отбросив противника далеко на север, захватили Нджамену, а лидер повстанцев провозгласил себя президентом Чада. В начале следующего года армия Гуоккани Уэддея при прямой поддержке Ливии начала контрнаступление из северных районов Чада. Ожесточенные бои развернулись за населенные пункты Фада, Фая-Ларжо, Умм-Шалуба и Абе-ше. Активное участие в наступлении приняла и ливийская авиация, особенно отличились Ми-24 (вернее, их экспортная модификация Ми-25).

Однако масштабы использования ливийской авиации ограничивались не столько противодействием вражеской ПВО (оснащенной лишь ПЗРК и стрелковым оружием), сколько отсутствием аэродромов для реактивных машин в зоне боевых действий. Даже во время ожесточенного сражения заукрепрайон Фая-Ларжо, в Чаде действовало всего около 40 ливийских боевых самолетов. В этих условиях вновь очень пригодились стратегические бомбардировщики Ту-22, которые, взлетая на севере Ливии, без проблем достигали любой точки на территории Чада. В условиях удаленности театра военных действий и почти полного отсутствия на нем дорожной сети важную роль в той войне играла транспортная авиация, взявшая на себя основное бремя тылового обеспечения ливийских войск и их союзников.

6 августа 1983 ливийцы потеряли первый реактивный самолет в Чаде. В тот день во время штурмовки позиций правительственных войск группой из 16 Су-22 удачно запущенной ракетой ПЗРК "Стрела" был сбит один из самолетов. Как сообщалось, летчик в чине майора катапультировался и попал в плен.

Раненных в ходе боев на севере чадских солдат вывозили в столицу несколько транспортных DC-4 и С-54, пилотируемые наемниками. Но ввиду абсолютного господства ливийцев в воздухе эти рискованные вылеты совершались исключительно в ночное время.

Видя, что чадская армия Хиссена Хабре в очередной раз проигрывает войну, Франция вновь поспешила на помощь своему союзнику, начав операцию "Манта". В рамках операции 21 августа 1983 в Нджамену прилетели шесть "Ягуаров" из эскадрильли ЕС 3\11, четыре перехватчика "Мираж" F.1C из ЕС 1\5, пара C-135F из ERV93 и два "Атлантика" морской авиации. Одновременно на помощь Хабре пришла армия Заира. Благодаря такому "интернационалу" натиск ливийцев удается остановить, и даже отбить часть захваченных территорий. Прибывшие "Ягуары" первоначально не участвовали в боевых действиях, совершая над Чадом лишь патрульные полеты. Их поддерживали несколько "Газелей" и три L-19 армейской авиации.

Как всегда, не остались в стороне и американцы. Они организовали "воздушный мост", по которому в Нджамену на громадных С-141 стали перебрасывать оружие и предметы военного снаряжения как для французов, так и для правительственных войск.

На этом фоне в мае 1984 года неожиданно вспыхнула война между Чадом и Нигерией, поводом для которой стали несколько островков, расположенных в юго-восточной части озера Чад. Нигерийские войска уничтожили в ходе внезапной атаки чадский гарнизон, убив около 300 солдат. В ответ на это французские наемники вырезали нигерийских военных, не дав им закрепиться на островах. Взбешенные нигерийские генералы отдали приказ о начале крупномасштабной военной операции. В ходе ее подготовки МиГ-21 ВВС Нигерии начали бомбить чадские деревни. Однако война закончилась так же внезапно, как и началась. Уже в июле было подписано соглашение о прекращении огня, и об островах снова забыли.

24 января 1984 года при атаке конвоя повстанцев, огнем 23-мм зенитки был сбит очередной "Ягуар" (по другим данным победу одержал расчет ПЗРК "Стрела"). 16 апреля чадская земля приняла обломки еще одного французского штурмовика, но скорее всего этот погиб в результате аварии.

