Конго в прошлом и настоящем - мрачное и внушающее страх место, где в
первобытных джунглях все еще практикуется колдовство, каннибализм и ритуальные
убийства. В книге "Сердце тьмы" Джозеф Конрад в XIX веке описывал свое
"путешествие в самое начало мира, когда землю покрывала буйная растительность
и большие деревья были королями. Высохший ручей, полное безмолвие,
непроходимый лес". Это самая глубокая и темная Африка. Это Конго.
История гражданских войн в Конго 60-х годов весьма запутанна и
противоречива. Очень часто бывшие союзники становились непримиримыми врагами и
наоборот. Исследователи выделяют три более или менее четких конфликта:
отделение Катанги (1960-63 гг.), восстание симба (1964-66 гг.) и мятеж
наемников 1967 года. Именно об участии авиации в событиях 1964-67 годов и
пойдет речь в данной работе.
Вкратце напомним предшествующие события. После того как 30 июня 1960 года
Конго получило независимость от бельгийской короны, страна оказалась в хаосе
гражданской войны и межплеменных столкновений. Наиболее серьезным стала
попытка отделения самой южной (и самой богатой) провинции Катанга. Во главе
восстания здесь стал Моис Чомбе, который в борьбе с центральным правительством
опирался на белых наемников. И только военное вмешательство ООН спасло
правительство Касавубу от фиаско.
Когда в августе 1963 года ООН-вские J-29 вернулись домой, ни одного
боевого самолета не осталось в Конго. Правительственные ВВС были представлены
лишь несколькими устаревшими самолетами.
В январе 1964 года вспыхнуло восстание в бассейне реки Квилу недалеко от
Киквит на юго-западе страны. Возглавил его Петр Мулеле, получивший подготовку
по ведению партизанской войны в Китае. Конголезская армия (АНК) не смогла
остановить продвижение повстанцев, которые захватывали один город за другим.
США, обеспокоенные таким неблагоприятным развитием событий в стратегически
важном регионе мира, решило оказать помощь. Непосредственно исполнением
занялось всемогущее ЦРУ. Прежде всего было решено "реанимировать"
правительственные ВВС.
Однако специалисты, прибывшие вскоре в страну, обнаружили в исправном
состоянии только несколько тренировочных Т-6 "Тексанов", поставленных в ходе
мятежа Чомбе конголезскому правительству Италией. Кроме всего прочего, в
составе ВВС числилось несколько самолетов (все в нелетном состоянии),
доставшиеся в качестве трофеев после разгрома мятежа Чомбе: это два "Доува",
ДС-3, "Херон", "Мажистер".
Американцы сразу же начали работы по довооружению "Харвардов". В
результате эти небольшие учебно-тренировочные самолеты получили возможность
нести по восемь НУР-ов и четыре пулемета французского производства каждый.
Гораздо острее встал вопрос о летном составе: американские граждане не могли
непосредственно принимать участие в боевых действиях на территории других
стран, да и очень велика была вероятность втягивания в конфликт стран
коммунистического блока. Тогда было принято "соломоново решение": все летные
места заняли кубинцы, проживавшие в США. Все эти летчики имели богатый боевой
опыт, так как участвовали в неудачной высадке на "остров свободы" в 1961 году.
Обстановка заставляла действовать оперативно и первые кубинцы появились
на африканской земле уже в апреле 1964 года. Вскоре было образовано и
подразделение, командовать которым стал Йоахин Варела (во время высадки в
Заливе Свиней он командовал эскадрильей В-26). Кубинцы согласились участвовать
в этой авантюре по трем основным причинам. Во-первых, участвуя в войне здесь
они свято верили, что продолжают свою борьбу с коммунизмом, пусть и в другом
обличии (а повстанцы исповедовали именно идеи леворадикального толка).
Во-вторых, ЦРУ всегда хорошо платило (например, первоначально кубинцы получали
по 800 долларов в месяц). И, наконец, в-третьих, как говорил один из пилотов
"я лучше буду летать, чем управляться с газонокосилкой в каком-нибудь отеле в
Майами".
Со временем размах боевых действий возрос, что повлекло и значительное
увеличение количества американских летчиков. Стоит сказать, что летали в Конго
не только кубинцы: большое количество бельгийских "советников" облюбовало
"Дакоты" и вертолеты. В этот период ситуация кардинально осложнилась - в
восточных провинциях вспыхнуло еще одно восстание. Оказавшись перед угрозой
потери власти Касавубу пошел на экстраординарные меры: он пригласил на пост
премьер-министра находившегося в изгнании Чомбе !
