Уголок неба ¦ Mirage F1 в Африке

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Mirage F1 в Африке
             
         n Александр Котлобовский,
               Андрей Харук
 



Боевой дебют "Миража" F1 состоялся в 1978 г. в Марокко. Как только личный состав Королевских ВВС этой страны освоил новые самолеты, их стали привлекать к борьбе с бойцами фронта ПОЛИСАРИО, которые действовали в вечно мятежной Западной Сахаре и приграничных с Алжиром районах, Они были хорошо вооружены, в том числе различными ЗРК, а с середины 1930-х гг. - и бронетехникой, постоянным местом дислокации которой стали алжирские базы. Воевали они дерзко, совершая стремительные рейды на джипах и бронемашинах, С учетом этих особенностей на "Миражи" возлагались следующие задачи: патрулирование границы с Алжиром, поиск колонн ПОЛИСАРИО и уничтожение их, поддержка своих гарнизонов, подвергшихся нападению, общая разведка и сопровождение в качестве самолетов РЭП истребителей-бомбардировщиков F-5. При нанесении ударов по наземным целям на подкрыльевые узлы "Миражей" подвешивали по 4 осколочно-фугасные бомбы калибром 250 или 400 кг Весьма широко применялось устройство RP-35 - симбиоз ПТБ и блока НАР - которое тоже подвешивалось под консоли крыла. Учитывая потенциальную угрозу со стороны алжирских истребителей, "Миражи" на эаконцовках крыла несли сначала по две УР "Мажик", однако затем, в связи с широким применением противником ЗРК, вместо одной ракеты стали брать устройство выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей. Применялись и более мощные под-фюзеляжные помеховые контейнеры, В арсенал самолета входил также комбинированный разведывательный контейнер, созданный местными специалистами с помощью французов, в котором удалось разместить аэрофотоаппараты, инфракрасные датчики и РЛС бокового обзора. При необходимости группы от двух до двенадцати "Миражей" направлялись на передовые аэродромы, в том числе на Эль-Аюн, расположенный у одноименного административного центра Западной Сахары. Однако после нескольких нападений противника на эту базу марокканцы перешли к действиям исключительно с аэродромов, расположенных на территории самого королевства. Как правило, на задание самолеты уходили с 1200-литровыми подфюзеляжным ПТБ. С 1981 г машины модификации F1EH-200 могли пользоваться услугами двух танкеров Boeing 707,

Марокканские летчики наносили ощутимый урон формированиям ПОЛИСАРИО, однако и сами несли серьезные потери. Первый "Мираж" F1 не вернулся на базу 2 августа 1979 г. В тот день неприятель напал на передовую базу Энегир, и командование выслало в помощь авиацию. "Миражи" нанесли удар по сахарцам и подожгли 2-3 внедорожника, но попали под огонь размещенных на машинах зенитных установок ЗУ-23-2, которые сбили один F1CH. Второго самолета этого типа ВВС короля Хасана лишились в начале декабря того же года. Он был сбит при помощи ПЗРК "Стрела-2" во время налета на колонку ПОЛИСАРИО у н.п. Абаттих. Серьезное потрясение марокканские пилоты испытали 12 октября 1981 г., когда в ходе неудачного для королевских войск сражения за н.п. Гельта-Земмур у алжирской границы были сбиты два "Миража": один на высоте 9200 м ракетами ЗРК "Квадрат", второй - при помощи ПЗРК. Потери "Миражей" продолжали расти. К 1987 г. было сбито уже 7 самолетов, и еще 6 разбились в авариях и катастрофах. При этом 3 летчика погибли вместе со своими машинами, одного подстрелили партизаны во время спуска на парашюте, а еще 3 угодили в плен. Много самолетов получили различные повреждения. Иногда только чудо спасало марокканских летунов от гибели. Так, однажды 12,7-мм пуля ДШК угодила в кабину "Миража" и застряла в катапультном кресле. В другом случае "Стрела" разворотила форсажную камеру двигателя, но машина дотянула до базы. Воздушных боев с алжирскими истребителями зафиксировано не было, хотя в один из дней 1986 г, такое столкновение едва не произошло. Тогда пара F1 преследовала отступавшую в Алжир колонну, и один самолет вторгся в воздушное пространство соседа. Тотчас же на его перехват была направлена дежурная пара МиГ-21. Затем нарушитель вошел в зону обстрела одного из алжирских зенитно-ракетных дивизионов. Едва на борту Сработала система предупреждения об облучении РЛС, марокканец прекратил преследование, развернулся и ушел к себе.