В октябре 1986 года Каддафи увеличил численность своего контингента в Чаде до четырех тысяч человек. А через два месяца ливийские войска и армия Уэддея перешли "красную линию" (район соприкосновения противников) по 16-й параллели и начали продвигаться к столице. Хабре в который раз призвал на помощь французов. Париж не заставил себя долго ждать, и Генеральный Штаб разработал операцию "Эпервье" ("Ястреб"). Согласно приказу бывшей метрополии, "Ягуары", поднявшись с централь-ноафриканских баз, нанесли мощный бомбовый удар по ливийским позициям, значительно охладив пыл наступавших. Основной целью налетов стал крупный аэродром Уади-Дум, где было сосредоточено большинство самолетов ливийского экспедиционного корпуса.

Однако этого "предупреждения" хватило лишь на два месяца, и уже в декабре ливийские войска при участии советских военных советников начали третье за год наступление по всей линии фронта. Причем в этот раз в ход пошел напалм, а также главный козырь-Ту-22 (по утверждениям некоторых западных источников применялось даже химическое оружие). Напуганные таким развитием событий французы на американских транспортниках "Гэлэкси" перебросили в столицу несколько расчетов ЗРК "Хок". Впервые за всю кампанию правительственная армия оказала серьезное сопротивление - только в сражении за город Барбаи ливийцы потеряли 400 человек убитыми и 20 танков. Вскоре нападавшие были отброшены. Во многом этому способствовала активная помощь французов, которые сбрасывали своим сторонникам на парашютах оружие и боеприпасы.

2 января 1987 года армия Хабре перешла в контрнаступление и отбила у противника город Фада. В боях погибли примерно 700 ливийцев, а 3 января в этом районе был сбит Ми-25.

Тем временем Франция и США усилили помощь Хабре, а "Ягуары" французских ВВС начали регулярные разведполеты, готовя новый удар по Уади-Думу. 7 января 10 "Ягуаров", взлетев из Нджамены, нанесли удар по ливийским РЛС в районе авиабазы, используя противорадиолокационные ракеты "Мартель". О результатах операции не сообщалось, но известно, что этот налет стал последней акцией "Ягуаров" в ходе операции "Эпервье".

Одновременно Франция усилила свое военное присутствие в Чаде, перебросив дополнительно 1000 солдат и нарастив авиационную групировку в регионе до двух эскадрилий. Теперь в нее входили 30 боевых самолетов "Ягуар" и "Мираж" F-1C. Для разведки использовались "Мираж-3" и "Атлантик". Действия экспедиционных сил обеспечивал десяток транспортных С-135Р и С-160. Базами для них служили аэродромы Нджамена в Чаде, Либбервиль в Габоне, а также Буар и Банги в Центральноафриканской Республике.

После взятия Фады по улицам Нджамены прогнали пленных, а на центральной площади устроили выставку трофейного ливийского оружия советского и чехословацкого производства. 8 марта войска Хабре развернули наступление на Уади-Дум и после ожесточенных боев 22 марта захватили авиабазу. В качестве трофеев им достались три Ми-25, 11 Л-39 и два SF.260. Взбешенный Каддафи приказал разбомбить Уади-Дум. Несколько Ту-22 нанесли по аэродрому бомбовый удар, но результат оказался ничтожным.

8 августа чадская армия захватила аэродром в аннексированной Ливией полосе Ауза, где, кроме всего прочего, на земле был сожжен Ми-25. Ливийская армия предприняла настойчивые попытки отбить Аузу, широко применяя авиацию. По официальным чадским данным, ПВО страны, оснащенная в основном трофейными ПЗРК "Стрела" и ЗРК "Куб", с 17 по 23 августа записала на свой счет девять ливийских самолетов и вертолетов, включая Ту-22 и Ми-25 сбитый 17 августа.

5 сентября войска Хабре разгромили авиабазу Маатен-Эс-Сарра, находящуюся уже на территории Ливии. При этом чадские зенитчики сбили три МиГа и один Ми-25, экипаж которого погиб. Еще 22 самолета и вертолета были уничтожены на земле.