Для того, чтобы поднять боевой дух своей "армии" Мулеле объявил их
"львами" (или симба на местном наречии). Такое явление могло иметь место
только в Конго. Колдуны совершали над новобранцами (большинство которых лишь
недавно вышло из буша) ритуал с магическими снадобьями, которые должны были
сделать повстанцев неуязвимыми для пуль. От воинов требовалось лишь
размахивать пальмовой веткой и повторять несложное заклинание, якобы
превращающее пули в воду. Разумеется, если симба погибал в бою, то это
происходило исключительно потому, что он не соблюдал инструкций колдуна. С тех
пор целый период в истории этой африканской страны получил название "мятеж
симба".
Социалистические страны оказали огромную поддержку симба. В восточные
районы был организован "воздушный мост", по которому сплошным потоком пошло
оружие и амуниция. Алжирские Ан-12 и ганские Ил-18, используя Браззавиль
(бывшее Французское Конго) как перевалочный пункт совершили несколько сот
вылетов. Одновременно египетские Ан-12 летали на Киву через суданские
аэродромы. Наверное, впервые в военной истории произошел резкий скачок в
вооружении: симба с копий и мачете перешли на автоматы Калашникова !
Уже 4 августа командующий войсками симба "генерал-лейтенант" Николас
Оленга захватил Стэнливилль в северном Конго. Это было совсем просто, так как
бойцы конголезской армии представляли собой такой же сброд, но одетый в
форменное обмундирование. Солдаты в ужасе бежали, увидев перед собой
"защищенных магией" симба. Множество белых (включая все американское
консульство здесь) попало в руки повстанцев. Мулеле решил использовать их в
качестве "живого щита" и это стало его роковой ошибкой.
В ответ на откровенно враждебные действия американское правительство
(заключив по тому поводу секретное соглашение с Бельгией) решило оказать более
масштабную военную помощь правительству в его войне с симба.
В качестве
чрезвычайной меры на высоком уровне было санкционирована переброска 10
бомбардировщиков В-26К ВВС США (интересно, то, что согласно документам
самолеты никуда не летали и все время, проведенное в Конго находились на базе
хранения). Уже 13 августа с заводского аэродрома в Ван Найс штатные летчики
602-й истребительной эскадрильи перегнали самолеты через океан по маршруту
Голландская Гайана-Бразилия-о. Вознесения-Леопольдвилль.
Летчики не знали
обстановки в районе посадки и предполагали самое худшее. Однако на земле их
встретили американские коммандос, несколькими днями ранее переброшенные сюда.
Тут же находилось и несколько вертолетов UH-1B "Ирокез". После передачи
самолетов кубинцам американский персонал покинул страну.
В числе прочего предполагалось значительное усиление авиационного корпуса
наемников в Конго. В короткие сроки количество кубинских летчиков увеличилось
до 25 человек. Подбиралось и новое вооружение. Было решено послать в Конго уже
зарекомендовавшие себя в противопартизанских операциях по всему миру легкие
бомбардировщики В-26. В дополнение к новеньким В-26К агенты ЦРУ смогли найти
на авиабазе Кларк (Филиппины) четыре "бесхозных" В-26В, которые и были
переданы для нужд африканского отдела этой организации.
Бомбардировщики однако были уже в "преклонном" возрасте: ранее они уже
использовались французскими летчиками в Индокитае, а также задействованы в
операциях ЦРУ в Индонезии и в Заливе Свиней.
Однако даже такие самолеты понадобились в Африке: их перегнали для
"косметического" ремонта на Окинаву. Здесь правда одну машину забраковали и в
долгое путешествие отправились только три самолета. После прибытия один В-26
использовался для разведывательных полетов, а при приближении повстанцев был
переоборудован в примитивный транспорт для эвакуации технического персонала.
Впервые В-26К проявили себя 21 августа, когда пара таких машин атаковала
позиции повстанцев. А 29-30 августа в многом благодаря авиационной поддержке
правительственные войска смогли захватить Альбертвилль - крупный город на озере
Танганьика. Штурмовики произвели такое впечатление на командира
правительственной части, которая штурмовала город, что когда летчики посадили
свои машины на захваченном аэродроме, он объявил что
самолеты конфискованы для
поддержки лично его боевых действий ! Американским летчикам пришлось выжидать
пару дней, пока не воспользовавшись недосмотром охраны, они смогли улететь на
базу эскадрильи.