Большой объем боевой работы на своих "Миражах" проделали летчики ВВС ЮАР в ходе "пограничной войны" - боевых действий в Южной Анголе против частей ангольской и кубинской армий, а также вооруженных формирований намибийской освободительной организации СВАПО. Кроме того, "Миражи" регулярно появлялись над Мозамбиком, Зимбабве, Ботсваной и другими соседними с ЮАР государствами. По сводкам ангольского командования, началось применение этих самолетов в марте 1979 г., и тогда же зенитчики записали в свой актив первые два F1, упавшие на территории Намибии. Согласно южноафриканским данным, "Миражи" появились в небе Анголы в июне 1980 г., во время проведения наземными войсками операции "Смоукшелл". Самолеты применялись в различных ипостасях: вели воздушные бои, наносили удары по наземным целям, выполняли разведку.

Первый известный перехват южноафриканские "Миражи" выполнили 8 июля 1981 г. Тогда пара м-р Ф. Преториус - к-н X. Лоу из 1 -й эскадрильи была поднята навстречу нарушившему воздушное пространство ЮАР мозамбикскому МиГ-17, Когда южноафриканцы подошли к "МиГу", его летчик л-т А. Бамба дал понять, что он не имеет враждебных намерений, а просто-напросто дезертирует. Естественно, огня по нему не открывали, а препроводили на ближайший аэродром. Счет воздушных побед "Миражи" со знаком антилопы на борту открыли 6 ноября 1981 г., во время проведения операции "Протей". Рано утром находившаяся на намибийской авиабазе Ондангва пара F1CZ из 3-й АЭ (ведущий - м-р Й. Рэнкин) получила приказ немедленно вылететь на перехват двух целей, и вскоре летчики обнаружили два МиГ-21 ВВС Анголы, Южноафриканцы сбросили ПТБ и, выполнив левый разворот, зашли противнику в хвост. Однако осуществить пуск ракет "Мажик" не удалось, т.к. их инфракрасные ГСН не смогли захватить -МиГи", уходившие в сторону солнца. Тогда Рэнкин пошел на сближение с ведомым ангольским истребителем и открыл по нему огонь из пушек. Снаряды достигли цели, и за "МиГом" потянулся шлейф керосина. Рэнкин снова попытался применить ракеты, но это опять не удалось - на сей раз произошел отказ. Приказав ведомому заняться удалявшимся ведущим противника, Рэнкин добил поврежденный "двадцать первый" из пушек. Тот взорвался, однако пилотировавший его кубинский летчик м-р Леонел Понсе удачно катапультировался. Второй МиГ-21, умело маневрируя, ушел от преследования.

5 октября 1982 г., сопровождая разведывательную "Канберру", Рэнкин снова встретился с парой "двадцать первых". Он первым обнаружил противника, произвел пуск одной ракеты, а затем дал несколько пушечных очередей. Ему записали две победы, хотя кубинцы заявили, что машины были только повреждены, и летчикам удалось благополучно довести их до своего аэродрома. 25 февраля 1988 г неугомонный Рэнкин заявил о двух сбитых МиГ-23МЛ. Кубинцы же сообщили, что их летчики действительно провели воздушный бой с "Миражами", сами никого не сбили, но и потерь не понесли, увернувшись от ракет V-3B Kukri. Кроме упомянутых побед, южноафриканцы записали в актив летчиков 1-й и 3-й эскадрилий четыре МиГ-23. по одному МиГ-21 и Ан-26, а также принужденный к посадке зимбабвийский транспортник CASA С.212. Что касается действий "Миражей" в качестве истребителей-бомбардировщиков, то можно отметить их участие в разгроме 47-й ангольской бригады 16 сентября 1987 г

Собственные боевые потери юаровцев оказались относительно небольшими. В ходе операции "Смоукшелл" при налете на позиции ангольцев в районе г. Лубанго 7 июня 1980 г. "Миражи" попали под обстрел ЗРКС-125 и получили повреждения. Машина м-ра Преториуса дотянула до Ондангвы, хотя за 42 км от базы загорелся двигатель. На самолете к-на дю Плеси была повреждена носовая стойка, но он удачно посадил "Мираж" на основные "ноги". Утром 27 сентября 1987 г. к-ны А. Пирси и К. Гагьяно перехватили МиГ-23, а кабинах которых сидели кубинцы м-р Альберто Лей Ривас и пример-теньенте Хуан Карлос Чавес Годой. "МиГи" еще набирали высоту, но их летчики решили атаковать. Ривас выпустил две ракеты по самолету Пирси, Годой - одну по Гагьяно. Последняя прошла рядом, едва не зацепив фонарь, но не взорвалась. А вот одна ракета Риваса сработала, поразив осколками хвостовую часть и правый закрылок "Миража". Пирси дотянул до авиабазы Рунду, но садиться побоялся и катапультировался над полосой, причем очень неудачно, и остался инвалидом. 20 февраля 1988 г. в районе Квито-Кванавале ракета ЗРК "Стрела-1" сбила самолет м-ра Э. Эвери. Летчик погиб. Обломки его машины стали подспорьем для кубинских специалистов по психологической войне, изображая остатки множества уничтоженных "Миражей". В списке боевых потерь оказался и к-н В, ван Коппенгаген, который 19 марта того же года врезался на своем "Мираже" в скалу во время ночного вылета над Анголой. Кроме того, над территорией ЮАР в период "пограничной войны" в авариях и катастрофах разбились еще 8 машин.

