Осенью 1985 г. армия Анголы
(FAPLA) и воевавшие на ее стороне кубинские подразделения
провели операцию, известную на Западе под наименованием
"Секонд Конгрес". Целью
операции являлось восстановление правительственного контроля над провинцией Кузомбо
и нанесение поражения отрядам повстанческого движения УНИТА в районе
"столицы"
мятежников - города Джамба.
Авиационную поддержку осуществляли эскадрильи ВВС Анголы, базировавшиеся на
аэродромах Менонга и Квито-Кванавале. В Менонге размещались самолеты, в Квито -
вертолеты: четыре Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), два Ми-8 и четыре Ми-17. На
боевые "крокодилы" возлагались задачи эскортирования транспортных вертолетов,
"расчистка" площадок перед высадкой десантов и оказание непосредственной воздушной
поддержки.
При сопровождении "восьмерок" вертолеты Ми-25 летали на высоте порядка 900 - 1800
м, держась чуть выше и в стороне от транспортных машин. Иногда
"вертушки"
сопровождали пилотируемые кубинцами истребители МиГ-23, ходившие кругами на высотах 4000 - 5000 м.
Наступление правительственных войск развивалось успешно:
к октябрю лидер повстанцев Савимби оказался в очень тяжелом положении -
правительственные войска вышли на ближние подступы к Джамбе. Помощь УНИТА в
очередной раз пришла из ЮАР. На авиабазу Ранду были переброшены ударные самолеты
ВВС ЮАР "Импала". Совместными действиями южноафриканцев и отрядов Савимби
наступление ФАПЛА в конце октября удалось остановить. Однако разведка доносила, что
ангольские войска готовят новую операцию, причем быстрый маневр правительственным
войскам обеспечивали вертолеты.
Савимби лично обратился к своим южноафриканским союзникам с предложением
использовать для борьбы с вертолетами штурмовики
"Импала". Первой реакцией на эту
идею стало недоумение. Во-первых, тактику воздушного боя
самолетов против вертолетов в Африке еще никто не применял и даже не разрабатывал.
Во-вторых, существовали опасения, что нарастающее использование ВВС ЮАР приведет к
эскалации конфликта, в частности - к ответным ударам ангольских МиГов по авиабазам
на территории самой ЮАР.
После долгих колебаний решение об использовании самолетов против ангольских
вертолетов, в первую очередь - Ми-25, все же было принято.
Южноафриканская разведка установила крайне низкие профессиональные навыки
экипажей "крокодилов". Ангольские летчики имели плохую штурманскую подготовку, из-за
чего маршруты полетов прокладывались только вдоль заметных естественных ориентиров
- рек или дорог. В плохую погоду вертолеты не летали, полностью отсутствовала дисциплина в радиопереговорах экипажей.
Все это, конечно, облегчало задачу "Импалам", но ведь и южноафриканские пилоты не
имели ни малейшего опыта ведения воздушных боев, а тем более - с вертолетами, их
учили только наносить удары по наземным целям.
После принятия решения о борьбе с вертолетами Претория немедленно организовала
серию летных испытаний по выработке наилучшей тактики атак Ми-25 реактивными
самолетами. Вертолеты "Пума" имитировали типичные профили полета ангольских
"чопперов" (chopper - "дровосек" - западное прозвище Ми-25) .
Проблема осложнялась наличием серьезной угрозы
"Импалам" со стороны МиГ-23. МиГи,
как уже говорилось, пилотировали кубинцы, чья подготовка, по меньшей мере, не уступала
подготовке южноафриканских летчиков, а при равном мастерстве пилотов шансов в
воздушном бою с МиГами у "Импал" не было никаких; в конце концов
"Импала" - это
всего лишь модификация итальянского учебно-тренировочного самолета МВ.326К.
Южноафриканцы могли надеяться лишь на внезапную скоротечную атаку, для чего в район
боя требовалось выходить на высоте
макушек деревьев, чтобы не попасть на экраны ангольских радаров.