Первоначально эксплуатация самолетов находилась в руках кубинских
механиков. Но резкое увеличение количества техники потребовала и увеличения
количества механиков, а так как местных просто не было, то снова прибегли к
услугам наемников. Для набора специалистов ЦРУ организовало кампанию "Western
International Ground Maintenance Organisation", зарегистрированную в
Лихтенштейне. Эта кампания заключила официальный договор с конголезским
правительством на обслуживание самолетов ВВС и персонал этой кампании
находился в стране на вполне легальной основе. От желающих не было отбоя и
вскорости были набраны механики-англичане и проживавшие в Великобритании
поляки для нужд ЦРУ в Конго. В последствие контракт подписала также большая
группа шведов, несколько немцев, а также по одному финну,
датчанину, шведу и
испанцу. Германские и польские механики получили высокую оценку своей работы
от кубинских летчиков, а вот от услуг британских оружейников после нескольких
случаев отказа вооружения пришлось отказаться.
Первые кубинские летчики имели контракт не от Wigmo, а компании
"Carribean Marine Aero Corporation", зарегистрированной в США. Все самолеты
ЦРУ в Конго номинально входили в состав конголезских ВВС. Эскадрилья получила
обозначение 22 Escadrille,2 Groupement,Force Aurienne Congolaise. Кубинские же
пилоты предпочитали называть себя "El Grupo Voluntario Cubano" ("Кубинская
добровольческая группа") на манер American Volunteer Group в 1941-42 годах в
Китае.
Однако на деле все вылеты согласовывались с резидентом ЦРУ в стране и
американским послом. В редких случаях офицер USAF, прикомандированный к
посольству, проводил инструктаж с использованием фотопланшета. В большинстве
же случаев советник командующего ВВС Конго бельгиец Эмиль Бужин (ранее
командовал контингентом ВВС Бельгии в этой колонии) просто показывал на карте
деревни, захваченные противником и выдавал что-то вроде "летите и расстреляйте
их всех".
Как и Т-28 В-26 поначалу выполняли аналогичные задачи, однако вскоре
"Инвейдеры" стали применяться как "дальние бомбардировщики", а
Т-28,разбросанные по полевым площадкам, стали использоваться как штурмовики
для непосредственной поддержки наземных войск. Для увеличения дальности полета
в бомболюках В-26 были установлены дополнительные топливные баки, поэтому
основным вооружением стали НУР-ы и стрелковое вооружение.
В основном кубинцы летали на свободную охоту над захваченной противником
территорией. Все, что двигалось-атаковалось. Предпочтение отдавалось атакам на
железнодорожные составы, причем летчики стремились не поражать собственно
локомотив (потому что его было тяжело починить, после того как повстанцы
разбегались по джунглям). Симба тоже весьма оригинально использовали технику -
как только кончалось горючее, то ее бросали - будь то паровоз или автомобиль.
Не обошлось, правда, и без досадных инцидентов. Это чаще всего
происходило тогда, когда солдаты правительственной армии сами оказывались на
территории врага. Так, однажды пара В-26 вышла на железнодорожный состав в
районе свободной охоты. После того как с земли было получено "добро", кубинцы
атаковали. В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что это были
правительственные войска. Оказалось, что солдаты захватили у симба поезд и
продвигались на нем к линии фронта.
Из-за отсутствия у симба зенитных средств летчики в своих вылетах
чувствовали себя в полной безопасности. Применяли только НУР-ы и стрелковое
вооружение. В то же время потери мятежников от воздушных налетов были весьма
велики, очень трудно переоценить и огромное психологическое воздействие. С
другой стороны, будь симба лучше подготовлены, то давно могли бы покончить с
правительственными ВВС. Что такое охрана аэродрома конглезцы знали лишь
понаслышке и уничтожить самолеты на земле подготовленному небольшому
подразделению не составило бы никакого труда. К тому же кубинские летчики
каждый вечер собирались в одном и том же питейном заведении, которое они
называли "Пиццерией", и одна-две гранаты в окно поставили бы жирную точку в
истории ВВС Конго !
Во время крупных операций В-26К применялись наравне с Т-28 для поддержки
наземных войск. Впервые такое произошло в начале сентября 1964 года, когда
симба начали наступление на Боенде, крупный город на реке Конго. Тогда для
усиления была переброшена пара "Инвэйдеров". Вот что вспоминал об этих вылетах
один из кубинцев - Рене Гарсия:" С аэропорта Бужин прекрасно видел большую
баржу, на которой повстанцы переправлялись с одного берега реки на другой. Я
развернулся, чтобы рассмотреть поближе. На барже находилось около десятка
повстанцев и фигура в белом. Я спустился пониже и увидел, что это священник.