"Миражи" F1 французских ВВС прошли боевое крещение в Чаде во время операции "Манта", проводимой для поддержки местного режима президента Хабре в гражданской войне с проливийскими повстанцами. Первые четыре таких самолета Париж направил в регион в августе 1983 г. Позже французы держали там 8-10 "Миражей" на авиабазах Банги (Центрально-Африканская Республика), Либревиль (Габон), Нджамена (Чад). Разведчики F1CR представляли раз-ведэскадру ER33, а истребители F1C-200 - в основном, эскадру ЕС5. Периодически уставшие от войны экипажи вместе с самолетами возвращались во Францию, а на их место прилетали сменщики. Главным образом, летчики "Миражей" вели воздушное патрулирование и разведку. Потерь они не понесли, хотя 25 января 1984 г. один самолет из 33-й эскадры был подбит наземным огнем и с трудом вернулся на свой аэродром. Известны буквально три операции против наземных целей, в которых оказались задействованы "Миражи". 24 января 1984 г. противники Хабре напали наг. Зигэ, уничтожили его гарнизон и захватили в заложники двух французов. Париж решил ответить. 25 января против отходившей колоны неприятельских вездеходов были брошены два "Ягуара" в сопровождении двух "Миражей". Они дозаправились от танкера C-135FR и были наведены на цель флотским разведчиком Breguet Atlantic. Колонну атаковали "Ягуары", один из которых тут же был сбит оказавшейся у противника "Шилкой". После этого пара прикрытия присоединилась к оставшемуся "Ягуару", уничтожив пушечным огнем несколько неприятельских машин, 16 февраля 1986 г. два эвена F1С-200 приняли участие в операции "Ястреб", прикрывая "Ягуары", которые разбомбили ВПП ливийской авиабазы Уади-Думм. 7 января 1987 г. французы провели против этой базы еще один рейд, стремясь вывести из строя прикрывавший ее дивизион ЗРК "Квадрат", На задание отправились четыре "Ягуара", сопровождавшие их восемь FiC-200 и пара F1CR, которой предстояло провести дораз-ведку цели и контроль за результатами удара. Все самолеты шли на малой высоте. Затем, чтобы заставить расчет дивизиона включить РЛС и тем самым демаскировать себя, летчики "Миражей" увеличили высоту полета. Их визуально обнаружили ливийские наблюдатели, которые незамедлительно оповестили локаторщиков, те тут же приступили к поиску целей, за что и поплатились. Выпущенная ведущим звена "Ягуаров" противорадиолокационная ракета AS.37 Martel уничтожила радар, парализовав работу всего ЗРК.

Присутствие ВВС Франции в Чаде продолжается и сегодня в рамках начатой в 2002 г. операции "Ликорн". 22 марта 2005 г. прошла очередная ротация, входе которой в Нджамену прибыли "Миражи" F1CT из Кольмара и F1CR из Реймса.

В интересах противоборствующей стороны в Чаде действовали "Миражи" ВВС полковника Каддафи. С 1981 г. они работали с южноливийской базы Маатен-эс-Сара, а с 1983 г. - чадского аэродрома Фая-Ларжо. Как правило, на ТВД направлялись отдельные звенья из 1011-й и 1012-й эскадрилий. Боевые вылеты совершали не только граждане Джамахерии, но и стажировавшиеся в ливийских ВВС палестинцы, а также пакистанцы, летавшие в это время у Каддафи по найму. В основном, самолеты применялись для ударов по наземным целям. Помимо традиционных 250- и 400-кг бомб, использовались и современные французские бомбовые кассеты Beluga. В этом случае навнутренние подкрыльевые пилоны подвешивались два 1300-л ПТБ, а на внешние - две "Белуги". Особенно отмечается роль "Миражей" в успешном наступлении сил Каддафи и их местных союзников в первый период кампании - в 1981-83 гг. Не обошлось без их участия и воздушное наступление в Северном Чаде 17-24 августа 1987 г., в результате которого противник покинул позиции и отступил в глубь пустыни. В этих боях ливийцы потеряли 9 самолетов, в т.ч. два или три F1, Еще 4 "Миража" были уничтожены на авиабазе Маатен-эс-Сарра в результате нападения на нее войск Хабре в ночь на 6 сентября того же года.

Следует также отметить, что ливийские "Миражи" в 1980-х гг. постоянно участвовали в перехватах американских самолетов над Средиземным морем. Применение ими оружия не отмечено, зафиксированы лишь случаи опасного маневрирования и сближения.




Уголок неба. 2009 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100