После начала гражданской войны в Конго посылки туда
международных сил индийский премьер-министр Джавахарлал Неру
довольно активно участвовал в этом процессе. Стоит сказать, что
возглавлял все военные операции ООН в этом регионе генерал-майор
ВС Индии Индерджит Рикхи.
Однако, несмотря на все усилия столкновения продолжались и в
этих условиях командование войск ООН решило привлечь авиацию.
Выбор естественно пал на ВВС Индии.
В самой Индии началась дискуссия о том, какие собственно
самолеты отправить в далекую Африку. Первоначально претендентом 1
были "Хантеры", но в конце концов выбор остановили на
"Канберрах". В защиту такого выбора были выдвинуты три основные
причины:
- самолеты этого типа вооружены четырьмя 20-мм пушками с
боезапасом 535 снарядов на ствол, которые являются весьма грозным
оружием;
- "Канберры" имеют довольно большую дальность полета, что в
условиях довольно большого театра боевых действиях и
ограниченного количества аэродром немаловажно;
- навигационное оборудование этих самолетов позволяет выполнять
боевые задачи в условиях плохой видимости практически при полном
отсутствии наведения с земли;
Для отправки в распоряжение командования ООН была отобрана
эскадрилья 5 ВВС Индии, вооруженная легкими бомбардровщиками
"Канберра" модификации В.(1) Мк.58. Были отобраны шесть самых
лучших в техническом состоянии самолетов, экипажи и технический
состав. 9 октября 1960 года первая четверка самолетов отправилась
в Конго по маршруту: Агра-Джамнагар-Аден-Найроби.
Одновременно четверка транспортных С-124 ВВС США перебросила 150
техников, пилотов и необходимое оборудование и запчасти.
По прибытию в Леопольдвилль уинг-коммандер Суарес попал в
распоряжение командующего ВВС ООН эйр коммодора Моррсона (из
состава ВВС Канады). К этому времени в его распоряжении
находилось 6 "Сейбров" из состава ВВС Эфиопии, 6 шведских Саабов,
полная эскадрилья (16 самолетов) С-119 ВВС Италии и сборная
солянка "Дакот"(включая из состава ВВС Аргентины и Бразилии).
По прибытию индийцы начали ознакомительные полеты (с целью
"показать флаг" они проводились на низкой высоте). В
сентябре-ноябре "Канберры" ограниченно применялись для поддержки
индийских подразделений в составе ООН. К этому времени прибыли и
остальные две машины.
ПЕРВАЯ АТАКА КОЛВЕЗИ.
Первой реальной боевой операцией для индийских
бомбардировщиков стала атака на аэродром Колвези
- основное место базирования ВВС Катанги, которые к тому времени представляли
реальную угрозу для войск ООН.
Трудность этой миссии была в том, что цель находилась на
расстоянии 800 миль (1290 км) от места базирования ООН-вских
самолетов. Было решено атаковать всеми шестью самолетами, причем
действовать попарно: одна пара должна атаковать собственно сам
аэродром, а остальные нанести удары по разведанным местам
скопления войск Чомбе. Для того, чтобы облегчить пилотам и
штурманам часть задачи командование разработало следующий план:
самолеты с помощью навигационного оборудования на предельной
высоте выходят в район к западу от цели,а затем собственно
наведение берет на себя штурман.
Атаку на аэродром возглавил сам Суарес. Вот что он
вспоминает: "Я расстрелял легкие транспортные самолеты из 20-мм
пушек на первом заходе. "Суарес - повтори", -вышел в эфир мой
ведомый - флайт-лейтенант Гаутам, который уже уничтожил
"Мажистер". Мы сделали энергичный разворот и я все усилия
сосредоточил на крупных транспортных самолетах и вышке. Во время
второго захода наш самолеты стал обстреливать катангийские
солдаты буквально из всего. Во время третьего и последнего захода
мы увидели, что все припаркованные самолеты горят и мы атаковали
бочки с горючим, здания и ангары."
Развернувшись пара "Канберр" взяла курс на аэродром Камина.
Все остальные четыре самолета тоже благополучно выполнили свое
задание и вернулись на базу. Однако, Суарес со своим ведомым
быстро заправившись и перевооружившись отправились на вторую
штурмовку Колвези.
ВТОРАЯ АТАКА КОЛВЕЗИ.
Суарес появился над Колвези во второй раз. "Во время первого
захода над аэродром я увидел большое оживление и дав всего
короткую очередь, развернувшись на второй заход. Во время второго
захода я расстрелял бараки, а во время третьего
- расстреливал
все, что уцелело после первых двух. Несмотря на то, что огонь
велся только из ручного оружия, я почувствовал, что получил
попадание в носовую часть. Мой штурман- флайт-лейтенант (ныне
Такл)сполз сос своего места. Я быстро ушел выше к облакам, взял
курс на Камину, поставив самолет на автопилот и бросился
оказывать первую медицинскую помощь. Он получил большие
ранения и
боялся, что не спасу его. К счастью, после приземления
он был
сразу отправлен в госпиталь ООН впоследствии получил Вир Чакру".
Уже на следующей неделе индийские самолеты выполнили
множество вылетов на "свободную охоту". Целями становились даже
небольшие колонны катангских войск. Практически в каждом
вылете самолеты обстреливались с земли, хотя потерь не было.
После того, как повстанцы научились маскироваться
с воздуха
их было не достать, "Канберры" стал работать совместно с
авианаводчками из состава индийской бригады войск ООН. Особенно
в вылетах отличились сквадрон-лидер Мадан,флайт-лейтенанты Душаянт
Сингх и Гаутам. Именно поддержка авиации стала решающей в ходе
битвы за Элизабетвилль.
Ударные миссии "Канберр" продолжались и в течение января
1962 года, тогда целями становились отступающие в направлении
Анголы небольшие группы наемников катангских жандармов. Хотя
погода в то время не способствовала более эффективному
использованию наличных сил авиации. В этот период из-за своей
большой дальности полета "Канберры" использовались еще и как
фоторазведчики.
После полного разгрома Чомбе индийские
пилоты вернулись
домой. Многие из них были награждены высокими
правительственными наградами. Практически всем им пришлось поучаствовать в другой
войне-1971 года. Здесь особенно пригодился опыт дальних
бомбардировочных полетов на "Канберрах".
Уголок неба. 2004
|