Вообще-то священники в Конго носят одежду кремового цвета, но с высоты ряса
для меня казалась белой. Я доложил обстановку полковнику и он ответил:
"Атакуй, но постарайся не попасть в священника". Я ответил:" У меня восемь
стволов и я не в тире!" По всей видимости, священник был захвачен в плен и
использовался в качестве заложника. Однако кому-то надо было делать свое дело и
я, прицелившись в сторону от священника, нажал на гашетку. В развороте я
обернулся и увидел, что трое врагов упали, но еще несколько и священник стоят.
Этот священник после этого случая наверное каждый день будет благодарить Бога
за свое чудесное спасение! Как я помню, священник не был убит симба.
Вскоре я услышал возгласы полковника " Стреляй! Стреляй!" (он всегда
отличался лаконичностью в эфире). Я и еще один парень устроили карусель,
расстреливая с пулеметов грузовики вдоль реки. Уничтожения транспортных
средств было более важной задачей, чем уничтожение личного состава. Мы
стреляли, но ни один грузовик не взорвался. Как они взрывались мы просто не
увидели.
Вскоре на дороге осталось лишь две группы людей, которые стреляли по нам.
Шестнадцать крупнокалиберных пулеметов не оставили им ни каких шансов.
Наверное, они верили Мулеле, что неуязвимы для пуль врагов. Мы расстреляли
практически всех, несколько человек выжило и только благодаря тому, что нас
уже мутило от убийства."
После израсходования боеприпасов "Инвэйдеры" вернулись в Леопольдвилль.
Несмотря на многочисленные потери симба все-таки взяли Боенде.
Из-за того, что самолетов в Конго было очень мало, то они были
универсальными. Так, В-26 кроме штурмовых атак использовались для разведки и
поисковых операций. Майкл Хор в своих мемуарах "Воины Конго" вспоминает
эпизод, когда с В-26 были сброшены спасательные средства спасшимся после
крушения корабля на озере Танганьика. В другой раз пара "Инвэйдеры"
привлекалась для поиска пропавшего 18 января 1966 года на "Харварде"
южноафриканца.
Единственным ударным подразделением ВВС Конго, не подчинявшимся ЦРУ,
долгое время была эскадрилья Т-6, пилотируемая кубинцами. Однако после
получения более современных Т-28-х старенькие "Харварды" были переданы
конголезцам. Чомбе все же больше привык доверять наемникам ( к тому же местных
кадров попросту не было ) и в конце июля 1964 года набрал свою команду. В
основном это были южноафриканцы, хотя встречались и пилоты других
национальностей. Технический персонал был переброшен транспортными
"Геркулесами" ВВС ЮАР на аэродром Стэнливилля вскоре после начала активных
боевых действий. 3 октября 1964 года официально было объявлено о создании 21
Escadrille,Force Aurienne Congolaise. Возглавил ее южноафриканец капитан
Джимми Хеджес. Примечательна его летная карьера: начинал службу в RAF, затем
продолжил в южноафриканских ВВС, с началом мятежа Чомбе отправился в Конго. И
такое можно сказать практически о каждом. Базой эскадрильи был определен
аэродром в Ндоло (знакомый многим по катангским событиям) около Леопольдвилля.
Стареньким "харвардам" пришлось довольно активно поучаствовать в боевых
действиях. Так, в ноябре четверка находилась в районе Боенде, а остальные три
- в Кинду. Кроме этих семи штурмовиков на базе оставался невооруженный
старенький (еще со времен колонии) Т-6, который использовался для поддержания
летных навыков. Однако американцам не понравилось наличие "независимых" ВВС
Конго и под угрозой вывода В-26-х Чомбе к концу был вынужден расформировать
это подразделение.
События тем временем разворачивались с пугающей быстротой. Уже к концу
сентября под пятой симба находилось около половины всей территории страны.
Положение конголезского правительства стало критическим. В срочном порядке все
операции правительственной армии возглавил бельгийский полковник Фредерик
Вандевалль. Его основной задачей стало освобождение белых заложников в
Стэнливилле. Операция, разработанная офицерами бельгийского Генштаба, получила
название "L~Ommegang" и предусматривала стремительный прорыв двух
моторизованных колонн конголезской армии при поддержке наемников (кодовое
название "Лима-1" и "Лима-2") вглубь территории, контролируемой симба, и штурм
города.