Атака вертолетов должна выполняться с задней полусферы с небольшим превышением по
высоте, однако и тут было все не просто. Во-первых - это традиционная тактика
воздушного боя, которую худо-бедно знали ангольские вертолетчики. Поэтому Ми-25 не исключали атаки с хвоста и периодически виражили, проверяя наличие противника в задней
полусфере. Во-вторых, скорость "Импалы", даже увешанной подвесным вооружением,
гораздо выше скорости вертолета, то есть при неудачной атаке самолет проскакивал
вперед, подставляя свой хвост под огонь мощного оружия
"крокодила".
В конце концов наилучшей была признана атака парой на минимальной скорости, близкой
к режиму сваливания. При этом самолеты выполняли еще и
"ножницы", стремясь хоть как-
то уравнять свою скорость со скоростью вертолетов. Первым по замыкающему вертолету
должен был открывать огонь ведущий пары, а на долю ведомого оставался лидирующий
Ми-25. К счастью для южноафриканцев, им не надо было заниматься
"свободной охотой"
- маршруты и даже время пролета вертолетов были хорошо известны и не менялись в
течение недель. Зона предстоящих боев находилась в 35 минутах полета
"Импал" от
аэродрома Ранду, а на схватку отводилось всего несколько минут.
Для перехвата выделялось четыре пары самолетов, из них три - ударных, и одна -
"подстраховывающая". Она должна была в случае неблагоприятного развития событий
прикрывать сбитого летчика до прибытия двух поисково-спасательных вертолетов
"Пума".
Весь полет предстояло совершать в режиме радиомолчания. Летчикам запрещалось
отвлекаться на любые другие цели, кроме вертолетов, даже если встреча ,с Ми-25 почему-
то не состоится. Мониторинг ситуации на маршруте полета вертолетов осуществляли лег-
кие одномоторные разведчики, которые базировались на аэродромах подскока. Команда
на взлет "Импал" давалась только после обнаружения противника.
Вечером 27 сентября 1985 г. в летной комнате аэродрома Ранду из репродуктора
прозвучало кодовое слово "Браво", - вертолеты обнаружены. Пара Ми-25 поднялась в
воздух с авиабазы Квито-Кванавале. Четыре пары самолетов взлетели с интервалом в
четыре минуты и взяли курс на север.
Первым визуальный контакт с вертолетами установил ведущий второй пары
"Импал". Ми-
25 шли на высоте примерно 600 м. Летчик беспрепятственно занял исходное положение
для атаки сзади сверху. Атака прошла как на учениях - очередь из 20-мм пушки ведомой
"Импалы" прошила фюзеляж Ми-25 от рулевого винта до носовой турельной установки.
Вертолет вспыхнул, но летчик продолжал управлять машиной в надежде благополучно
приземлиться. Тогда "Импала" развернулась и атаковала второй раз, выпустив из
подкрыльевых блоков неуправляемые ракеты.
Ведущий преследовал другой Ми-25. Летчик второго вертолета развернулся на 180° и
начал пикированием уходить к земле. "Импала" вышла в атаку с перегрузкой 5G и с
довольно неудачного ракурса - снизу сбоку. Летчик открыл огонь из пушки на дистанции
примерно 500 м. В качестве точки прицеливания он выбрал выхлопное сопло ВСУ
вертолета. Согласно отчету летчика девятнадцать снарядов попало в фюзеляж вертолета,
примерно напротив главного редуктора. Южноафриканец не удержался от возможности
полюбоваться результатами своей работы. На предельно малой скорости он прошел над
Ми-25, наблюдая за агонией сбитой машины. От вертолета отлетели панели обтекателей
двигателей, потом - лопасти несущего винта, затем
"крокодил" завалился на хвост и,
беспорядочно кувыркаясь, упал на землю.
Ведомый тем временем тоже праздновал победу. В очередном заходе он добил Ми-25 из
пушки; у вертолета тоже полетели в разные стороны лопасти несущего винта, машина врезалась
в землю и взорвалась.