Через два дня полковник Каддафи в отместку отдал приказ нанести бомбовый удар по столице Чада. Утром 7 сентября французская РЛС обнаружила неизвестные самолеты, летящие над Нигерией и не отвечавшие на запросы операторов. С аэродрома Нджамены на перехват были подняты два "Миража".

Так как неизвестные самолеты не вторгались в воздушное пространство Чада, летчики не могли атаковать противника. Когда самолеты приблизились к озеру Чад, которое является границей Нигерии, Чада и Камеруна, ПВО Нджамены была приведена в боевую готовность. В 6.59 один из самолетов был поражен ракетой ЗРК "Хок". В результате последующего расследования выяснилось, что это был Ту-22 ВВС Ливии.

Вскоре после поражения ливийской армии в боях на севере Чада и юге Ливии, стороны подписали соглашение о перемирии, которое, несмотря на отдельные стычки в целом выполнялись.

Западные источники называли следующие потери ливийской авиации в чадской войне: два Ту-22, два МиГ-23, один МиГ-25, два Ан-26, 17 SF-260, 15 L-39 и 11 Ми-25. Другие исследователи называют цифры в 28 уничтоженных и 23 захваченных ЛА, включая три Ми-25 и 11 L-39. Впрочем, принимать эти данные за истину в последней инстанции нельзя. Например, доподлинно известно о по крайней мере одном потерянном Су-22, который не вошел ни в один из опубликованных на Западе списков потерь ливийцев.

Мирная "передышка" в Чаде сохранялась недолго. Уже в апреле 1989 года два высокопоставленных армейских офицера Хассан Диямосс и Идрис Дэби при поддержке министра внутренних дел Брахима Махамот Итно организовали антиправительственный заговор, который, однако, был раскрыт. Только Дэби удалось сбежать, а остальные участники заговора были казнены. Дэби же за границей развил бурную деятельность и создал Движение за Чадское Национальное Спасение. Осенью 1990 года бойцы этого движения начали наступление и быстро захватили столицу. 1 декабря Хиссен Хабре попросил политического убежища в Камеруне.

Дэби сформировал новое правительство, а сам, естественно, стал президентом. При этом он провозгласил проливийскую ориентацию своей политики. Таким образом, Каддафи все же в конце концов добился того, чего ему не удалось в ходе кровопролитной войны - превратил Чад в свою зону влияния.

Хабре, между тем, не смирился с поражением. В 1992 году один за другим вспыхнули два военных мятежа, инспирированных бывшим президентом против нынешнего. Но оба они были подавлены, причем немалую роль в этом сыграла авиация.

По состоянию на 2000 год ударный компонент ВВС Чада был представлен парой вертолетов "Алуэтт" III, двумя вооруженными РС-7 и двумя SF.260, полученными от ливийцев. Транспортная авиация может похвастаться несколькими Ан-26, тоже переданными Каддафи и одним С-130 "Геркулес" (в 1990 году в Португалии купили две такие машины, но вторую вскоре разобрали на запчасти).

Правда, напряженная ситуация внутри страны и за ее пределами потребовала срочной модернизации вооруженных сил. В 2001 году на Украине по дешевке были куплены два Ми-17 и столько же Ми-24В. О том, кто летает на этих машинах, доподлинно неизвестно...

Очередной всплеск боевых действий в стране произошел в начале весны 2006 года. Поддерживаемый Суданом лидер мятежников и группировки  «Объединенный фронт за перемены»— Али Кедеалайе начал активные боевые действия. В короткий срок повстанцы захватили  город Монго, расположенный в 400 км к востоку от столицы — города Нджамены.

13 апреля бои развернулись в районе столицы. Причем западные информагенства отметили использование в боях танков и вертолетов.

США и ООН эвакуируют дипломатические миссии. Франция осудила любые попытки силового захвата власти в Чаде. Однако французский воинский контингент в этой стране, как сообщается, не будет вмешиваться в боевые действия. Военные готовы лишь обеспечить возможную эвакуацию французских граждан.

 





Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100