"Лима-1" вышла 1 ноября из Конголо и через четыре дня вышла к Кинду.
Здесь по плану они должны были соединиться с "Лима-2". Но только 18 ноября
войска переправились через Конго восточнее Кинду в 480 км от Стэнливилля. На
всем протяжении марша правительственные войска поддерживались Т-28 и В-26-ми.
Летчики поддерживали связь с наземными войсками на УКВ, используя кодовое
обозначение "Браво" и "Танго". Один В-26К каждое утро выполнял
разведывательный вылет впереди пути следования колонны. Еще один такой же
самолет всегда находился в готовности к вылету на аэродроме Бака.
Конголезцы старались двигаться без лишнего шума, чтобы не спровоцировать
повстанцев на расправу с заложниками. Однако положение белых становилось с
каждым днем все хуже (несколько человек было казнено) и тогда в эскстренном
порядке была разработана и проведена совместная парашютно-десантная операция,
получившая название "Dragon Rouge" ("Красный Дракон"). Операцию провели в два
этапа. В ходе первого 12 военно-транспортных самолетов С-130Е ВВС США
перебросили 545 бельгийских парашютистов по маршруту Кляйн Брогель-о.
Асуньсон-Камина (причем были предприняты беспрецендентные меры по соблюдению
секретности). Второй этап представлял собой собственно перелет с аэродрома
Камины под охраной В-26-х к Стэнливиллю и выброску парашютистов. Атака
началась 24 ноября в 06:00, когда пара В-26К совершила пролет над аэропортом
Стэнливилля и через 60 секунд на летное поле посыпались парашютисты. Никакого
сопротивления симба не оказали ( в ходе операции погибло всего трое
парашютистов) и вскоре все оставшиеся в живых заложники были освобождены.
Правда, для 29 человек было уже поздно. Конголезские войска вошли в город
через пять часов после окончания "Красного Дракона". Еще через несколько часов
английские и бельгийские транспортники эвакуировали около двух тысяч человек.
Британцы вывезли 143 человека. Причем как отмечалось в ходе вылетов самолеты
активно обстреливались с земли. Не обошлось без потерь: 29-го ноября при
взлете потерпел аварию арендованный ООН у одной из бельгийских компаний лайнер
ДС-4.
Через два дня бельгийцы провели аналогичную операцию "Dragon Noire"
("Черный Дракон") в Паулисе, где удерживалось примерно двести заложников. И
снова пара В-26-х прикрывала С-130. После освобождения большинства заложников,
опасаясь международного скандала, американские самолеты и бельгийские
парашютисты покинули страну.
Симба сделали несколько попыток освободить Стэнливилль, но безуспешно.
Стоит сказать, что к тому моменту в стране действовали три отряда наемников,
обладавших определенной независимостью в боевых действиях и сыгравшие главную
роль в разворачивающихся в стране событиях. Южноафриканец майор Майкл Хор из
англоговорящих наемников сформировал 5 Commando, которая действовала на
северо-востоке страны. Французский парашютист Боб Денар во главе
франко-бельгийской 6 Commando действовал на границе с Центральной Африкой, а
бывший бельгийский плантатор Жак Шрамм с 10 Commando облюбовал восточные
районы.
Воздушная мощь "правительственных ВВС" тем временем постоянно
наращивалась - в январе 1965 года прибыли еще два "Инвейдера", одновременно
увеличилось и количество Т-28-х. На тот момент основной базой
правительственных ВВС стал аэродром Стэнливилля. Именно отсюда В-26-е
действовали "вахтовым" методом, "затыкая дырки" по всей стране.
В конце марта 1965 года Майкл Хор освободил от симба город Ватса.
Мятежники окончательно потеряли инициативу. В мартовских боях наемники
преследовали симба и за границей: так, угандийское правительство выразило
протест по поводу ударов конголезских самолетов по деревням на границе. Одна
группа самолетов также нанесла ошибочно удар по территории Судана. Последней
крупной операцией в этом регионе стало освобождение городов Бондо и Бута в
начале июня.
В то же время симба начали получать значительную помощь от китайцев через
их посольство в Бурунди и смогли таким образом значительно усилить свои
позиции вдоль озера Танганьика. Однако наемники при активной поддержке авиации
вскоре начали наступление и в этом регионе. Уже 10 октября 1965 года Хор
заявил, что район Физи-Барака освобожден от повстанцев. В боях наемников
поддерживали 12 Т-28 и несколько вертолетов, базировавшихся на аэродром
Альбертвилля.