Южноафриканские самолеты на предельно малой высоте, опасаясь встречи с МиГами,
устремились на свою базу. Первая "охота" успешно завершилась.
Через два дня, 29 сентября, в 9 часов утра на аэродроме Ранду вновь прозвучал сигнал
"Браво". На сей раз с Квито-Кванавале взлетела пара Ми-8 под охраной
двух Ми-25. "Импалы" пошли на взлет. Противника долго искать не пришлось -
вертолеты следовали на высоте 900 метров, повторяя изгибы реки Ломба.
"Восьмерки"
летели строем фронта, примерно в километре за ними друг за другом шли
"крокодилы".
Южноафриканцы не стали изобретать велосипед: ведущий пары атаковал замыкающий
Ми-25 из задней полусферы с превышением по высоте в 300 м. Длинная очередь из пушки
прошлась по фюзеляжу вертолета, Ми-25 загорелся, но полет продолжил.
В то же время проблемы возникли у самой "Импалы" - выход на предельно низкую
скорость и пороховые газы от стрельбы нарушили работу двигателя. Все же летчик решил
атаковать второй Ми-25, но, занимая положение для удара, он прошел под носом горящего
"крокодила", получив порцию свинца из четырехствольного пулемета ЯкБ. Анголец не
только пытался держать горящий вертолет на курсе, но и не упустил шанса атаковать.
Правда, повреждения южноафриканского штурмовика оказались не смертельны. С расстояния 500 м
"Импала" расстреляла второй Ми-25. Вертолет не загорелся, но по спирали устремился
вниз. При столкновении с землей он взорвался.
После уничтожения эскорта, "Импалы" набросились на транспортники. Ведомый Ми-8 им
удалось сбить, но ведущий вовремя нырнул к земле и начал петлять среди деревьев. Все
попытки достать его снарядами авиапушек закончились безрезультатно. Бой пока что вела
только одна пара самолетов. Не справившись с
"вертлявой" "восьмеркой", юаров-ские
пилоты позвали на помощь товарищей, однако вскоре Ми-8 пропал из виду.
В послеполетном отчете пилоты "Импал" отмечали, что вертолет агрессивно
маневрировал, даже пытаясь атаковать самолеты на встречных курсах. Маневры, которые
проделывал летчик Ми-8, указывали на хорошее знание им тактики воздушного боя, и
южноафриканцы решили, что в кабине сидел не африканец, а русский.
Подоспевшая вторая пара "Импал" сумела-таки вновь обнаружить уцелевший вертолет,
однако попытки поразить его успеха не имели.
"Восьмерка" продолжала интенсивно
маневрировать, периодически разворачиваясь для имитации лобовой атаки. В конце
концов, самолеты все-таки вынудили пилота Ми-8 приземлиться и расстреляли вертолет
уже после посадки.
В это время к месту боя подошла третья пара
"охотников", а ведущий первой пары засек
два МиГ-23. Ангольские истребители стремительно пронеслись над местом схватки на
высоте всего 10-15 метров, после чего свечой на форсаже взмыли в небо, занимая
положение для атаки. Теперь уже "Импалы" выступали в роли дичи.
Южноафриканские истребители все же сумели без потерь
"унести ноги".
"Охота на крокодилов" увенчалась полным успехом: потеряв за два дня шесть вертолетов,
ангольцы отказались от использования "вертушек" для перевозки войск и грузов. Успех
сопутствовал южно-африканцам, прежде всего, по причине внезапности нападения. Так,
если бы в последнем бою на месте Ми-8 оказался Ми-24, то еще не известно, чем бы
завершился этот бой ("восьмерка" могла лишь имитировать атаки из-за отсутствия
бортового вооружения).
Убедительная победа самолетов над вертолетами вовсе не поставила крест на
использовании винтокрылых штурмовиков в многолетней ангольской войне. Уже зимой
1985-86 г.г. Ми-25 поддерживали наступление бронетанковых частей ФАПЛА в районе
Мавинги и Кассинги, став причиной тяжелых потерь в отрядах УНИТА.
Уголок неба. 2004
|