После этого сопротивление оказывали только небольшие подразделения симба,
которыми занялась правительственная армия. Не нужен стал и Чомбе (под знамена
которого собственно и собирались европейские наемники), который 5 ноября в
очередной раз был отправлен в ссылку.
А уже 25 ноября 1965 года в результате военного переворота командующий
конголезской армии генерал Жозеф Дезире Мобуту сместил Касавубу и объявил себя
президентом.
Разгром симба и передел власти значительно снизил накал войны и ЦРУ
начало постепенно выводить свои авиационные подразделения из страны. Первый
В-26К вернулся в Штаты в октябре 1966 года, за ним пошли и четыре оставшихся.
В конце марта 1967 года ни одного самолета этой модификации в стране не
осталось. В-26В пришли в полную негодность и были брошены на аэродроме
Леопольдвилля в конце 1966 или начале 1967 года. В конце 1968 года в прессе
появились сообщения, что двое нигерийских летчиков прибыли в Киншасу (так к
тому времени переименовали Леопольдвилль) с тем, чтобы попытаться ввести
брошенные самолеты в строй. Однако, по всей видимости, их усилия ничем не
увенчались.
Большинство ЦРУ-шных летчиков покинуло страну весной 1967 года. Однако
вместо американских пилотов несколько вылетов совершили летчики других
национальностей - два колумбийца, англичанин, южноафриканец и швед.
В-26-е в Конго вылетали все и всяческие ресурсы. Так, по сообщениям
одного кубинца за два с половиной года он налетал 3000 часов. Из В-26К,
прошедших Конго, четверка затем активно использовалась в Юго-Восточной Азии.
Интересно то, что за весь период войны не зарегистрировано ни одной
серьезной катастрофы. Единственным крупным происшествием был авария в сентябре
1965 года, когда при посадке летчик подломил шасси. На основе эксплуатации
самолетов в Африке американские инженеры разработали ряд рекомендаций по
методике применения В-26 в жарком и влажном климате.
Т-28 были переданы конголезским ВВС в 1967 году, но кубинские наемники
продолжали летать на транспортных самолетах до конца 1969 года. WIGMO
просуществовала еще несколько лет на бумаге.
Ситуация в Конго тем временем все больше запутывалась. Мобуту поспешил
объявить о расформировании всех подразделений наемников, но Шрамм самовольно
остался и со своим отрядом организовал некое "государство", основанное на
рабском труде захваченных в плен симба.
В июне 1967 года бельгийские и французские наемники во главе с Денаром
попытались захватить власть в Катанге и провинции Киву. Поначалу им
сопутствовал успех: 9 августа 1500 катангскими жандармами и 160 наемниками был
захвачен главный город провинции Киву-Букаву. Однако местные жители не оказали
поддержки, а вскоре сюда были срочно переброшены (на борту "Геркулесов" ВВС
США) правительственные войска. А после того как правительственные войска
расстреляли 30 захваченных бойцов Боба Денара моральный уровень наемников пал
дальше некуда - началось массовое
дезертирство. Раненные вместе с Денаром на
"Дакоте" были переброшены в соседнюю Родезию. Оттуда , как надеялся Шрамм,
будет открыт "второй фронт".
Положение же самого Шрамма оказалось критическим: в Букаву не было
взлетно-посадочной полосы и поэтому грузы могли ему только парашютировать,
что, естественно, не могло покрыть его потребности. К тому конголезская армия
в войне с наемниками опиралась на авиацию. 28 октября началось решающее
сражение за Букаву: правительственная армия к тому моменту была хорошо
подготовлена израильскими инструкторами, а наемники истощены многолетней
войной.
Часть сил оттянули остатки 6 Коммандо, которые из Анголы начали
наступление в Катангу 1 ноября, но без поддержки с воздуха через три дня они
были вынуждены отступить.
Остатки подразделения Шрамма стали просачиваться в соседнюю Руанду, где
сразу же помещались в лагеря для перемещенных лиц. Только 23 апреля 1968 года
пара ДС-6, арендованных Международным Красным Крестом перебросила в Европу 115
белых наемников. Еще 600 катангских жандармов по требованию Мобуту
правительство Руанды возвратило на родину, после чего о них больше ничего не
слышали.
Так закончился еще один трагический период в многострадальной истории
самой большой страны черной Африки. Впереди были годы правления Мобуту....